Интервью: Жак Сегела - "Россия станет весной Европы"
Король политической рекламы, делатель президентов, символ профессии политконсультантов - Жак Сегела- снова в Москве. В его послужном списке - десятки успешно проведенных президентских кампаний (от Франсуа Миттерана до Александра Квасьневского), тысячи рекламных роликов самых разнообразных продуктов (от машин до стиральных порошков). На только что завершившемся во Франции самом престижном международном фестивале рекламы "Каннские львы" его компания Euro-RSCG получила больше всех наград, включая и самую главную - "Золотого льва".
Месье Сегела всегда вовремя подмечал тенденции. Вот и в этот раз, выступая в Дипломатической академии, моложавый 70-летний спин-доктор призывал будущих российских рекламистов и дипломатов впрыснуть новые идеи в увядающую старушку Европу. Господин Сегела поделился с корреспондентом "Известий" Илоной Виноградовойсвоим видением политической ситуации в России.
Идеи - как сперматозоиды
- Вы будете правителями Европы через 10-20 лет, - с убеждением в голосе начал беседу Жак Сегела. - Пожалуйста, сделайте ее креативной! Пусть Россия станет весной Европы! Все говорят: миром правят деньги. А я вам скажу - миром правят идеи. А идеи, - продолжал убеждать любящий яркие метафоры француз, - как сперматозоиды: их миллионы, но только один зачинает ребенка. Креативность - это не наличие идей. Это умение найти ту самую единственную идею.
- Мы ее ищем, ищем и никак не можем найти. Может, вам со стороны виднее, в чем наша русская идея?
- Русские хотят соединить на первый взгляд несоединимое - коммунизм с капитализмом. Вот от этого и надо отталкиваться будущим правителям России. Держаться своих корней, но протянуть ветви от них в будущее. Причем не обязательно зацикливаться на коммунизме, ведь у вас богатые культурные традиции. Опирайтесь на них. Только не копируйте Америку, не подражайте Европе - сохраните свою идентичность! Тогда есть надежда, что с помощью России выживет и Европа. Иначе мы все вымрем под натиском Америки, Китая и Индии. Две последние страны на глазах становятся индустриальной базой будущего мира. Ведь в то время, пока США тратят миллиарды долларов на войну в Ираке, Индия с Китаем столько же вкладывают в строительство заводов. При этом мы, европейцы, стремительно стареем, а они молодеют. Я только что вернулся из Китая. Оказывается, по статистике население Китая до 30 лет равно общей численности населения России, Австралии и Америки, вместе взятых.
Образы телевидения стираются из памяти
- За все то время, что вы находитесь в рекламно-пиарном мире, ваша "золотая десятка" правил ведения политической кампании претерпела изменения или она еще долго будет оставаться актуальной?
- Все те 10 правил, о которых я писал, остаются в силе. Но сегодня я бы прибавил к ним еще одно: избиратель голосует за себя. Поэтому сегодня самым правильным средством пропаганды становится интернет. За неимением времени политик не может встречаться тет-а-тет с каждым избирателем. А через интернет у него есть возможность обратиться к каждому персонально. И наоборот. У каждого гражданина есть возможность задать вопрос потенциальному президенту его страны и получить не рассчитанный на массовую аудиторию ответ, а персональный, ему лично отправленный месседж.
Тут только одна проблема - что у нас во Франции, что у вас в России интернет пока не доступен 100% населения. Поэтому, проводя политические и рекламные кампании, мы продолжаем делать ставку на ТВ, но в Америке интернет уже сегодня становится важнее любого другого СМИ.
Образы, которые транслирует телевидение, стираются из памяти. Глубинные послания по телевидению не доходят до человека. Он отвлекается на интонацию, на картинку, на звук. Нужно вернуться к адресному тексту. Человек устал от безликих массовых обращений. В них нет шарма, нет сердца, нет энергетики. Политик вчерашнего дня говорил - политик завтрашнего дня должен слушать.
Поэтому политическая кампания теперь должна начинаться с разного рода опросов: надо выяснить, чего хочет избиратель, какие у него запросы, потребности. Причем опросы должны быть максимально персонализированы, то есть важно знать, какие ожидания у избирателя-врача, а какие у студента, бизнесмена и т.д. Понятно, что такая кампания должна начинаться как минимум за год до выборов.
"Путину я не нужен"
- В свое время вы предлагали Борису Ельцину провести его предвыборную кампанию. Уже начались подготовительные работы, но потом Ельцин потребовал денег за съемку в собственном рекламном клипе. От дальнейшего сотрудничества вы отказались. А бывало и наоборот: Муамар Каддафи предлагал вам немыслимые деньги за проведение его кампании (по миллиону долларов в год на ваш банковский счет и так 10 лет). Ему вы тоже отказали, сославшись на то, что вам неинтересно работать с человеком, у которого нет реальных конкурентов на выборах. Если бы наш нынешний президент Владимир Путин попросил вас вести его кампанию, вы бы согласились?
- Путину я не нужен. У него и без меня рейтинг высокий. Но я бы не отказался провести предвыборную кампанию для человека с демократическими идеалами, с современными взглядами на жизнь. Для того, кто не зациклен на деньгах, но хоть немного думает об остальных людях.
- Многие упрекают вас в беспринципности. Вы же сами не раз говорили, что за пределами Франции вам все равно, какого политика поддерживать.
- Я имел в виду, что мне все равно, правый он или левый, но я никогда не поддерживал фашистов, диктаторов. Мне хочется, чтобы мир менялся. Поэтому мне интересно работать с людьми, которые, как я вижу, могут что-то изменить. Но только не так изменить, как фашисты. Я за свободу. И прежде всего за свободу воображения.
Преподаватели были шокированы
Благодаря своему воображению Сегела из провинциального фармацевта стал тем, кем стал. То, что и в 70 лет его способность мыслить яркими образами не утрачена, Жак Сегела доказал московской публике, демонстрируя рекламные ролики своего агентства Euro-RSCG, филиалы которого разбросаны по 60 странам мира. Один из них находится в Москве.
Некоторые пожилые преподаватели дипакадемии были шокированы (хотя и старались скрыть шок за вежливо-недоуменной улыбкой), увидев, например, следующее. Крупный план мужского детородного органа - танцуя и напевая, орган медленно, но уверенно поднимается ввысь. Титры: "Искусство быть собой". Сегела лукаво посматривает на достопочтенную профессорскую публику...
Такой он и есть - говорит то, о чем другие думают, но у них не хватает смелости, куража, а может, бесстыдства сказать об этом вслух. А у него хватает. И его знает весь мир.
10 "золотых правил" раскрутки от Жака Сегела:
1. Голосуют за человека, а не за партию.
2. Голосуют за идею, а не за идеологию.
3. Голосуют за будущее, а не за прошлое.
4. Голосуют за образ социальный, а не политический.
5. Голосуют за человека-легенду, а не за посредственность.
6. Голосуют за судьбу, а не за обыденность.
7. Голосуют за победителя, а не за неудачника.
8. Голосуют за подлинность, а не за фальшь.
9. Голосуют за активность, а не за пассивность.
10. Голосуют за себя, а не за кандидата.
Илона ВИНОГРАДОВА
08.07.2004
Известия
|