Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Выходим на новые рынки

В связи с ужесточающейся конкуренцией все больше компаний устремляются на рынки других государств, причем эта тенденция прослеживается в самых разных отраслях экономики. Мы решили выяснить у представителей банковского сектора, что заставляет их активизировать свою деятельность за пределами России, есть ли специфика в ведении бизнеса за рубежом и какие подходы лучше использовать.

Аркадий Колодкин, первый заместитель председателя правления ОАО АКБ «Национальный Резервный Банк»

            На сегодняшний день на пространстве СНГ Национальный Резервный Банк представлен в Украине и Азербайджане. Определенные бизнес-интересы есть у банка в Казахстане, Туркменистане, Белоруссии.

            Существенный объем бизнеса банка связан с проектами в Украине. Исторически НРБ позиционировал себя как инвестиционный банк. Мы специализировались на инвестиционных сделках (например, таких, как реструктуризация задолженности Украины за газ перед Газпромом). В процессе работы над этой сделкой мы достаточно тесно сотрудничали с правительством и Центральным банком Украины, были и крупнейшим депозитарием по этим бумагам, и крупнейшим владельцем, выкупив их впоследствии у Газпрома. После кризиса участвовали в реструктуризации этих бумаг. В результате всего этого НРБ оказался вовлеченным в бизнес-проекты в Украине. Естественно, благодаря глубинному пониманию экономики, потребностей нашего ближайшего соседа, мы активно присутствуем на местном рынке. Прежде всего я имею в виду банк «НРБ-Украина», а также страховую компанию «Европейский страховой альянс», строительные проекты на территории Киева, большой гостиничный проект на южном берегу Крыма (пансионат «Море», действующий уже третий сезон), строящийся пансионат «Миндальная роща», аквапарк, который мы сдали в эксплуатацию в этом году.

            Второе географическое направление присутствия НРБ на постсоветском пространстве — Азербайджан. Здесь мы пробуем свои силы — никаких «исторических» бизнес-корней в этой республике у нас нет. Наблюдая за ее развитием, мы пришли к выводу, что страна может стать ключевым игроком в кавказском регионе, и решили для начала открыть там свое представительство. Ознакомимся с действующим законодательством, поймем, что происходит в стране, какие потребности имеются — и тогда уже будем принимать решение о продвижении в этот регион. Состоявшихся проектов в Азербайджане еще нет, но есть несколько предложений, которые находятся в стадии рассмотрения. В частности, обсуждается предложение о покупке дочернего банка. Мы анализируем, что предпочтительней: открывать филиал или пойти по пути покупки «готового» банка.

            Бизнес банка в других республиках инициирован в первую очередь нашими партнерами — в результате использования их торговых связей у банка возникают новые бизнес-возможности. Так, например, мы получили мандат на урегулирование государственных долгов Туркменистана перед рядом бывших союзных республик. Что касается Белоруссии, там подход немного другой. Весь прошлый год мы прорабатывали вопрос организации синдицированного кредита для этой страны. Сейчас процесс практически завершен, вся документация отработана.

            К сожалению, у нас не такие тесные, как хотелось бы, связи с Казахстаном, несмотря на то что это одна из сильнейших в экономическом отношении республик на постсоветском пространстве. Здесь были проведены очень серьезные реформы, имеется развитая экономическая система. По таким направлениям, как реформа энергетики, реформа ЖКХ, реформа банковской системы Казахстан по сравнению с Россией ушел далеко вперед. Но, к сожалению, объем клиентских операций на этом направлении у нас незначительный, и мы пытаемся изменить ситуацию в лучшую сторону.

АКБ «Национальный Резервный Банк» (ОАО) является одним из крупнейших банков Российской Федерации. На начало 2003 г. капитал банка составлял 5668,6 млн руб., активы — 15145,1 млн руб. Прибыль по итогам года составила 778,6 млн руб. В 2004 г. банк стал ядром Национальной резервной корпорации — первой финансово-промышленной группы в России, которая ориентирована не на получение прибылей от эксплуатации природных ресурсов, а на финансирование высокотехнологичных отраслей отечественной промышленности. АКБ «Национальный Резервный Банк» активно осваивает рынки стран СНГ. Развитие отношений с партнерами из стран СНГ является составной частью стратегии банка наряду с расширением филиальной сети в России. ЗАО «Коммерческий банк "НРБ-Украина"» зарегистрирован 15 июня 2001 г. Его балансовый капитал на 1 июля 2004 г. составлял 88,4 млн грн., чистые активы — 481,9 млн грн., финансовый результат за полугодие — 5 млн грн.

Вообще, экспансия в СНГ является для нас достаточно приоритетной задачей, и мы внимательно следим за большинством республик бывшего СССР. Совместных проектов с ними может быть много. Децентрализация единой экономики Советского Союза привела к утрате конкурентных преимуществ отраслей, построенных на принципах интеграции. Поэтому сейчас проблема восстановления нарушенных связей поднимается в полный рост. Мы, например, убеждены в необходимости кооперации авиастроительных мощностей России и Украины. Если добьемся здесь положительного результата, то проведем переговоры и с Ташкентским авиастроительным заводом. Думаю, что интеграционные процессы на территории бывшего СССР неизбежны – произойдет примерно то же, что и при объединении европейских стран.

Насколько выгодно покупать готовые банки? В любом деле есть свои плюсы и минусы. Когда вы создаете собственными силами филиал, то можете быть уверены, что никаких «скелетов в шкафу» нет. Когда же покупается готовый банк, надо иметь в виду, что это состоявшийся бизнес, со своими активами и обязательствами, перспективами и проблемами. Все зависит от того, что послужило первопричиной вашего выхода на рынки новых стран. Если вы ставили задачу обозначить свое присутствие, заняв некую нишу на новом рынке и планомерно расширяя ее границы, то наиболее правильный путь — создание представительств, филиалов, планомерный набор клиентуры. Если ваше присутствие во многих бизнесах уже очевидно, то, конечно, лучше купить готовый банк. Это быстрее и рентабельнее.

В Украине мы открывали банк «с нуля», но это был не вполне типичный случай, поскольку, с одной стороны, мы уже имели наработанные партнерские связи, а с другой стороны, наш собственный опыт и авторитет, знакомство с руководством Национального банка Украины, членами правительства Украины позволили нам уложиться в минимальные сроки. Мы открыли банк в Украине месяцев за пять-шесть, в то время как филиал в Санкт-Петербурге открывали полтора года!

Каждое законодательство имеет свои особенности. Если взять ту же Украину, то и банковское, и залоговое законодательство там гораздо более развито, чем в России. В то же время валютное законодательство в России в большей степени либерализовано. Первый шаг к сотрудничеству — это изучение законов, действующих в стране, где мы хотим вести бизнес.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о наших перспективах. По мере развития интеграционных процессов, о которых говорилось выше, естественным образом произойдет экспансия прежде всего российского капитала в республики СНГ. Банки пойдут за своими клиентами. По капиталу мы мощнее — конкурировать с нами могут только банки Казахстана (они очень активно и далеко небезуспешно осваивают российский рынок). На мой взгляд, в ближайшие годы мы станем свидетелями существенного расширения присутствия российских банков в республиках СНГ. Если говорить об Украине, то до недавнего времени там присутствовали мы, Альфа-банк, Петрокоммерц, открывается представительство ВТБ. Есть ощущение, что до конца нынешнего года на этой территории «пропишется» и Сбербанк, а за ним потянутся все остальные из первой тридцатки российских банков. Препятствуют этому процессу действующее законодательство многих стран, обеспечивающее запретительные меры против притока иностранного капитала в национальный банковский сектор. Существенный прорыв здесь может быть достигнут за счет создания единого экономического пространства.

Насколько выгоден наш бизнес за пределами России? Я считаю, что он очень прибыльный. Прежде всего, он позволяет зарабатывать деньги практически без риска. При развитии торговых отношений всегда возникает проблема расчетов. И когда у тебя понятные, прозрачные партнеры, а также есть дочерний банк или филиал, то кредитные риски существенно ниже.

Мы, например, регулярно сталкиваемся с такой ситуацией: российский клиент банка испытывает потребность в оборотных средствах, а у его украинских контрагентов есть надежное обеспечение. Как развязать такой узел? За счет дочернего банка все решается достаточно просто: берется в залог обеспечение, нам предоставляется гарантия, мы выдаем кредит под эту гарантию и осуществляем расчеты между Россией и Украиной. Построение таких нехитрых торговых цепочек позволяет неплохо зарабатывать на обслуживании подобных сделок.

Далее. Во многих республиках бывшего Союза (в первую очередь, на Украине и в Казахстане) наблюдается существенный экономический рост. При этом курсы национальных валют стабильны по отношению к доллару, а уровень процентных ставок находится на уровне, превышающем российский. Поэтому для кредитующего растущую экономику банка рисков меньше, а заработков больше. Основной риск — страновой, но когда ты находишься по ту сторону границы и имеешь возможность контроля, этот риск становится для тебя существенно меньше, чем когда ты смотришь на происходящее издалека. В других республиках, где ситуация посложнее, еще сохраняется возможность сверхзаработков, эпоха которых в России уже прошла. Поэтому выход на те рынки тоже достаточно перспективен. Но главный вопрос — все же не уровень доходности, а объем операций. Будут ускоряться интеграционные процессы и товарооборот — значит, будет расширяться и присутствие банков за рубежом.

Андрей Онистрат, управляющий Киевской областной дирекции АКБ «Укрсоцбанк»

Что для украинских банков может послужить побудительным мотивом выхода на новый рынок?

Огромный экономический потенциал, которым обладает рынок РФ, без сомнения, интересен украинским банкам. Однако есть одна особенность, которой нельзя пренебрегать, — я имею в виду неравномерное развитие центра и регионов. Если о Москве и Санкт-Петербурге можно сказать, что оба мегаполиса имеют огромную финансовую перспективу с точки зрения роста активных и пассивных операций, то, к сожалению, в регионах (даже обладающих существенными сырьевыми ресурсами) такого пока не наблюдается.

Акционерно-коммерческий банк социального развития «Укрсоцбанк» основан в 1990 г. на базе бывшего государственного Жилсоцбанка СССР и является одним из крупнейших системных банков Украины. Филиальная сеть Укрсоцбанка насчитывает более 500 операционных точек, среди которых Головной офис, 27 региональных филиалов, 25 филиалов и 488 безбалансовых отделений. На сегодня Укрсоцбанк обслуживает около 120 тыс. корпоративных и свыше 600 тыс. частных клиентов.

Для чего нужен этот бизнес и каким образом его начинать (самим или покупать готовый)? Какими критериями вы руководствуетесь при выборе формы осуществления деятельности?

Что касается формы осуществления деятельности, законодательство РФ требует, чтобы любой банк-нерезидент был представлен в виде российского банка. Таким образом, это требование является одним из основополагающих факторов при выборе стратегии. Уверен, что одним из первых шагов должна стать покупка некой базовой основы — существующего юридического лица. Таким образом, можно сэкономить колоссальное количество времени, которое, в случае создания банка «с нуля», ушло бы на регистрацию в Центральном банке, покупку помещений и т. д. и т. п.

Не стоит также игнорировать опыт наших украинских коллег, уже работающих в РФ. Их решение сделать ставку на обслуживание компаний, интегрированных в экономики обеих стран, можно назвать не только стратегически верным, но и едва ли не единственным способом закрепления на рынке. Что касается шагов в рознице, то развитие этого направления на начальном этапе может быть сопряжено со значительными трудностями: следует понимать, что привлечение российских

граждан в украинский банк — задача весьма непростая.

Чем отличается деятельность банков в России и за рубежом?

Деятельность банков в России лишь немногим отличается от деятельности банков в Украине, и отличия эти в большинстве своем касаются масштабов осуществления деятельности и расположения геополитических зон. Так, скажем, в Украине грань, отличающая центр от регионов, гораздо тоньше, чем в Российской Федерации.

В целом я бы разделил существующие банковские системы на три категории. Как украинская, так и российская системы пока относятся к третьей. Во второй категории я бы выделил страны Восточной Европы, такие как Польша, Венгрия, Чехия и, возможно, бывшие прибалтийские республики. Этим государствам удалось вывести свой банковский сектор на принципиально новый уровень как в части стандартизации процессов, так и в части присутствия нерезидентов. На сегодняшний день вхождение в эту группу является для нас одной из приоритетных задач.

Первая категория — это страны с уже сложившимся капиталом, такие как США, Германия, Франция, Великобритания и Канада. Уже тот факт, что они первые, говорит о многом. Это уровень, к которому стремятся все остальные. В том числе и мы.

Каковы перспективы такой деятельности?

В качестве долгосрочной перспективы я бы назвал выход на восточноевропейские цифры, а в дальнейшем — и на западноевропейские. Однако следует понимать, что этот процесс достаточно длительный и может занять от пяти до десяти лет. И это оптимистические прогнозы.

Какова технология вашей работы?

Описать технологию работы шаг за шагом практически невозможно — это довольно длительный и сложный процесс, и учесть все нюансы и трудности, подстерегающие банк, весьма затруднительно. Однако наличие подробного стратегического плана способно в значительной мере облегчить и ускорить как достижение глобальной цели, так и выполнение отдельных локальных задач.

Алексей Краснов, старший вице-президент ОАО «Банк Петрокоммерц»

Каковы причины расширения вашего бизнеса за пределами России? Расскажите о самых крупных приобретениях вашего банка на финансовых рынках стран ближнего зарубежья.

ОАО «Банк Петрокоммерц» создано в 1992 г., генеральная лицензия ЦБ РФ № 1776. По основным показателям входит в ТОР-15 крупнейших российских банков. По данным журнала The Banker, занимает 926-е место в рейтинге 1000 крупнейших банков мира. Региональная сеть ОАО «Банк Петрокоммерц» насчитывает 4 дочерних банка и 19 филиалов. В Москве открыто 7 дополнительных офисов. ОАО «Банк Петрокоммерц» входит в состав ряда российских финансово-экономических организаций, уполномоченным банком ГТК РФ, имеет статус Principal Member в международных платежных системах Visa Int’l и MasterCard Int’l.

В настоящее время ОАО «Банк Петрокоммерц» владеет 100% акций молдавского банка BC «Unibank» S.A. и 51,08% акций украинского ЗАО Банк «Петрокоммерц-Украина». Покупки акций были проведены в интересах расширения бизнеса банка, а также с целью удовлетворения потребностей наших крупных клиентов.

Что является более выгодным за рубежом: покупать готовые банки и страховые компании или открывать собственные представительства?

Если банк ставит задачу в короткие сроки создать работающее кредитное учреждение, то покупка готового банка — оптимальный путь. Это связано, во-первых, с требованиями законодательства России и стран СНГ. Например, на Украине некоторые виды лицензий на определенные операции кредитные учреждения могут получить только после нескольких лет работы на рынке. Во-вторых, чтобы создать необходимую филиальную сеть по стране, новому банку также требуется определенное время.

Каковы особенности законодательства тех стран, где ваш банк покупает финансовые институты или открывает свои представительства?

В законодательстве России и стран СНГ есть различия, порой очень существенные. Одна из особенностей открытия дочерних банков на территории стран СНГ — существование встречного требования, закрепленного в законодательных актах России и ряда стран СНГ, в отношении представления предварительного разрешения уполномоченного органа регулирования на приобретение существенной доли участия в уставном капитале банка.

Каковы перспективы экспансии российских банков на финансовые рынки стран СНГ?

Для проведения экспансии российских банков на финансовые рынки стран СНГ каждому банку требуются очень веские основания: интересы акционеров, требования крупных клиентов. В случае с «Банком Петрокоммерц» это необходимость банковского обслуживания крупных клиентов нашего банка.

Насколько прибыльным является развитие «дочек» в странах СНГ?

После покупки «готового» банка требуется реструктурировать банковский бизнес для выполнения задач, поставленных материнской компанией: изменить структуру, привлечь новых клиентов, увеличить штат сотрудников, внедрить новые технологии, операции и услуги, провести региональную экспансию. Все это ведет к дополнительному росту затрат. Поэтому на первоначальном этапе ожидать высокой прибыльности не приходится. Тем не менее оба дочерних банка ОАО «Банк Петрокоммерц» в странах СНГ по итогам 2003 г. являются прибыльными.

Николай Давыдов, председатель правления МоскомПриватБанка

Что сегодня представляет собой МоскомПриватБанк?

В настоящее время МКБ «МоскомПриватБанк» является универсальным банком, активно развивающим филиальную сеть на территории России. Мы преднамеренно ушли с рынка межбанковских оборотов, делая ставку на ряд высокотехнологичных банковских продуктов. Какой бизнес для банка является основным?

В настоящий момент акцент делается на предоставление качественных банковских услуг для малого и среднего бизнеса. Это в первую очередь программа микрокредитования и предоставление кредитов на покупку товаров для юридических лиц. Повышенное внимание мы уделяем и развитию такого направления, как различные виды кредитования физических лиц. При этом мы стремимся, чтобы продуктовый ряд банковских депозитов для физических лиц включал в себя, помимо стандартных, ряд уникальных предложений, которые могут быть интересны нашим клиентам, тесно связанным с Украиной. В свете тесного сотрудничества с ПриватБанком определилась одна из наиболее интересных для нас рыночных ниш: обслуживание финансовых потоков между Россией и Украиной. Собственно говоря, именно с этой целью и был почти 10 лет назад зарегистрирован в России МКБ «МоскомПриватБанк».

Коммерческий банк «МоскомПриватБанк» работает на рынке с мая 1994 г. и входит в число наиболее надежных кредитных учреждений Москвы. Филиальная сеть МоскомПриватБанка по состоянию на 1 февраля 2004 г. включает в себя 14 филиалов. По состоянию на 1 марта 2004 г. размер чистых активов ПриватБанка составляет 10 547 млн грн. Уставный фонд банка составляет 700 млн грн, собственный капитал — 1 034 млн грн. Кредитный портфель банка составляет 7 983 млн грн., в том числе кредиты физическим лицам — 2,1 млрд грн. Балансовая прибыль банка на 1 марта 2004 г. составляет 9,8 млн грн.

Каковы дальнейшие планы по развитию бизнеса в России, на каких направлениях он будет сконцентрирован, какие количественные ориентиры определил для себя банк?

Самое главное для нас сейчас — это построение в максимально сжатые сроки филиальной сети в российских регионах, граничащих с Украиной территориально или традиционно имеющих с ней тесные деловые контакты. Активно развивается банкоматная сеть МоскомПриватБанка как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в регионах. Так, на начало 2003 г. у нас было 29 банкоматов, а по состоянию на 31 марта 2004 г. — 95. До конца 2004 г. запланированное количество банкоматов должно достичь 120.

Какие кадры составляют костяк управленческой команды: российские или украинские? Насколько отличаются условия работы банков в России и Украине?

Поскольку мы запускаем целый ряд технологически сложных банковских продуктов, которые в свое время были успешно внедрены в ПриватБанке, нам необходима помощь профильных специалистов с Украины. На мой взгляд, в свете тесного сотрудничества с ПриватБанком это совершенно естественно. Весь линейный персонал банка, back-office, а также большинство сотрудников головного офиса — москвичи.

            Что касается условий работы банков России и Украины, то они отличаются очень сильно, причем не только за счет различий в законодательствах двух стран. Рынки России и Украины отличны по своей инфраструктуре, у них разные емкость и потенциал. Но исторически сложилось так, что Россия и Украина всегда будут очень тесно взаимосвязаны.

Почему присутствие украинского капитала в российском финансовом секторе столь скромное, при том что российские организации в последнее время довольно активно проникают на украинский рынок?

В России больше свободных денежных средств, которые необходимо куда-то вкладывать. Украина со своим промышленным потенциалом является очень привлекательной площадкой для размещения российскими инвесторами свободных средств.

03.09.2004  Журнал "Управление компанией"

03.09.2004



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов