Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Поездка в гипермаркет, или Жизнь в новом формате

Интервью с членом правления (HR, маркетинг) ЗАО «МОСМАРТ» Сергеем Леоновым

Не успел московский рынок ритейла пополниться гигантскими по своим масштабам торговыми центрами, именуемыми по обыкновению супер- и даже гипермаркетами, как новая услуга оказалась востребованной потребителями. Поначалу ею воспользовалась молодежь, чутко реагирующая на новшества, — особенно молодые семейные пары, предпочитающие закупать провизию для дома «в один заезд». Затем удобство гипершоппинга оценили горожане среднего и старшего поколения. Но когда даже пенсионеры, порой почтенного возраста, поехали посмотреть на диковинные торговые площадки, несмотря на их удаленность от центра города, с потаенной надеждой что-то приобрести, стало окончательно ясно: стиль жизни москвичей подвергся кардинальным изменениям, обрел новый формат. О том, как в подобных торговых центрах формируется команда персонала и какие приоритеты главенствуют в кадровой политике, рассказывает Сергей Леонов, член правления (HR, маркетинг) ЗАО«МОСМАРТ».

ЖУК | Сергей Николаевич, пока у компании «МОСМАРТ» есть только один торговый центр в Москве. Однако поговаривают, что ваша компания собирается создать целую сеть гипермаркетов. Так ли это?

С. Л.: Действительно, на сегодняшний момент существует один гипермаркет «МОСМАРТ», его обслуживает 400 человек штатного персонала. И хотя магазин функционирует относительно недавно, его популярность среди горожан — как жителей Ярославского района СВАО, так и других округов, — очень высока. Проект «МОСМАРТ» изначально создавался как сеть гипермаркетов, поэтому мы планируем активно развиваться. В конце августа — сентябре этого года в Москве откроются еще два гипермаркета: на Дмитровском шоссе и на 71-м километре МКАД, а в 2005 г. сеть «МОСМАРТ» пополнится еще четырьмя гипермаркетами, один из которых откроется в Нижнем Новгороде. Таким образом, к 2006 г. в сети «МОСМАРТ» будут функционировать семь гипермаркетов. Определена динамика развития компании и на 2006—2007 гг.: это время освоения ряда регионов, в которых мы планируем открыть не менее пяти гипермаркетов.

ЖУК | Открытие новых торговых центров — это еще и создание новых рабочих мест. Не является ли это существенной проблемой для департамента управления персоналом? Ведь в России по-прежнему наблюдается острая нужда в профессиональных и квалифицированных кадрах.

С. Л.: Набор кадров у нас идет уже несколько месяцев — мы заранее готовимся к открытию новых гипермаркетов. Конечно, столь динамичный и перспективный рост компании требует немалой концентрации усилий департамента по работе с персоналом. Причем не только в плане подбора персонала, но и в плане управления карьерным ростом внутри компании. В МОСМАРТе этот процесс идет непрерывно, а с созданием сети темп, и сейчас довольно напряженный, только возрастет. К тому же спрос на рынке квалифицированных кадров, обладающих знаниями и навыками современной розничной торговли, сегодня особенно велик. И существующие на данный момент предложения пока не могут перекрыть все потребности динамично развивающегося рынка. Кроме того, технологический и производственный процессы в гипермаркете разительно отличаются от тех основных бизнес-процессов, которые сопутствуют традиционной розничной торговле в Москве. Но в этих условиях постоянный рост уровня компетентности наших сотрудников и является одной из приоритетных задач департамента персонала.

Эту проблему мы стараемся рассматривать с разных сторон. Совместно со специализированными тренинговыми агентствами нами была разработана многоуровневая система подготовки персонала. Ее суть сводится к обучению новых сотрудников компании, которое проводится параллельно со стажировкой. Причем процесс обучения ведут как внутренние тренеры МОСМАРТ, досконально знающие технологии продаж в гипермаркете и исповедующие ценности корпоративной культуры нашей компании, так и приглашенные специалисты. Поскольку процедура обучения ведется довольно интенсивно, а теория перемежается с практикой, то даже неопытный поначалу сотрудник в состоянии не только получить теоретические знания в области оперативного управления магазином, но и освоить необходимые стандарты профессии, подробно познакомиться с технологиями работы и правилами компании. При этом весь учебный процесс по своей сути означает получение квалификации по профессиональному обслуживанию клиента. Данная программа включает обычно от трех до восьми целевых тренингов и трехмесячную стажировку.

Есть у нас и другое «золотое» правило: не реже одного раза в год мы оцениваем, как сотрудники ориентируются в своей профессиональной нише, какие «ноу-хау» внедряют на своем участке работы для удовлетворения потребностей клиентов. Одновременно мы регистрируем уровень компетенций сотрудников, а заодно выявляем их ожидания на повышение в должности. Один раз в три месяца проводится заседание комитета по карьерному росту, цель которого — формирование кадрового резерва на менеджерские должности внутри компании. При создании кадрового резерва мы ориентируемся на профессиональных, честных и добросовестных сотрудников, прекрасно осознавая, что кадровый потенциал компании — это ее будущее, стратегия ее развития. Постоянно действует «Центр развития». Совместно с международным кадровым агентством проводим оценку сотрудников компании; в результате «прорисовывается» профиль сотрудников, показывающий уровни обладания компетенциями, выявляются их сильные и слабые стороны. Такая методика вполне рациональна и прагматична. Выявляя слабое развитие определенных компетенций, мы разрабатываем дополнительные программы подготовки для сотрудников, способные компенсировать слабо развитый уровень некоторых компетенций новыми знаниями и умениями.

Реализуя индивидуальные программы обучения персонала, привлекая лучших менеджеров из успешных компаний, способных передать работникам компании свой практический опыт, мы инвестируем средства в современные методики обслуживания наших покупателей.

ЖУК | Вы обмолвились об индивидуальном «ноу-хау». Существует ли, на Ваш взгляд, коллективное «ноу-хау», и если да, то каковы его особенности? Есть ли прецедент формирования коллективного «ноу-хау» в МОСМАРТе?

С. Л .: «Ноу-хау» (владение всеми производственными процессами) — составная часть активов предприятия. Его основа — высокий профессионализм в каждом виде деятельности, когда любой сотрудник, ориентируясь на политику компании, вносит свой вклад в общее дело. По правилам «ноу-хау» должно быть письменно зафиксировано, изложено в простой и доступной форме. Зачем это нужно? Чтобы каждый сотрудник смог активно включиться в процесс распространения этого «ноу-хау» на своем предприятии, а при необходимости использовал его как некую защиту.

Для ясности приведу пример. В МОСМАРТе коллективное «ноу–хау» — это наши технологии товародвижения. А это означает и единую для всех гипермаркетов базу данных по поставщикам и товарам, и различные для каждого магазина графики заказов и поставок. Автоматизировано предложение заказа с учетом статистики продаж, минимального запаса, времени на доставку товаров поставщиками и сезонного спроса, как и прием товара, осуществляемый через стопроцентный контроль и распознавание товара. К коллективному «ноу-хау» относятся и возврат товара поставщикам, и перемещение товара среди гипермаркетов. А в области управления запасами «ноу-хау» позволяет выявлять причины товарных недостач после инвентаризации, осуществлять контроль при списании бракованных изделий. Есть также четкие правила прохождения товаров через кассу. При этом контроль за исполнением процедур и правил, разработанных компанией, осуществляет аудит, цель которого заключается в выявлении причин некорректной работы, а также выработке рекомендаций по оптимизации бизнес-процессов. Зная все эти требования, сотрудники на местах, заинтересованные в совершенствовании технологий, инициируют изменения — в итоге компания получает четко сформулированное и согласованное коллективное «ноу-хау». Одновременно таким образом достигается высокий уровень вовлеченности персонала в оперативное управление.

ЖУК | Как компания предполагает мотивировать своих работников в условиях развития сети? Какие мотивации являются для нее приоритетными?

С. Л.: Разработка эффективной системы мотивации персонала, обеспечивающей максимальный результат, на мой взгляд, и есть самая большая трудность руководства любыми компаниями. Мы очень активно работаем над этим. Для точной и прозрачной оценки деятельности сотрудников, каждый из которых на своем месте решает определенные задачи в рамках стратегии компании, МОСМАРТ имеет хорошо структурированную и отлаженную систему показателей. К тому же рост ответственности каждого работника, увеличение круга его обязанностей обязательно сопровождаются быстрым и значительным ростом материального вознаграждения. А в синергии с финансовой мотивацией у сотрудников МОСМАРТ есть возможность карьерного роста. Программы обучения рассматриваются компанией как инвестиции в персонал, а персоналом — как мотивация. Помимо заработной платы компания использует по отношению к своим сотрудникам и другие формы финансового мотивирования: социальные льготы, бесплатную медицинскую страховку и т. д.

ЖУК | Каким образом в МОСМАРТЕ обеспечивается соблюдение основных принципов менеджмента — делегирования полномочий, доверия, контроля?

С. Л.: Делегирование полномочий, доверие и контроль -— основные принципы менеджмента — основаны, как правило, на вовлечении персонала в процесс управления, на материальной и нематериальной мотивации сотрудников, их желании усовершенствовать трудовой процесс. При этом каждый член коллектива в равной степени участвует как в выборе средств достижения поставленных перед ним задач, так и в анализе своих результатов. И тут инициативность, несомненно, приветствуется. Обязательная оценка труда сотрудников способствует коллективному успеху компании, который высоко ценится и, конечно, всячески поощряется. Проводится систематическое сравнение показателей эффективности и результативности деятельности с соответствующими показателями лидеров по отрасли. Планка ориентиров нашей компании довольно высока: мы равняемся на лидеров европейских сетей гипермаркетов. И такой подход только способствует росту наших достижений на российском рынке.

ЖУК | В теории управления персоналом не так давно появилось новое понятие — «интерактивность». Что это такое, на ваш взгляд? И может ли «интерактивность» эффективно использоваться в рамках сети гипермаркетов?

С. Л.: Интерактивность — это, скорее, некое состояние духа, которое присутствует на всех уровнях иерархии персонала предприятия. Причем данная категория должна иметь постоянную основу. Известно, что чуткое и внимательное отношение сотрудников компании к клиенту — это стимул для развития творческого потенциала личности, что позволяет быстро и адекватно реагировать на сиюминутную ситуацию, которая не всегда предстает в радужном свете. И тут интерактивность, устанавливаемая между представителями коллектива, начинает интенсивно работать. Например, выходя из торгового зала, любой сотрудник может проявить инициативу и оставить на стенде, специально выставленном в гипермаркете, свое предложение по улучшению обслуживания посетителей. При этом он знает, что ответная реакция со стороны руководства компании последует незамедлительно. Так не только устанавливается обратная связь с топ-менеджментом, но и укрепляются связи в рамках всего коллектива. Одновременно идет процесс формирования командного духа в компании, поскольку подобные предложения становятся достоянием всего персонала, обсуждаются. Все обнародованные предложения обязательно тестируются и оцениваются. А перед внедрением новые идеи «обкатываются» с помощью двухуровневого процесса принятия решений. Но когда проекты отобраны, они претворяются в жизнь, как правило, в короткий срок, причем в этот процесс вовлекается весь коллектив.

Главная ценность для МОСМАРТа — это прежде всего личные качества сотрудников: их честность, добросовестное отношение к работе, лояльность к компании. Человеческий ресурс — это не только основной капитал коммерческой структуры, но и ее «лицо», ее репутация. Ведь человек — основная фигура на рынке. И наши корпоративные ценности тоже ориентированы на человека. Они просты, понятны и в целом сведены к следующим критериям: внимание и интерес к клиенту, доброжелательность, честность, порядочность, выполнение обязательств и готовность быть примером для своих коллег, быть преданным делу. Без этих простых «величин» трудно создать сплоченную команду, сформировать командный дух в компании. И только так можно продвигаться вперед, быть уверенным, что предлагаемая на рынке услуга будет признана потребителем.


Беседу провела Светлана Уразова
30.08.2004  Журнал "Управление компанией"

30.08.2004



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов