Интервью: Владимир Воробьев, президент туристической компании "Натали Турс"
"Внутренний туризм - это незанятая ниша"
Российская туриндустрия это отрасль, объем которой трудно оценить с помощью официальной статистики. Например, ЦБ ежегодно публикует данные о том, сколько денег россияне тратят на зарубежные поездки. В прошлом году сумма выездных трат выросла почти на 15% до $12,9 млрд.
Разумеется, туроператорам достается лишь часть этих денег по разным оценкам, годовой оборот отрасли составляет от $2 млрд до $7 млрд. Президент туристической компании Натали Турс Владимир Воробьев считает более реалистичной нижнюю границу этого диапазона.
С чего начинался ваш бизнес?
Компанию Натали Турс мы с женой учредили в 1992 г. Тогда люди хватались за любые возможности заработать, а у нас уже был маленький ребенок и жить было негде. Приходилось как-то крутиться.
Первый блин, как всегда, вышел комом. В июне 1992 г. через знакомых мы вышли на акционерное общество Адлер-курорт. Они предложили нам реализовать в Москве 150 турпутевок на черноморские курорты, а уже в августе началась война между Грузией и Абхазией. Но нам удалось сохранить добрые отношения с Адлер-курортом. Бизнес развивался, причем довольно успешно. Если в 1992 г. было отправлено около 120 человек за сезон, то в 1994 г. количество туристов достигло 5000 человек. Заниматься бизнесом только летом было нецелесообразно, поэтому мы стали разрабатывать другие направления. В 1994 г. появились первые программы в Испанию и Грецию.
Это был случайный выбор?
Нет. Греция и Испания были тогда самыми перспективными туристическими направлении. А популярнейшие сейчас Турция и Египет представляли собой большую стройку.
Каковы обороты вашей компании?
До последнего времени Натали Турс была монопрофильной компанией, основную ставку мы делали на продажу туров в Испанию. Самым успешным был 2001 год. Мы отправили отдыхать около 100 000 туристов, оборот компании тогда составил порядка $80 млн, в 2002 г. объемы упали на 30% (70 000 туристов). Это произошло в связи с введением евровалюты и рядом катаклизмов в Испании. Оборот тогда составил $84 млн. В 2003 г. падение продолжилось еще на 15% (около 60 000 туристов), оборот же составил $90 млн. И только в этом году объемы стабилизировались, количество туристов выросло на 15-18% (более 74 000), по нашим прогнозам, оборот компании составит $100 000 млн. Как видите, парадокс: количество туристов сокращается, а оборот растет. Все дело в отношении евро к доллару. С введением евро туры подорожали, туристов едет меньше, но платить они готовы больше.
Насколько рентабелен туристический бизнес?
Рентабельность крайне мала. В большом бизнесе она составляет порядка 30-40% выручки, в туристическом 5%. Думаю, рентабельность повысится лет через пять, когда завершится структурирование рынка, выделятся крупные игроки, сформируются системы корпоративного управления.
Как формируется прибыль туркомпаний?
Агентства живут благодаря комиссии, которую они получают от туроператоров. Размер комиссии зависит от объемов. При средней цене турпакета порядка $700 успешная турфирма получает около 5% с каждого, это $35. Определенный заработок дают операторам отношения с гостиницами. В туризме это называется kick-back. Суть в том, что туроператор договаривается с гостиницей о поставке определенного количества туристов. Если договор выполнен, отель возвращает фирме оговоренный процент. Чем больше объем, тем выше процент.
Натали Турс это малый или средний бизнес?
Когда компания начинала свой бизнес, сотрудников было всего двое я и жена, а сейчас только в управлении центрального офиса работает больше 150 человек. У компании три офиса в Москве, филиалы в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге. Практически во всех крупных российских городах работают туристические агентства (всего их более 6000), которые продают туры Натали Турс.
Как вы подбираете кадры?
Практически все туристические компании испытывают кадровый голод. Рынок очень быстро растет, совершенствуются его технологии, меняется структура компаний. В 1990-х гг. турфирмы были устроены очень просто: были руководитель и огромное количество менеджеров низшего звена. Руководитель замыкал на себе абсолютно все и вынужден был посвящать бизнесу до 18 часов в сутки.
С ростом турпотока руководители столкнулись с проблемой квалифицированных менеджеров. Настоящих специалистов мало. В Москве есть Академия туризма, несколько факультетов в различных вузах. Но если честно, уровень профессиональной подготовки у специалистов, закончивших Академию туризма, и у выпускников любого технического вуза примерно одинаковый. Обучать приходится и тех и тех.
Сколько времени уходит на подготовку квалифицированного менеджера?
Кто-то уже через сезон начинает демонстрировать отличные результаты, а кто-то просто не способен втянуться в процесс. Наша профессия не очень популярна и престижна на рынке. В феврале мы набрали 40 новых сотрудников, а довольны остались только одним. Из этого я сделал вывод, что талантливые люди не торопятся посвятить себя туристическому бизнесу.
Может, проблема в финансовой мотивации? Сколько зарабатывают сотрудники туристических компаний?
Выпускник вуза без опыта работы обычно стартует с $400 в месяц, опытный менеджер по продажам получает до $800, руководитель направления с 8-15 подчиненными до $1500, топ-менеджеры, руководители нескольких подразделений до $3000, генеральные директора до $10 000.
Как скоро, на ваш взгляд, в туризме сформируется система корпоративного управления?
В туризме ее формирование только началось. Проблема нынешней системы в том, что собственники-менеджеры часто идут на риск и ставят на карту все. Это же их собственность. Думаю, именно такая история произошла с ЮКОСом, ни один наемный менеджер не довел бы дело до такой ситуации.
Пять лет назад Натали Турс была семейной компанией, как и большинство компаний на нашем рынке. Теперь мы постепенно строим систему управления, в которой за собственниками бизнеса будет закреплен только блок, связанный с развитием компании, а текущая деятельность полностью перейдет к наемному менеджменту. Подобные процессы идут и у других участников туристического рынка Тез тура, Инны-тур.
Как изменился российский туристический рынок за последние 10 лет?
10-12 лет назад никакого рынка не было. Были осколки социализма в лице Интуриста и Спутника, потом выходцы из этих компаний, используя технологии материнских структур, образовали свои турфирмы. А в середине 1990-х на рынок пришла новая волна люди из науки, и заметьте, что сейчас компании лидеры российского туристического рынка возглавляются физиками и математиками.
Можно ли корректно оценить обороты российской туриндустрии? Участники рынка оценивают его объем в диапазоне от $2 млрд до $7 млрд.
Я думаю, что цифра $2 млрд ближе к истине. По моему мнению, считать надо туристов, отправляющихся в так называемые организованные поездки из России. По официальной статистике, поездки в Турцию составляют чуть более 50% всего туристического потока из России. В прошлом году Турцию посетило чуть более 1 млн человек. Путем несложных вычислений получаем 2 млн туристов. Средняя цена турпакета в $700 дает оборот в $1,4 млрд. Проблема в том, что статистику ведут пограничные службы, а они считают всех, кто пересек границу и целью поездки указал туризм. Например, человек сел в машину и поехал в Крым дикарем, он, в принципе, тоже турист, но туротрасль к нему не имеет отношения.
Некоторые российские турфирмы стремятся к многопрофильности и предлагают клиенту на выбор несколько направлений путешествий. С чем это связано?
Многопрофильность характерна в первую очередь для агентств. Они имеют дело с конечным потребителем, и им выгодно предлагать клиенту широкий ассортимент путешествий. У туроператоров ситуация иная. Тез тур прекрасно себя чувствует, лидируя всего на двух направлениях Турция и Египет.
Натали Турс не делает ставку на многопрофильность. Наша доля на рынке Испании превышает 50%. Этого больше чем достаточно. Поэтому для дальнейшего развития компании необходимо не только следить за тем, чтобы эта доля не сокращалась, но и параллельно начинать осваивать новые направления.
Можно ли уже сейчас подвести итоги летнего сезона?
Ситуация на рынке принципиально не изменилась: лидером выездного туризма остается Турция, хотя продажи шли неравномерно. Явным провалом для них стал август пик сезона: цены выросли, а резкого увеличения турпотока не произошло. В этом [летнем] сезоне вырос спрос на Египет, отнюдь не летнее направление. Египтянам помогли нежаркая погода и низкие тарифы. С Испанией в этом году нам везет. Несмотря на события марта [взрывы в Мадриде], когда спрос со стороны туристов упал, в последующие месяцы он рос на 10-15% по сравнению с прошлым годом. В августе многие игроки даже увеличили количество чартеров. На других направлениях Кипр, Тунис, Болгария и Хорватия наблюдается перераспределение туристических потоков. Интерес россиян к Кипру продолжает снижаться из-за дороговизны и введения хоть и не обременительного, но визового режима. На хорватском и тунисском направлениях наблюдается переизбыток емкостей, что привело к демпингу. Это относительно новые направления, и думаю, что через пару лет они начнут приносить прибыль туроператорам.
Каковы перспективы внутреннего туризма?
Внутренний туризм это незанятая ниша. Если правительство выделит отдельную бюджетную статью на развитие туристической инфраструктуры, успех обеспечен. А объемы пойдут, как только турфирмы смогут предложить отдых в Краснодарском крае за $300. Сейчас отдых в Сочи обойдется минимум в $500.
Государство должно создать возможности для резкого роста строительства, и здесь есть чему поучиться у зарубежных коллег. Например, в Турции инвесторам бесплатно раздавали участки земли под строительство отелей и на первые годы освобождали от налога на землю. Государство должно вкладывать деньги в создание дорог, аквапарков, пляжей, других мест отдыха и развлечений. Турки вложили в это колоссальные деньги, которые уже окупились сполна. А возьмите район между Сочи и Адлером: там с одной стороны железная дорога, по которой один за одним идут товарные составы, а с другой узкая полоска галечного пляжа с торчащей везде арматурой.
С нового года в России отменяется лицензирование туристической деятельности. Взамен может быть введен механизм финансовых гарантий, когда туркомпания будет нести финансовую ответственность по своим обязательствам перед клиентами. Это правильный шаг?
Думаю, что с отменой лицензирования в его нынешнем виде ничего не изменится. Лицензия никогда не являлась серьезным препятствием для вхождения в бизнес. Требования к турфирмам не были обременительны: $200 и готово. Финансовые гарантии это правильный механизм.
То есть вы считаете, что механизм финансовых гарантий поможет защитить права потребителей от мошенников?
Я считаю, что, пока в России будет много дураков, будет много мошенников.
Что же делать простому потребителю?
Действовать надо так же, как и при выборе любого другого товара. Мы ведь не покупаем колбасу по объявлению и рекламе. Человек идет в оборудованный холодильниками супермаркет, смотрит на цвет, сравнивает цены и покупает. Поэтому я не понимаю, почему турист при выборе турфирмы долго изучает рекламу, выбирает самое дешевое предложение, едет куда-то в темный подвал, а потом удивляется, что невкусно. Сейчас большинство туристов доверяют не рекламе, а рекомендациям знакомых. По нашей статистике, 85% путевок Натали Турс продается не по рекламе.
Недавно в Россию пришел европейский туроператор-гигант TUI. Насколько сильно иностранные турфирмы могут повлиять на российский рынок?
Они приходят к нам не для того, чтобы все разрушить, а чтобы все купить. Чего бояться? Я не знаю ни одной российской турфирмы, которая возражала бы против дополнительных инвестиций. Крупные европейские компании несут в Россию деньги и надеются на прибыль. Их основной козырь это собственная отельная база на самых кассовых курортах и собственная перевозка. Например, TUI владеет крупными гостиничными сетями в Египте и Турции, и они заинтересованы, чтобы российские туристы отдыхали именно в их гостиницах, принося прибыль концерну.
Не кажется ли вам, что с развитием интернет-технологий человеку проще и дешевле бронировать гостиницу, покупать авиабилет самому? Какие же функции останутся у турфирмы?
У интернет-бизнеса большие перспективы, но только для тех туристов, которые точно знают, чего они хотят. Пока таких людей очень мало. Если человек в сотый раз едет в бизнес-командировку в определенную страну, в одну и ту же гостиницу, ему нет смысла обращаться в туркомпанию. Турфирмы же предлагают сложную, комбинированную услугу турпакет, включающую в себя перелет, трансфер, проживание, медицинскую страховку. Миновать прямого контакта с потребителем пока невозможно. Например, у Натали Турс есть генеральная идея вести все общение со своими агентами через Интернет. Агент должен черпать информацию с нашего сайта выбирать отель, бронировать места, заказывать билеты. Пока эта технология работает плохо. Агенты все равно предпочитают дозваниваться и задавать вопросы нашим операторам. Мы принимаем до 3000 звонков сутки, и заметьте, что агенты это люди профессионально подготовленные, которые посещали образовательные семинары, имеют перед глазами наш сайт и каталог. Что же говорить о простых туристах