Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Интервью: Энтони О'Рейлли, председатель совета директоров Independent News & Media

"За девять месяцев мы сотворили рыночное чудо"

Сэр Энтони О'Рейлли, один из двух ирландских миллиардеров, — классический “владелец заводов, газет, пароходов”. Причем эти заводы с газетами он купил сам, а не получил по наследству. Его интересы в бизнесе крайне разнообразны — от продуктов питания и газет до фарфора, цинка и телекоммуникаций. При этом в большинстве компаний он является и акционером, и руководителем. Однажды на вопрос, как он всем этим успевает заниматься, он ответил: “Я не играю в гольф”.

Однако с 1955 по 1970 г. (т. е. уже будучи бизнесменом) он играл в регби и в 39 играх за команду British Lions реализовал 38 “попыток” (заносов мяча в зону противника) — этот рекорд не побит до сих пор. Столь же напористое движение к цели О'Рейлли демонстрирует и в бизнесе. Став руководителем ведущей американской компании по производству продуктов питания H. J. Heinz (первым председателем совета директоров не из семьи Хайнц), он за 20 лет поднял ее рыночную капитализацию с $900 млн до $15 млрд. Купив в начале 70-х гг. небольшой ирландский издательский дом Independent Newspapers, О'Рейлли превратил его в глобальный холдинг, издающий 165 газет в Европе, Африке и Австралии. О'Рейлли также возглавляет и является крупнейшим владельцем ведущего мирового производителя фарфора Waterford Wedgwood.

О'Рейлли не просто бизнесмен, делающий деньги, — он энтузиаст тех продуктов, которые производит. Когда он рассказывает о газетах, которые, по его убеждению, являются средоточием человеческого и культурного общения, у него горят глаза. Предметы роскоши — хрусталь и фарфор, которые производит его компания Waterford Wedgwood, — это не дорогие игрушки для богатых, а стиль жизни.

Но в первую очередь О'Рейлли все-таки бизнесмен, и потому даже на стиле жизни он хочет делать деньги. Чтобы повысить прибыльность Waterford Wedgwood, в 2002 г., по данным Hoover's, там было уволено 15% рабочих, а в 2003 г. было объявлено о планах по закрытию двух британских заводов компании и переносе производства легендарного фарфора в Азию. Ходили также слухи, что О'Рейлли собирается полностью выкупить Waterford Wedgwood, но сам бизнесмен эти слухи опровергает.

— В своей жизни вы работали в самых разных областях бизнеса: продукты питания, издательское дело, предметы роскоши, телекоммуникации, — причем нередко сразу в нескольких. Почему вы не специализируетесь на чем-то одном?

— Я бы сказал, что работал я в одном бизнесе: менеджером я был в компаниях по производству продуктов питания. Сначала работал в Ирландии, а потом более 30 лет — в американской H. J. Heinz, был там и директором по операционной деятельности, и генеральным директором. Это была непростая задача — приехать в Америку из Европы, из такой небольшой страны, как Ирландия, попасть в одну из ведущих компаний США и руководить ею более 20 лет.

— А ваша деятельность в других секторах?

— В других компаниях я акционер и председатель совета директоров. Параллельно с работой в Heinz я старался вместе со своими коллегами поддерживать бизнес в Ирландии. В 1960-е гг. началось экономическое возрождение Ирландии, и я начал заниматься различными проектами. Купил блокирующий пакет акций издательского дома Independent Newspapers (впоследствии он был переименован в Independent News & Media). Почему я сделал это? Во-первых, очень люблю газеты, они кажутся мне центром человеческого общения. Вся жизнь людей представлена в газетах. Я уверен, что газетный бизнес будет быстро развиваться, несмотря даже на распространение Интернета.

В 1973 г., когда я купил Independent Newspapers, Ирландия только вступила в Европейское экономическое сообщество. В подавляющем большинстве отраслей промышленности правительство проводило политику протекционизма, но время экономического национализма заканчивалось. Открывался сельскохозяйственный сектор, иностранные компании получали возможность инвестировать в различные секторы ирландской экономики, превращая ее в “кельтского тигра”, это влекло за собой изменения в стиле жизни. Некоторые секторы национальной экономики в этих новых условиях выжить не могли. Сектор, который мог не только выжить, но и процветать, — это газеты, потому что это идеальный франчайзинговый бизнес. Я купил этот бизнес, потому что у него отличные рыночные перспективы: The Irish Independent, The Irish Times, The Belfast Telegraph — с такими газетами по франчайзинговым соглашениям можно работать веками.

Мне также всегда была жутко интересна такая область, как маркетинг. Маркетинг — это работа с брэндами. Почему Heinz больше ассоциируется с кетчупом, чем Del Monte? Почему вы готовы платить за этот товар на 2 пенса больше, чем за тот? Если вы попробуете два продукта с закрытыми глазами, вам может показаться, что у них одинаковый вкус, но брэнд дает вам дополнительную уверенность в качестве товара. Waterford Wedgwood Rosenthal — это прежде всего брэнды. В этой компании меня привлекает то, как стеклянное изделие, выполненное в определенной форме, можно идентифицировать, можно представить в качестве имиджа — страны, мастера, может быть, еще чего-нибудь. Waterford, на мой взгляд, — главный ирландский брэнд. По большому счету у Ирландии только четыре международно известных брэнда: Waterford, ликер Baileys Irish Cream, пиво Guinness и молочные продукты Kerrygold — этот брэнд я запустил в 1962 г., будучи генеральным директором Irish Dairy Board. Тогда же я приехал в Россию вести переговоры с организацией “Экспортхлеб”; я должен был им сказать, что они не могут экспортировать что-либо в Ирландию, если не будут что-то импортировать из нее, — правительство тогда ввело такую норму. И я был сбит с толку, когда оказалось, что руководитель “Экспортхлеба” не знает, где расположена Ирландия. Это ударило по моему самолюбию.

Да, если вернуться к разговору об известных ирландских брэндах, можно, наверное, еще назвать авиакомпанию-дискаунтер Ryanair. У нас есть шутка, что Ryanair, возможно, станет первой авиакомпанией, где будут стоячие места для пассажиров.

— Вы руководите многими компаниями. Что самое важное в управлении любым бизнесом?

— Самое главное — это оценка экономической ситуации в стране или в том месте, где вы предлагаете свою продукцию. Если экономическая активность падает, задача продать товар, найти клиентов становится сложновыполнимой. Такова была ситуация в Ирландии в 60-е гг., когда экономика была, я бы сказал, не такой энергичной, как сегодня. Аналогичная ситуация в России. В советское время нам здесь было нечего делать, у нас не было оснований продвигать здесь наши брэнды. А сегодня люди хотят жить по-новому, вести новый образ жизни. Глобализация порождает спрос на новую продукцию, прежде всего в странах, объединенных понятием BRIC, — Бразилии, России, Индии и Китае. В этих странах живет почти 3 млрд человек. Телевидение тоже способствует глобализации рынка. Мы видим запросы жителей Китая, видим, что представляют собой китайские города, что представляют собой Москва, Санкт-Петербург. Полагаю, у этих стран огромный потенциал роста.

— Свою медиаимперию вы до сих пор строили в англоговорящих странах. Не планируете выходить на развивающиеся рынки?

— Планируем. Мы понимаем, что в долгосрочной перспективе нам нужно будет выходить за пределы англоязычного мира. Например, в США практически у всех издательских компаний очень высокое отношение капитализации к прибыли, потому что они приносят очень много денег. Поэтому мы должны идти в развивающиеся страны. Axel Springer, например, пошла в Польшу, в Россию. Медиарынок в России сейчас развивается очень быстро, и здесь будет много новых инвестиций и проектов. Мы тоже будем анализировать российский рынок — наверное, не сегодня и не завтра, но будем.

Сейчас мы очень внимательно приглядываемся к Индии. Мы уже тесно сотрудничаем с одной местной компанией, оказываем ей техническую поддержку. В следующем году намерены воспользоваться теми возможностями, что предоставляет меняющееся индийское законодательство в области медиабизнеса. Еще в 1955 г. был принят закон о том, что ни одно иностранное издательство не может прийти на индийский рынок. Теперь иностранцы могут купить до 26% акций индийских медиакомпаний.

— Каковы сегодня основные тенденции в развитии медиабизнеса и газетного бизнеса в частности?

— В других секторах медиабизнеса наблюдается сильная фрагментация, тогда как газетный рынок гораздо более стабилен — в отличие, например, от телевизионного. Приведу пример: мы — крупнейшая медиакомпания в Южной Африке. Когда мы пришли в ЮАР в 1994 г., там было 22 газеты. Сегодня их тоже 22 (нам принадлежат 14). 10 лет назад там было пять телекомпаний, сегодня их около сотни, а радиостанций так вообще почти 500. Аудитория теле- и радиостанций становится более фрагментированной, тогда как аудитория газет и вообще печатных изданий по-прежнему велика, она растет, и это делает их идеальным рекламным носителем. Когда я приехал в США в 1971 г., тираж The Wall Street Journal был около 2 млн экземпляров, сегодня продается более 2 млн. Газеты сегодня, может быть, не зарабатывают таких денег, как в 1999-2000 гг., потому что [из-за стагнации в экономике] сократился объем финансовой рекламы, но тираж у них не уменьшился. Тираж ведущих газет, особенно с учетом франшизы, весьма устойчив — он может немного сократиться, но и только. Норма прибыли в нашем бизнесе в последние 10 лет стабильно растет. В Independent News & Media норма прибыли 18% — это очень хороший показатель; мы ориентируемся на 20%.

— Газеты переживут Интернет?

— Четыре-пять лет назад Интернет заставлял нас очень сильно нервничать. Сегодня, по-моему, в газетах поняли, что они работают в своей нише, это более интересный, более волнующий продукт. За 35 минут вы можете узнать о событиях во всем мире, в Сети это сделать невозможно — вам потребуется 4 часа, чтобы найти всю эту информацию. Из газетных же статей вы получите информацию, представленную людьми, которых вы уважаете, с которыми вы себя ассоциируете, которые вам нравятся или с которыми вы не соглашаетесь. К тому же газеты легко носить с собой, можно взять одну страницу, пойти с ней в другую комнату и т. д. Сейчас компания Eircom, где я являюсь председателем совета директоров, работает над внедрением широкополосного доступа в Интернет, что упростит и увеличит пользование Интернетом. Но Интернет используют для поиска. Так что ни при моей жизни, ни при вашей газеты никуда не денутся.

— В вашей практике бывали случаи, когда вашим журналистам не давали публиковать какой-нибудь важный материал?

— Один из наших фотографов в ЮАР случайно стал свидетелем расправы над человеком, совершенной членами преступной группы, занимавшейся наркоторговлей. Он сделал фотографии. Преступники угрожали ему, газете, издателю. Мы сделали все, чтобы обеспечить их охрану, а репортаж вместе с фотографиями были напечатаны. В итоге человек, заказавший это убийство, был осужден. Работать в ЮАР очень тяжело, неспокойно, но мы делаем это уже 10 лет. У нас хорошие отношения с Нельсоном Манделой, с нынешним президентом Табо Мбеки, но это не мешает нам выступать с критикой.

— Журнал Forbes оценил ваше состояние в $1,1 млрд. Это верная оценка?

— Это их оценка. Мои публичные вложения известны: доля в Independent News & Media (29%) равна примерно $0,5 млрд, я крупнейший индивидуальный акционер H. J. Heinz. В Waterford Wedgwood мне с семьей принадлежат 27% акций. У меня 75% акций второй по величине ирландской компании по добыче цинка и свинца, значительные инвестиции в недвижимость.

— Ирландия — не такая богатая страна, как крупнейшие страны Запада. Как там относятся к миллиардерам и богатым бизнесменам?

— В Ирландии много богатых бизнесменов — людей, которые в 70-80-е гг. развивали ирландскую экономику. В целом общество становится более процветающим. Остановилась эмиграция. 86% студентов с моего курса эмигрировало (я закончил университет в 1958 г.). Сегодня люди едут в Ирландию. Все становятся богаче, покупают дома, машины и т. д. Неравенство порождает зависть. Конечно, и в Ирландии есть завистливые люди; думаю, многие завидуют успешным спортсменам, тем, кто зарабатывает много денег, и т. д. Но сильного антагонизма нет.

— Какие интересы у Waterford Wedgwood в России и какова цель вашего визита?

— Наша работа в России имеет давнюю традицию: Екатерина Великая купила у самого Джозайи Веджвуда, основателя компании, сервиз Wedgwood из 2200 предметов. Сейчас он находится в Эрмитаже. В советское время мы здесь не работали — не было доступа, да и в СССР не было интереса к нашей продукции. Сейчас этот интерес огромен. Россия — это новый мировой феномен. Абрамович покупает Chelsea, российских миллионеров можно встретить по всей Европе, в Лондоне, на курортах, везде. У россиян есть интерес к красивым, хорошим вещам, они разбираются в искусстве. Как и ирландцы, они любят выпить и пошуметь. Если экономика будет успешно развиваться, это будет гигантский рынок — для всего. Я сегодня был в двух московских магазинах — Wedgwood и Rosenthal. Это бесподобные магазины, может быть, самые красивые из тех, что я когда-либо видел. Фантастика!

— Вы планируете расширять свою деятельность в России?

— Конечно. Мы были одними из первых, кто стал работать в России по франшизе. У нас здесь очень хорошие франчайзи, и с их помощью мы будем расширяться. Мы уже зарабатываем здесь миллионы евро в год, не буду уточнять, сколько точно. Мы будем развиваться, рекламировать наш товар, используя для этого нужные журналы, СМИ. Мы можем сделать нашу продукцию здесь брэндом стиля жизни для богатых и знаменитых, для яппи, для людей активных, стремящихся чего-то добиться в жизни. Маркетинг очень важен. Возвращаясь к газетной теме, расскажу, как мы трансформировали британскую The Independent. Это была убыточная газета, но, поскольку мы зарабатывали хорошие деньги в других местах, мы могли себе позволить нести здесь убытки в течение 5-10 лет. В сентябре прошлого года я пошел на решительный шаг — сменил формат: из широкополосной газеты она стала таблоидом. Я считаю, что мы создали первый качественный таблоид в мире. Это просто чудо. Тираж вырос со 140 000-150 000 до 250 000-260 000 экземпляров. Мы догоняем такие газеты, как Guardian, The Times. Вы знаете, как тяжело в нашем бизнесе увеличить тираж. Но за девять месяцев мы сотворили рыночное чудо. При этом содержание осталось абсолютно тем же — те же статьи, те же фотографии, что были в широкополосной газете. Но люди предпочитают компактный формат. Кто эти люди? Это рядовые читатели, молодые люди (от 15 до 45 лет), а кроме того, нас теперь читает на 45% больше женщин.

— В марте Eircom провела первичное размещение акций. А когда она была приватизирована?

— Два года назад. Частными инвесторами стали я, Джордж Сорос, фонд прямых инвестиций Providence Equity Partners, небольшую долю приобрел инвестбанк Goldman Sachs. При размещении акций я продал свой пакет, заработал на этом хорошие деньги.

— Что нужно сделать, чтобы подготовить компанию к переходу из государственной собственности в частную?

— Я сам 10 лет проработал в госструктурах (таковой была Irish Dairy Board, я также возглавлял государственную Irish Sugar Company), мой отец был госслужащим, так что я многое знаю о госслужбе. На мой взгляд, приватизация компаний, предоставляющих коммунальные услуги, не столь неотложная задача, как приватизация компаний, подобных Eircom, которая конкурирует с BT, Vodafone, Orange. Поэтому мы должны были убедить всех в том, что приватизация Eircom — неотложная задача, что работать нужно по-другому. После приватизации мы снизили стоимость звонков: сейчас цена звонков по линиям фиксированной связи на 40% меньше, чем пять лет назад. Мы планируем активно внедрять широкополосный доступ в Интернет и снова заняться мобильной связью. Нужно породить в людях интерес к тому, чтобы компания была частной, ведь в такой компании все можно делать быстрее, чем в государственной.


БИОГРАФИЯ

Энтони О'Рейлли родился в 1936 г., изучал юриспруденцию в Дублинском университете, получил степень доктора в области сельскохозяйственного маркетинга в Брэдфордском университете. В 1960-х гг. работал в продовольственных госкомпаниях Ирландии. В 1979 г. О'Рейлли был назначен гендиректором, а в 1987 г. — председателем совета директоров американской компании по производству продуктов питания H. J. Heinz, где проработал до 2000 г. Кроме того, О'Рейлли стал акционером (29%) и председателем совета директоров Independent News & Media, который на сегодня является крупнейшим издательским домом Ирландии и контролирует 70 радиостанций и 165 печатных изданий, в том числе британскую газету The Independent. Объем продаж IN&M в 2003 г. составил $1,7 млрд, чистая прибыль — $59 млн. О'Рейлли и его семья владеют 27% акций Waterford Wedgwood, одной из ведущих мировых компаний по производству фарфора и хрусталя (объем продаж — $1,04 млрд, прибыль — $2 млн). С 2001 г. О'Рейлли является председателем совета директоров ведущей ирландской телекоммуникационной компании Eircom. В 2000 г. получил титул рыцаря за развитие британо-ирландских отношений.


Михаил Оверченко
04.08.2004  Ведомости

04.08.2004



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов