Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Прочь из Москвы!

Картинки из жизни обитателей летних офисов

Раз в год почти все сотрудники российских компаний меняют костюмы на шорты и мокасины и отправляются к морю и пальмам, подальше от раскаленных асфальтобетонных мегаполисов. В офисах остаются только работники фирм, для которых лето по-настоящему жаркий сезон, или те, кто уже отдохнул.

Население летнего офиса делится на две категории. Одни, только готовясь принять статус отпускников, срочно доводят до ума последние дела. Другие пытаются справиться с послеотпускной апатией и втиснуть себя в рабочее пространство. Привычную гармонию звуков офисной рутины нарушают их вздохи: «Да-а-а, сейчас мы бы с пляжа возвращались!», «А у нас сейчас обед по расписанию…»

Холодное лето

Работать летом – сущее наказание. «Бывает, придешь в офис, а там пустота, – рассказывает Дмитрий Дегтярев, копирайтер рекламного агентства FCB MA. – Сваришь себе кофейку, расслабишься, и тут как чертик из табакерки выскакивает менеджер и начинает тебя напрягать горящим проектом, к которому ты не имеешь ни малейшего отношения. Приходится изображать умный вид, вникать и… делать. А что еще остается?»

Так что больше всего везет сотрудникам, имеющим возможность «как белые люди» отдыхать летом. «С середины июля до середины августа весь Север в отпусках. Наше агентство в это время уходит на каникулы, – говорит Елена Великая, гендиректор нижневартовского агентства «Премия-PR». – В договорах на годовое обслуживание клиентов простой в этот период специально оговаривается».

Другим компаниям спад деловой активности летом только усложняет работу. «Многие наши кандидаты находятся в отпусках, поэтому выполнение некоторых заказов затягивается, – отмечает Сергей Ражев, гендиректор хэдхантинговой компании Penny Lane Consulting. – С другой стороны, работа может тормозиться в связи с уходом в отпуск HR-директора компании-клиента. В то же время в работе хэдхантера огромную роль играют оперативность и своевременность, поэтому многие консультанты предпочитают делить отпуск на части и оставаться на связи даже во время отдыха. Иначе велик риск того, что в летних условиях дефицита кадров интересного кандидата перехватит конкурирующая хэдхантинговая компания».

Розничные сети летом меняют ассортимент и вводят специальные инструкции для руководства. «В июле – августе снижение объема продаж по сравнению с весной может доходить до 10 – 12%, – рассказывает директор департамента розничных продаж сети универсамов «Патэрсон» Светлана Фриденберг. – Уменьшение потока покупателей связано не только с отпусками работающих членов семьи, но и с летними каникулами школьников. Для большинства семей «мотиватором» покупки выступают дети. Летом, когда их вывозят на дачи и в лагеря, ежедневное приготовление полноценных обедов/ужинов перестает быть актуальным». Снижение объема продаж связано и с тем, что меняется структура покупки. «Объемы продаж соков, других напитков возрастают в разы, – продолжает Фриденберг. – В жару аппетита нет, поэтому уменьшается и объем покупки. При этом по самым востребованным в это время года товарам – прохладительным напиткам, мороженому – в жесткую конкуренцию с сетями вступают киоски и лотки. Покупатель не видит разницы между приобретением банки колы в ларьке или супермаркете (в отличие, скажем, от покупки мяса), а сам процесс покупки в киоске проще». Для того чтобы нивелировать сезонность, «Патэрсон» предлагает клиентам «летние» товары: предметы для пикников, спорта и отдыха, водные игрушки, солнечные очки и панамы, средства от насекомых. Руководители сети летом не могут отдыхать одновременно. А находясь в отпуске, они должны все время оставаться на связи.

Летняя жара

В отличие от пиарщиков и хэдхантеров для туристических фирм, компаний, торгующих мороженым, пивом, а также цифровой и видеотехникой, лето – горячий сезон. Так, в компании «Комус» в силу специфичности канцелярского рынка в июне – июле идет рост оптовых продаж: региональные дистрибуторы делают закупки на следующий год. А в конце августа начинается резкий рост розничных продаж – школьный сезон. Поэтому график отпусков планируется так, чтобы сотрудники отделов, связанных с розничными и оптовыми продажами, выходили из отпуска накануне сезонных скачков.

В два раза возрастают объемы продаж в туристических компаниях – как в агентствах, так и у операторов. «Летом клиенты могут позвонить и в семь утра, и в час ночи и спросить, куда можно завтра улететь отдыхать, – рассказывает гендиректор Valtex Travel Феликс Дубовицкий. – В низкий сезон подобного, как правило, не случается».

Жара подогревает и фантазию клиентов. В турагентстве PAC Group до сих пор вспоминают одну прошлогоднюю историю. «В самый сезон приходят туристы – мужчина и девушка. Заказывают тур на двоих на лучшем курорте, им все бронируют. Через два дня тот же мужчина приходит, но просит, чтобы в номере поставили еще одну кровать – для второй девушки. Менеджер улыбается и оформляет заказ. Появлению того же мужчины через пару дней уже никто не удивился. Весь офис ожидал – что же дальше? Собачку в номер? Еще пару девушек? Но все было еще интереснее: «Быстрее оформляйте девушек на этот курорт. А меня отправьте в любую другую страну, но только срочно».

Показатель «температуры» в рекламном агентстве зависит от активности его клиентов: соответственно лето может быть и «холодным», и «горячим». Дмитрий Дегтярев вспоминает загруженное лето 2003-го. «Тогда в агентстве переплелись сразу несколько проектов, – рассказывает он. – Распорядок был такой: арт-директор сидит в Москве на 12-часовой встрече с клиентом, а я снимаю ролик в Сочи. На следующий день, прямо из самолета, я еду на съемки в московский павильон. Три дня сплошной работы. После этого арт-директора бросают на другой проект, а я прямо из павильона лечу в Варшаву на перегон материала. Оттуда – в Шереметьево-2. Там меня встречает машина и везет в Шереметьево-1: я вылетаю в Питер на съемки. Арт-директор туда же отправляется со съемок другого ролика из другого города. Когда мы в Питере встретились, то обнялись как после победы. К этому моменту мы вообще перестали понимать, что происходит. Такое вот… хорошее лето».

Не замирает жизнь и у менеджеров внесезонных компаний, работающих с ключевыми заказчиками и партнерами. Ведь им приходится обходиться ограниченным ресурсом, так как часть сотрудников находятся в отпуске. График отпусков партнеров и заказчиков вынуждает жестко придерживаться расписания запланированных встреч. «Я не имею возможности делегировать кому бы то ни было свои функции на время отпуска, – говорит Аркадий Карев, менеджер по работе с ключевыми заказчиками Oracle СНГ. – Поэтому летом на работе не расслабишься. Напротив, возникает нечто вроде «черной дыры»: непрерывный поток переговоров и командировок. Чтобы не переносить важные встречи (подписания контрактов) на две-три недели, приходится работать почти круглосуточно».

Горячая пора начинается в июне и у рекрутинговых агентств, специализирующихся на временном персонале. Этим летом порядка 20 000 москвичей окончили школу, примерно 70 000 студентов сдали сессии. По оценке экспертов, примерно треть этих молодых людей сейчас ищут работу. «Сезонность в найме временных сотрудников просматривается четко, – рассказывает Анна Черных, руководитель отдела лизинга персонала «Анкор». – Летом вырастает спрос на линейный административный персонал. Чаще всего компаниям требуются ассистенты отделов, секретари, телефонисты, бухгалтеры начального уровня – словом, те сотрудники, адаптация которых к условиям работы не требует длительного времени». Конечно, больше всего спрос на летний персонал растет в компаниях, связанных с производством и продажей сезонных товаров (прохладительных напитков, мороженого, товаров для отдыха, строительных материалов) и оказанием сезонных услуг (установка пластиковых окон и остекление, перевозки и хранение, организация детского отдыха).

В одном из маркетинговых агентств рассказывают о печальном опыте привлечения временного сотрудника, работавшего на сэмплинге (раздаче образцов продукции). «Пропали не только образцы (футболки с логотипом компании), но и достаточно дорогие призы (магнитола, например), которые должны были вручаться покупателям, победившим в мгновенной лотерее», – вспоминает менеджер агентства, пожелавший остаться неназванным. Впрочем, сама виновница инцидента утверждает, что футболки она отнесла брату («все равно выигравшие за ними не приходили»), а магнитолу включала во время работы, и та сломалась. Жара!..

«А у нас фиеста»

Какой бы режим отпусков ни установился в компании, рано или поздно отдыхать уходит каждый сотрудник. Руководство по-разному относится к нерабочему периоду своих подчиненных. В «АСБ-Рейтинг-Центре» (сеть хозяйственных магазинов «Мульти») рассматривают летний отдых сотрудников как обязанность. «Мне нужны думающие специалисты, а не измотанные и уставшие «организмы», – поясняет Сергей Герасимов, начальник отдела системного анализа. А бывший директор по маркетингу одного из столичных рекламных агентств вспоминает другую историю. «Вернувшись из отпуска, я узнал, что уволен. Как выяснилось, глава фирмы не любит, когда подчиненные отсутствуют на рабочем месте больше двух недель. Меня не предупредили, и я отдыхал целый месяц», – вспоминает он.

Отпускная лихорадка редко приводит к серьезным сбоям. Компании постепенно приспособились к этой ставшей уже традиционной эпидемии. «Специфика нашей работы заключается в том, что конец июля и первая половина августа – пик активности нашего представительства, – поясняет глава офиса компании Benetton в России Андрей Григорьев. – В этот период клиенты заканчивают размещение полугодовых заказов на производство товаров Benetton и Sisley для следующего весенне-летнего сезона. К тому же именно на этот период приходится основное количество отгрузок товаров осенне-зимнего сезона для магазинов Benetton и Sisley в России, а также торгового оборудования для новых точек. Несмотря на такую нагрузку, центральный офис в Италии фактически прекращает свою работу на две недели: все уходят в отпуск, начинается знаменитое итальянское феррагосто, и никто не посмеет покуситься на заслуженный отдых сотрудников. Поначалу мы испытывали определенный дискомфорт. Но теперь в этот период весь офис в Москве в отличие от Италии работает практически в полном составе. Совместно с клиентами мы составляем графики оплаты и отгрузок товаров таким образом, чтобы каникулы в нашем центральном офисе никак не влияли на своевременное появление товаров в магазинах».

Но случаются небольшие недоразумения. Например, Николай Кравченко, менеджер по маркетингу сервиса компании «Форд», не зная, что вся работа по организации поставки аксессуаров уже выполнена его подчиненным, находящимся в отпуске, сделал ее еще раз.

Стандартной профилактической мерой против подобных последствий отпускной лихорадки является процедура сдачи дел. В исследовательском агентстве Magram уходящий в отпуск сотрудник составляет план работ для заменяющего его на этот период коллеги: мероприятия, контакты, встречи. По возращении отдохнувший и полный сил отпускник получает «апдейт» – информацию о том, что произошло в его отсутствие. Марина Малыхина, президент Magram, утверждает, что этот ритуал позволяет вернувшемуся в кратчайшие сроки войти в работу, а ей, как руководителю, спокойно уйти в отпуск. «Тяжелее тем руководителям, бизнес которых находится на этапе становления, когда дело требует постоянной заботы, – полагает Малыхина. – Для топ-менеджера зрелого бизнеса полноценный отдых – вопрос профессионализма и грамотного планирования».

Тем не менее большинство руководителей компаний, отдыхающих в основном летом, расслабляются лишь наполовину. Евгений Гетманский, директор музыкального салона «МузТорг», признает, что в первую отпускную неделю испытывает беспокойство и делает контрольные звонки в офис. Вадим Самсонов, основатель «Магазина готового бизнеса» в отпуске все равно наблюдает за работой компании, сидя перед монитором компьютера. Президент рекламной группы Media Arts Илья Слуцкий – тоже. «Меня всегда преследует мысль о том, что по возвращении придется разгребать огромное количество сообщений, – поясняет он. – Поэтому я дозированно читаю почту во время отпуска».

Трудности перехода

Отпуск, к сожалению, бывает раз в год. Неудивительно, что за это время люди забывают, что значит ходить на работу. Отсутствие звонков, мейлов, совещаний, неусыпного ока шефа и необходимости утреннего подъема по будильнику здорово бьет по психике. «Подозрительно расслабленные люди на фоне заморского пейзажа в первый день пребывания вселяют чувство неуверенности, – делится свежими воспоминаниями Роман Монастырский, руководитель дизайн-бюро компании «Комус». – Чтобы попасть в то измерение, в котором находятся окружающие, спешишь в бар – воспользоваться привилегиями all inclusive».

Резкий переход от постоянной «востребованности» к забвению многих просто пугает. «Я ловлю себя на том, что нахожу предлог и сам звоню на работу», – отмечает Аркадий Карев. Лучшим способом «отключения мозгов» Карев считает дайвинг. «Сам использую и другим советую: под водой мобильный не работает, да и говорить нельзя, а положительных эмоций и впечатлений уйма», – говорит он.

Марина Малыхина тоже предпочитает предаваться на отдыхе активным видам спорта. «В прошлом году я совершила ошибку: взяла с собой в отпуск компьютер, – рассказывает она. – Думала, фильмы буду смотреть. Фильмы фильмами, но как попутно не посмотреть почту, не покопаться в документах? Оказалось, что, если начнешь это делать, остановиться очень сложно».

Высокие технологии – спасение и бич современных отпускников. С одной стороны, мобильный телефон в условиях перемещений сотрудников, партнеров и заказчиков по всему миру становится жизненно важным «органом». С другой – главным врагом отдыхающего.

«Мобильник» Аркадия Карева имеет обыкновение разрываться в течение первых двух-трех дней: всегда находятся те, кто не в курсе наступившего в жизни коллеги отпуска. Мизансцены подобных переговоров выдержаны в духе комедии положений. «Однажды мне пришлось обсуждать условия контракта, стоя в снаряжении для дайвинга на палубе корабля, когда остальные уже прыгали в воду», – вспоминает Карев.

С возвращением

Переход от праздника лени к прозе жизни требует времени. Карев предусмотрительно начинает готовиться к возвращению за два дня до конца отпуска, культивируя в себе чувство любопытства к корпоративным делам. «Я пытаюсь получить полную информацию о состоянии дел по Интернету, обдумываю наиболее важную работу и планирую первую послеотпускную неделю, ранжируя свои действия по приоритетам», – делится он опытом. Роману Монастырскому помогают вернуться к реалиям «настоящей» жизни мужеподобные стюардессы отечественных авиалиний, таксисты в родном аэропорту «с печатью десяти лет строгого режима на лице» и встреча с пьяным соседом. «Ты вернулся. Завтра на работу. Если бы не неподъемный чемодан с морскими булыжниками, можно было бы подумать, что все это просто приснилось», – сентиментальничает Монастырский.

Собственники бизнеса, если позволяют обстоятельства, устраивают себе «послеотпускную реабилитацию». «В первые дни трудно целиком погрузиться в работу, – признается Евгений Гетманский. – Вместо того чтобы тупо сидеть за рабочим столом, я позволяю себе уйти из офиса пораньше, зайти в магазины и купить костюм, например».

Подчиненным приходится хуже. В компаниях редко обращают внимание на маргинальное состояние отдохнувших. «Первый день после отпуска… Сижу в кресле, глубокомысленно глядя в потолок, чтобы менеджеры думали, что я занят, и на пушечный выстрел не подходили, – рассказывает Дмитрий Дегтярев. – Тут влетает менеджер: «Шеф, все пропало! Через два часа у нас презентация». Я, пребывая в состоянии глубочайшей послеотпускной эйфории, пытаюсь сохранять спокойствие: «Что презентуем?» Но ответ напрочь отбивает у меня желание заниматься сладкими воспоминаниями, и я с головой ухожу в работу».

Презентация, о которой рассказывает Дегтярев, прошла на ура. Клиент с ходу принял предложенный агентством вариант рекламной кампании (что с ним случалось крайне редко), а в основу сюжета одного из роликов вошла ситуация, приключившаяся с нашим героем в отпуске.

«Лето требует небольших «жертв»


Владимир Киселев, генеральный директор консультационной компании «ШЕРП»

Для некоторых предприятий лето – самый активный период. Туристическим, пивным и многим другим компаниям летом приходится жарко в прямом и переносном смысле. Однако это все-таки исключение из общего правила летнего спада деловой активности. Для большинства же руководителей лето ассоциируется в основном с проблемой управления персоналом. Во-первых, в отпуск уходит большая часть сотрудников, что неизбежно сказывается на эффективности компании. Во-вторых, существует риск «расслабления» не ушедшего в отпуск персонала и, что особенно неприятно, частичной потери его мотивации. В третьих, в отпуск уходят не только ваши сотрудники, но и работники компаний-партнеров и подрядчиков. Как следствие подчиненные не могут решить многие вопросы вне компании, даже если они этого очень хотят.

В такой ситуации можно предложить несколько простых рекомендаций:

1. Заранее позаботьтесь о составлении, согласовании и утверждении графика летних отпусков (в идеале такой график должен появиться к концу первого квартала);

2. Используйте высвобождающийся ресурс времени сотрудников для работ, связанных с повышением уровня внутренней организации, оптимизации бизнес-процессов, корректировки внутренних регламентов и нормативных документов и т.п.;

3. Проведите корпоративное обучение и тренинги – это удобно сделать как раз в летние месяцы;

4. Если позволяют условия, сократите на 1 – 2 часа рабочий день сотрудников, не ушедших в отпуск;

5. Заранее выясните график работы сотрудников компаний-контрагентов, особенно тех, от кого остро зависит деятельность вашего предприятия.

Кроме всего прочего график отпусков для высшего руководства должен быть составлен так, чтобы хотя бы один из топ-менеджеров присутствовал на рабочем месте и фирма не оставалась «без головы». Предоставьте  сотрудникам максимум возможности отдохнуть, запастись энергией. В это время очень важно не давить на подчиненных. Все-таки согласитесь, лето требует небольших «жертв». При таком подходе летний спад будет с лихвой восполнен в период деловой активности.


Татьяна Антропова, Екатерина Винокурцева, Анна Несмеева
30.07.2004  журнал Компания

30.07.2004



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов