Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Волшебники продаж

Найти талантливого менеджера по продажам намного сложнее, чем выбрать качественный товар на турецком базаре. Именно эти специалисты сегодня «делают погоду» в бизнесе как небольших компаний, так и крупнейших транснациональных корпораций

Эти кадры нарасхват

Торговля – одно из самых популярных занятий с незапамятных времен. В наш век ничего не изменилось

– На сегодняшний день до 25% вакансий на рынке труда принадлежит специалистам по продажам, – отмечает Алексей Миронов, начальник отдела  маркетинга и развития бизнеса кадровой компании Coleman Services Inc.

– Продавцы – одна из основных штатных позиций в нашей компании, – говорит Ирина Заболотная, заместитель генерального директора турфирмы «Нева». – Именно они встречают наших клиентов, представляют им наши услуги. На них лежит самая большая ответственность за имидж и успех турфирмы.

Директор по развитию и работе с персоналом компании «Евросеть» Орест Ковтун также ставит этих специалистов в центр своего бизнеса:

– Продавцы – локомотивы нашего дела. Остальные департаменты выполняют лишь обслуживающие функции.

По идее, профессиональный менеджер по продажам может с одинаковым успехом торговать чем угодно: информационными технологиями, банковскими продуктами, косметикой, мебелью, туристическими путевками, консалтинговыми, рекламными и дизайнерскими услугами. Однако, по мнению экспертов, специалистам этого профиля не всегда удается успешно переключиться с одного продукта на другой.

– Для продавцов важна специфика продукта, с которым они работают, – подтверждает Александр Кидяев, заместитель директора по работе с регионами корпорации «Парус». – В частности, в нашей компании одни менеджеры по продажам предлагают клиентам уже готовые, коробочные решения, которые нужно только установить на компьютер; другие же занимаются сложными корпоративными проектами. Последние продавать гораздо сложнее – это делают люди с совершенно иным уровнем технических знаний и ответственности.

Алексей Миронов разделяет специалистов этого профиля на тех, кто специализируется на товарах, и тех, кто привык работать с услугами:

– Продавцы товаров редко переквалифицируются в продавцов услуг. Тот, кто торгует пивом, с успехом будет заниматься реализацией газированных напитков, но вряд ли справится с проектом, связанным с внедрением масштабной информационной системы.

Многие кадровики и хедхантеры при приеме на работу менеджера по продажам даже не «засчитывают» ему в профильный трудовой стаж опыт работы на другом товарном рынке.

– Подавляющее большинство наших клиентов просят подбирать им менеджеров по продажам, которые не менее чем два года работали в аналогичном бизнесе, – отмечает Алексей Миронов. – Для кандидата важно знание среды, в которой ему предстоит находиться, он должен точно понимать, кто его потенциальный покупатель и каковы его запросы.

– Иногда прошлый опыт продаж в другой области только мешает, – считает Анна Авакянц, менеджер по персоналу компании «БСконсалтинг». – Например, если у человека за плечами опыт работы с розницей, то ему сложно переключиться на долгосрочные проекты. «Розничный» продавец обычно старается быстро избавиться от товара и поэтому не очень заботится об установлении теплых отношений с клиентами. Специалисты же, в работе которых «предпродажный» период длится около года, действительно умеют их наладить.

Конечно, если речь идет о сложных, например высокотехнологичных, товарах, консалтинговых услугах, продавцу не обязательно разбираться в них так же, как производственнику. Но он должен уметь точно и квалифицированно преподносить клиенту всю необходимую информацию.

– Наши менеджеры обязаны знать программный продукт, который они продают, – говорит Александр Кидяев из корпорации «Парус». – Только в этом случае они смогут подобрать клиентам то, что им действительно нужно.

Высокая эрудиция требуется от продавцов и в туристическом бизнесе.

– Для нашей компании необходимо, чтобы специалисты по продажам обязательно знали географию, культуру, особенности страны, куда они отправляют клиентов, а также все бытовые подробности будущей поездки, связанные с гостиницей, пляжем, экскурсиями, – делится опытом Ирина Заболотная из турфирмы «Нева».

Кто такой хороший продавец

Эксперты утверждают, что хороший специалист по продажам – обязательно человек с высшим образованием.

– Диплом вуза, особенно филологического, предполагает наличие у человека определенного уровня культуры, умения правильно говорить, грамотно убеждать собеседника в своей правоте, – считает Ирина Заболотная.

Но обязательным условием при приеме на работу университетский диплом не считается.

– Это лишь дополнительный бонус для кандидата на вакантное место в нашей компании, – свидетельствует Александр Кидяев. – Я встречал людей с несколькими высшими образованиями, которые не могли ничего продать, и специалистов без институтской «корочки», работающих очень продуктивно.

Продажами сегодня занимаются люди с совершенно разным образованием и опытом работы. Так, Ольга Березовская, руководитель розничного отдела рекрутинговой компании «Анкор», вспомнила случай, когда успешным менеджером по продажам стал выпускник МГИМО, до этого работавший в зарубежных посольствах и МИДе.

– Он решил заняться продажами, когда понял, что его личные и профессиональные амбиции на прежней работе не могут быть реализованы, – говорит Ольга. – Сейчас этот человек – ведущий специалист по продажам в крупной иностранной компании.

Кроме общей культуры и эрудиции, хороший продавец должен обладать и специфическими знаниями.

– Основной принцип продаж – никогда не говорить «нет», – утверждает Александр Кидяев. – Грамотный специалист умеет убедить клиента, что в любой ситуации можно найти решение проблемы. Он обязан знать, как перевести разговор в другую плоскость, тактично изменить его тему.

Соответственно, менеджеру по продажам поможет владение техникой работы с возражениями, умение убеждать, навыки аргументации и проведения презентаций.

– Мой опыт показывает, что часто клиенты очень долго принимают решение, особенно если речь идет о серьезной сделке, – отмечает Александр Кидяев из корпорации «Парус». – Поэтому очень важно умение вести переговоры, профессионально и интересно представлять свой проект. Например, у нас работал очень талантливый менеджер, который проводил демонстрацию продукта, даже не включая компьютер, используя исключительно примеры из жизни. После такой презентации клиенты уходили с хорошим настроением и чаще всего с желанием приобрести наши компьютерные программы.

Кроме этого, менеджер по продажам должен обладать еще и организаторскими способностями, так как во многих компаниях он выступает как посредник между специалистом, который создает этот продукт, и клиентом.

Разносторонняя личность

Во многих компаниях успешную работу менеджера по продажам оценивают не только по объему продаж, но и по количеству привлеченных клиентов. Помимо формального взаимодействия с покупателем, его работа подразумевает активное общение на личностном уровне. Поэтому среди обязательных качеств хорошего продавца – контактность, коммуникабельность и неконфликтность.

– Флегматичным людям нет места на этом рынке, – замечает Алексей Миронов. – Менеджер по продажам должен быть гибким человеком, тонким психологом, умеющим находить общий язык с людьми разного типа.

Одним из наиболее важных качеств Ирина Заболотная из турфирмы «Нева» считает умение управлять конфликтами.

– Есть такие категории туристов, которые «профессионально» подходят к отпуску: специально ищут негативные моменты, чтобы потом получить компенсацию, – рассказывает она. – Первыми, кто принимает от недовольных клиентов претензии, становятся те менеджеры, которые продают им путевки. Поэтому для них очень важно уметь правильно строить с ними беседу, не раздражаясь.

Менеджерам по продажам часто приходится вести несколько проектов одновременно, работать под давлением жестких сроков. Поэтому такой специалист должен уметь четко планировать свое время.

– Текущая деятельность менеджера, кроме общения с клиентами, включает в себя много задач – это сбор информации, пополнение баз данных, посещение выставок, аналитическая работа, составление договоров, ведение первичной бухгалтерии, – рассказывает Анна Авакянц из компании «БСконсалтинг». – Сотрудник обязан уметь самостоятельно планировать свой день, чтобы начальник не напоминал ему о срочных делах.

Менеджер по продажам должен ориентироваться в своей работе на конечный результат. Например, чтобы попасть в компанию «Евросеть», ему придется проявить активность, глубокую заинтересованность в работе и готовность постоянно учиться. А Ирина Заболотная требует от своих продавцов креативности:

– По собственному опыту я знаю, насколько важно творчество в этой профессии. Каждый человек индивидуален, наши клиенты не всегда знают, чего именно хотят, поэтому важно уметь найти ключ к каждому из них.

И, безусловно, неотъемлемые черты хорошего продавца – честность и порядочность.

– Главное, не обещать клиенту то, что невозможно выполнить, – убеждена Ирина Заболотная. – Менеджер по продажам должен быть профессиональным, добропорядочным, внимательным и ответственным. Именно эти качества оценят клиенты в человеке, который уговаривает их что-то приобрести.

Где его самого купить?

Сегодня рынок труда ощущает на-стоящий дефицит хороших продавцов, обладающих всеми вышеперечисленными качествами. Он не успевает за стремительным ростом большинства других рынков.

Сложности возникают еще и потому, что менеджеры по продажам, пожалуй, чаще других меняют места работы. Это связано с тем, что ключевым критерием при выборе компании для них, в отличие от многих других профессионалов, являются деньги.

– Если продавцам предлагают более выгодные условия работы, они чаще всего «эмигрируют», – утверждает Алексей Миронов. – В Москве зарплата специалиста по продажам колеблется обычно от $500 до $5000. Все зависит от опыта работы и от того продукта, с которым он работает. Если это высокотехнологичные товары, услуги, то уровень специалиста намного выше и ценится он больше. А в среднем по рынку зарплата менеджера по продажам составляет от $500 до $2000.

Помимо высокой зарплаты, стимулом для привлечения достойного профессионала может стать еще и карьерный рост. При желании рядовой продавец может стать руководителем отдела продаж. Например, в компании «Евросеть» за пару лет два менеджера по продажам выросли в директоров филиалов, а многие другие стали руководителями торговых точек.

Если воспитать менеджера по продажам внутри компании не удается, нужно обращаться в кадровые агентства, искать информацию на интернет-сайтах: job.ru, headhunter.ru, superjob.ru, rdw.ru, просматривать специализированные издания «Работа для вас», «Элитный персонал».

– У нас в данный момент открыто две вакансии на должность специалиста по продажам, – говорит Анна Авакянц из «БСконсалтинг». – Обычно поиск таких специалистов занимает от одного месяца до трех. У нас очень высокие требования к людям, которым предстоит продавать консалтинговые услуги. Сначала мы отбираем резюме в Интернете или специализированных изданиях, проводим два собеседования с претендентом, а после оцениваем его знания и навыки по специально разработанной системе.

– Мы очень серьезно подходим к поиску продавцов, – рассказывает Орест Ковтун из компании «Евросеть». – Мы даем объявления в газетах, в Интернете, проводим специальные промо-акции, раздаем объявления о работе в вузах и таким образом набираем претендентов, которые проходят обучение уже внутри компании. Только по результатам этого обучения мы принимаем решение о приеме на работу.

В турфирме «Нева» тоже ищут специалистов по продажам в университетах или через специализированные издания. А затем обучают их методам работе в туризме. А вот в корпорации «Парус» считают, что менеджера по продажам высокого уровня (например, для работы с корпоративными клиентами) «взять с улицы» невозможно.

– Мы предпочитаем сами выращивать специалистов по продажам. Только большой опыт работы может превратить простого менеджера в высококлассного продавца программного обеспечения, – утверждает Александр Кидяев. А Ирина Заболотная отмечает самое главное:

– Человеку должно быть интересно продавать. Только тогда из него выйдет толк.

16.08.2004  Журнал "Свой бизнес"

16.08.2004



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов