|
Всякая нечисть развелась в московском метро, в том числе и актер Константин Хабенский в роли положительного вампира Антона |
8 июля на все российские экраны разом вышел фильм "Ночной дозор", создатели которого заранее объявили его хитом сезона. С "Дозором" встретилась корреспондент "Власти" Лидия Маслова.
Фантастический блокбастер Тимура Бекмамбетова "Ночной дозор" представляет собой один из самых амбициозных российских кинопроектов за несколько лет - это можно определить уже по самой дате выпуска картины. Это крайне странная дата, приходящаяся на разгар "мертвого сезона" и нетрадиционная даже для американских блокбастеров, а уж тем более для отечественного продукта, который заранее, априори, считается обреченным на проигрыш в кассовом соревновании с импортным товаром. Создатели "Ночного дозора" (а именно "Первый канал") тем не менее настроены на беспрецедентно крупный выигрыш, который в денежном выражении может показаться даже чрезмерным (говорят, продюсеры не исключают возможности, что сборы "Ночного дозора" в российском прокате достигнут $10 млн). Их не смущает ни период летних отпусков, ни то, что на российских экранах конкурировать за зрительское внимание с "Ночным дозором" будут сразу две вторые части таких неотразимых американских фильмов, как "Убить Билла" и "Человек-паук".
|
Самолет летел в Турцию, а попал прямо в энергетическую воронку. Кабы ни вампиры из "Ночного дозора", быть беде
|
Но несмотря на существующую в общественном сознании самокритичную тенденцию хаять все отечественное как не соответствующее мировым стандартам качества, на стороне "Ночного дозора" такие бодрящие прецеденты экономической эффективности местного кинопродукта, как "Брат", за которым последовал пусть и менее харизматический, но кассово успешный "Брат-2", или двойной "Антикиллер". На последнем уже был протестирован формат, в котором будет сервирован "Ночной дозор": сначала киноверсия в театральном прокате, потом более обстоятельный телесериал. "Ночной дозор" во многих отношениях еще более фундаментальная затея, чем тщательно просчитанный "Антикиллер": он планируется как трилогия, и к осени есть вероятность увидеть вторую часть -- "Дневной дозор", а потом и третью -- "Сумеречный дозор". Хотя, возможно, не все знакомые с творчеством Сергея Лукьяненко сочтут все три части "Дозора" равноценными, тем не менее такая тройственная структура ставит нашу киноэпопею в один ряд с "Властелином колец" или "Матрицей", надежно удерживающими зрительское внимание по классической схеме тезис-антитезис-синтез, завязка-кульминация-развязка. Как показывает практика, устоять против этой схемы трудно даже самому трезвомыслящему и трудновнушаемому потребителю, наверняка знающему, что вторая часть будет хуже первой, а третья и вовсе окажется чистым жульничеством, но не способному отказаться от просмотра как минимум для того, чтобы убедиться в своих худших подозрениях.
|
Известный певец Илья Лагутенко выступил в непривычном для себя амплуа резко отрицательного вампира
|
Первая часть -- "Ночной дозор" -- не подтверждает никаких дурных предчувствий, которые могли бы основываться на снобском предубеждении против режиссера Тимура Бекмамбетова, автора серии рекламных роликов "Всемирная история. Банк Империал", или против писателя Лукьяненко, чьи книжки в аляповатых обложках кому-то, возможно, неловко читать в метро, не обернув предварительно газетой "Культура". В этом смысле впечатляет оперативность издателей, уже перевыпустивших "Ночной дозор" в гораздо более интеллигентном виде: на черной матовой обложке художественно залитый кровью стальной шлем и решительные глаза Владимира Меньшова (в роли главного светлого мага), а внутри -- цветная вклейка с кадрами из фильма. Их присутствие не то чтобы повышает художественную ценность окружающего их текста, но несколько облагораживает его: сразу чувствуется, что вы держите в руках качественный развлекательный продукт, возможно, и не слишком утонченный, но отнюдь не постыдный. Впрочем, на различных фан-сайтах "Ночного дозора" можно встретить стремление приподнять книгу до масштабов фантастической притчи, наследующей чуть ли ни традициям "Мастера и Маргариты" или братьев Стругацких, но это уже перебор. Перед классическими произведениями слишком умных авторов "Ночной дозор" как основа для кинофильма имеет явное преимущество. Конечно, Сергей Лукьяненко носит титул лучшего писателя-фантаста Европы-93, и все его "Дозоры" сейчас громоздятся стопками на входах крупнейших книжных магазинов, на самых видных местах, не хуже томиков Гарри Поттера.
|
Вампир Антон мучительно тянется к знанию о своей внутренней природе
|
Тем не менее Лукьяненко не является культовым писателем, за вольное обращение с которым кинематографистам могут попенять поклонники-пуристы: мол, упростили, опошлили, надругались. Наоборот, эти книги по соотношению зрелищность-философская глубина идеально подходят для такого циничного использования, каким является коммерческая киноадаптация, и выбор "дозорной" трилогии Лукьяненко для экранизации как бы сам собой разумеется. Прежде всего, очень кинематографично одновременное существование двух миров в своего рода двойной экспозиции -- обыденного мира обыкновенных людей и невидимого им мира, в котором живут "иные" -- вампиры, ведьмы и оборотни, чьими руками осуществляется борьба Света и Тьмы. Руки эти практически голые: старомодные лукьяненковские маги используют в лучшем случае нехитрые дедовские приспособления вроде амулетов и оберегов, но главное их оружие -- энергетика, уважительно называемая Силой с большой буквы. На экране эта большая буква не читается, зато наглядно видна демонстрация изобразительной силы: операторского мастерства и спецэффектов. Начать хотя бы с того, что фильм, действие которого происходит в наши дни, открывается средневековой батальной сценой в стилистике "Властелина колец". Она совершенно бесполезна с точки зрения дальнейшего развития сюжета, да и в плане метафорики без этой иллюстрации битвы Добра и Зла вполне можно было обойтись, но помпезная мощь первых же кадров оказывается весьма эффективна как программное заявление авторов: "Смотрите, мы ведь ничем не хуже Голливуда". Показав в первые пять минут, что им не составит никакого труда в случае надобности заполнить колоритными старинными замками и бряцающими доспехами все два часа, авторы спокойно переходят к изображению невзрачных московских окраин, ничуть не менее подходящих как поле метафизической битвы, чем горы и долины новозеландского Средиземья или выложенные белым кафелем коридоры в "Матрице" (а уж московское-то метро в этом плане выглядит куда как более таинственно и опасно и при этом, что немаловажно, естественно и правдоподобно).
| Это только кажется, что Светлана, героиня Марии Порошиной, не причесана. У нее над головой расширяется энергетическая воронка |
Часть обаяния лукьяненковских книжек, которое во многом удалось сохранить авторам фильма, заключается в принципиальной несовременности и нежелании вовлекать в разборки Света и Тьмы технический прогресс. До смешного доходит: команда ночного дозора -- положительных вампиров и оборотней, следящих, чтобы отрицательные не слишком беспредельничали по ночам, ездит на желтом зиловском фургоне с надписью "Горсвет", каких больше уже и не делают (якобы компьютерным художникам пришлось изготавливать его изображение по старинным чертежам). А первой представительницей сил зла, которую обезвреживают Светлые, оказывается пошлейшая колдунья допотопного образца из серии "верну любимых, сниму порчу", которую в самые напряженные моменты схватки защищает от ночных дозорных резиновый пупсик Машенька на паучьих ножках. Кстати, для придания достоверности паукообразному пупсику создатели спецэффектов якобы провели специальное исследование повадок нескольких разновидностей пауков, чтобы остановить свой выбор на самой подходящей: без подобного рода легенд совершенно немыслим по-настоящему успешный кинотовар, нуждающийся в ауре эксклюзивности, рукотворности (можно вспомнить в этой связи байки о фильме "Титаник", в котором будто бы была использована самая что ни на есть настоящая утварь чуть ли не с самого несчастного "Титаника").
| В редкие минуты отдыха от работы вампиры, как простые смертные, выясняют отношения на лестничной клетке |
Пиарщики "Ночного дозора" нагнетают эту ауру с уверенностью опытных колдунов. Когда наблюдаешь один из лучших эпизодов фильма с превращением огромной совы в артистку Галину Тюнину, то действительно веришь восторженным рассказам о том, как трудно было снять процесс поэтапного разбухания птичьего тела до женского и постепенного вылезания перьев, причем непременно с одного дубля, иначе ничего не получилось бы. При всей искусно нагнетаемой шумихе вокруг "Ночного дозора", заполонившего Москву наружной рекламой и не упускающего возможностей косвенного пиара (вроде скандала с известной авиакомпанией, обидевшейся, что ее логотип попал в кадр), всему этому крупномасштабному мероприятию, в котором задействованы изрядные деньги, присущ явный оттенок детского простодушия и игры. Разительный пример -- самоироничный и ненавязчивый product placement, выгодно отличающий "Ночной дозор", скажем, от "Антикиллера-2", в котором рекламируемые товары оттеснили героев фильма на второй план. Клипмейкер же Бекмамбетов на голубом глазу издевается над теми товарами, производители которых честно проплатили их упоминание, и от этого те или иные марки запоминаются гораздо лучше, без раздражения, с понимающей усмешкой. Например, в одной сетевой поисковой системе обнаруживается опция "посмотреть события в будущем", а известная марка растворимого кофе, при помешивании его в чашке с логотипом, оказывается лучшим средством формирования энергетических воронок, в которых погибают самолеты. Так что даже product placement работает на общую концепцию бытового мракобесия, осуществляемого с помощью подручных средств и делающего мир "Ночного дозора" более близким, понятным и узнаваемым для местного потребителя, чем запутанная мифология высокотехнологичных и недоступных пониманию непосвященного "Матриц".
|