Последние мили
Домашние сети пытаются выжить
Московские домовые компьютерные сети оказались в трудном положении: «Стрим» и другие проекты широкополосного доступа в Интернет вытесняют их с поля. Для того чтобы остаться конкурентоспособными, сети должны объединиться и заняться развитием своих ресурсов.
На исходе августа компания «МТУ-Интел», предлагающая в Москве услуги широкополосного доступа в Интернет под торговой маркой «Стрим», перешла в атаку на своих менее крупных конкурентов.
«МТУ-Интел» объявила о двукратном снижении стоимости оборудования. Если в феврале этого года москвичам предлагалось платить за комплект оборудования $99, то теперь он стоит $49. Тарифные планы компания менять не стала. За возможность обращения к Интернет-ресурсам по-прежнему нужно платить в среднем $30 в месяц.
«МТУ-Интел» не первый раз вызывает переполох в рядах владельцев небольших компьютерных сетей. Выход компании на массовый рынок Интернет-услуг в начале этого года сопровождался агрессивной рекламой, в которой подчеркивались достоинства соединения ADSL по сравнению с традиционными технологиями, которыми пользуются домовые компьютерные сети. Хозяева этих сетей заявили, что цель рекламной акции – дискредитировать идею домовых сетей и переманить к себе клиентов. Президент ассоциации «Теледом» Дмитрий Глазырин подготовил письмо генеральному директору «МТУ-Интел» Михаилу Амаряну, указывая на некорректность сравнений. К концу февраля подписи под письмом поставили представители около 50 домовых сетей.
«МТУ-Интел» не поддалась давлению. В результате, чтобы потенциальные клиенты не ушли в «Стрим», «домовики» были вынуждены уменьшить цены за подключение примерно в полтора-два раза. Однако августовское снижение цен «МТУ-Интел» почти уравняло цены, предлагаемые домовыми сетями и «Стримом».
Президент Ассоциации домовых сетей и компьютерных клубов Москвы (АДСК) Александр Васильев не видит в этом большой беды. По его мнению, дальнейшее снижение цен – это не основной способ в конкурентной борьбе со «Стримом». Главное преимущество домовых сетей, считает Васильев, заключается в собственном контенте, накопленном сетями. Около трех четвертей всего объема трафика создается внутри домовой сети. Помимо современной музыки, видеофильмов и игр пользователей сетей привлекает возможность общаться друг с другом, а также местная информация о жизни микрорайона. При этом местные новости – самая юридически чистая часть контента «домовиков». По мнению директора компании «КМ онлайн» Вячеслава Рудникова, более 90% контента, находящегося в локальных сетях, является нелегальным.
«Комкор» собирает союзников
Впрочем, домовые сети без боя сдаваться не будут. Пока численный перевес на стороне «домовиков». По данным компании «Диалог-сети», в Москве сейчас насчитывается около 400 домовых сетей, к которым подключено около 170 000 квартир. Подключение к домашней сети стоит в Москве от $20, абонентская плата – $16 – 18 в месяц. Успехи «Стрима» по охвату аудитории скромнее: к началу лета 2004 года к его сети было подключено чуть более 10 000 человек.
К тому же у домовых сетей есть защитники. В июне московская телекоммуникационная корпорация «Комкор» объявила о создании «Виртуального пирингового центра», в рамках которого столичные домовые сети смогут обмениваться контентом. Эта инициатива принадлежит председателю совета директоров «Комкора» Юрию Припачкину. Он не только руководит «Комкором», но также является генеральным директором предприятия «Электронная Москва», выполняющего одноименную столичную целевую программу. Припачкин уже более пяти лет занимается созданием столичной телекоммуникационной инфраструктуры, на базе которой можно было бы развернуть кабельное телевидение, телеметрию, доступ к официальным базам данных и, естественно, в Интернет. Создав магистральную сеть, «Комкор» никак не мог решить проблему «последней мили», при помощи которой информация должна попадать непосредственно в квартиры. Бизнес же домовых сетей строится как раз на участке этой «последней мили».
Благодаря партнерству «Комкор» надеется увеличить объемы передаваемого трафика в сети, а домовые сети – получить доступ к легальному контенту.
По словам Александра Васильева, после модернизации сетей «последней мили» абоненты смогут получать по кабелю качественный телевизионный сигнал, например, программы платных телеканалов. Технология же «Стрима» не позволяет транслировать по телефонному проводу сигнал такого качества.
Цепная реакция
Нынешний этап развития домашних компьютерных сетей напоминает бум кабельных телестудий начала 1990-х. И те и другие выросли за счет пиратского контента. Число кабельных студий резко уменьшилось после того, как правоохранительные органы начали проявлять интерес к их бизнесу. Домовые сети ищут способы выйти из правовой «тени», в которой сейчас находятся.
Подавляющее большинство домовых сетей создавалось на энтузиазме. Несколько человек в соседних домах объединяли компьютеры и коллективно подключались к Интернету. Потом они пытались продавать эту услугу соседям. Подобная самодеятельность не имела шансов перерасти в бизнес по многим причинам. В частности, любая сеть должна иметь лицензию на соответствие стандартам и правилами, которыми руководствуется Госсвязьнадзор. Получение подобного сертификата обходится в несколько сот долларов, а разрешение на эксплуатацию сети стоит от $2000 до $3000. Без этих документов нельзя построить легальные коммерческие отношения.
Примерно два года назад на смену энтузиастам начали приходить предприниматели районного и городского уровня, которые рассчитывали выгодно вложить в развитие от $10 000 до $100 000. Бизнес в домовых сетях начинается с подключения не менее 100 клиентов, заметную прибыль сеть приносит, когда в ней более 1000 абонентов. По наблюдениям членов правления «Бутовского Интернет-клуба», после подключения 300 – 400 клиентов начинается цепная реакция, когда уже не реклама, а народная молва позволяет продвигать услугу.
Электронная многотиражка
Несколько лет назад руководители одной московской телекоммуникационной компании пошли на эксперимент, о котором рассказали на условиях анонимности. Компания построила сеть для подачи широкополосного Интернета в любую квартиру в квартале столичных новостроек. После распространения рекламной информации о предлагаемой услуге откликнулось 1,5% жильцов. Через полгода компания провела вторую рекламную акцию. Абонентская база увеличилась еще на 1,5%. На рентабельность проект выходил при условии подключения около 50% пользователей.
Менеджеры подразделения решили лично обойти жильцов окрестных домов и поговорить с ними. Выяснилось, что большинство людей интересует не выход в Интернет, а контент-сервер, на котором была бы собрана информация об услугах местных поликлиник, меню окрестных ресторанчиков, работе паспортного стола, спортивных центров, пунктов обмена валюты, видеопроката и т.д.
Провайдеры создали эту электронную «многотиражку», предусмотрев в проекте не только возможность получения информации, но и оформление заказов online. Результат оказался неожиданным: клиентская база сети увеличилась почти в десять раз. Однако только 15% подключенных стали пользователями широкополосного доступа в Интернет. Остальным было достаточно информационного ресурса местного сервера.
В «Бутовском Интернет-клубе» около 40% клиентов пользуются только внутренним контентом и не выходят в «большой» Интернет.
Игровое поле
Активными пользователями местных ресурсов являются подростки. По наблюдениям московских «домовиков», тинейджеры больше времени проводят не в Интернете, а в домовых сетях, скачивая музыкальные и видеофайлы друг у друга. Появление в сети новой игры лавинообразно увеличивает количество подключений.
При этом лицензионные сетевые версии игр стоят гораздо дороже домашних версий, доходы операторов таких сетей не позволяют покупать лицензионные продукты.
Пока домовые сети могут практически безнаказанно использовать пиратские копии. Доходы они в первую очередь вкладывают в расширение охвата территории, считая эту функцию самой важной. На втором месте по значимости стоят взаимоотношения с провайдером, который обеспечивает канал связи. На третьем – модернизация оборудования. И на последнем – контент.
В отечественной практике не известно ни одного прецедента, когда удалось бы пресечь деятельность, построенную на доступе к пиратским версиям в домовых сетях. Во-первых, нелегальные программы не выкладываются на серверах, которые доступны пользователям извне. Снаружи деятельность оператора выглядит вполне законной. Во-вторых, поскольку внутрисетевой трафик бесплатный, практически невозможно доказать факт получения выгоды от использования пиратских копий. А если недоказуема прямая выгода, то действия организаторов домашних сетей пока не подпадают под действующее законодательство по защите авторских и смежных прав.
По словам Александра Васильева, Ассоциация домовых и компьютерных сетей сейчас совместно с юристами и прорабатывает вопросы юридической чистоты контента в создаваемой совместно с «Комкором» «Объединенной локальной сети». Он признает, что это чрезвычайно важный вопрос. Васильев отмечает, что весь контент в этой сети будет легальным.
Что такое ADSL
ADSL (AsymmetricDigital Subscriber Line) – это технология, которая позволяет по одному и тому же телефонному проводу одновременно подключиться к Интернету и вести телефонный разговор. Максимальная скорость передачи данных к абоненту составляет до 8 Мб/с, обратно – до 1 Мб/с. Реальная скорость работы с Интернетом зависит от качества телефонной линии и скорости внешних каналов провайдера.
Олег Седов
31.08.2004
журнал Компания