Дмитрий Усов, директор типографии Таис из Караганды, в прошлом году заказал новую печатную машину. Согласно договору ее должны были доставить к концу года, когда у типографии обычно вал предновогодних заказов. Но к концу ноября казахстанский региональный центр компании Гейдельберг СНГ (входит в германский концерн Heidelberg), у которого и был заказан агрегат, огорошил Усова: германский завод не успевает с заказом. То есть сама печатная машина готова и ждет отправки, но одна деталь (копировальная рама), увеличивающая объем тиража, которую делал партнер компании, задерживается. Печатный станок может работать и без нее, но по условиям договора завод должен был отправить все вместе. Разгневанный Усов написал письмо в региональный и московские офисы: он требовал сделать все, чтобы привезли хотя бы машину. Уже через час Усову прислали по электронной почте письмо с извещением, что его рекламация принята. Еще через час новое письмо. Не было дня, чтобы ему не сообщали, на какой стадии решение проблемы. В итоге машину привезли в срок. Правда, без пресловутой копировальной детали, но Дмитрий Усов уже сменил гнев на милость. Он три недели провел в неопределенности, не зная наверняка, сможет ли выполнить обязательства перед своими заказчиками, и, после того как все разрешилось удачно, разрывать отношения с компанией не собирается.
Психолог и партнер консалтинговой компании Комплексные технологии управления Евгения Абрамсон объясняет реакцию Усова феноменом эмоционального маятника, т. е. способностью человека переводить резко отрицательные эмоции в резко положительные, как, впрочем, и наоборот. А психолог и бизнес-тренер Ольга Клочкова добавляет, что нужно почувствовать, когда наступил момент, удачный для изменения настроения клиента. По ее словам, это возможно, когда заказчик выговорился, когда он, что называется, переводит дух и возникает пауза, которую может заполнить конструктивными предложениями представитель компании. По ее мнению, легче всего поймать эту паузу при очном разговоре, при переписке сложнее всего, но принцип остается тем же.
Абрамсон несколько лет проводит консультации по работе с претензиями и замечает, что российские компании по примеру западных тоже начинают инвестировать значительные средства в такую разновидность работы с клиентом.
Очень часто затраты оборачиваются экономической пользой и помогают улучшить бизнес-процессы. В ярославской компании Яна, официальном дилере моторного завода Автодизель, после того как три года назад открыли отдел по работе с рекламациями, менеджеры по продажам смогли заниматься только своими прямыми обязанностями. До этого им приходилось много времени уделять работе с жалобами. А в российском отделении IKEA, как рассказывает пресс-секретарь компании Ирина Ваненкова, пожелания клиентов повлияли на то, что в магазинах несколько лет открылись назад экспресс-кассы, которые могли обслуживать покупателей с небольшими покупками до этого им приходилось стоять в общих очередях. В Гейдельберг СНГ говорят, что претензии покупателей помогли оптимизировать процесс доставки запчастей.
Приемщик жалоб
В Гейдельберг СНГ работу с рекламациями выделили в отдельное направление осенью прошлого года. Тогда директор по развитию компании Алексей Серов впервые взял на работу менеджера по рекламациям. Он объясняет свое решение тем, что вырос объем работы количество заказчиков превысило отметку 400, и потому работу с возможными погрешностями нужно было взять под контроль. Ольга Деденко, которой предстояло это делать, раньше работала менеджером по логистике и, когда компания предложила ей такую вакансию, была удивлена и заинтригована. На прошлом месте работы у меня был опыт, связанный с рекламациями, и я решила попробовать, вспоминает Деденко.
Рекрутеры из Kelly Services говорят, что должность менеджера по рекламациям на рынке труда практически не фигурирует. По их словам, обычно эти функции выполняют менеджеры по работе с клиентами, которые отслеживают выполнение заказа и, соответственно, разбираются с последствиями.
Работа с претензиями становится значимой для компании, если ее продукт технологически сложный и дорогой, а конкуренция на рынке высока, считает Абрамсон. Кто должен выполнять эту роль, по ее мнению, субъективное управленческое решение. Главное чтобы велись статистика претензий и ее последующий анализ, считает она.
В ярославской компании Яна сотрудники отдела рекламаций помимо переписки с заводом и клиентом сами выполняют ремонтные работы. Все три специалиста отдела инженеры с опытом работы на моторном заводе.
Доброжелательные методики
В Гейдельберг СНГ работа с рекламациями сведена к дипломатической роли и находится в ведении отдела качества. В компании разработан метод трехступенчатой переписки, которая позволяет работать с клиентом на различных стадиях с учетом его состояния на момент поступления претензии и завершения рекламации.
По правилам, которые утверждены в компании, в течение двух часов после поступления претензии клиенту направляется письмо от лица правления. В нем сообщается, что рекламация принята в работу, а также указывается, кто назначен ответственным за решение вопроса. В итоге ответственное лицо в течение 24 часов связывается с клиентом и обсуждает, как можно решить его проблему или компенсировать потери. После того как проблема решена, Ольга Деденко снова пишет клиенту письмо с просьбой подтвердить, что рекламация закрыта, и прилагает к нему анкету, где просит клиента оценить работу с претензией. Для клиента очень важно, что переписка официальна, регулярна, что им занимаются, причем конкретный человек. Подчас даже само признание факта существования проблемы помогает сохранить с клиентом добрые отношения, считает она. Евгения Абрамсон утверждает, что главное сразу перевести эмоциональный разговор в конструктивное русло. Это происходит, когда, извинившись за неудобства с клиентом, с ним обсуждают, как можно вместе решить проблему. В таком случае клиент станет ощущать себя партнером по решению своей проблемы, а не пострадавшим, рассуждает она.
Усов из Караганды оценил усилия Гейдельберга и даже решил с ноября ввести нечто похожее в своей компании. Он понял, что претензии позволяют установить обратную связь, потому нужно открыто спрашивать клиентов, что им могло не понравиться. По его наблюдениям, часть клиентов не любят конфликты и потому сами не идут на обсуждение претензий. В прошлом году от нас ушел клиент, и почему он ушел, я узнал случайно, когда зашел пить чай в дружественную типографию, ту самую, куда обратился клиент после нас, вспоминает Усов. Как выяснилось, ему не понравилось, что мы не упаковываем этикетки в полиэтилен, и во время перевозки часть испачкалась. До этого он печатался в Германии и там упаковывали таким образом по умолчанию. Но он почему-то решил не говорить нам об этом, а уйти в другую типографию, сотрудников которой он заранее предупредил о своих пожеланиях.
Приучить клиентов жаловаться стремятся немногие. Показателем является жалобная книга, которая обычно лежит в магазинах далеко не на самом видном месте возможно, благодаря своему кляузному названию. Более позитивную формулировку выбрало российское отделение IKEA. У входа в магазины сети висит большая доска с просьбой помочь компании стать лучше. В IKEA не стесняются говорить об ошибках и используют их даже в качестве информационного повода. Вот пример типичного сообщения для прессы: IKEA отзывает Строла, елочные гирлянды с мишурой, обнаружив, что они небезопасны. Существует вероятность попадания мишуры в патрон при замене лампочек, что может привести к короткому замыканию. В IKEA не поступало информации о каких-либо несчастных случаях или травмах, вызванных использованием Строла. Тем не менее мы решили отозвать этот товар в качестве предупредительной меры. Абрамсон считает, что признание в собственных ошибках увеличивает доверие клиентов. Правда, по ее мнению, в условиях российской ментальности это нужно делать аккуратно, чтобы не спугнуть покупателей, которые не привыкли к такому подходу. То есть нужно не обрушиваться на клиента с перечнем проблем, а предупреждать его, что иногда с продуктом могут возникнуть какие-то сложности, и тут же объяснять, какие действия в этом случае предпринимает компания, уточняет Абрамсон.
Наталья Ульянова
25.08.2004
Ведомости