Магазин остывших путевок
Весь июнь российские турфирмы жили в ожидании наплыва отдыхающих. Отчаявшись дождаться клиента, к концу месяца турбизнесмены продавали путевки в Турцию, Тунис, Хорватию, Болгарию и на Кипр за бесценок. В результате туристов ждет неприятный сюрприз: по сравнению с "горящими" ценами июня в июле стоимость туров по ряду направлений грозит подняться в несколько раз.
Июньскую нехватку отдыхающих, по мнению участников туристического рынка, спровоцировал целый ряд причин. Первая -- чемпионат Европы по футболу в Португалии. Футбольные страсти уже не в первый раз мешают российским турбизнесменам заработать деньги: два года назад во время проходившего в Японии чемпионата мира по футболу спрос на турпутевки упал так же резко. Тогда прикипевшие к экранам телевизоров россияне отложили свой отдых, что вызвало 25-процентное сокращение объемов продаж в турфирмах.
Нестабильность на российском межбанковском рынке, по мнению туркомпаний, повлияла на спрос не менее негативно, чем футбол. Ожидая, как будут развиваться события, многие из тех, кто первоначально запланировал свой отдых на июнь, предпочли перенести его на конец лета.
Наконец, третьим фактором, способствовавшим сокращению объемов продаж, стала предпринятая властями реформа оформления загранпаспортов. Напомним, что в середине мая московские отделы виз и регистраций (ОВИР) приостановили свою работу в связи с передачей их функций в специальные паспортно-визовые службы (ПВО) при районных отделениях милиции (ОВД). Одновременно МИД резко ограничил прием документов на оформление загранпаспортов от турфирм.
Председатель совета директоров сети турагентств "Магазин горящих путевок" Андрей Озолинь: Разумеется, число тех, кто собирался отдыхать в июне, но при этом озаботился оформлением загранпаспорта лишь в мае, не слишком велико. И тем не менее очевидно, что эти люди внесли свою лепту в общее снижение спроса: не думаю, что на долю "паспортной" составляющей в общем снижении спроса приходится больше 6-7%.
Серьезный дисбаланс спроса и предложения наблюдался в течение всего июня сразу на шести массовых туристических направлениях. Как всегда, больше всего досталось турецким курортам. Московские улицы запестрели рекламными растяжками, предлагающими недельный отдых в трехзвездном турецком отеле за $199 на человека. "Горение" путевок усилилось после ряда взрывов в Турции -- четырех в Стамбуле и Анкаре, а также одного в отеле Hatipoglu, расположенном в курортном регионе Аланья. Владельцы злополучной гостиницы, правда, поспешили успокоить общественность, заявив, что взорвалась не бомба, а газ. Тем не менее вскоре после инцидента появились путевки по откровенно демпинговым ценам -- неделю в трехзвездном отеле продавали за $109.
Не лучше обстояли дела и на хорватском направлении. По оценкам туроператоров, предложение в полтора раза превышало спрос. Чтобы привлечь хоть каких-то клиентов, туроператоры продавали путевки на €150-250 дешевле базовых цен: стоимость недельной поездки с проживанием в отеле категории "четыре звезды" составляет примерно €700, в конце июня такой тур можно было купить за €450. Однако туристы все равно не слишком охотно покупали туры в Хорватию.
Отдых в Тунисе также продавался по бросовым ценам. Впрочем, в отличие от турецких и хорватских курортов, ситуацию с обилием спецпредложений, которые в народе называют горящими путевками, эксперты тунисского рынка прогнозировали еще задолго до начала сезона. Дело в том, что этим летом за отправку туристов в Тунис взялся ряд туроператоров, до сих пор этим направлением не занимавшихся. Чтобы отвоевать свою долю рынка, большинство из них заказало собственные чартерные рейсы, которые в условиях пониженного спроса на путевки оказались невостребованными. Чтобы хоть как-то заполнить салоны самолетов, туроператоры были вынуждены снизить цены на билеты до предела -- $90 вместо $260. Стоимость недельного тура в трехзвездный отель в такой ситуации доходила до $150-200 вместо $450.
Схожая ситуация с продажей авиабилетов сложилась и на кипрском направлении. Стоимость перелета до Ларнаки и обратно на чартерном рейсе снизилась со стандартных $220-230 до $100, а недельная путевка обходилась туристам в $300 (трехзвездный отель), тогда как ее нормальная цена в это время составляет $450. По мнению гендиректора компании "Натали турс" Натальи Воробьевой, столь низкие цены обусловлены не только низким спросом в июне, но и большим количество регулярных и чартерных перелетов на остров. В частности, значительно увеличилось количество рейсов у "Аэрофлота". Вместе с турами на Кипр "горели" и путевки на греческие острова -- Крит, Родос и Корфу. В конце июня билет в оба конца на чартерные рейсы стоил всего $150 вместо $230-250, а недельный тур с проживанием в трехзвездной гостинице вместо стандартной для этого времени цены в €600 можно было купить за €350.
Болгарские курорты, которые, как правило, не так уж часто попадают в списки "горящих" направлений, в этом году также оказались подвержены демпингу. Цены на авиабилет до Варны и обратно во второй половине июня стремительно падали, достигнув в конце месяца $80 за кресло, что примерно вдвое меньше обычных цен -- в более спокойные времена перелет до Варны обходится в $140-160. Ирина Петрова, гендиректор компании "Солвекс-тревел": Двухнедельные путевки в Болгарию с проживанием в гостинице категории "три звезды" подешевели с €450-500 до €249 на человека.
Однако не стоит рассчитывать, что низкие цены продержатся до конца лета. Более того, июньская дешевизна, скорее всего, обернется резким ценовым скачком в пик сезона, когда курортные гостиницы и туроператоры дружно поднимут цены. Андрей Озолинь: Низкий спрос привел к тому, что к концу июня стоимость туров не только не выросла, но по ряду направлений даже упала. Теперь в июле по мере восстановления спроса до нормального уровня следует ожидать и резкого повышения цен на массовых направлениях. Что, впрочем, неудивительно: ведь вместо того чтобы в плановом порядке в течение первого летнего месяца плавно повышать стоимость путевок, туроператорам придется делать это в предельно сжатые сроки, перед самым пиком сезона. В результате по отдельным позициям рост может произойти в несколько раз.
Правда, когда же именно спрос начнет расти, не берется сказать никто. В турфирмах высказывают на этот счет самые различные мнения. Наталья Воробьева из "Натали турс" считает: Некоторое оживление продаж наметилось уже в первых числах июля. Генеральный представитель компании "Тэз тур" в России Александр Синигибский отмечает: Очевидно, что спад достиг своего максимума -- меньше туристов уже не будет. Однако положительной динамики мы, к сожалению, все еще не наблюдаем. Глава московского офиса турфирмы "Нева" Алексей Каширский уверен: В сегодняшней ситуации цены пойдут вверх не тогда, когда увеличится спрос, а тогда, когда туроператоры найдут в себе здравый смысл и начнут снимать лишние чартерные рейсы.
Пока о реальном росте продаж говорят лишь турфирмы, торгующие путевками на черноморские курорты -- в Сочи и Крым. Гендиректор турфирмы "Дельфин" Сергей Ромашкин констатирует: Мы и наши коллеги отмечаем 40-процентное увеличение спроса на черноморский отдых. Хотя возможно, что в действительности рост не столь значителен. Услугами российских турфирм сегодня пользуются не более 20% тех, кто едет отдыхать в Сочи и Крым. В такой ситуации 5-10-процентный рост спроса на наши услуги дает нам основания говорить о 25-50-процентном увеличении турпотока. Таким образом, не исключено, что сегодня увеличилось лишь количество организованных туристов. Примечательно, что цены в черноморских здравницах остались на прошлогоднем уровне -- подорожание составило не более 5%. Так, крымские "три звезды" сегодня обходятся туристу примерно в $30 в день, а сочинские -- в $40.
ТИМУР БОРДЮГ
Цены на путевки в июле-августе (открывается в новом окне)
19.07.2004
Коммерсантъ-Власть
|