Интервью: Алик Туйгунов, директор департамента по корпоративным вопросам Philip Morris
От сигарет без фильтра никто не откажется
В четверг в Государственной Думе комитет по бюджету и налогам будет обсуждать предложения по изменению табачных акцизов. С 2003 г. действует смешанная система акцизов, когда производители уплачивают сбор с отпускной цены сигарет, а также платят фиксированный акциз с каждой пачки. Крупные компании хотят, чтобы Госдума вернулась к прежней системе акцизов, действовавшей с 1997 по 2002 год, когда табачные компании платили простой фиксированный сбор с пачки сигарет. Самым ярым сторонником возврата в прошлое стала компания Philip Morris. Она обсуждала этот вопрос в ассоциации «Табакпром», вошла в Совет по вопросам развития табачной промышленности и послала правительству доклад, где попыталась показать, сколько государство теряет на сложной системе акцизов. Чем компании не угодили действующие акцизы и что будет с рынком сигарет после возврата к прежней модели сборов RBC daily рассказал директор по корпоративным вопросам Philip Morris Алик Туйгунов.
- Почему необходимо менять систему акцизов на табачные изделия? Какие есть аргументы, кроме предположения о росте доходов бюджета?
- Доходы бюджета - не совсем наш вопрос. Мы и ряд других табачных компаний заинтересованы в упрощении технологии сбора налогов. Специфическая система - проста как яблоко и, кроме того, стимулирует производителей выпускать качественную продукцию. Если вы платите одну и ту же сумму с дорогой и дешевой марки сигарет, то это толкает вас на то, чтобы выпускать более дорогие и качественные сигареты, - ваша прибыль будет выше.
- Кто сегодня поддерживает Ваши предложения? Если судить по новостям, то Вас никто прямо не поддержал, например, компания BAT однозначно Вас не поддерживает.
- Нашу точку зрения разделяют в Japan Tobacco International (на долю которой приходится около 16% рынка сигарет в России) и еще 12 российских фабрик, о чем они заявили в письме, которое было направлено в правительство в мае этого года.
Если брать компанию BAT, то, по-видимому,их стратегия - распространить единуюсмешанную систему взимания акциза на все страны СНГ (а там в основном применяется специфическая система). Тогда для каждого конкретного рынка, в зависимости от портфеля марок сигарет, они смогут предложить ту или иную адвалорную ставку.
Почему мы не встречаем однозначной поддержки? Много эмоций. Но на деле, мы считаем, никому не выгоден действующий режим. Государству приходится постоянно проверять, не прибегают ли компании к схемам по занижению стоимости товара, а компании вынуждены находиться в состоянии постоянной готовности к новым проверкам. Иногда говорят, что крупные компании пытаются в очередной раз поделить рынок, но я хочу напомнить, что у нас и так перепроизводство, а значит, табачные компании всегда готовы снижать цены, вероятность ценовых войн и так очень высока.
- В аналитическом обзоре, который Вы направили в правительство, приводится пример 1997-2002 гг., когда действовала простая схема акциза и был рост инвестиций. Сейчас Вы ожидаете такого роста, если предложения примут?
- Тогда как раз шел процесс модернизации табачных фабрик и наращивания табачного производства в целом, поскольку спрос превышал предложение примерно на 100 млрд штук курительных изделий. В Россию приходили работать крупные международные компании, они переносили сюда свое производство. Процесс начался в начале 90-х гг. и ускорился как раз в 1997 г., когда стали ясны правила игры - заработала специфическая система. В тот период на каждый вид продукции действовал свой акциз (сигареты с фильтром свыше 85 мм, сигареты с фильтром, сделанные по техническим условиям, сигареты по ГОСТу 1, 2, 3 класса и, отдельно, 4 класса, сигареты без фильтра, папиросы), но постепенно все свелось к разделению на две группы: сигареты с фильтром, с отдельной ставкой акциза на сигареты длиннее 85 мм, и без фильтра. Созданные благоприятные условия привели к притоку инвестиций в отрасль. По оценкам экспертов, общий объем инвестиций превысил 2 млрддолл. В России производится огромное количество марок сигарет посамым разным ценам, причем в течение последних четырех лет производство существенно превышает спрос.
По своей сути специфическая система, создавая условия для конкуренции по качеству, а не по цене, стимулирует производителей постоянно совершенствовать производство, вкладывая инвестиции в оборудование, качественное сырье и материалы, обучение персонала. Деньги нужны и на производство, и на развитие дистрибьюторской сети. Это касается и действующих компаний, и тех, кто собирается прийти в Россию. Хотя, конечно, таких значительных вложений средств мы уже не увидим.
- Какова была основная цель перехода на новую смешанную систему акцизов: фискальная, или государство хотело таким образом как-то определить развитие отрасли?
- Выдвигалось три аргумента. Первый: богатый должен платить больше (чем дороже сигареты, тем выше получается акциз. - RBC daily). Второй: смешанная система действует в странах Европейского союза, так давайте и мы на нее перейдем. Третий - защита российских фабрик, выпускающих дешевые сигареты.
- В 1997-2002 гг., в период действия специфического акциза, наблюдался рост поступлений акциза на табачные изделия в номинальном выражении. Этот рост сопровождался ростом производства (или сборам помогал хороший импорт)? При возврате к простому акцизу поступления в бюджет вырастут?
- Производство росло вместе с налоговыми поступлениями. Если в 1995 г. акцизные платежи от внутреннего производства составляли 300 млн руб., то в 1997 г. они выросли до 1,2 млрд, а в 2002 г. - до 12 млрд. Импорт сигарет, который в середине 90-х гг. находился на уровне 40 млрд штук, в 2000 г. сократился до 12 млрд штук. Кроме того, акциз ежегодно индексировался. Сегодня у нас объем производства зафиксировался на уровне 380 млрд штук. При объеме потребления в 300 млрд шт. поступления увеличатся, только если повысить ставку простого акциза.
- Прежнее существенное повышение ставки акциза не привело к росту налоговых поступлений. Почему оно должно было быть, ведь ни один аргумент в пользу новой системы этого не предусматривал?
- Акциз введен для того, чтобы регулировать оборот и потребление вредной продукции. Вторичная роль – это все-таки повышение доходов бюджета. С 2003 г. специфическая ставка была повышена на 70%, и, по расчетам, это должно было пропорционально увеличить поступления от акциза. Однако реальный рост составил всего лишь 36%. В 2002 г., при еще действующей специфической системе, увеличение ставки на 12% позволило получить 30%-ный рост акцизных платежей.
- Счетная палата зафиксировала занижение отпускной стоимости на сигареты, что позволяет снизить выплаты в бюджет. Почему это невозможно побороть, учитывая, что основных производителей не так много?
- Надо правильно расставить приоритеты. Стоит ли ради сохранения смешанной системы создавать сложный и дорогостоящий административный аппарат для контроля за ее функционированием – или пойти по пути упрощения налогообложения и отказа от оборотных налогов.
- Ставку предлагается индексировать в соответствии с инфляцией, но это сложный показатель: издержки табачных компаний могут расти быстрее инфляции, а могут и медленнее. Не боитесь, что во втором случае Вы уберете с рынка производителей дешевых сигарет, для которых рост акциза наиболее чувствителен?
- Это вопрос к правительству, а не к производителям. Оно решает, какой будет акциз, какую ставку установить и т.д. Мы знаем, что в Западной Европе акцизы высокие, и можно рассчитать их относительно нашего уровня доходов. Для того чтобы учесть интересы социально незащищенных слоев населения, мы предложили не увеличивать акцизную нагрузку на сигареты без фильтра, то есть сделать ставку акциза специфической на низком уровне и не изменять ее в течение какого-то периода времени.
- Почему мы видим активное обсуждение табачных акцизов только в этом году? В прошлом Дума занималась выборами, или ей требовались итоги года?
- В прошлом году проблема тоже дискутировалась. Два года назад было решено пойти наэксперимент и ввести действующую смешанную систему акцизных сборов с сигарет, и теперь по итогам года есть о чем разговаривать.
- А табачным компаниям кто-то обещал пересмотреть акцизы, если они не дадут дополнительных поступлений в бюджет?
- Так вопрос не ставился. В интервью государственных чиновников говорилось, что они оценят, как работают новые акцизы.
- Как Вы считаете, разница в акцизе на сигареты с фильтром и без фильтра должна быть значительной, если следовать Вашим предложениям?
- Я считаю, что разница должна быть ощутимой. Сигареты без фильтра – востребованный товар, это значительный сегмент рынка. Я думаю, что при рассмотрении этого вопроса надо учитывать интересы потребителей.
- Сегодня реально произвести сигареты с фильтром по цене сигарет без фильтра? Или просто со временем последние уйдут с рынка, и потребителям придется покупать более дорогие сигареты с фильтром?
- У нас огромный разрыв в ценах между дешевыми и дорогими сигаретами. Сигареты без фильтра в ценовой группе от 3 до 9 руб. за пачку занимают около 38% рынка (в натуральном выражении). Еще 15% занимают дешевые сигареты с фильтром. Итого, более 50% рынка – это дешевая продукция. Как показывает опыт других стран, да и России, по мере роста благосостояния курильщики начинают переходить от дешевых к все более дорогим сигаретам. Кроме того, будучи доступными по цене для взрослых, сигареты должны быть недоступны или малодоступны для несовершеннолетних. Поскольку одна из задач - борьба с детским курением, то чем дороже будут сигареты, тем лучше.
- Вряд ли, у нас ведь можно покупать по одной сигарете?
- Поштучная продажа сигарет противоречит закону «Об ограничении табакокурения» и должна пресекаться торговой инспекцией. Что же касается продажисигарет несовершеннолетним, то это отдельная проблема, требующаясерьезного рассмотрения.
- Когда Вы говорите об акцизах на другие товары, то справедливо указываете, что на другие товары они простые. В то же время в Россиидействуют сложные сборы с импортных товаров, например автомобилей, и никто не говорит, что это несправедливо. Уместно ли требовать изменения акциза на табак, учитывая, что это не товар первой необходимости, как тот же автомобиль?
- Мы выступаем за прозрачную и простую систему сборов акциза, которая носила бы антикоррупционный характер и не создавала бы почву для возникновения конфликтных зон. Видимо, правильнее было бы сравнить сигарету с алкоголем, однако на винно-водочные напитки, как и другие подакцизные товары, действует специфическая система.
- Но это ведь признано невозможным, неслучайно у нас плоская шкала налогообложения и косвенные налоги, вроде НДС...
- Вот именно, раз есть НДС, который обеспечивает существенную разницу в сумме налогов с дорогих и дешевых марок, то имеет смысл придерживаться специфического способа акцизного налогообложения. Тем более что функция акциза, в первую очередь, – регулировать потребление. Например, потребитель сигарет «Оптима», продаваемых по цене 6 руб. 50 коп., в общей сложности платит за пачку в три раза меньше налогов (около 2 руб.), чем потребитель «Мальборо», покупающий сигареты за 25 руб., из которых налоги составляют около 6 руб.
- Вы не боитесь, что, когда вопрос выйдет на профильный комитет, лоббисты других компаний будут бороться с Вами? Например, выдвинут аргумент о сохранении интересов производителей дешевых сигарет.
- Возможен любой вариант. Мы будем уважать любое решение государства. С нашей стороны, мы постоянно обсуждаем это вопрос с депутатами, ассоциацией «Табакпром», Советом по вопросам развития табачной промышленности и другими отраслевыми объединениями. Нам важно конструктивно, основываясь на реальных расчетах, донести свою позицию. Что же касается интересов производителей дешевых сигарет, то будем надеяться, что будет учтено предложение оставить на низком уровне акциз на сигареты без фильтра.
- Что Вы говорите производителям дешевых сигарет с фильтром и без фильтра, когда они упрекают Вас в намерении закрыть их сегмент?
- Мы таких намерений не имеем и следуем только тенденциям рынка. Идет конкурентная борьба, суть которой не меняется в зависимости от системы акцизов.
- Как Вы прокомментируете информацию о том, что крупные компании готовы создать свою ассоциацию в пику «Табакпрому», чтобы отстаивать свои интересы?
- В настоящее время мы состоим в ряде ассоциаций: «Табакпром», «РусБренд», Ассоциации рекламодателей и в других. Мы получили предложение и согласились стать членом Совета по вопросам развития табачной промышленности, для того чтобы вести диалог по широкому кругу вопросов, касающихся табачного рынка России, с теми, кого интересуют эти вопросы. И это было сделано отнюдь не в пику «Табакпрому».
- То есть у Вас не получится, как на рынке автострахования, когда две ассоциации – ВСС и РСА – постоянно конкурируют друг с другом?
- В России существует целый ряд отраслей промышленности, в которых работают несколько профессиональных ассоциаций: нефтяная, алкогольная промышленность, металлургия. Все эти отрасли успешно развиваются, принося высокие доходы и привлекая крупные инвестиции.
- В «Табакпроме» делали прогноз изменения структуры рынка на тот случай, если поменяется система акциза?
- Насколько я знаю, таких исследований не проводилось, но и так ясно, что ничего неожиданного не произойдет. Допустим, пройдет наше предложение об акцизе на сигареты с фильтром в 105 руб. за 1000 штук – это приведет к росту цен в рознице на 8-10%. К примеру, если пачка сигарет стоит сейчас 6 руб., то повышение составит 60 коп. Расходы потребителя, выкуривающего в среднем пачку сигарет в день, возрастут на 18 руб. в месяц.
- Вы фиксировали изменение структуры спроса после введения новой системы акцизов в 2003 г.?
- Низкий и средний ценовые сегменты пошли вверх.Значительно меньше вырос сегмент сигарет класса «экстра», это связано с общим ростом благосостояния. По данным независимого агентства маркетинговых исследований «Бизнес-Аналитика», наибольший рост - почти 4% - был зафиксирован в сегменте дешевых сигарет с фильтром, розничная цена которых составляет от 3 до 9 руб. за пачку. Почти на 3% увеличилась доля сигарет с розничной ценой от 13 до 19 руб. В то же время на 6% сократилась доля сигарет без фильтра и папирос. Практически не изменилась доля сегмента сигарет, розничная цена которых выше 19 руб. за пачку.
- При переходе на простой акциз внутри одного сегмента рынка сигарет не произойдет сужение ценовых рамок? Не получится, что у производителей дешевого табака снизится рентабельность?
- Возьмите пример водочного рынка, где специфический акциз не мешает существованию широкого разброса цен, равно как и дает возможность производства товаров в разных ценовых сегментах.
- То есть производители сигарет без фильтра ничего не потеряют?
- Если будет установлен специфический акциз на уровне 25 руб. за 1000 сигарет, это позволит обеспечить приток средств в казну и сохранит доступность сигарет без фильтра для социально незащищенных слоев населения.
RBC Daily