Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Интервью: Игорь Бабаев, президент АПК "Черкизовский"

"Заводить новые активы в группу буду я"

Российский мясной рынок с оборотом $5-6 млрд в год до сих пор остается без явного лидера. Даже такие мощные группы, как “Продо” (бывшая “Планета”) и АПК “Черкизовский”, занимают на нем всего по 10%, а общая доля 10 крупнейших компаний не превышает 40%. Остальной рынок делят между собой 1000 небольших региональных предприятий, успешно защищающих свои локальные сегменты от национальных гигантов. По признанию президента Мясного союза Мушега Мамиконяна, консолидации на мясном рынке придется ждать очень долго. Если только не случится чуда — например, объединения “Черкизовского” и “Продо” или “Микояновского” и “КампоМоса”.

У компаний “большой четверки” есть и другой способ “нагулять вес”. Любая из них может найти стороннего инвестора, который предоставит ресурсы для агрессивного поглощения конкурентов. Судя по планам президента “Черкизовского” Игоря Бабаева, его компания предпочла действовать именно по такому сценарию.

— В этом году ваша доля в Черкизовском мясокомбинате увеличилась с 48% до 56% акций. Кто помог вам восстановить контроль — АРКО или банк “Возрождение”?

— Чтобы было понятно — АРКО не является владельцем акций, у нас есть инвестор. Я не хочу разглашать, кто он и как он им стал. Во всяком случае, это инвестор, близкий к моей идеологии.

— Это аффилированная с вами структура или сторонний инвестор?

— Давайте опустим этот вопрос. Понятно, что мы это делаем, чтобы собрать все акции. В любом случае контрольный пакет в наших руках. Потом, “Черкизовский” [мясокомбинат] не является сегодня монстром в холдинге — в нем появились другие серьезные предприятия. Вы ведь говорите со мной сейчас не как с директором Черкизовского мясокомбината, а как с руководителем холдинга, в состав которого входят более 50 российских предприятий.

“Черкизовский” как материнское предприятие более известен, и, безусловно, отношение к нему неоднозначное. Назовите, в какой столице мира сейчас есть мясокомбинаты. Их нет сейчас ни в Париже, ни в Лондоне, ни в Берлине. Поэтому наше внимание направлено сейчас на регионы России. Мы разрабатываем идеологию выхода в регионы, где есть сырье, где производить экономически выгодно.

— А в регионах уже появились какие-то комбинаты, которые обогнали “Черкизовский”?

— Давайте я внесу ясность, из чего состоит холдинг, потому что в последнее время произошли большие изменения. Сейчас холдинг “Черкизовский” — это вертикально-интегрированный комплекс, который от начала до конца решает все свои проблемы. Сначала это была мясная группа, созданная на базе Черкизовского мясокомбината, потом появился “Бирюлевский” [мясокомбинат]. Сейчас это восемь действующих мясокомбинатов, которые по обороту догоняют Черкизовский мясокомбинат. Он остается флагманом, но у таких региональных мясокомбинатов, как Пензенский, Белгородский, Лабинской хладобойни, которую мы сейчас вводим, потенциал развития выше, поэтому все наши инвестиции идут в регионы.

У нас сформирован мощнейший птичий блок. В него входят 10 птицефабрик, и мы планируем, что в следующем году оборот по ним будет как минимум около $200 млн. Это довольно ощутимая доля в обороте холдинга, с учетом того что по мясной группе ожидается товарооборот $400 млн.

Наряду с этим создается группа свиноводства. У нас два свинокомплекса в Пензенской области, один — в Вологодской области, два — в Московской области. Четвертый блок — зерновой. Мы столкнулись с проблемой зерна, достаточно серьезной. В прошлом году цена на зерно прыгнула с 3000 руб./т до 6000-7000 руб./т. Это безумие. Мы приватизировали в Пензенской области 100 000 га пашни, сегодня уже получили урожай 100 000 т зерна, в 2004 г. планируем нарастить объем до 150 000 т, а в перспективе выйти на 500 000 т. Для нас каждый этот блок — испытание. Если мы были профессионалами в мясном производстве, то птицеводство стало чем-то новым. Мы пригласили специалистов из Голландии, которые помогли создать современное производство. В результате Петелинская птицефабрика стала крупнейшим поставщиком охлажденной птицы в Москве.

— Какой из этих блоков является приоритетным?

— Мясной блок более-менее стабильный. Здесь задача — удержать на российском рынке мясной продукции долю в 10-11%. Сейчас растет малый бизнес, и мы постоянно ощущаем давление.

Еще один фактор — теневой бизнес. В России мы единственная из мясных компаний, которая аудируется Ernst & Young. Мы чисты, мы сегодня конкретно показываем всю свою экономику. Кроме нас баланс показывает только “КампоМос”. Покажите мне еще мясное предприятие, которое аудируется, — я со стула упаду. Нам очень важно, чтобы все компании были прозрачны с точки зрения экономики. Мы зарабатываем $50 млн (EBITDA группы) в год, и мы это показываем.

— Но вы до сих пор не опубликовали аудиторскую отчетность. Когда это будет сделано?

— Аудит будет опубликован через 1,5-2 месяца.

— Несколько лет назад на продовольственном рынке было три лидера: “Вимм-Билль-Данн”, “Балтика” и “Черкизовский”. Но, похоже, сейчас их доли начали падать…

— Нигде никогда о нас так не говорите, мне тем более, мы свои доли только наращиваем.

Вот вы сказали о трех направлениях. Что такое пиво — это транснациональный бизнес. В любой стране мира вы увидите компании африканские, американские, немецкие. Молочный бизнес — то же самое. Везде есть Danone и Nestle. Назовите мне подобные мясные компании. Их нет. Мясной бизнес тяжелый, он очень трудоемок. Западную мясную продукцию наш народ не очень воспринимает.

— И все-таки какой блок приоритетный?

— Главный — это птицеводство, но он тянет за собой зерно, и второй по значимости блок — свиноводство.

— Какие инвестиции вы планируете в эти блоки?

— В ближайший год инвестиции в московский птичий блок составят $30 млн, в пензенский — $25 млн. В свиноводство планируется вложить около $20 млн. Там ситуация непростая, поскольку технологический процесс более длительный. По мясу сейчас мы открываем бывший Лабинский, который переименован в Бабаевский, мясокомбинат (Краснодарский край). В целом по мясному блоку объем инвестиций составил в этом году $12 млн.

— Кто предложил переименовать Лабинский мясокомбинат? Это был подарок вам от подчиненных?

— Моя молодость связана с Кубанью. Я закончил там институт, я был директором Анапского мясокомбината на побережье, директором Армавирского мясокомбината семь лет, и так у меня 15 лет жизни пролетело. Поэтому к Кубани у меня свое отношение. Я считаю, что новое название комбината соответствует тому, что я там сделал, а это самое главное. Это предприятие первого класса, одно из лучших в России по вопросам этики, культуры, технического оснащения. Вообще, прекрасный, цветущий мясокомбинат.

— То есть в будущем году вы планируете инвестировать около $100 млн? Это достаточно большие деньги.

— Это связано в первую очередь с тем, что в России появились длинные, пятилетние, кредитные ресурсы. Их не было. Раньше мы пользовались только краткосрочными ресурсами — собственными оборотами, дорогими банковскими кредитами. К тому же сегодня государство возвращает [сельхозпроизводителям] две трети ставки рефинансирования, т. е. кредиты выдаются на льготных условиях.

— Разве после недавнего кризиса у банков не пропал аппетит к кредитованию?

— Я обращаю ваше внимание на то, что банки всегда хотят видеть реальный сильный баланс, который позволяет кредитовать с минимизацией риска. Когда речь идет о кредитовании наших блоков, банки невольно обращают внимание на то, что я являюсь лидером на мясном рынке.

— В 2001 г. вы рассказывали о желании Morgan Stanley провести эмиссию акций Черкизовского мясокомбината для привлечения инвестиций в ваш бизнес. Какова судьба этого проекта?

— Мы должны были провести IPO раньше “Вимм-Билль-Данна”, но помешал августовский кризис. До кризиса Morgan Stanley был нашим андеррайтером, подготовка IPO шла к завершению, и потом все рухнуло. Сейчас он является просто акционером Черкизовского мясокомбината, не более. Ни в каких других операциях он не участвует, просто выжидает и смотрит, что произойдет с компанией. Я не исключаю, что акции “Черкизовского” будут конвертированы при переходе на единую акцию группы. Такие переговоры мы с Morgan Stanley ведем.

— А с Ronald A. Chisholm [канадская торговая компания, владеет 15% Черкизовского комбината] подобные переговоры идут?

— С ними уже есть такая договоренность.

— Как будет реорганизована структура группы?

— Поскольку Черкизовская группа общеизвестна, придется, видимо, переименовывать “Эко-Торг” (основной акционер предприятий группы. — “Ведомости”) в “Черкизовский”.

— Это будет управляющая или владельческая компания?

— Это будет управляющая компания.

— И все-таки почему процесс публичного размещения акций так затянулся?

— Почему мы не торопимся на IPO? По нашим прогнозам, компания в течение 2-3 лет будет иметь $1 млрд оборота и ее стоимость будет несколько другая.

— Три года назад вы тоже говорили, что в 2003-2004 гг. выйдете на $1 млрд, но, по вашим же данным, вы с оборота в $500 млн в 2001 г. опустились до $400 млн в 2003 г. В чем причина?

— Дело в том, что период дефолта для нас был катастрофическим. И переход из дефолта в темп мобильного развития оказался очень сложным. Когда мы приобретали региональные мясокомбинаты, они были никакие. Это было просто название. И ушло сумасшедшее количество времени и денег на восстановление этих комбинатов. Сейчас периферийные мясокомбинаты зарабатывают около $1 млн, это большая победа.

— Это прибыль, обороты?

— Прибыль. Этот год стал переломным, пошел рост. Сейчас я могу сказать: в этом году мы получим по группе товарооборот $500 млн. Да, безусловно, тот, кто не мечтает, ничего не достигнет. Мы ведь не просто заявляем, что достигнем продаж в $1 млрд. Мы сейчас обсуждаем первый шаг — продажу блокирующего пакета акций, а полученные деньги пустим на поглощение. Но не на те мясокомбинаты и птицефабрики, которые мы брали раньше и которые я своими мозгами и профессионализмом поднимал. Сейчас речь идет о поглощении действующих предприятий, которые дадут рост капитализации.

— Уровня Клинского мясокомбината?

— Да, но “Клинский” нам даром не нужен. Мы смотрим сейчас на Новосибирск, Екатеринбург. Нас больше интересует региональное развитие. Нас интересуют свинокомплексы, птицефабрики, зерновые хозяйства. Если мы в следующем году выходим на оборот в $650 млн и EBITDA в $65 млн, то спокойно можем продать блокирующий пакет акций за $200 млн. Тогда речь пойдет о поглощении двух предприятий и мы становимся “миллиардниками”. Это понятно? В принципе, эта технология общепринята. Вопрос в том, что поглотить. Речь ни в коем случае не идет о московских предприятиях — они нам не нужны. Нас интересуют города-миллионники.

— А остались реально успешные предприятия, которые еще можно купить? Вы же сами говорили, когда “Планета” и “Агрос” начали скупку мясокомбинатов, что в России уже покупать нечего.

— “Планета” и группа “Агрос” спровоцировали сумасшедший рост цен на те предприятия, которые не стоили тех денег. Как у них обстоят дела сейчас, вы знаете. Из-за удорожания сырья на 130% все мясокомбинаты России потеряли как минимум половину прибыли.

— Включая ваши?

— Да, мясная группа потеряла, я это не скрываю. Но у нас очень мощная сеть. Мясо просело, но выросли птица, свиноводство, зерно. Вот “Планета” оказалась в ситуации, когда скупила все и теперь не понимает, что с этим делать. Это же не нефть качать.

— А вы вели переговоры о покупке этих мясокомбинатов?

— Я пытался, но они хотели продать весь мясной блок. Но это может купить только тот, у кого с мозгами не все в порядке. Потому что это не наш, управляемый, технически оснащенный бизнес. Они накупили разного старья, и туда надо вкладывать сотни миллионов долларов. Тольяттинский, Уфимский комбинаты — они все требуют колоссальных инвестиций.

— А “Омский бекон”? Достаточно крупный и успешный холдинг.

— Там вообще катастрофа, поверьте мне. Они [“Планета”] практически не проводили инвестиционную политику. Купили то, что более-менее живое, но требует инвестиций. А инвестиций сделано не было. Что они сейчас делают, я не знаю. Но, во всяком случае, я знаю, что ситуация в мясной индустрии непростая. И для нас, и для них тем более, потому что у них нет профессиональной команды, хотя эйфория на рынке прошла, и сегодня нет дефицита в кадрах. Раньше меня растаскивали, перекупали моих людей. Сейчас все, кончилась эта песня. И мои люди знают, что лучше с Бабаевым быть всю жизнь, быть застрахованным, получать зарплату.

— Означают ли неудачные, на ваш взгляд, инвестиции бывших акционеров “Сибнефти” в агробизнес, что финансово-промышленные группы разочаровались в этом сегменте?

— Ничего подобного. Я вам скажу, что сейчас группа “Ренова” пытается купить у нас пакет. Нас не устроила сумма, которую они назвали.

— Вы являетесь единственным акционером и руководителем всей Черкизовской группы?

— Из США вернулись два моих сына. Старший сын, Сергей, закончил Джорджтаунский университет в Вашингтоне и сейчас — вице-президент по маркетингу [всего холдинга]. Младший, Евгений, закончил Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе (UCLA) и работает в АПК “Михайловский”.

— Они акционеры?

— Конечно.

— Вы еще не устали, не хотите отойти от бизнеса и передать все сыновьям?

— Я не собираюсь складывать оружие. Наоборот, я больше занимаюсь развитием. Мои сыновья держат пульс там, где уже все создано, а заводить новые активы в группу буду я.


БИОГРАФИЯ

Игорь Бабаев родился в августе 1949 г. В 1971 г. окончил Краснодарский политехнический институт по специальности “инженер-технолог”, а в 1976 г. — очную аспирантуру Московского технологического института мясной и молочной промышленности.
После окончания института работал сначала сменным инженером, а затем старшим инженером-технологом на Ессентуковском консервном заводе. В 1976 г. возглавил Анапский мясокомбинат. С 1978 по 1985 г. — директор Армавирского консервного завода. Затем последовательно занимал должности начальника производственно-технического отдела Нальчикского мясоперерабатывающего завода, главного инженера Ставропольского мясоконсервного комбината, старшего инженера-технолога Симферопольского птицекомбината, главного инженера НПО “Комплекс” птицеперерабатывающей и клеежелатиновой промышленности при Госагропроме СССР. В 1988 г. был назначен главным инженером Черкизовского мясоперерабатывающего завода, а в 1989 г. — избран его директором. С 1998 г. — президент АПК “Черкизовский”.
Кандидат технических наук, действительный член Российской инженерной академии. Имеет почетное звание “Заслуженный работник пищевой индустрии России”.

О КОМПАНИИ

АПК “Черкизовский” создан в 1998 г. на базе одноименного мясоперерабатывающего завода (ЧМПЗ, Москва). В группу входят четыре бизнес-блока: зерновой, птицеводческий, свиноводческий и мясопереработки. АПК “Черкизовский” объединяет девять мясоперерабатывающих предприятий, 10 птицефабрик, пять свинокомплексов, заводы по производству комбикормов и по розливу минеральной природной воды. Предприятия группы расположены в Московской, Пензенской, Белгородской, Ульяновской, Вологодской и Ростовской областях, а также в Краснодарском крае. “Черкизовскому” также принадлежат 100 000 га земли в Пензенской области.
Основным владельцем АПК “Черкизовский” является его президент Игорь Бабаев, которому принадлежат 100% акций птицеводческого субхолдинга АПК “Михайловский” и 85,1% долей ООО “Эко-Торг” (владеет контрольными пакетами акций большинства предприятий группы). Крупными акционерами ЧМПЗ являются Morgan Stanley Bank AG (15,09%) и канадская компания Ronald A. Chisholm (15,09%). По оценке Мясного союза, “Черкизовский” контролирует 11-12% рынка мясных продуктов России. Оборот группы в 2003 г. составил около $400 млн.


Ринат Сагдиев
03.08.2004  Ведомости

13.08.2004



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов