Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Жизнь после комы

Российская почта учится зарабатывать деньги

В течение 1990-х российская почта пережила состояние "клинической смерти": объемы перевозок по некоторым видам почтовых отправлений сократились в 20 раз. Лишившись стабильного финансирования, почта едва не отдала Богу душу. Теперь у нее появилось видение собственного будущего. Об антикризисном плане рассказывает Игорь Сырцов, возглавивший российское почтовое ведомство год назад.

Пребывая в кризисе, почта делала попытки найти себя в новых экономических условиях, однако, будучи государственным предприятием, оказалась недостаточно маневренной для бизнес-проектов. Обладая уникальной сетью из 40 000 отделений по всей России, она не смогла воспользоваться этим преимуществом. Наиболее доходные бизнесы – международную доставку, директ-маркетинг, корпоративную подписку – стали перехватывать мелкие компании, оставляя национальному почтовому оператору исключительно социальную нагрузку.

«Ко»: У «Почты России» есть шанс стать коммерчески успешным предприятием?

 

Игорь Сырцов: Наша задача сделать почту не коммерческой, а коммерчески ориентированной. Мы не собираемся отходить от концепции национального почтового оператора, да это и не в нашей власти. Предприятие создано и регулируется государством, и государство возлагает на него определенные функции.

Почта обладает уникальной возможностью «дойти» до каждого гражданина страны, ни у какой другой организации в России такой возможности нет.

Сейчас мы проводим реструктуризацию «Почты России». Цель – объединить почтовые активы разрозненных управлений почтовой связи в рамках одного юридического лица. Следующим шагом станет перестройка бизнеса с целью сделать его максимально ориентированным на потребности клиентов. Изначально почтовая сеть строилась под совершенно другие задачи. В советские времена главной задачей ведомства было обеспечить каждому гражданину страны возможность ежедневно в 7 часов утра получать газету «Правда». Для решения этой задачи создавалась мощнейшая инфраструктура: строились здания, производственные мощности, почтовые вагоны. Сейчас эта функция исчезла. Объемы пересылаемой корреспонденции по некоторым категориям сократились в 20 раз.

Однако в условиях роста экономики возрастает и спрос на почтовые услуги.

«Ко»: Что «Почта России» может предложить корпоративному сектору?

И.С.: В России не существует логистической системы федерального масштаба. Когда компания выходит за пределы своего региона, перед ней встает выбор – строить свои логистические сети или обращаться к почтовым компаниям. Даже в советские времена на почту возлагались определенные функции, необходимые для обслуживания предприятий: доставка мелких запчастей и деталей. Сейчас спрос на подобные услуги растет, но, чтобы завоевать этот рынок, нам необходимо наладить режим доставки «от двери до двери», контроль прохождения посылки в реальном времени при помощи информационных систем, обеспечить гарантии доставки в точно установленные сроки.

«Ко»: Для поддержания почтовой сети федерального масштаба нужно держать на плаву убыточные почтовые отделения. Сколько их?

И.С.: Мы действительно тратим значительные средства на поддержание сети: более 70% филиалов «Почты России» убыточны. В этой ситуации можно выбирать из двух вариантов: закрывать нерентабельные филиалы или пытаться сделать их прибыльными за счет дополнительных сервисов. Мы выбрали второй путь.

«Ко»: Какова судьба «почтового банка»?

И.С.: Как таковой, банковский проект еще не оформлен. Мы изучаем западный опыт и возможности его применения в России. Это очень непростой и затратный проект, но мы считаем его перспективным. Банковского сервиса в сельской местности в России практически нет, а деньги на селе есть. Наверное, они не очень большие, но это деньги, которые находятся, что называется «в чулке». Я думаю, коммерческим банкам вряд ли удастся освоить эти средства: в нашей стране, особенно в сельской местности, велико недоверие к коммерческим учреждениям. А почте люди доверяют. Кроме того, мы не ждем клиентов в офисе. Мы приходим к ним домой.

Проблема в том, что создать банк собственными силами мы не в состоянии. Это весьма значительные затраты. К тому же банковская деятельность не является для нас основной. Сегодня есть несколько пилотных проектов, дальше дело пока не пошло.

«Ко»: В России действует несколько систем денежных переводов: Western Union, Money Gram, Anelik, «Рапида» и другие. Не кажется ли вам, что вы упустили инициативу?

И.С.: Мы активно занимаемся развитием системы электронных денежных переводов и возлагаем большие надежды на это направление. Доходы от проекта «КиберДеньги» в первом квартале 2004 года выросли на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2003 года, несмотря на то, что осенью 2003 года мы снизили тарифы на эту услугу на 35%. Среди новых клиентов, к примеру, банки, работающие в сфере потребительского кредитования. Они используют почтовую сеть для сбора платежей. По данным экспертов, в 2004 году объем подобных переводов в России составит $4 млрд.

«Ко»: Какие другие услуги в финансовом секторе вы предлагаете?

И.С.: С июля 2003 года «Почта России» начала продавать через сеть почтовых отделений полисы по добровольным видам страхования, а также полисы обязательной автогражданской ответственности водителей.

«Ко»: Собирается ли «Почта России» заниматься директ-маркетингом?

И.С.: Этот сегмент в России растет быстрыми темпами. Ежегодный прирост составляет до 55%, доля директ-маркетинга в общем объеме рекламных услуг составила в начале 2004 года 6,3%. Сеть «Почты России» вне конкуренции по охвату населения, и мы намерены активно развивать сотрудничество с компаниями, работающими в этой сфере.

Другим важным направлением является торговля по каталогам. По данным Ассоциации дистанционной торговли, объемы продаж на рынке посылочной торговли в 2003 году по сравнению с 2002-м выросли почти в два раза. «Почта России» на местном уровне давно занимается розничными продажами. В 2003 году совокупный розничный товарооборот всех наших отделений составил $215 млн, что превышает оборот многих российских розничных сетей.

«Ко»: Недавно Минсвязи РФ передало «Почте России» право оказывать услуги экспресс-доставки, отобрав их у совместного предприятия «ЕМС Гарантпост». Чем это объясняется?

И.С.: Причин несколько. Во-первых, такова мировая практика. В большинстве европейских государств функции экспресс-доставки принадлежат национальному почтовому оператору. В России ситуация иная. Здесь в 1990 году было создано совместное предприятие, в состав акционеров которого вошла «Почта России» (60% акций), «Аэрофлот» (15%), Air France совместно с французской почтовой службой Chrono Post (24%) и «НОМОС-Банк» (1%).

Несмотря на то что «Почте России» принадлежало 60% «ЕМС Гарантпост», устав СП был принят в такой редакции, что практически все решения принимались только 100% голосов акционеров. Поэтому возможность «Почты России» влиять на стратегию развития компании была ничтожна. Неоднократные попытки почтовиков предложить новые правила управления СП наталкивались на полное неприятие со стороны западных акционеров.

Являясь национальным оператором экспресс-доставки, компания «ЕМС Гарантпост» имела только два филиала в России: в Москве и Санкт-Петербурге. Основная нагрузка по доставке ложилась в результате на сеть федеральной почтовой связи. Мы фактически были поставлены перед необходимостью отрабатывать «барщину». В 1997 году было заключено соглашение, по которому тариф за отправку посылки составлял 45 рублей – в тот момент это было около $9. Тариф не менялся до 2003 года.

Компания «ЕМС Гарантпост» не занималась развитием бизнеса в национальном масштабе. На рынке экспресс-доставки этой компании принадлежало не более 13%. Для сравнения: доля рынка DHL – 51%. В результате было принято решение передать функции оператора экспресс-доставки «Почте России».

Мы не просто забрали «плохо лежащий кусок». Первыми же шагами «Почты России» стало создание услуг совершенно нового качества. Сейчас запущена информационная система, позволяющая отслеживать прохождение пакета в реальном времени, вне зависимости от того, где необходимо отслеживать доставку: на территории России или за рубежом.

«Ко»: Как вы намерены развивать почтовую инфраструктуру?

И.С.: «Почта России» начала создавать собственный авиапарк. Совместно с компаниями «Авикос» и «Авиа-Лизинг» мы взяли в аренду самолет Ан-12 (этот самолет совершает регулярные почтовые рейсы по городам Дальнего Востока и Сибири. – Прим. «Ко»). Собственные самолеты помогут экономить существенные средства: ежемесячно почта выплачивает различным авиакомпаниям порядка $1 млн за авиадоставку корреспонденции только из Москвы. Мы анализируем результаты проекта и, исходя из анализа, в ближайшее время решим, стоит ли арендовать новые самолеты. (На прошлой неделе на авиасалоне в Фарнборо «Почта России» и «Компания «Сухой» подписали меморандум о разработке и производстве почтово-грузовых самолетов. – Прим. «Ко».)

Другой проект, требующий серьезных инвестиций, – создание автоматизированных сортировочных центров, которые позволят сократить сроки доставки корреспонденции. Уже выбран подрядчик для строительства подобного центра в Московской области – по результатам тендера, им стала итальянская компания Elsag. Проект обойдется в сумму более $70 млн. Второй центр планируется в ближайшие несколько лет возвести в районе Санкт-Петербурга. Чтобы обеспечить обслуживание клиентов по европейским стандартам, «Почте России» необходимо построить 60 автоматизированных сортировочных центров по всей России. В рамках государственной программы реформирования почты на развитие национального почтового оператора планируется потратить $350 млн.

«Ко»: Допускаете ли вы, что контрольный пакет акций «Почты России» будет продан в частные руки?

И.С.: Отвечу прямо: теоретически допускаю. Но категорически отрицаю, что это возможно в ближайшее время. В мировой практике есть примеры успешной приватизации почтовых служб: в Голландии было продано в частные руки 60% государственной почты, в Deutsche Post государство избавилось от 30% акций. В этом году почта Японии заявила, что в 2007 году готова начать процесс приватизации.

Что касается «Почты России», отрасль серьезно пострадала от экономических реформ, которые проводились в 1990-е годы. Несмотря на то что спрос на почтовые услуги растет, предприятие и сейчас находится в непростом положении. Я не верю, что сейчас найдется инвестор, готовый заплатить серьезные деньги за контроль над «Почтой России». А за копейки государство продавать ее, я надеюсь, не будет. Поэтому до приватизации нужно решить множество сложных задач. В планах государства – акционирование предприятия, но при этом 100% акций останется в руках госструктур.

Что такое «Почта России»

«Почта России» в ее нынешнем виде создана распоряжением правительства РФ от 5 сентября 2002 года. В настоящее время идет процесс объединения региональных организаций федеральной почтовой связи в единое предприятие ФГУП «Почта России». Объединение планируется завершить к концу 2004 года

Персонал – более 310 000 человек

Объемы доставки: более 1 млрд писем, 3 млрд печатных изданий, 13 млн посылок и 44 млн денежных переводов в год

Оборот компании не раскрывается. По данным Минсвязи РФ, в 1 квартале 2004 года рынок почтовых услуг в России составил $165 млн

Резюме Игоря Сырцова

Год рождения: 1951

Образование: МГУ, экономический факультет

Опыт работы:

С июня 2003 – настоящее время – ФГУП «Почта России», генеральный директор

2000 – 2003 – ФГУП «Международный почтамт», генеральный директор

1999 – 2000 – советник председателя государственного комитета РФ по телекоммуникациям

1998 – 1999 – РИА «Новости», советник председателя правления

1990 – 1998 – нефтяная компания «Атлас», вице-президент; «Атлас Моторс Групп», генеральный директор

1982 – 1990 – работал в системе Миннефтегазстроя СССР


Антон Бурсак
26.07.2004  журнал Компания

26.07.2004



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов