Интервью: Андрей Радько, координатор проката компании «Централ Партнершип»
"Российское кино приносит миллионы"
Нынешнее лето оказалось довольно результативным для российского кино. Зритель стал не просто интересоваться тем, что производят отечественные студии, но и активно смотреть их продукцию в кинотеатрах. А главное – кассовые сборы наших лент теперь вполне сопоставимы со сборами европейских блокбастеров, что свидетельствует и об их уровне, и о спросе на них. Участники рынка давно говорили о прорыве, который должен произойти в российском кино. Теперь, когда это словосочетание стало вполне привычным, а зритель голосует рублем за отечественные ленты, можно предположить, что этот успех станет обычным. О том, чего ждать от российского кинопроизводства в ближайшем будущем, RBC daily рассказал координатор проката компании «Централ Партнершип» Андрей Радько.
- «Централ Партнершип» в последнее время активно работает и с российским, и с зарубежным кино…
- Безусловно, мы добились некоторых успехов. Это и самый кассовый российский фильм прошлого года «Антикиллер-2», и выпуск в прокат блокбастера «Ван Хельсинг» на рекордных для современного российского рынка кинопроката 300 копиях, и безусловный успех фильма «Страсти Христовы». Он, помимо высоких сборов (около 3,5 млн долларов на 50 копиях), поставил сразу несколько рекордов: стал самым кассовым фильмом в России, выходившим с субтитрами, и сделал рекордные сборы на копию (около 70 тыс. долларов). Но мы не ставим целью поставить какой-то рекорд, наша задача – грамотно и хорошо выпускать фильмы в кинотеатральный прокат и добиваться высоких сборов.
- Очевидно, что в последнее время у зрителей растет интерес к отечественным фильмам. На Ваш взгляд, в чем их преимущества?
- Рынок российского кино, возможно, не приносит быстрых денег, но, несомненно, прибылен в долгосрочной перспективе. Именно поэтому мы, в отличие от многих других, не инвестируем средства в развитие кинотеатральных сетей, предпочитая вкладывать их в кинопроизводство. Нам кажется, тем быстрее российское кино выйдет не только на самоокупаемость, но и начнет приносить прибыль. Кроме того, кинопроизводство сейчас – и особенно активно растущий сегмент рынка, и зачастую выпуск собственных проектов – становится более прибыльным, чем прокат зарубежных фильмов. Не надо также забывать о том, что российское кино весьма востребовано зрителем. Об этом свидетельствуют в первую очередь кассовые сборы. Такие фильмы, как «Антикиллер-2» и «Даже не думай-1, 2», принесли кассу, вполне сопоставимую с той, что собирают в России крупные американские и европейские фильмы.
- Довольно часто представители госструктур, занимающихся развитием российского кино, говорят о том, что к 2010 г. его доля на рынке будет составлять не менее 25%. Как Вы считаете, этот прогноз оправдается?
- Многие считают, что сейчас Россия выходит на тот уровень производства, когда в прокате все чаще появляются крепкие средние картины – не фестивальные хиты, а именно того уровня, который сейчас нужен для проката. Я не стал бы говорить о какой-то определенной цифре, но, безусловно, доля российских фильмов в прокате будет очень весомой.
- А какие планы у компании «Централ Партнершип» в связи с этой тенденцией?
- Мы давно ждали от рынка этих изменений. И если раньше старались привлечь со стороны крупные отечественные проекты, то сейчас сами сосредоточились на производстве крупных российских фильмов. В компании создан продюсерский центр, который работает в этом направлении: «Централ Партнершип» в следующем году собирается выпустить не менее трех отечественных суперхитов. Новый проект режиссера «Бригады» Алексея Сидорова «Бой с тенью», который должен собрать более 5 млн долларов (сумму, сопоставимую со сборами «Последнего самурая» в кинотеатральном прокате). Фильм Николая Лебедева «Волкодав», снятый в жанре фэнтези по популярной в России книге Марии Семеновой – ожидания по нему очень велики. А также экшн от режиссера «Антикиллера» и «Антикиллера-2» Егора Кончаловского «Побег» с Евгением Мироновым в одной из главных ролей. Эти три фильма имеют все шансы стать самыми кассовыми российскими проектами 2005 г.
- Тем не менее складывается впечатление, что определенная часть зрителей до сих пор ждет от российского кино некоего продолжения традиций старых мастеров.
- Мне так не кажется. Как показывают исследования, более молодая кинотеатральная аудитория, в отличие от телевизионной, ждет не подражания старым образцам, а современного уровня технологий. Заплатив за билет, зрители хотят увидеть зрелищную технологичную картину – с адекватными уровнями звука и изображения, с хорошим сюжетом. То есть люди ждут развлекательного фильма, который соответствовал бы их возрастной категории и сегодняшнему дню.
- Кстати, раз уж речь пошла о телепрокате, что сейчас хочет видеть телезритель?
- На мой взгляд, телезрители хотят прежде всего жанрового многообразия. Не секрет, что сейчас любой российский сериал опережает по рейтингам самые успешные зарубежные аналоги, и аудиторию он собирает куда большую. Но если раньше публика хотела смотреть только криминальные сериалы, что называется, «о ментах», то сейчас востребованы самые разнообразные жанровые проекты. Например, 9 мая на Первом канале с огромным успехом прошел большой военный фильм нашего производства – «На безымянной высоте»: по России он получил долю в 51,3%. Это очень большой процент.
- Но чтобы получить качественный продукт, нужен и соответствующий бюджет. За счет чего формируются вложения в такие проекты?
- У нас сейчас в производстве находятся 12 сериалов и 4 полнометражных картины. Общий объем инвестиций в них составляет порядка 30 млн долларов: часть этих средств поступает от продажи телевизионных прав на нашу продукцию, но все же основная их часть идет от кинопроката. Это вполне закономерно. Причем я не исключаю, что на определенном этапе сборы от кинотеатрального проката российских лент позволят нам целиком инвестировать производство отечественных фильмов.
- На каком этапе сейчас находится Ваш фэнтези-проект «Волкодав», о котором столько говорят?
- Права на экранизацию «Волкодава» были выкуплены у Марии Семеновой давно, а насколько востребован у нас жанр фэнтези, можно понять, посмотрев, сколько в стране поклонников Толкиена. У меня лично присутствует ощущение несомненного коммерческого успеха этого проекта. Во-первых, книга Марии Семеновой – безусловный бестселлер, во-вторых, режиссирует его Николай Лебедев, который имеет опыт создания отечественных хитов. Ну и, наконец, для фильма уже разрабатывается стратегия его продвижения на кинотеатральный рынок, которая будет сильно отличаться от того, что обычно делается по русским проектам. И это не удивительно, ведь наша задача состоит в том, чтобы сборы по этому фильму были сопоставимы со сборами крупнейших американских картин. Кстати, именно поэтому мы планируем производство сиквела «Волкодава» и выпуск на основе первой части телевизионной версии через несколько месяцев после кинопроката.
- Компания «Централ Партнершип» намерена заниматься экранизацией фэнтези в дальнейшем?
- Пока нет, ведь сам «Волкодав» – это проект долгоиграющий. Как я уже говорил, компания планирует производство сиквела, а возможно, что и третьей части приключений Волкодава. Но мы действительно ведем переговоры с Марией Семеновой по поводу экранизации других ее произведений.
- Каковы, на Ваш взгляд, перспективы роста отечественного кино в ближайшее время, а не в долгосрочной перспективе?
- В любом случае для коммерческого успеха фильма важен грамотный прокатчик, который адекватно оценивает специфику продукта. Поэтому сейчас появляется тенденция, когда прокатные российские структуры выступают в качестве производителей. Словом, все как в Америке. И, конечно, зритель не хочет смотреть все подряд. Выпуск в следующем году тех наших фильмов, о которых я уже говорил, в еще большей степени изменит понимание того, какой величины могут достигать сборы российских фильмов.
11.08.2004
RBC Daily