Из жизни бизнесмена-оппозиционера
Один из ведущих предпринимателей Екатеринбурга Илья Борзенков стал политиком. Он уверен, что развивать бизнес в этой стране можно только зная, как она управляется
Илья Борзенков, один из фигурантов публикации "Предэлита. Портрет одного поколения" ("Эксперт" N21 за 2004 г.), заинтересовал нас как бизнесмен, пошедший в политику. С какой целью тридцатичетырехлетний успешный екатеринбургский предприниматель, генеральный директор компании "Норд", противостоящей на региональном рынке бытовой техники такому монстру, как "Эльдорадо", пошел в законодательное собрание Свердловской области? Может, ему в бизнесе стало скучно? Или через областную думу он собирается лоббировать интересы своей компании? Или преследует другие, еще более далеко идущие цели? Например, хочет со временем стать президентом РФ? А вдруг именно туда нацелены провинциальные амбиции, тем более что прецедент уже был?
О политике, амбициях, правильных подходах и стратегиях (как "бить" москвичей на региональном рынке, как продавать холодильник немцу, а как - башкиру) мы говорили в маленьком думском кабинете Борзенкова. Кабинет скромный - и это не случайность (заинтересованный читатель чуть погодя узнает почему). Мне же он первым делом сообщил, что на него в свое время произвел впечатление кодекс самурая, в частности такая норма: сегодня у тебя на все вопросы должны быть решения. Поскольку завтра можешь не проснуться.
Начало своего бизнеса Илья помнит очень хорошо: май 1993 года, и надо либо ехать за первой партией товара, либо забирать жену из роддома. В итоге: сын родился 10 мая, а бизнес - 14-го. Тогда Илья с товарищами взяли первую партию бытовой техники в городе Златоусте: 42 холодильника по 99 рублей, то есть потратили 4158 рублей. Борзенкова, к слову, очень развеселила история одного московского бизнесмена - тоже из "предэлиты", рассказавшего, как они с товарищами все распродали, выручили 5 млн долларов и начали дело с нуля: "Меня это потрясло: вот он, настоящий московский бизнес! Мы примерно тогда же насобирали на сорок два холодильника и считали, что начинаем не с нуля".
Но суть не в этом. А в том, что, проработав так с год, екатеринбуржцы начали осматриваться. В то время четыре крупных завода выпускали холодильники: в Красноярске - "Бирюсу", в Минске - "Атлант", в Донецке - "Норд" и построенный итальянцами в Липецке "Стинол". "Бирюса" тогда почти совсем загнулась, поэтому парней из Екатеринбурга не заинтересовала, а "Атлант" и "Стинол" не заинтересовались парнями из Екатеринбурга. Оставался украинский "Норд" - с ним и договорились о покупке двух вагонов холодильников. Борзенков взял кредит, заложив только что купленную трехкомнатную квартиру и машину. Как р+аз в то время отпала необходимость возить туда-сюда по СНГ деньги чемоданами, на Украину начали проходить безналичные платежи, а тарифы на железнодорожные перевозки еще не поднимались. Борзенкова это устраивало: первая привезенная партия дала высокую маржу - почти 40%. Да и с руководством украинского завода сложились теплые отношения. Правда, для этого понадобилось особое искусство.
Забить первый гвоздь
- Скажите, пожалуйста, Илья, как вы нашли подход к руководству "Норда"? Чем их заинтересовали?
- Специфика советских заводов была в том, что руководители в большинстве своем выходили на свои посты не из коммерческого сектора, а из технологов. И когда ты шел к директору и говорил: дайте нам тысячу холодильников, мы выстроим систему продаж, сделаем рекламу, тут его выставим так, а тут - так, а еще вам нужно ввести такую-то линейку моделей.., то директор тебя просто не понимал. А когда ты говорил: "У ваших холодильников такая-то зона всасывания, такая-то зона нагнетания", то получался разговор на одном языке. Я изучил технологию производства холодильников, и мы с ним разговаривали о внутренней и внешней подвеске, о качестве компрессора. Сидели, рисовали схемы: почему у нас вот так, а у французов - вот так. И это оказалось самой лучшей тропой к сердцу директора "Норда". Иногда говорят, что близкие отношения складываются в бизнесе на почве взаимного хищения государственных или корпоративных средств. Нет. Скажу откровенно, хотя прекрасно понимаю, что это может вызвать смех: мы не давали взяток.
- Почему?
- Давать взятки - слишком высокий риск. Как говорится, мелкий жулик - это человек, у которого прибыль от махинации несоизмерима с риском: риск сесть гораздо больше, чем прибыль. Так вот, мы были мелким бизнесом. И дача взятки, возможно, вела к тому, что "закроют" тебя, или твоего партнера, или всех вместе повяжут, и ты потеряешь бизнес. Поэтому мы не пытались украсть у собственников завода прибыль, а выходили на официальные каналы и старались там получить адекватную цену. Получали, везли холодильники в Екатеринбург и продавали.
- Но разве это были хорошие холодильники? Насколько я помню, "Норд" - продукция так себе...
- Холодильники хорошие, но "капризные". Продукт требовал большого внимания и работы над собой. Серьезного обслуживания. И мы начали заниматься предпродажным сервисом: включать, смотреть - все ли лампочки горят, выходит ли он на режим работы, правильно ли подогнан уплотнитель. Эти холодильники, как любая продукция советского машиностроения, требовали доводки. Как в то время автомобиль "Жигули": прежде чем поехать, необходимо поставить на эстакаду и закрутить все гайки заново. Вот мы и закручивали. Заодно у тех, кто занимался бартерными цепочками (меняли алюминиевые испарители на готовые холодильники), скопилось огромное количество товара, который они не могли или не хотели доводить. В частности, целые ангары холодильников... И мы стали заниматься их сервисом.
- И это оказалось прибыльным?
В Екатеринбурге по сравнению с Москвой мы настроены на более личные интересы людей, поскольку в нашем городе больше людей доверяют "своей" компании: это мой магазин, это мой продавец, это мой банк.
|
- Предпродажный сервис - это всегда убыток для торгового предприятия: сначала ты потратишь какие-то суммы на площади, где товар надо поставить на включение-выключение, потом придешь посмотреть, как все работает, потом придешь снова упаковать... Выбранный нами путь, наверное, был менее прибыльным, чем простое "купи-продай", но более надежным. Не было бы счастья, да несчастье помогло - как раз тогда мы создали костяк нашей сервисной службы. Сейчас попробуй найти квалифицированного специалиста в сервисе! А в то время к нам шли лучшие люди, по конкурсу. Сегодня многие из них работают и на управленческих должностях, и ответственными специалистами. Из шестисот человек, работающих в компании, таких два десятка. А тогда мы назвались сервисным центром "Норд" и заявили: пожалуйста, мы продаем и всегда будем обслуживать своих покупателей. Мы здесь навечно.
- И в самом деле собирались быть вечно? Или это был рекламный ход?
- Мы действительно собирались быть вечно - продавать и осуществлять послепродажный сервис. Но, как известно, есть три разницы: что ты сам думаешь о себе, что о тебе думают люди и что ты есть на самом деле. В бизнесе очень важно исходить из ситуации "что думают о тебе люди". В этом смысле бизнес очень похож на личные отношения: подружиться с покупателем - примерно то же, что подружиться с человеком. Правда, с покупателем отношения короче, но в этом и проблема: репутация легко зарабатывается, но легко и теряется. И здесь очень многое зависит от сервиса. Ты зашел к человеку в дом устанавливать стиральную машину. Все. Здесь главное - забить первый гвоздь: если он забит правильно, хозяин тебе может доверить делать ремонт. Моя психология - прорваться. Первый раз тебе открыли дверь - все, ты там. Нам открыли, и мы создали локальный брэнд "Норд". Да, мы поздно начали, но сегодня входим в региональных пятерку компаний с самой устойчивой репутацией. Возможно, еще и потому, что с самого начала ограничивали риски.
- То есть?
- Вот, например, мы немножечко поиграли с ГКО. Но когда в 1998 году увидели, что рынок перегревается, а ГКО зарабатывает больше, чем наш бизнес - можно все продать и вкладываться в ГКО, то решили уходить. Не из бизнеса, конечно, - из ГКО. Правда, ушли мы не так красиво, как многие, не за один-два дня, а примерно за полгода. Зато спаслись. На момент кризиса у нас не было никаких ценных бумаг. И валютных кредитов не было. Только рублевые. Мы сидели на товаре, который достаточно быстро индексировали, а через два-три дня уже опережали курс: когда он стал девять, мы уже продавали по двенадцать. А поскольку в тот момент люди готовы были куда угодно сбросить свои накопления - они ведь обесценивались не по дням, а по часам, - то наши продажи пошли вверх.
Мне нравились идеи "Единства" времен Шойгу, поскольку мы шли как альтернатива действующей власти, как антибюрократическая партия. Да, во многом это был медийный и политологический продукт, но это было то, чего люди ждали.
|
- И вы нисколько не потеряли?
- Потери - на рублевых кредитах покупателям и на товарных кредитах оптовикам - были незначительными. При общей депрессии в бизнесе, когда у тех, кто реально пострадал, начались разборки, кто виноват и что делать, мы нормально развивались и достаточно быстро выиграли: смогли купить резко обесцененную торговую недвижимость, приобрели склады.
- Получается, вы оказались самыми умными?
- Это может показаться несколько старомодным, поскольку не соответствует современным традициям бизнеса, - мы развивались скорее по фордовской схеме двадцатых годов. Так, конечно, не заработаешь сразу и много. Но схема эта очень надежна. Мы реинвестировали в бизнес деньги, которые сам бизнес и зарабатывал. И это позволило минимизировать риски. Был и еще один важный момент. Это случилось в 1997 году, когда пермяки и челябинцы стали открывать магазины в городах друг у друга. Демпинговали и убивали собственную прибыль. Мы в Екатеринбурге радостно потирали руки и зарабатывали. А потом появилась угроза их экспансии в Екатеринбург. Но мы встретились и договорились, чтобы они этого не делали.
- Как договорились?
- Сейчас не помню, чья была идея, но мы договорились объединить закупки: вместе покупать товар и не торговать в регионах друг друга. Мужики подумали и согласились. Наш тройственный союз снизил себестоимость, гарантировал получение какой-то прибыли, дал компаниям возможность нормально развиваться. Как потом выяснилось, такая схема - закупочный кооператив - прописана во всех книжках. Ничего эксклюзивного, но мы были первыми в России, кто об этом договорился. Например, на том же "Стиноле" мы отказались от дилерства и сделали контрактодержателем пермяка. И вот это, скажу вам, был огромный риск. Надо было очень верить в себя, чтобы отдать контракт кому-то, кто тебе обещал продавать по себестоимости.
- А откуда вы знали, что по себестоимости?
Когда говорят, что Свердловская область на 69-м месте по уровню жизни, я смеюсь. Интересно, а на ком мы зарабатываем деньги? Может, кто прилетает из космоса и покупает у нас все это?
|
- Ну, информация-то все равно просачивается. Бизнес открытый. И самое главное - все понимали: обмануть можно один раз, а потом с этим поставщиком никто работать не будет. Это решение оздоровило регион, избавило от ценовых войн. Так что к приходу москвичей мы подкопили кое-какой жирок.
И вот еще что. Мы изначально строили свою сеть как региональную - только по Свердловской области - и не ставили задачу экспансии на соседние территории, понимая, что между Екатеринбургом и тем же Челябинском большая ментальная разница.
Быть частью среды
- В каком смысле - ментальная разница?
- Урал - очень интересная территория. Здесь столько народу понамешано. И все люди разные: русские, немцы, башкиры, татары... И у каждого - своя ментальность.
- Это имеет значение для торговли бытовой техникой?
- Принципиальнейший момент.
- Какая разница, башкиру или русскому продавать холодильник?
- А вот давайте съездим в европейскую Турцию или в европейскую Швецию и поймем разницу в организации торговли. То, что требуется шведу, не требуется турку. И наоборот. Другая система отношений. И здесь - то же самое. Ментальность - внутри. Сверху - тонкий слой советского человека, а внутри - многовековые культурные традиции. Вы можете смеяться, но когда в Екатеринбурге человек заходит в магазин что-то купить, ему гораздо легче общаться с консультантом - представителем своей нации или своей культуры.
- Вы что же, специально подбираете своих продавцов?
- Нет. Мы показываем им, как правильно продавать. Вот посмотрите: Москва рождала попсу, а Екатеринбург - школа русского рока. Почему? Потому что Москва ориентирована на технологии. Она предлагает, грубо говоря, "Макдоналдс", универсальный продукт. А мы настроены на более личные интересы людей, поскольку в нашем городе больше людей доверяют "своей" компании: это мой магазин, это мой продавец, это мой банк. Это более близкие, что ли, отношения между продавцом и покупателем. Не отношения по схеме "товар-деньги-товар", а по схеме "давайте вместе обставим вашу квартиру". Вам нужен холодильник? А у вас какая семья? Сколько детей? У вас есть бабушка? Ей будет неудобно нагибаться в нижние ящики, поэтому вам нужно покупать холодильник с верхней морозильной камерой. Ну и так далее.
- Вы интуитивно вышли на такую схему?
- Не знаю. Но я, например, сознательно ограничиваю свой собственный уровень потребления. Стараюсь находиться рядом со средним классом, который и является моим покупателем. Может, я по материальному уровню чуть выше, но не отгораживаюсь. Пока ты часть среды, ты все понимаешь и делаешь магазин под себя. Сегодня делаешь магазин под себя, а завтра народ к тебе подтягивается - все становится нормально. Так ты чувствуешь нерв этого города. И в итоге что? А то, что у нас с начала 2000 года - самый высокий в регионе съем с квадратного метра на собственных площадях. И это - основа нашей конкурентоспособности. Мы - одна из немногих сетей, которая в лоб конкурирует с "Эльдорадо", не отказываясь от формата дискаунтера.
Мы - и я говорю об этом уверенно - в принципе готовы выдержать любую ценовую войну. На собственных площадях, с собственными ресурсами и с высокой долей лояльных покупателей мы можем сидеть на низких ценах вечно. Ну не будем зарабатывать пять лет... Ну и что? Денег у нас достаточно. Поэтому никаких ценовых войн в Екатеринбурге не было и, я надеюсь, не будет. К тому же мы живем по средствам.
- А зачем?
- Да здесь как с кредитами. Вот почему только тридцать процентов людей готовы брать жилье в ипотеку, а остальная часть населения говорит: да ну ее на фиг. Просто все думают: а вдруг что случится? А мало ли что? Это специфика русского человека. У меня - то же самое: а вдруг наберем кредитов больше, чем можем заплатить? А вдруг какой кризис на рынке? И вообще - мало ли что? Как я уже говорил, все вопросы на каждый день должны быть решены.
- Вы совсем отказываетесь рисковать?
Вот пришла бы к тебе твоя тетка или бабушка, как бы ты им продал? Наверняка хорошо. Так ты и покупателю продай, как своей бабушке. Как только это поймешь, у тебя все получится
|
- Мы соблюдаем очень простые правила: не берем и не даем взяток, не имеем связей с криминалитетом. Да, иногда мы теряем деньги. Были случаи, когда нам не платили деньги оптовые покупатели.
- И что вы предпринимали?
- Просто переставали общаться. В суд обращаться бессмысленно: судебная система не работала и не работает. Вообще в бизнесе в отличие от жизни надо привыкать к потерям. В жизни ты не можешь себе позволить регулярно терять кошелек. А в бизнесе три месяца находишь кошельки, два месяца - теряешь. Но если в конце года колонка "итого" у тебя хорошая, если она приносит тебе удовольствие и ты чувствуешь себя конкретным пацаном, если у тебя хороший уровень прибыли, то и прекрасно. А так - где-то найдешь, где-то - потеряешь...
Ценить покупателя, как самого себя
- Потери могут быть совершенно разными. Возьмем тот же персонал. Ни один предприниматель не избежал ситуации, связанной с нелояльностью персонала. И не то чтобы воруют, а так: кто-то где-то скидочку не ту дал знакомому или еще что-то. Впрочем, и воруют тоже. Но только не надо относиться к этому как к предательству или форс-мажору, обижаться на весь мир, начинать подбирать людей по непонятной схеме, типа: пусть будет дурак, но честный... Или вот еще. Народ паникует: вдруг этот уйдет и унесет нашу клиентскую базу. Я говорю: ну и что? Пусть. Ведь наше конкурентное преимущество не в том, что мы обладаем эксклюзивным правом на обладание покупателями и поставщиками. Просто каждому из поставщиков и покупателей мы предлагаем то, что не могут предложить другие. Как с женами: можно на свою надеть паранджу и никому ее не показывать. А можно не надевать - пусть на нее все смотрят, но я буду лучше, и она от меня никуда не уйдет.
- Почему же тогда все так бьются из-за своей клиентской базы?
- Мифы бизнеса. Это моя точка зрения. Единственно, что ценно, так это условия сделок. Приобретение чужой информационной базы по условиям сделок действительно может оказаться выгодным. Да и то ненадолго. А по поводу клиентской базы мы никогда не беспокоились. Мы думаем о другом. Ведь что делают фирменные магазины? Они просто выдают коробки, а не торгуют. За них все делает фирма-производитель. Человек приходит в магазин, он знаком с брэндом, знаком с характеристиками - и ему выдают коробку... Это пассивная торговля. Я думаю, что такая торговля в нашем сегменте вообще вымрет в обозримом будущем.
- И что будет?
- Только мультибрэндовые магазины - с большим количеством собственных товарных линеек, то есть производимых под твою торговую сеть, с заданными тобой параметрами. Например, пылесос мощностью тысяча двести ватт, красный, себестоимостью двадцать пять долларов. Мы собственную марку не поддерживаем, у нас есть несколько хороших партнеров - торговых марок, не буду называть каких. И мы производим товарные линейки под себя. За этим - будущее.
- И все-таки, когда "Эльдорадо", "М.Видео", "Мир" пришли на ваш рынок, вы стали предпринимать что-то особенное? Что-то, чтобы перекрыть им дорогу?
- Да ничего не стали предпринимать. У нас есть свое понимание того, что нужно покупателю. А москвичи предлагают национальный брэнд, единую рекламную кампанию... Она, кстати, не всегда попадает в цель, поскольку те, кто ее делает, исходят из психологии московского потребителя.
- А как может "не попасть" реклама?
- Самый яркий пример тому - слоган "Сосу пыль за копейки". К чему такой эпатаж? Татары, например, просто с ума сходили от такой рекламы: для человека мусульманской культуры это звучит немыслимо. Этой рекламой нанесен огромный вред не только брэнду "Эльдорадо", но и брэнду LG. Вообще реклама - это имидж. Имиджмейкеру можно, конечно, довериться, но крайне редко.
- Вы сами свою рекламу придумываете?
- Я участвую в креативной группе, в ней несколько человек, придумывающих некую общую идею, подбирающих персонажей и слоган.
- Какой посыл сегодня "цепляет" екатеринбуржцев?
- В прошлом году прижилось "Выбор больше и дешевле". Сейчас популярен слоган "Большие скидки, маленькие цены".
- Вы как-то отслеживаете эффект от своей рекламы?
- Одна из наших идей - давать не общую рекламу торговой сети, а рекламу конкретных продуктов. Мы создаем некий торгово-рекламный план, все затачиваем под конкретный продукт и следим, что с этим продуктом потом происходит: какой рост прибыли, какой рост интереса к брэнду. Смотрим, как рекламное воздействие повлияло на рынок. А если при этом продукт еще и эксклюзивен, то есть его нет в других торговых сетях, то эффект рекламного воздействия можно оценить уже без корреляций. Говорят, будто пятьдесят процентов денег на рекламу тратится зря, и никто не знает, какие именно пятьдесят процентов. Мы надеемся, что зря тратим двадцать процентов, но знаем, какие именно. И никаких университетов для этого кончать не обязательно, надо лишь четко понимать, чего ты хочешь достичь. И тогда механизмы находятся сами собой. Ничего великого в торговле нет. Просто надо ценить покупателя, как самого себя.
- И как это осуществить на практике?
- Человек обычно делит: вот зона, где живу я сам и мои близкие, а вот - та, где живут все остальные. Лучший продавец тот, кто распространил зону "близких" на зону "остальных". Вот пришли бы к тебе твоя тетка или бабушка, как бы ты им продал? Наверняка хорошо. Вот ты и покупателю продай, как своей бабушке. Или как брату. И этому не надо учить. Это у человека либо есть, либо нет.
Лучшее корпоративное правило - отсутствие правил
- Вы намекаете на то, что не обучаете свой персонал?
- У меня очень нетрадиционная для современного бизнеса ситуация. Мы практически закрыли образовательные программы в компании. Не тратим на них безумных денег. Если нужен финансовый менеджер, которого мы хотим вырастить из бухгалтера, тогда, конечно, мы посылаем его учиться. Но тренингов в традиционном понимании мы не проводим. Не учим всех подряд стратегии. Зачем, если должности мы пока не сможем предоставить?
Да, мы опираемся на низкие цены, да, мы считаем, что люди жадные, что они удавятся за три рубля. Мы сами такие. И мы будем им эти три рубля давать
|
- А чем вам тренинги не по нраву? Многие ритейлеры сейчас активно используют как раз этот метод обучения персонала...
- Перегретые, переученные люди очень часто уходят на другие места. И это общая ситуация. В этом году, правда, мы хотим провести один-два корпоративных семинара по управлению проектами - это то, что нам сегодня нужно.
А что касается тренингов, тут есть еще одна проблема. Человек, возвращающийся, к примеру, с трехдневного семинара или тренинга, за эти три дня не превратился в пророка. Он стал адептом - он уже верит в идею, но не может ее донести до коллег. И просто говорит: "Классно!" А ему в ответ: "Что классно-то? Иди, работай давай. Три дня балду гонял, за тебя люди работали!" И через неделю он возвращается на прежние рельсы... Но учиться мы не запрещаем. И когда кто-то говорит, что хотел бы посетить такой-то курс, не помню случая, чтобы ему отказали. Но! Все хорошие тренеры - люди харизматичные. Ходить к ним на тренинги - все равно, что один день в неделю посещать буддийский храм, в другой - христианскую церковь, третий и четвертый - мечеть или синагогу. А потом возвращаться и размышлять: как же мне поступить-то? Как буддисту или как христианину? В целом - вроде бы одно и то же, но нюансы-то значительные... Я видел массу заученных людей. И уверен, что вера в себя - гораздо важнее, чем вера в чужое.
- У вас есть корпоративная этика?
- У нас нет миссии компании, нет корпоративной этики. Мы никакие правила жизни не прописываем. Слово сказанное - серебро, а не сказанное - золото. Все, что написано, становится для тебя веригами. Но то, что я сегодня говорю, относится лишь к сегодняшнему дню. Через месяц все может быть немного по-другому. И если рынок потребует, мы будем перестраивать компанию. И скажем об этом людям. Как в этом году себе сказали: да, мы долгое время, являясь дискаунтером, пытались изобразить из себя супермаркет. Теперь мы перестали изображать супермаркет и открыто говорим: мы - дискаунтер. Да, мы опираемся на низкие цены, да, мы считаем, что люди жадные, что они удавятся за три рубля... Мы и сами такие. И мы будем им эти три рубля давать. То есть будем честны по отношению к самим себе и своим покупателям - не станем продавать фуфло за смешные деньги, станем продавать нормальный товар, будем его отбирать, отвечать за качество, обслуживать.
Все, что требуется человеку сегодня, - это чувство комфорта. Именно оно и должно сохраниться, чтобы некто, будь у него нужда в товаре, который мы предлагаем, мог к нам вернуться. Эти вещи мы сейчас проговариваем.
Зачем нужна оппозиция
- Какой у вас сейчас годовой объем продаж? Он растет?
- Примерно сто миллионов долларов в год. На сегодня это где-то пятая часть регионального рынка. И растет. Думаю, что в 2004 году мы выйдем процентов на двадцать пять роста. Рынок растет, у людей реально появляются деньги. Когда говорят, что Свердловская область на шестьдесят девятом месте по уровню жизни, я смеюсь. Думаю: интересно, а на ком мы зарабатываем деньги? Может, кто прилетает из космоса и покупает у нас все это? Или из Москвы за холодильниками едут?
- При таком славном развитии бизнеса, зачем вы, Илья, пошли в политику? Почему не занялись чем-нибудь более интересным?
- Я и занялся интересным. Для меня. Пойти во власть - все равно что съездить за границу. Если ты живешь в одной России, ничего не видел, нигде не был, в заграничный магазин не заходил, ты просто не понимаешь, как и что делать. А если где-то был, тебе все легче. Когда персонажи с экранов становятся понятными людьми, ты видишь, что губернатор или еще кто-нибудь - нормальные живые люди, видишь, как они принимают решения... Власть - это всего лишь некий путь к пониманию того, как устроена жизнь. И ничего в ней больше нет.
- То есть вы пошли в политику только для того, чтобы узнать, как устроена жизнь? Не ради развития бизнеса, связей и знакомств?
- Я пошел в политику, потому что у меня для этого появились время и возможность посмотреть другую часть жизни. Может, это звучит несколько надуманно, но без понимания того, как устроено управление страной, просто нельзя развивать здесь бизнес. Я же из бизнеса никуда не ушел. Просто сегодня моя роль в компании - стратегическое развитие бизнеса. А освободившееся время я могу потратить на политику. Сижу вот в этом непрезентабельном кабинете вместе с помощником.
- А почему, действительно, он такой непрезентабельный? Все-таки вы - депутат областного законодательного собрания, заместитель председателя комитета по экономической политике...
- Потому что мы - оппозиция. А оппозиции у нас хороших кабинетов не дают.
- Как вы попали в оппозицию?
- В свое время я входил шестым номером в первую сотню "Единства". Мне нравились идеи "Единства" времен Шойгу, поскольку мы шли как альтернатива действующей власти, как антибюрократическая партия. Да, во многом это был медийный и политологический продукт, но это было то, чего люди ждали. Время танков кончилось, пришло время восстанавливать страну, и мы в это верили. Потом появилась "Единая Россия", которая довольно быстро превратилась в партию бюрократов, и мне стало неинтересно. К тому же меня из нее уже выгнали.
- За что?
- За то, что не стал поддерживать одного партийного кандидата, и теперь многие мне говорят: все, у тебя черная метка. Теперь тебя из всех списков повычеркивали, ты никогда не станешь президентом. А я и не собирался им становиться.
- Это и в самом деле черная метка?
- Конечно. Для номенклатуры. Я же нарушил партийную дисциплину - не согласился с решением партии. Так что теперь я - пострадавший от политических репрессий. А если серьезно, то я думаю, что "Единая Россия" сегодня имеет серьезные внутренние и имиджевые проблемы. Хотя она - один из структурообразующих элементов России. Ведь Россия - на самом деле бешеная страна, дикая внутри. Держать ее не очень просто. И я отчасти понимаю, зачем строилась такая единая федеральная партия. Да я и сам еще недавно ее строил... Но мне кажется, мы не можем позволить ни одной партии иметь подавляющее большинство. Это плохо для демократии. Для меня демократические ценности - одни из главных. И если у кого-то есть возможность продавить решение, не обсуждая его и не доказывая свою правоту, это негативно скажется на качестве принимаемых решений.
Кстати, авторитарно управляемые компании, в которых работают люди, считающие, что сам статус генерального директора позволяет нести любую ерунду, в большинстве своем вымерли или вымрут. А если люди садятся, придумывают, спорят, сравнивают точки зрения, а потом приходят к какому-то оптимальному для компании решению, это прекрасно. Так и здесь. Я считаю, что всегда нужно договариваться. Я думаю, что лучший бой тот, который не состоялся.
Такой уральский народ
- Илья, не кажется ли вам удивительным, что человек с практически буддийской психологией, уверяющий, будто лучший бой тот, который не состоялся, находится в оппозиции власти?
- Кажется. Это действительно какой-то кошмар. Но одновременно я думаю, что любое творчество рождается от собственного достоинства. И забитый человек не может творить. И еще вот что. Когда наш председатель правительства области говорит о существовании некоего уральского народа, то он, может, и прав: есть такой народ. На Урале - в этом котле - кто только ни варился, начиная от казаков, декабристов, каторжан, инородцев и вплоть до ссыльных немцев, заключенных и прочих. Есть в нас некое вольнолюбие, внутренняя гордость. И я - один из продуктов этого котла. Кстати, в Свердловской области, несмотря на то что "Единая Россия" немножко народ поддушила, существуют разные точки зрения и относительно независимые СМИ. Это не позволяет власти совсем уж зарываться. А бизнес имеет возможность напоминать ей о своих интересах.
- Сколько человек в оппозиционной фракции, которой вы руководите?
- Три человека.
Авторитарно управляемые компании, где люди считают, что сам статус генерального директора позволяет нести любую ерунду, в большинстве своем вымерли или вымрут
|
- И эти три человека могут на что-то в думе влиять?
- Если ты работаешь с умными людьми, то влияешь убеждением, а не статусом и не административным ресурсом. Круто, конечно, взять и кому-то что-то приказать. Но убедить - круче. И с точки зрения личности гораздо важнее.
- Так на что вы хотите влиять? На развитие собственного бизнеса?
- В политике заниматься тупым лоббированием своего бизнеса нельзя. Ни по понятиям, ни по совести. Под понятиями в данном случае я имею в виду корпоративные понятия политтусовки. И это ценится везде, независимо от того, чем ты занимаешься, тебя уважают за честность, твердость позиции и умение отстаивать свою точку зрения.
- В политике уважают за честность? Я не ослышалась?
- Здесь честность специфическая. Смотря по отношению к кому. Здесь тоже своя корпоративная этика. Если ты обещание давал, ты должен его сдержать. Если не давал, а кого-то не то что обманул, а переиграл, то в политике это считается хорошо. Интрига здесь приветствуется.
Что касается публичных заявлений, обещаний, то тут все иначе. Переговорить человека в прямом эфире невозможно - публика просто не разберется. Поэтому в СМИ нормального диалога не получается. Сегодня не начало девяностых, когда люди слушали съезды. Сегодня от политики требуется шоу, как от программы "Большая стирка". Это прискорбно, но так во всем мире. В СМИ не бывает аргументов - там картинки. Если мы будем сравнивать бизнесы, то не важно, что представляют сами по себе компании, мы конкурируем рекламой, внешними образами: кто как выглядит, кто как говорит. Вот почему сейчас выступления многих политиков сводятся к бессмысленным "теркам" о том, почему лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным.
- А ваш губернатор принимает оппозицию?
- Конечно, не принимает. Но я считаю Росселя большим демократом, поскольку оппозиция у нас жива. И никаких особых гонений нет. Мы с ними боремся, они - с нами. Мы обращаем внимание на их недостатки, они обращают внимание на собственные достоинства.
- И вас кто-нибудь слышит?
- Слышит. Правда, сейчас все сложнее, чем раньше. Раньше был более адекватный состав думы, позволявший принимать более позитивные решения. Сегодня пока тяжело. Но я не могу сказать, что такая у меня радость: сидеть и доказывать Росселю, что он был там-то не прав или сказал неудачно. Ни в коем случае. Речь, напоминаю, идет о том, что в подготовке каких-то решений должны существовать альтернативные точки зрения. Мы стараемся не дать превратить наше законодательное собрание в некий филиал "Единой России".
Не могу сказать, что такая у меня радость - сидеть и доказывать Росселю, что он там-то не прав. Просто в подготовке каких-то решений должны существовать альтернативные точки зрения
|
Я не говорю о том, что сотрудники правительства Свердловской области не разбираются в предмете. Разбираются. Но у нас в отличие от президента с его достаточно мощным аппаратом, который может вовремя приостановить дурное законотворчество типа закона о митингах и манифестациях, все похуже. Бывают ситуации, когда принимаются законы, противоречащие федеральным. Или вот, например, сейчас требуется повышение зарплаты бюджетникам, полтора миллиарда рублей. Говорят, давайте отнимем у бизнеса, потому что больше взять негде. Но при внимательном рассмотрении выясняется, что эти полтора миллиарда наскребаются по мелочам: где-то мы не дали налоговую льготу близкому предприятию, где-то не приняли какую-то ненужную программу, по которой бюджетные средства уйдут не пойми на что... А еще у нас в Свердловской области до сих пор существуют такие замечательные вещи, как продовольственная безопасность. Мы говорим: от кого? От челябинцев, от Оренбургской области? От кого мы будем защищаться? От Кургана? Это же бред. Мы не даем за бесценок распродавать и раздавать государственную собственность. Мы на это обращаем внимание.
- Что значит - обращаете внимание?
- На заседаниях и в СМИ. Сейчас, правда, политика снова перемещается под ковер, не выходит на поверхность. И я думаю, что когда-нибудь все эти дела приведут к тому, что снова вырастет роль СМИ. Если в них пойдет речь о реальных проблемах, они будут выбиваться на фоне этого общего славословия и словоблудия. И мы сейчас активно взаимодействуем с четвертой властью. А вообще я считаю, что сегодня ситуация в Свердловской области достаточно сбалансированная.
- Вы хотели бы переизбраться?
- Хотел бы. Понимаю, что этого может и не произойти. Расстраиваться не буду. А единственная причина, по которой я, наверное, уйду из политики, - это если наступит полный клинч: все решения будут приниматься без голосования, без обсуждения, людьми, которые не то что не имеют соответствующего образования, но и не имеют даже навыков и желания разбираться. Если решение будет приниматься по звонку из Москвы.
- Думаете, может настать такое время?
- Думаю, да. И я, например, не знаю, насколько сегодня можно говорить о существовании законодательной власти в стране. Потому что законотворчество - это творчество. И художник отличается от ксерокса. Там - ксерокс. Там нет творцов. Раньше там были лоббисты, популисты, была жизнь. Сейчас там ксерокс.
Елена Борисова
26.07.2004
Журнал Эксперт