Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Несъедобно для инвестора

Игорь Бабаев нехотя готовит «Черкизовский» к IPO

Мясной холдинг «Черкизовский» докупает свинокомплексы, меняет структуру управления и реорганизует сбыт. Все это в рамках подготовки к грядущему IPO. Но публичного размещения может и не случиться: главный владелец холдинга Игорь Бабаев не скрывает желания оставить за собой контроль над мясной империей.

Основной владелец и президент АПК «Черкизовский» Игорь Бабаев интересуется судьбой компании «Вимм-Билль-Данн» больше, чем стратегией непосредственных конкурентов. Два года назад, анализируя опыт молочников, он задумался о выведении собственной компании на фондовый рынок: в 2002 году при размещении блокирующего пакета акций на Нью-Йоркской фондовой бирже «Вимм-Билль-Данн» выручил $207 млн, что составляет половину годового оборота «Черкизовского».

«Они разместили свои акции удачно, но сейчас дела в компании идут не лучшим образом. Для «Черкизовского» это очень плохо, – сетует Бабаев. – Я молю Господа Бога, чтобы компания ВБД работала хорошо. Ведь это первенец российской пищевой отрасли на зарубежном фондовом рынке, и инвесторы смотрят на то, как торгуются ее бумаги». Мясной король отлично понимает, что оценка его компании иностранными покупателями будет зависеть в том числе и от результатов торгов «Вимм-Билль-Данна».

Правда, аналитики рынка сомневаются, что «Черкизовский» дойдет до биржи.

Личный актив

 

Холдинг «Черкизовский» является одной из крупнейших компаний – производителей мясных продуктов. По оценкам Мясного союза России, он контролирует 12% рынка колбасных изделий в стране. За три последних года оборот холдинга вырос на 86,6%. У потенциальных инвесторов компания вызывает интерес, как и другие лидеры потребительского рынка.

В 2002 году, впервые объявив о стремлении к IPO, Игорь Бабаев намеревался разместить акции холдинга на бирже уже через два года. Сейчас он утверждает, что в ближайшее время не собирается этого делать: «Я не хочу продавать акции холдинга дешево. Мы планируем получить хороший доход от размещения, и чем больше развивается наша компания, тем дороже она стоит. Мы будем выжидать такого момента, когда и рынок окажется максимально разогретым, и фирма будет на подъеме». Бабаев считает, что блок-пакет его компании подорожал за последние два года вдвое – до $200 млн (раньше он декларировал желание привлечь $100 млн), и не исключает, что эти деньги он сможет получить в 2005 году. Так что у «Вимм-Билль-Данна» есть время поднять уровень доверия западных инвесторов к российскому пищепрому.

Неспешность Бабаева в вопросе о сроках публичной продажи акций объясняется не только желанием «откормить» холдинг. Воспользовавшись отсрочкой, он хочет перестроить свое детище так, чтобы с приходом нового инвестора не потерять над ним контроля. Ведь все предприятия Бабаев собирал в холдинг лично на протяжении десяти лет. В 1998 году, например, президент оставлял московский Черкизовский завод и на несколько месяцев уезжал в Пензу восстанавливать купленный накануне мясокомбинат. Посещая свинокомплексы, Бабаев сам контролирует откорм поросят. Рассказывают, что он требует от подчиненных строгого соблюдения обязательств и невероятно придирчив даже к мелочам.

Сейчас в холдинг «Черкизовский» входят девять мясокомбинатов и субхолдинг «Михайловский», объединяющий сырьевые активы. Управляет им компания «Экоторг», основным владельцем которой является Игорь Бабаев (у него 85% акций). В конце июня управляющая компания холдинга «Экоторг» была преобразована из ЗАО в ООО. «В ближайшее время будет создано новое акционерное общество, которое станет управлять всеми активами холдинга, – объясняют произошедшие перемены в юридическом отделе «Черкизовского». – После его создания «Экоторг» останется держателем акций всех мясокомбинатов, входящих в холдинг, и для этого форма ООО кажется наиболее подходящей». Новое акционерное общество будет управлять мясопереработкой, собранной в «Экоторге», и мясным производством «Михайловского». Именно акции создаваемой управляющей компании будут выставлены на IPO, если «Черкизовский» решит произвести размещение.

Выстраивая новую структуру холдинга, Игорь Бабаев собирается выкупить акции своих предприятий у миноритарных владельцев. Акциями Черкизовского мясокомбината, например, кроме «Экоторга» (54%) владеют инвестиционный банк Morgan Stanley (около 15%), банк «Возрождение» (почти 8%), Ronald Chilsholm Ltd (11,5%). Бабаев никогда не скрывал, что если он посчитает нужным выкупить акции, то сможет сделать это в любое время. Вероятно, подходящий момент настал. «Мы прорабатываем приобретение пакетов у этих акционеров, постоянно ведем переговоры», – говорят юристы холдинга.

Богатое приданое

Первый раз свои предприятия Игорь Бабаев объединил в 1998 году. Но в 2000-м АПК «Черкизовский» стал обрастать новыми – сырьевыми – активами. Начатая тогда скупка птицефабрик и свинокомплексов продолжается до сих пор.

Игорь Бабаев рассказывает, что «Михайловский» – дитя великого эксперимента, с которым «нянчились лет пять», вкладывая в него средства и не получая отдачи. Упрямство владельца и большие затраты на мясной дивизион объясняются просто: холдинг приобретает собственную сырьевую базу и осваивает новый рынок, где не чувствуется особой конкуренции.

Сначала «Черкизовский» скупал птицефабрики. За три последних года холдинг вложил в птицеводческий комплекс около $50 млн, объем производства всех семи фабрик – около 50 000 т мяса птицы в год (5% российского производства курятины). К 2006-му Бабаев собирается удвоить свою долю на рынке.

К свиноводству он начал присматриваться раньше – еще в 1993 году. Но тогда Бабаев просчитался: строительство двух комплексов по забою скота в Подмосковье и Новгородской области не принесло успеха. У крестьян принимать мясо оказалось невыгодно, поскольку импортировать было дешевле. В 1995-м «Черкизовский» все-таки решил продолжить строительство вертикальной структуры и купил подмосковный «Совхоз имени 50-летия СССР».

В 2003 году из-за введения квотирования сократились поставки импортного мяса, отечественное животноводство оставалось в упадке. Собственные сырьевые активы дали Бабаеву конкурентное преимущество. «За два последних месяца стоимость сырья увеличилась на 20 – 25%, рентабельность в отрасли снизилась вдвое, – объясняет ситуацию на рынке президент Мясного союза России Мушег Мамиконян. – У «Черкизовского» рентабельность, напротив, увеличилась. И все потому, что холдинг смог пережить повышение цен на мясо, имея собственную сырьевую базу».

Недавнее приобретение Бабаева – свинокомплекс «Ботово» в Вологодской области, на долю которого приходится около 35% регионального рынка. По словам предпринимателя, это не последняя покупка в Вологде: в свиноводство области будет вложено около $20 млн. «В следующем году мы приобретем еще три-четыре комплекса, параллельно станем строить комбикормовый завод», – подчеркивает президент «Черкизовского». Не исключено, что будут куплены и бывшие коллеги «Ботова» по объединению «Вологдасвинопром»: свинокомплексы «Надеево», «Красная Звезда», «Октябрьский» и «Союз». То, что все они находятся в состоянии, близком к банкротству, Бабаева не смущает. Он действует по проверенному много раз принципу: купив по дешевке, превращает актив в передовика отрасли (все заводы, которыми ему довелось руководить, действительно поднимались после его прихода).

В ближайшее время Бабаев собирается сделать сырьевой холдинг самостоятельным центром прибыли. По собственным оценкам компании, «Михайловский» (в субхолдинг входит, в частности, Петелинская птицефабрика) уже сейчас является крупнейшим поставщиком охлажденного мяса птицы на московский рынок. Стоимость куриных полуфабрикатов, изготовленных «Черкизовским», выше цен других производителей, в том числе и зарубежных, на 10 – 15%. «Импортное мясо – мороженое, а мы поставляем свежее, – замечает президент группы. – Человек со средним достатком, покупающий охлажденную птицу, никогда не купит мороженую, какая бы разница в цене ни была».

Правда, конкуренты сомневаются, что «Черкизовский» верно выбрал стратегию, увлекшись развитием сырьевой базы. Например, группа «Эксима» не собирается увеличивать мощности и не стремится замыкать производственную цепочку. По словам Александра Дмитриева, заместителя гендиректора по финансово-экономической деятельности Микояновского мясокомбината (входит в «Эксиму»), главной целью его компании является укрепление собственного брэнда.

«Черкизовский» слишком сильно увлекается сырьевым направлением, – считает и представитель другого крупного московского мясокомбината. – В краткосрочной перспективе это дает преимущество, но в долгосрочной отвлекает средства от развития торговых марок. Они пытаются создать брэнд и говорят о самом крупном предприятии России, но чем его продукт отличается от изделий других производителей?»

Отчасти коллеги по цеху правы. Ассортимент одного только Черкизовского мясоперерабатывающего комбината состоит из 300 наименований. Раскрученной продуктовой марки у холдинга нет. А ее наличие зачастую является одним из основных условий удачного размещения акций на открытом рынке. Не случайно холдинг «Разгуляй-УКРРОС» (работает на небрэндированном рынке зерна и сахара), готовясь к IPO, с конца прошлого года ведет разговоры о покупке компании «Быстров». Правда, пока без особого успеха.

Бабаев же принципиально не собирается выводить на рынок специально созданную марку. Он считает, что «свадебное платье» уже сшито и беспокоиться не о чем: вся продукция продвигается на рынке под зонтичным брэндом «Черкизовский». По его логике, авторитет марки производителя будет распространяться и на мясную продукцию предприятий, входящих в «Михайловский». Гораздо больше, чем создание продуктовых брэндов, президента «Черкизовского» заботит контроль над сбытом. Сейчас в холдинге идет реструктуризация – на базе 22 разрозненных торговых домов создается одна компания. «Единая сбытовая система позволит нам сократить издержки и выстроить правильную политику по продвижению своей продукции на рынок», – объясняет Бабаев.

Такая корова нужна самому

При нынешней удачной для «Черкизовского» конъюнктуре Бабаев не сильно заинтересован в публичном размещении акций. Похоже, его неспешность в определении сроков решения этого вопроса объясняется пересмотром инвестиционной стратегии холдинга. Сейчас Бабаеву деньги с биржи не нужны.

Производственные мощности «Михайловского» холдинг увеличивает за счет собственных средств и кредитов. На развитие птицеводства «Черкизовский» скоро получит $30 млн (правда, еще не выбрал – где именно: в Сбербанке или «Зените»). Вдвое больше планируется занять у ЕБРР. Соглашение о выделении 60 млн евро сроком на пять лет будет подписано в ближайший месяц. «Еще до дефолта 1998 года ЕБРР выделил нам $5 млн кредита, – рассказывает он. – Они не верили, что нам удастся вернуть эти деньги, но мы полностью рассчитались. Теперь в ЕБРР говорят, что мы непотопляемые». Трепетно выстраивающий свою мясную империю, Бабаев утверждает, что ЕБРР пока не планирует становиться акционером «Черкизовского». Тем не менее президент холдинга не исключает такой возможности.

Учитывая стремление Бабаева к сохранению личного контроля над мясной империей, один из венчурных фондов (будь то фонд ЕБРР или какой-либо из партнеров банка «Зенит») может рассматриваться президентом «Черкизовского» как идеальный компаньон. Мушег Мамиконян отмечает, что продажа блок-пакета конкретному инвестору гораздо выгоднее публичного размещения. Он подчеркивает: «Это более устойчивая конструкция, так легче сконцентрировать инвестиции». Вероятности замены биржи на приватное размещение не отвергают и юристы холдинга: «Уже сейчас делаются предложения возможным покупателям».

Затягивая выход на биржу, Бабаев подтверждает свое стремление строить фактически семейный бизнес. В случае если компания станет публичной, участники фондового рынка могут скептически отнестись, например, к таким решениям президента холдинга, как назначение сыновей менеджерами или переименование Лабинского мясокомбината в Бабаевский.

Что такое АПК «Черкизовский»

Год создания: 1998

Сфера деятельности: мясопереработка, производство мясных продуктов

Количество предприятий: 9 мясокомбинатов, 7 птицефабрик, 1 комбикормовый завод, 3 свинокомплекса

Общий оборот группы: $415 млн

Доля российского рынка: 12%

Сильные места: собственная сырьевая база

Слабые места: по сравнению с конкурентами брэнд имеет недостаточно четкое позиционирование

Основные конкуренты: группа «Эксима», группа «Продо-менеджмент», «КампоМос», Останкинский мясокомбинат, Царицынский мясокомбинат


Марина Смовж
21.07.2004  журнал Компания

21.07.2004



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов