Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Интервью: Тимоти Болдинг, гендиректор Всемирной газетной ассоциации

"Страна развивается быстрее, если в ней свободная пресса"

Всемирный газетный конгресс в 2006 году может пройти в Москве, считает генеральный директор Всемирной газетной ассоциации (ВГА) Тимоти Болдинг, на днях посетивший Москву. Какое средство массовой информации будет наиболее важным в ближайшей перспективе? Чего не хватает российским газетам, чтобы привлекать больше читателей и быть коммерчески более успешными? Заменят ли мобильные телефоны бумажную газету? И почему страны, где пресса свободнее, отличаются более быстрым экономическим ростом? Об этом Тимоти БОЛДИНГ рассказал обозревателю "Известий" Андрею ЛЕБЕДЕВУ.

- Г-н Болдинг, вот сегодняшний экземпляр нашей газеты - вы ведь с ней знакомы?

- Бренд "Известий" хорошо знают во всем мире - наряду с такими газетами, как "Вашингтон пост", "Файнэншл таймс", может, "Таймс".

Я часто бываю в вашей стране - шесть-семь раз за последние 10 лет - и внимательно слежу за тем, что происходит на российском рынке СМИ. Одна из проблем - недостаток надежной информации о ситуации на газетном рынке, в частности о тиражах, доходах от рекламы, о читательской аудитории.

- Так вы не верите цифрам тиража, которые приводят газеты в каждом выпуске?

- Хотелось бы верить, но их надо подвергать независимому аудиту, как это делается на развитых рынках. Такие данные нужны в первую очередь рекламодателям для принятия решения по вложению средств.

Глубже телевидения, доходнее интернета

- Какие тенденции в развитии российской прессы вы бы отметили?

- С точки зрения своей влиятельности, пресса не занимает в вашей стране тех позиций, которые должна бы занимать. В других развитых странах печать - главное орудие влияния на правительство, на гражданское общество. Телевидение не оказывает такого воздействия на выработку общественно значимых решений...

- Вы не считаете, что телевидение на Западе в силу своей вездесущности является главным инструментом формирования общественного мнения?

- Назовите мне хотя бы одну крупную новость, которую самостоятельно "раскопала" какая-нибудь американская телекомпания. Все телевизионщики обращаются за информацией к газетам - вот кто действительно "раскапывает" серьезные вещи. Возьмите хотя бы применение пыток в Ираке американскими военными: эту историю обнародовали газета "Вашингтон пост" и журнал "Нью-Йоркер", а телевидение ее лишь подхватило. И еще: во всем мире телевизор смотрят все меньше. Телевидение фрагментируется: появляются десятки, сотни каналов - эфирных и кабельных, кроме того, оно начинает страдать от конкуренции со стороны интернета в области новостей. А главный источник информации для интернета - это газеты. Исследования показывают мировую тенденцию: стремительно растет число тех, кто получает новости через интернет, увеличивается число читателей газет - и снижается число телезрителей.

Так что за будущее газет я не беспокоюсь. Но у меня такое впечатление, что в России пресса еще не завоевала полагающейся ей доли медийного рынка, не играет той роли, что в других развитых странах.

- Это вина газетчиков или их беда?

- Я бы назвал это утраченной возможностью. Но утраченной не навсегда. К счастью, в России грамотное население. И теперь, когда ваша страна вошла в период роста, перспективы для газет просто огромные. Исследования нашей ассоциации показывают: чем выше доходы на душу населения, тем больше спрос на продукцию СМИ, в том числе на печатные издания. Если газеты грамотно используют эту ситуацию - в творческом и коммерческом плане: учитывая интересы и читателей, и рекламодателей, - они расширят свою аудиторию.

- С появлением радио газетам предрекали скорую смерть. Потом то же было с появлением телевидения, интернета...

- Думаю, эти споры уже в прошлом. Еще лет 5 назад было широко распространено опасение, что интернет погубит прессу. Но он просто стал еще одним видом СМИ, который, кстати, заставил газеты повести еще более активную борьбу за аудиторию. И в то же время дал им новое средство такой борьбы. Лучшие газетные концерны уже превратились в мультимедийные. И они наряду с телевидением, интернетом и радио активно используют такой способ доставки новостей, как мобильные телефоны, что очень импонирует молодежи. Но в основе остается их печатный продукт. Любой издатель скажет вам, что на газету по-прежнему приходится от 95 до 100 процентов дохода мультимедийного концерна. В коммерческом отношении интернет остается ограниченным явлением.

Ярче и короче

- Может ли качественная газета использовать для привлечения читателей популистские, таблоидные элементы?

- Почему бы и нет? Любая газета - качественная, бульварная или желтая - должна продаваться одним и тем же образом. У качественного и популярного издания одинаковые шансы привлечь читателя. Для этого любой метод в пределах здравого смысла хорош.

- Ну, а чего, с вашей точки зрения, недостает российским газетам?

- О содержании могу судить лишь по мнению других людей. Но внешний вид оставляет желать лучшего: газета должна быть цветной - это в газетном сообществе уже общепризнанная истина. Читатели предпочитают цветные иллюстрации, рекламодатели - цветную рекламу. Еще одна мировая тенденция - сокращение объема статей в пользу увеличения их числа. Даже преданные читатели качественных газет сегодня не могут позволить себе читать длинные материалы. Возможно, выход в размещении таких материалов на веб-сайте.

Могу предположить (точных цифр у меня нет), что российский читатель в среднем тратит минут 25 в день на чтение газет. Дольше всего читают газеты в Китае - около 50 минут, но есть и страны, где на это уходит всего минут 15. Ну что можно за это время прочитать?! Нет, статьи должны становиться многочисленнее и короче.

Я живу во Франции, и моя любимая газета - "Ле Монд". Многие годы ее сотрудники утверждали: "мы знаем, что нужно нашим читателям, нам в газете не нужны фотографии, длинные статьи не проблема", и т.п. А потом у газеты сменился издатель, и новые менеджеры изменили ее внешний вид. И тираж рванул вверх! Потому что на самом-то деле журналисты не представляли, что нужно их читателям.

- И какое лекарство вы бы предложили? Внимательнее читать письма читателей - они, кстати, стали приходить в газеты реже...

- ...это плохой признак...

- ...проводить социологические опросы или что-то еще?

- Существует устоявшаяся техника поддержания диалога с читателями: регулярные, порой даже ежедневные встречи с избранными представителями аудитории для обсуждения содержания статей - порой результаты таких встреч оказываются для газеты просто удивительными.

Терпимость к критике - вот истинная мера демократии

- Ваше мнение о состоянии свободы слова в России?

- В международных журналистских кругах, да и в общественном мнении существует озабоченность, что свобода печати в вашей стране ограничена - находится под давлением. Вот в сегодняшних российских газетах пишут про ситуацию вокруг НТВ...

- И как вы оцениваете эту ситуацию?

- Как сложную. И история у нее сложная. Я бы задал себе вопрос - возможно ли в нынешней России существование независимой национальной телекомпании? Мне кажется, ответа на этот вопрос пока нет, а люди, с которыми я говорил, сомневаются, что ответ может быть положительным.

- Ну, а вообще: возможно ли в стране, где свобода слова ограничена, существование независимого, но не полностью оппозиционного издания?

- Думаю, да. Я приехал в Москву из Таиланда, который не отличается репутацией страны с абсолютной свободой слова. Но в англоязычных таиландских газетах я обнаружил невероятно критические статьи с обвинениями в коррупции в адрес премьер-министра. Думаю, что истинная мера демократии заключается в том, готов ли глава правительства или государства мириться с критикой со стороны оппозиции или прессы в свой адрес. И конечно, роль прессы во многом как раз и состоит в том, чтобы "подставить плечо" такой критике.

Пресса - это источник движения общества

Нельзя выводить степень свободы прессы из уровня экономического развития страны. Напротив: поступает все больше доказательств того, что страна развивается быстрее (в экономическом, политическом, культурном отношении), если в ней свободная пресса. Понятно, почему: если о недостатках говорят вслух, их удается быстрее устранить.

- Как вы относитесь к практике появления в российской прессе неофициально проплаченных статей?

- Многие газеты в России, особенно в провинции, зависят от денег, которые им платят местные власти и бизнесмены, - иногда в виде субсидий, иногда в более неформальном виде. В такой системе пресса не может быть свободной. Поэтому для российских изданий существенно важно обрести экономическую самостоятельность через коммерческий успех: только это позволит им избежать использования в чужих интересах. Газеты должны быть лояльны своим читателям, а не бизнесу или политикам.

- Какой вам видится ситуация на российском рынке СМИ года через три-четыре?

- С учетом того, как продвигаются дела в российской экономике, думаю, пресса получит от этого немалые дивиденды. Но и сама она должна играть роль двигателя. Нужно решительно внедрять современные технологии. Нужны инновации, творческий и ответственный подход к делу. Успех этого процесса зависит от людей.

- И вы таких людей встречаете?

- Встречаю, но недостаточно. У моих собеседников слишком много фатализма. Может быть, это заложено в русском характере? И недостаточно энтузиазма и решимости действовать, чтобы изменить положение вещей. Правда, по сравнению с ситуацией 15-летней давности прогресс очевиден, так что терять оптимизм не стоит.

Россия - очень важный игрок

- В ходе ваших встреч в Москве вы обсуждали возможность проведения в российской столице в 2006 году Всемирного газетного конгресса и Всемирного форума редакторов...

- Пока я позитивно рассматриваю эту возможность. 1,5 тысячи издателей и главных редакторов со всего мира ежегодно собираются для обсуждения возможностей улучшить ситуацию для своих изданий. Россия - очень важный игрок: она прошла через огромные трудности и сохранила свои позиции. Сейчас ваша страна страдает от плохого международного имиджа, и наши мероприятия дали бы российским властям возможность проявить более открытое отношение к свободе информации. Мы беседовали с Михаилом Сеславинским (руководителем Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. - "Известия") - он высказал большую заинтересованность в том, чтобы конгресс-2006 прошел в Москве.

- Он выдвигал какие-то условия?

- Пока об этом рано говорить. Но гарантии понадобятся нам - в первую очередь гарантии свободного въезда участников мероприятий. К сожалению, прецеденты были - в ноябре 2002 г. было отказано во въезде в Россию французскому журналисту. В прошлом году не дали визу на въезд корреспонденту датской "Политикен". Избирательный подход к свободе передвижения представителей СМИ недопустим. И Михаил Сеславинский сказал мне, что проблем в этом плане не будет.

На мой взгляд, нужно более откровенно обсуждать вопросы свободы слова в России. Свободу слова не дают - ее завоевывают. Если за два предстоящих года на этом направлении будут сдвиги - наши съезды принесут пользу. Все будут ждать встречи с Путиным, ждать, что он выскажется в защиту независимости прессы. Он недавно заявил, что независимые СМИ должны быть экономически жизнеспособными. Я согласен с этим и надеюсь, что он от своей позиции не отступит.

15.07.2004  Известия

15.07.2004



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов