Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Кредитный экспресс

Александр Григорьев,
президент ЗАО «ДельтаБанк»


Потребительское кредитование переживает бум развития, причём наибольший рост отмечен в секторе автокредитования и экспресс-кредитов. На этом динамичном сегменте рынка сосредоточен интерес как торговых сетей, так и банков, и не только. Прибыльно ли это занятие в российских условиях и какие риски ему сопутствуют?

Российские реалии

В нашей стране потребительское кредитование получило наибольшее развитие в последние пять лет. Рынок начал создаваться после кризиса, в 1999 г., и выглядел тогда довольно скромно. В 1999-2000 гг. на нём реально присутствовали всего два банка. До конца 2000 г. было выделено примерно 10 тыс. ссуд на общую сумму 10 млн. долл. В 2001-2002 гг. произошёл качественный прорыв с точки зрения рыночного представительства. Основную долю составили Москва и Санкт-Петербург, небольшое развитие кредитование получило и в регионах.



Согласно прогнозам Центрального банка РФ и независимых участников этого рынка, перспектива на 2003-2005 гг. выглядит достаточно оптимистично. Сейчас активное присутствие здесь обозначают (или собираются это сделать в ближайшее время) около 10 банков: несколько банков предлагают стратегию многопродуктового ряда, другие – ставят на один продукт. С точки зрения восприятия стратегии вхождения на рынок любого инвестора, будь то иностранный или российский инвестор, возможны две модели - либо агрессивное развитие и, соответственно, довольно быстрое активное развитие сети отделений или точек продаж в многочисленных торговых сетях, либо осторожное и постепенное проникновение.

Торговые сети, между тем, сами заинтересованы в привлечении в свой бизнес потребительских кредитов. Их основная выгода заключается в получении дополнительных клиентов, которые тратят кредитные средства на товары, ранее для них недоступные. Получив кредитную карту в магазине, покупатель становится более лояльным к данной торговой сети, начинает постоянно ходить сюда за покупками. Сейчас практически все ведущие торговые сети, особенно по реализации потребительской электроники и бытовой техники, работают совместно с тем ли иным кредитным учреждением.

Для банков дело обстоит также весьма неплохо, поскольку наряду с процентами по кредиту они получают потенциальных потребителей других видов услуг. Наше профессиональное мнение состоит в том, что для российского рынка – как чрезвычайно динамичного – оптимальна агрессивная форма развития, которая достаточно затратна на первом этапе, но даёт реальные перспективы спустя три года. Кроме того, мы твёрдо придерживаемся позиции, что к 2005 г. рынок потребительского экспресс-кредитования в России будет в основном распределён.

Кому нужны деньги

Структура самодеятельного населения в России выглядит следующим образом. По данным Госкомстата на 31 декабря 2003 г., в России проживало 62 млн. человек дееспособного населения, которые имеют постоянный доход. Средняя зарплата при этом составила 1250 руб., что эквивалентно примерно 40-45 долл. Структура доходов такова: более 70% населения в России получает менее 500 долл. в месяц, и это доход семьи, а не одного работающего.



Следует отметить, что Москва и регионы – это два в принципе различных рынка с точки зрения структуры населения, распределённого по доходам.

Основная проблема для любого банка – определение подходящих кандидатов на кредит, точнее, скольким кандидатам банк отказывает. Это особенно актуально в потребительском экспресс-кредитовании, когда банк вынужден заключать соглашения с множеством клиентов в узких временных рамках. При этом любая торговая сеть требует, чтобы большинство посетивших её клиентов было обслужено банком, то есть чтобы процент отказа составлял не более 5-10%. Однако данные таблицы, основанной на мнениях экспертов, свидетельствуют о том, что такой процент отказа невозможен при текущем развитии рынка.

>

Ситуация с рынком и потребительской платёжеспособностью населения следующая. Если распределить действующие кредиты, как они представлены на рынке, от 100 до 1000 долл. и сравнить их с реальными доходами семьи, то с учётом потребительской корзины процент отказа не может быть менее 20-25%.

Сейчас рынок экспресс-кредитования расположился на уровне 20-35% эффективных процентных ставок. Напомним, что, когда в 1999-2000 гг. рынок только складывался, эффективные ставки у основных банков-участников складывались на уровне 55-60% и, соответственно, при 10% отказа уровень реального резерва мог составлять порядка 10%, так как с точки зрения математики действующий доход позволял покрывать убытки от необслуженных ссуд.

Однако, по мнению экспертов, для России на настоящем этапе развития экспресс-кредитования на рынке сложились ставки уже порядка 25-35% годовых. Оптимальный уровень резервов составляет 5-10%. Точно такой же и адекватный уровень необслуживаемых ссуд.

Сколько надо – это сколько?

Вторая проблема, которая стоит перед банком, – это размер оптимальной ссуды. Например, если человек хочет купить холодильник за 700 долл., ему не нужна ссуда в 200 долл. – он не сможет совершить покупку. Ниже приведены типичные размеры кредитов.

>

Данная таблица перекликается с предыдущей, когда мы говорили о ссудах, предоставляемых населению на данном этапе развития рынка. В результате банк должен определить, какой оптимальный продуктовый ряд он готов предложить в экспресс- и смежных видах кредитования. Оптимальны кредиты на целевое использование – это электроника, мебель и другие товары длительного пользования. На срок 6-12 месяцев такие кредиты сейчас выдают реально за 30 минут.

Сторонний продукт, который стал развиваться в последние два года, – моментальная кредитная карта, которая выдаётся примерно за те же 30 минут. Она не носит целевого характера, а предоставляет потребительский кредит на крупные покупки вообще. Примыкает к этому продуктовому ряду индивидуальная ссуда. Она выдаётся примерно на три года, средний срок рассмотрения – до пяти дней.

Рискуют все

Из-за особенностей рассматриваемого рынка банки вынуждены особое внимание уделять методам управления кредитными рисками. С этой точки зрения Россия представляет собой даже более тяжёлый рынок, чем, например, страны Восточной Европы.

Во-первых, это вопрос идентификации клиента – пока не решённый в России (за исключением специальных баз данных). Отсутствие бюро кредитных историй, систем обмена данными между банками и, самое главное, достоверных данных по идентификации клиента самым негативным образом влияют на ситуацию, тогда как в Западной Европе существуют специальные страховые свидетельства, в Америке –пенсионные свидетельства и т. д. Поскольку в России рынок потребительского экспресс-кредитования появился недавно, эти системы ещё не получили должного развития, в том числе с правовой точки зрения, хотя здесь развитие идёт достаточно быстро.

Своеобразной страховкой являются оптимальное формирование резервов, которые адекватно отвечают уровню кредитных рисков, и управление процентной ставкой с учётом кредитного риска. Уровень процентных ставок в размере 25-35% на нынешнем этапе, на наш взгляд, адекватен именно с позиции кредитного риска заёмщиков. Его нельзя ни в коем случае сравнивать с Восточной или Западной Европой, (в развитых странах уровень кредитных ставок составляет порядка 16-18%).

Несколько слов необходимо сказать о мошенничестве. По мнению экспертов, уровень правонарушений в данной области везде практически одинаков – будь то Россия, Западная Европа или Америка. Любой банк, который занимается экспресс-кредитованием, адекватно, независимо от системы обеспечения безопасности, сталкивается примерно с 1,5% мошеннических действий разного рода. У банков, практикующих консервативный подход – более долгое рассмотрение клиентов, естественно, процент меньше, однако не намного.

Во многом поэтому работа с массовым клиентом через Интернет – дело будущего. Сейчас развитие банковских интернет-сервисов сдерживается прежде всего вопросами безопасности. Иллюстрацией тому могут служить постоянные атаки хакеров и появление новых вирусов, угрожающих использованию кредитных карт через Интернет.

В заключение следует ещё раз подчеркнуть, что потребительское кредитование в России, которое началось в 1999 г. усилиями мечтателей, как их тогда называли, сейчас складывается в серьёзный сегмент рынка, и хочется верить, что, как и в западных странах, это будет основным направлением банковского развития в Российской Федерации в ближайшие годы.

13.08.2004  журнал "Бизнес-форум"

13.08.2004



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов