Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Интервью: Алексей Шавров, генеральный директор группы компаний "Исток"

"Мы не торгуем водкой, мы создаем многопрофильный холдинг"

Группа “Исток” — один из крупнейших игроков российского алкогольного рынка. До недавнего времени компания, чье производство сконцентрировано в Северной Осетии, оставалась полностью закрытой: о ее работе можно было судить только косвенно — по данным Госкомстата об объемах ликероводочной продукции в региональном разрезе. Но в этом году в “Истоке” начались крупные изменения, в том числе и кадровые. Компания приступила к перестройке системы управления и пригласила на пост гендиректора бывшего менеджера “Объединенных машиностроительных заводов” Алексея Шаврова. В своем первом интервью в этом должности Шавров рассказал “Ведомостям” о трансформации “Истока”, ассоциирующегося исключительно с производством алкоголя, в диверсифицированный холдинг.

— Почему вы решили сменить место работы?

— Начался процесс слияния ОМЗ с “Силовыми машинами”, приход новых акционеров. В силу определенных договоренностей атомный бизнес, за который я отвечал в ОМЗ, должны были курировать менеджеры “Силовых машин”. Поэтому я стал рассматривать альтернативные варианты трудоустройства. Могу сказать, что рассмотрел много предложений…

— А почему вы выбрали именно “Исток”? Немного странно: после атомной промышленности — производство водки.

— Дело не в том, что “Исток” производит. Я специалист по корпоративному управлению, и я обнаружил, что у “Истока” есть серьезный потенциал для развития в направлении корпоративного строительства. К тому же у алкогольной отрасли есть потенциал. По работе в компаниях “Олейна” и “Юнибраско” я хорошо знаю потребительский рынок и производство продуктов питания. Производство водки по сырьевым компонентам и технологии имеет нечто общее с производством подсолнечного масла. Кроме того, у меня осталось много связей среди дистрибьюторов. После ухода из ОМЗ у меня было немало предложений от различных сбытовых компаний. Но я их не рассматривал.

— Вам неинтересно заниматься сбытом?

— Повторюсь, я специализируюсь в вопросах корпоративного управления, и в “Истоке” есть масса возможностей, которые могут быть реализованы, компания может выйти на совершенно другой уровень развития.

“Исток” начинает открыто говорить о других проектах помимо производства винно-водочной продукции. Это нефтеперерабатывающий бизнес, дистрибьюция алкогольной продукции и управление футбольным клубом. Я хорошо знаю эти рынки и направления бизнеса.

— И футбольный бизнес тоже хорошо знаете?

— В меньшей степени. Но бизнес-процессы везде универсальны, и футбол — это тоже управленческий процесс.

— То есть “Исток” вам понравился тем, что он сейчас переходит на новый этап развития?

— “Исток” — изначально алкогольная компания, сегодня находится в процессе превращения в группу, в которой будет четыре равноправных бизнес-направления. Естественно, они сейчас не равновеликие. Футбол, например, как бизнес по размеру меньше, зато лидирует по затратам. Тем не менее у команды хорошие результаты, мы видим прогресс.

— Вы нацеливаете компанию на размещение акций на бирже?

— Не исключено. Мы рассматриваем различные варианты привлечения дополнительного капитала для развития вплоть до выхода на биржу. Сейчас мы достраиваем корпоративную структуру, до конца года планируем начать аудит по международным стандартам.

— Акционеры уже готовы к выходу на биржу или они считают, что “Исток” должен оставаться частной компанией?

— Мы должны максимально использовать те преимущества, которые нам дает тот или иной статус. Сказать, что я сторонник одного или другого [пути развития], я не могу. Все зависит от ситуации. Но если мы хотим развиваться, реализовывать долгосрочные, крупные проекты, привлечение требуемых денежных ресурсов с помощью корпоративных инструментов неизбежно.

— Теперь давайте поговорим об отдельных бизнесах “Истока”.

— Сейчас практически завершен процесс создания дистрибьюторской компании “Исток-Трейдинг”. Охвачены все регионы России, задействовано более 300 единиц транспорта, у компании есть собственные отделения в 10 региональных центрах, в ней работают порядка 800 человек. В “Исток-Трейдинг” инвестировано около $20 млн. Это классическая дистрибьюция, построенная и функционирующая по западной системе с элементами российской специфики. В отличие от многих компаний в нашей стране мы можем любой из наших продуктов быстро разместить на полках магазинов по всей стране и, более того, будем точно знать, в какие сроки это произойдет. Мы этот бизнес рассматриваем как открытый автономный проект и готовы работать и для других производителей алкоголя, если их продукция не впрямую конкурирует с нашей. Мы гарантируем полную прозрачность, бизнес полностью оцифрован, и за определенные деньги мы готовы гарантировать партнерам некий процент дистрибьюции по стране.

— Но ведь, например, крупные иностранные поставщики алкоголя уже все “разобраны”, имеют договоры с дистрибьюторами.

— Значит, будем бороться. Единственное место, где наша дистрибьюция еще не достроена, — это Москва, но в ближайшие несколько недель все будет завершено.

— А какие у вас планы в отношении алкогольного производства?

— Могу ответственно сказать, что наш производственный комплекс — один из лучших в мире. В его создание вложено более $130 млн, и он продолжает совершенствоваться и дооснащаться.

— У водки с Северного Кавказа в России не очень хороший имидж. Считается, что там в массовых количествах производится дешевая, зачастую полулегальная водка не очень хорошего качества. Вряд ли такой имидж устраивает “Исток”. Как вы боретесь с этим имиджем?

— Я, честно говоря, не понимаю, что такое имидж Северного Кавказа, той же Осетии. Осетия — это такая же часть Российской Федерации, как, например, Воронежская область. Я ничего не имею против отдельных регионов страны, но есть регионы, в которых заболеваемость СПИДом самая высокая с мире. Влияет ли это на имидж предприятий данного региона? Осетия для меня — такая же часть страны, как и любой другой регион.

— Просто есть некий стереотип на рынке. По производству алкоголя на душу населения в Дагестане, Осетии, Кабардино-Балкарии цифры запредельные, очевидно, что это центры массового производства алкоголя. Опять же к Кавказу отношение неоднозначное. Конкуренты “Истока” пытались сыграть на этом в Екатеринбурге, где в почтовые ящики подкидывались листовки с информацией о том, что деньги от продаж “Истока” идут на лечение чеченских боевиков.

— Это вопрос грамотности населения. Если же говорить про Осетию — да, это Кавказ. Какие ассоциации у вас вызывает Пушкин на Кавказе? А Лермонтов? Позитивные. Что касается водки, то, наверное, кому-то просто выгодно представлять ситуацию в таком свете. Посмотрите статистику МВД по нарушениям в алкогольной сфере за прошлый год. В моем родном Петербурге — 6436, в Воронежской области — 3000, в Московской области — 3427, а в Северной Осетии — 237. Кстати, компания могла строить свое производство где угодно. Просто акционерам “Истока” показалось правильным создать его там, где существуют хорошие источники воды, хорошая экология. Фактически Осетия — это такая альпийская республика: горы, снежные вершины, зеленые поля, прекрасный производственный комплекс — совершенно идиллическая картина. Плюс возможность поставлять оттуда продукцию в наиболее населенные точки страны. Сегодня у нас федеральный уровень присутствия, и мы, безусловно, один из крупнейших производителей алкогольной продукции в стране.

— То есть вы себя позиционируете как общенациональную компанию?

— Мы никогда и не были региональной, сугубо осетинской компанией. “Исток” производит 25% всего шампанского в стране, ближайший конкурент отстает от нас в два раза. По водке “Исток” занимает 5-е место из многих сотен производителей. По вину мы также стремимся занять лидирующие позиции.

— Какие вы видите для себя задачи на алкогольном рынке?

— Борьба с региональным сепаратизмом. В целом ряде регионов сложилась совершенно возмутительная ситуация, когда туда просто не пускают продукцию “чужих” заводов, при том что эта продукция востребована потребителем. Или ставят условие: вы можете продать у нас столько-то своей продукции, но взамен должны продать через свои сети столько-то нашей продукции. А в других случаях под разными предлогами просто не выдают нам региональную акцизную марку. Объяснения для этого могут быть любые, вплоть до: “Я попробовал ваш продукт, он мне не нравится”.

— C нового года в бюджет региона поступает 80% акциза от проданной водки. Теоретически это должно примирить губернаторов с тем, что “чужая” водка продается на их территории.

— Это не решает проблему. Региональные производители стали проситься под защиту своих губернаторов, обещая взамен уплатить все 100% акциза. Я уже сталкивался с похожей ситуацией: в Краснодарском крае, например, было очень сложно продавать подсолнечное масло, потому что они сами его производят в больших количествах. Эту проблему нужно решать и на водочном рынке, мы будем над этим работать вместе с другими национальными производителями, потому что интересы здесь общие. Нужно найти общий язык с государством.

— Кстати, к вопросу взаимоотношений с государством. Вы пользуетесь в республике Северная Осетия какими-либо налоговыми преференциями?

— Нет. Мы являемся одним из крупнейших налогоплательщиков в республике. И потом, какой в преференциях смысл, если по закону по месту производства за водку платится сейчас всего лишь 20% акциза?

— То есть вы не опасаетесь, что к вам придут и скажут: “Вы занимались налоговой оптимизацией, теперь верните эти деньги в бюджет”?

— Не опасаемся. Наоборот, мы стремимся к большей прозрачности и планируем начать аудит по международным стандартам. Кроме того, наше предприятие создано с нуля, не участвовало в процессах приватизации, поэтому и с этой стороны претензий не может быть.

— Как обстоит сейчас дело с “Советским шампанским”, на которое предъявило права государственное ФКП “Союзплодоимпорт” и которое занимает большую долю в вашем производстве?

— Мы ведем диалог с “Союзплодоимпортом”, и позиция наша следующая: мы в любом случае будем участвовать в этом проекте, и мы приветствуем любые попытки государства навести порядок в этой сфере.

— Но ведь придется деньги платить — 1,1 руб. за литр. Вы готовы?

— Когда используешь то, что тебе не принадлежит, надо платить. Это объективная реальность. Но мы хотим, чтобы лицензия на производство “Советского шампанского” досталась лучшим компаниям, и готовы предложить ФКП четкие механизмы контроля качества.

— Вы не ведете переговоры о том, чтобы стать эксклюзивными производителями “Советского”?

— Мы ведем самые различные разговоры, но в совершенно определенном русле: мы говорим, что если этот процесс подлежит регулированию, то должно регулироваться и качество продукции. Мы против того, чтобы эта лицензия была дана сотне компаний. Тогда мы откажемся от “Советского”, чтобы себя не дискредитировать. Важно, чтобы марку никто не погубил.

— А как вы собираетесь развивать нефтяной бизнес?

— В 2000 г. аффилированная c нашей группой компания General Oil приобрела в Канаде одно из самых современных нефтеперерабатывающих предприятий. Это завод мощностью 30 000 баррелей в день, что составляет примерно 1,5 млн т нефти в год, и он относится к формату относительно небольших. Как вы знаете, в России уже, наверное, лет 20 не строили новых нефтеперерабатывающих предприятий. Наш завод по глубине переработки является одним из лидеров отрасли (90% против 70% в среднем по стране). Сейчас завод лежит на складе в виде оборудования, которое отремонтировано, модернизировано и готово к монтажу.

— А почему он лежит на складе так долго — аж с 2000 г.? Ведь в него вложено, наверное, очень много денег.

— Процесс получения всех необходимых разрешений и лицензий на работу в нашей стране занимает в общей сложности пару лет. Плюс понадобилось приличное время на транспортировку оборудования — перевезти такой завод совсем не просто. Но сегодня мы полностью готовы приступить к монтажу предприятия. В течение ближайших 3-4 месяцев мы определим судьбу этого проекта. У нас есть три варианта: первый — этот завод продать, второй — строить его и эксплуатировать самим, третий — строить и эксплуатировать совместно с одной из крупнейших российских нефтяных компаний. Лично я считаю третий путь наиболее перспективным. Мы сейчас вступили в процесс переговоров по этому поводу.

— С кем?

— Практически со всеми крупными нефтяными компаниями. Я активно занимаюсь этим проектом, это одна из важнейших задач для нас. На территории бывшего СССР есть возможности сбыта продуктов нефтепереработки, и это делает для нас проект еще более интересным. Пройдет несколько лет, прежде чем этот проект может быть реализован. Мощности завода достаточны для того, чтобы снабдить с избытком продуктами нефтепереработки всю территорию Молдавии, или такого государства, как Грузия, или любого региона нашей страны.

— А на какую сумму такой завод может производить нефтепродуктов?

— Трудно заранее сказать. Переработка 1,5 млн т нефти может дать на выходе разные продукты в зависимости от потребностей региона. Это тоже предстоит решить. Наше оборудование позволяет производить в год 673 000 т бензина, 220 000 т авиационного топлива, 360 000 т дизельного топлива, 135 000 т мазута. Это в среднем, многое зависит также от типа используемой нефти.

Нефтеперерабатывающий завод является весьма важным подразделением нашей группы. Мы по определению уже не являемся просто алкогольной компанией, “Исток” превращается в крупный российский холдинг.

— Тогда давайте немного поговорим про футбол. В прошлом году “Исток” взял в управление команду “Алания”. Что это означает на практике? Вы ее купили? Кому принадлежит сейчас клуб?

— Мы являемся генеральным спонсором “Алании”. Сам клуб принадлежит республиканским властям, но мы по договоренности с ними управляем клубом. Вы сами знаете, что часто бизнес управляет отдельными проектами эффективнее, чем государство, и мудрость региональных властей состоит в том, что они это понимают. При этом мы, естественно, несем и некую социальную нагрузку.

— Трудно ли управлять футбольным клубом по сравнению, например, с водочным производством?

— Когда вы садитесь за стол и открываете бутылку водки, вы не видите всего, что было сделано, чтобы она попала к вам. Это мало кого интересует, людей интересует, насколько хороший вкус у продукта, как он выглядит и т. д. С футболом то же самое: игра на поле — только видимая часть процесса, в котором задействовано много людей.

Существует административно-финансовый блок, ведется громадная организационная работа (аренда стадиона и проч.). Я столкнулся с тем, что многие считают это задачей тренера. По их мнению, он должен быть чуть ли не директором клуба, а ведь тренер должен заниматься игрой и быть освобожден от любых других проблем. Мы не только смогли привлечь в команду одного из самых известных тренеров — француза Ролана Курбиса, но и обеспечили ему возможность нормально работать.

— “Алания” чисто затратный проект или вы считаете, что клуб может зарабатывать?

— Для нас это спонсорский и, следовательно, затратный проект. Однако мы внимательно изучаем сам бизнес, и для меня там масса открытий. “Алания” меняется просто на глазах, и я надеюсь, что мы сумели создать предпосылки для того, чтобы когда-то она стала первым клубом в стране, достигшим безубыточности.

— Сколько денег вы намерены ежегодно вкладывать в клуб?

— Бюджеты клубов являются одной из наиболее закрытых тем в футбольном бизнесе.

— Ну почему же? Относительно недавно “Сибнефть” с большой помпой объявила о вложении $60 млн в ЦСКА.

— Это же на пять лет. Скажем так: существует мнение, что бюджет клуба высшей лиги составляет около $20 млн в год. Хотя это отнюдь не является догмой. Для меня это пока просто то, что я слышал. Я не знаю, нужно ли реально столько, или больше, или меньше.

Мы рассматриваем “Аланию” как индикатор наших управленческих способностей. Как только мы взялись за управление клубом, тут же получили результат: по итогам первой части чемпионата клуб поднялся с 13-го места на 6-е. Почти весь футбол в России декларирует, что он убыточный, и, наверное, так оно и есть. На Западе клубы являются прибыльным или очень прибыльным бизнесом в зависимости от того, как построен процесс управления. У клуба есть несколько источников дохода, начиная с продажи билетов и заканчивая спонсорской помощью, плюс — и это самый важный источник — трансферт футболистов. Но для этого нужна школа, их нужно вырастить. Раньше за все платило государство, а теперь нужно самому платить за все, начиная с самого начала. Я это знаю, как бывший спортсмен.

— Чем занимались?

— Я мастер спорта по плаванию, еще занимался водным поло — в него почти все пловцы играют — и академической греблей, но это уже больше для души.

— Вы планируете приобретение игроков для “Алании”?

— Не хотелось бы раскрывать все карты. У нас есть здоровые амбиции, задача, которую мы для себя ставим, — войти в пятерку лучших клубов страны. “Алания” играет хорошо, и нас это радует. Помимо того что это определенный эксперимент, нам это доставляет профессиональное удовлетворение. Конечно, результат — это плод коллективных усилий. Это заслуга и тренера, и руководства республики, но мы видим, что и наши усилия не проходят даром.

— То есть принципы менеджмента торжествуют не только в торговле водкой, но и при построении футбольного клуба?

— Я категорически против таких формулировок. Мы не торгуем водкой, мы создаем многопрофильный национальный холдинг. Я не торговец маслом, водкой, нефтью или чем-то еще, я специалист по корпоративному управлению. Во всех отраслях я сталкиваюсь с существованием двух разных идеологий. На Западе менеджер — по определению менеджер и, в принципе, неважно, в какой отрасли он работает. В нашей стране в силу разных обстоятельств менеджмент зачастую вырастает из технических специалистов в той или иной области. Именно поэтому зачастую наши предприятия неправильно управляются. Потому что психология человека, досконально знающего всю производственную цепочку, не всегда помогает в понимании картины в целом.


О КОМПАНИИ

Первое предприятие группы компаний “Исток” было создано в 1995 г., производственные мощности расположены в республике Северная Осетия. Сейчас “Исток”, по собственным данным, занимает в России 1-е место по производству игристых вин (“шампанского”), 5-е — по производству водки и 8-е — по производству вина. В производственный комплекс входят спиртовой завод, стекольный завод и типография. В холдинге работает около 1500 сотрудников. Оборот группы не разглашается; по оценкам участников рынка, он составил в прошлом году около $200 млн.
Компания принадлежит частным лицам, основной акционер — основатель, президент группы компаний “Исток” Таймураз Бокоев, который является также президентом футбольного клуба “Алания”.

БИОГРАФИЯ

Алексей Шавров родился в 1971 г. в Санкт-Петербурге. Окончил факультет международных экономических отношений МГИМО (по специальности “внешнеэкономическая деятельность”).
С 1992 по 1996 г. Шавров руководил подразделением в московском офисе компании Cargill (США). В 1996-2000 гг. — генеральный директор компании “Олейна С. А.” (Швейцария) и группы “Сереол” (Франция — Италия) в России и СНГ. Под его руководством компания вывела на рынки России и стран СНГ несколько успешных продовольственных брэндов, в том числе марку растительного масла “Олейна”. С 2000 по 2002 г. Шавров работал гендиректором в России и СНГ компании “Юнибраско С. А.” — подразделения UBC Group (Швейцария), занимающейся производством, торговлей и переработкой сельскохозяйственной продукции. В 2002-2004 гг. — член правления, заместитель гендиректора ОАО “Объединенные машиностроительные заводы — ОМЗ” (Группа “Уралмаш — Ижора”). Курировал стратегическую и оперативную деятельность предприятий ОМЗ в области атомного бизнеса. Он также возглавлял советы директоров компаний “Атомстройэкспорт”, “Зарубежэнергопроект” и “Ойвавойма” (Финляндия), входил в совет директоров “Ижорских заводов”.
25 мая 2004 г. Шавров был назначен на должность гендиректора группы компаний “Исток”.


Роман Кутузов
27.07.2004  Ведомости

27.07.2004



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов