Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Титаны

Сто крупнейших компаний России

Главной "колыбелью" российского экономического роста, несмотря на призывы к диверсификации экономики, остаются сырьевые и инфраструктурные отрасли. Именно в них сконцентрированы крупнейшие компании страны с наиболее значительными инвестиционными ресурсами и высокой производительностью труда. Таковы результаты рейтинга "Сто крупнейших компаний России", подготовленного рейтинговым центром АК&М и журналом "Компания".

Рейтинг "Сто крупнейших компаний России"(Открывается в новом окне)


"Специалист подобен флюсу - полнота его односторонняя". Эти слова Козьмы Пруткова можно справедливо адресовать подавляющему большинству российских бизнес-рейтингов. Причина проста: каждый из них на практике сводится к замеру и ранжированию компаний по какому-то одному конкретному показателю. Например, объему реализованной продукции, капитализации, прибыли, дивидендам на акцию. К сожалению, большинству потенциальных читателей они мало что говорят о реальном влиянии на экономику упоминаемых в них компаний. Отметим, что точное определение веса той или иной компании представляет собой довольно трудоемкий процесс и требует учета как формальных, так и значительного объема неформализуемых данных. Необходимо учитывать множество факторов (к примеру, степень интеграции в сложные производственные цепочки, причем зачастую за рамками одной отрасли), принимать во внимание степень импортозамещаемости производимой продукции и многое другое. Тем не менее возможно составить общее представление об относительном весе той или иной компании в экономике на основе ограниченного набора факторов. Исходя из этого принципа, специалисты рейтингового центра АК&M разработали методику оценки сравнительного веса компаний в экономике путем агрегирования ряда показателей и последующего ранжирования компаний по итоговому результату. Дополнительную проверку методика прошла у аудиторов компании БДО Юникон, засвидетельствовавшей ее объективность и достоверность. Результаты этого исследования мы предлагаем нашим читателям.

Считаем важное

В качестве базы для расчета рейтинга было выбрано 100 ведущих российских компаний, имевших в 2003 году крупнейший объем выручки и наибольшую численность персонала.
Сбор информации для рейтинга проводился АК&M самостоятельно, на основе запросов в компании данных, имеющихся в открытом доступе. С этим обстоятельством связана важная особенность рейтинга, точнее, его важный, но объективный минус. Изучая список, можно обратить внимание на то, что целый ряд крупных компаний, деятельность которых оказывает влияние на экономические процессы в стране, в нем вообще не "засветились". В частности, в рейтинг не вошла компания ЮКОС. Причина "отсутствия присутствия" - нежелание компаний предоставить информацию о своей деятельности.
При составлении рейтинга специалистами АК&М использовалось пять показателей, определяющих вес предприятия в экономике страны: объем выручки, объем налоговых отчислений, количество занятых на предприятии, доля на рынке продукции и объем экспорта. "Объем выручки" от реализации имеет прямое отношение к наиболее важным макроэкономическим показателям страны и отражает вклад компании в суммарный объем произведенной продукции и ВВП страны. "Объем налоговых платежей компании" в большой мере определяет ее роль в формировании доходной части бюджета. В то же время текущее значение налоговых отчислений может не всегда в полной мере определять реальный вес предприятия, так как напрямую зависит от его текущей хозяйственной деятельности. "Количество занятых на предприятии" характеризует не только размер предприятия, но и его социальную значимость.
Необходимость использования показателя "доля на рынке продукции" при определении роли компании связана тем, что существует ряд компаний, которые являются монополистами или контролируют значительные доли рынков сбыта той или иной продукции (услуг), но по другим показателям не оказывают существенного влияния на экономическую ситуацию в стране. Остановка таких компаний может нарушить баланс экономических связей, что окажет негативное воздействие на деятельность целой отрасли или даже нескольких отраслей. Кроме того, подобные предприятия, как правило, являются центрами по формированию штата узкоспециализированных специалистов, что также имеет немаловажное значение для определения рейтинга значимости.
"Объем экспорта" входит в число важных показателей, характеризующих степень влияния предприятия на экономику страны. Результаты деятельности крупных экспортеров оказывают сильное воздействие на такие макроэкономические показатели, как внешнеторговый оборот и сальдо платежного баланса, а, следовательно, влияют на ситуацию на валютном рынке и устойчивость денежно-кредитной системы страны.
По каждому из упомянутых показателей определялся рейтинговый балл предприятия, пропорциональный значению частного параметра. Рейтинговые баллы частных показателей с коэффициентами, характеризующими их значимость при определении веса предприятия в экономике страны, суммировались. Просуммированные рейтинговые баллы ранжировались, и таким образом строился итоговый список (рейтинг), включающий 100 предприятий.

Результаты подсчетов

Говоря о росте российской экономики, нельзя забывать о том, что динамика всех основных макропоказателей напрямую зависит от деятельности конкретных компаний. Причем число этих крупных "агентов влияния" довольно ограничено. В России, где мелкий частный бизнес пока еще имеет скромное место в структуре ВВП и промышленного производства, основная доля продукции приходится на крупные предприятия.
По-прежнему опорными понятиями российской экономики являются - скважина, железная дорога и электропровод. Первые три строчки в рейтинге заняли три наши ведущие монополии - "Газпром", РЖД и РАО "ЕЭС России". От года к году их позиции чередуются, но роль остается неизменной. Надо полагать, что если бы в свое время не произошло приватизации нефтедобывающего комплекса, то четвертой монополией в этом списке стала бы "Госнефть", так как из семи следующих позиций пять принадлежит нефтяным компаниям вкупе с "Транснефтью". Только АвтоВАЗ нарушает в целом однообразную картину структуры отечественной экономики и тем самым дает лишний аргумент в споре о том, нужно ли России собственное автомобилестроение. Как видно из таблицы, рейтинг АК&М рассчитывается исходя из пяти показателей, из которых наибольшее весовое значение имеют три первые колонки. Таким образом, основная часть произведенной продукции (в денежном выражении), уплаченных налогов и трудоустроенных граждан обеспечивается в России нефтью, газом, металлами, электроэнергией, частично автомобилями, самолетами и оборудованием для атомной энергетики. Если сравнивать с 1914 годом - прогресс налицо. Если сравнивать с ведущими странами мира - картина получается не очень выгодная. Впрочем, об этом тоже можно поспорить. Прежде всего следует сказать, что в стране таких размеров, как Россия, роль инфраструктурных отраслей всегда будет оставаться довольно высокой. Причем это касается не только железных дорог, линий электропередач и трубопроводов, но и линий телекоммуникаций, о чем свидетельствуют довольно высокие позиции в рейтинге компаний "Центртелеком" и "Ростелеком". Ожидаемое реформирование электроэнергетики, железнодорожного транспорта и газовой промышленности, возможно, окажет центробежное влияние, но в целом картины не изменит. Кроме того, если бы не была проведена массовая приватизация, то на одной из ведущих позиций в рейтинге наверняка находился бы, скажем так, РАО "ВПК" или как-то иначе. Двадцатилетие реформ распылило оборонный комплекс, но его значимость остается высокой. И начавшееся в последнее время создание холдингов оборонных предприятий как раз и должно в скором времени привести к изменению картины. Наличие компании "Сухой" в первой двадцатке - лишнее тому подтверждение. Что же касается нефти, газа и металлов, то, во-первых, следует учитывать конъюнктуру рынка в 2003 году (по результатам 2004 года значимость этой продукции в ВВП будет еще выше), а во-вторых, вопрос о зависимости страны от сырьевого сектора до сих пор остается открытым. Вряд ли Германия или Франция сильно жалели бы сейчас, если бы в 70-х годах прошлого столетия не у нас, а у них было открыто такое месторождение, как Самотлор. В свою очередь, Саудовская Аравия добывает чуть больше нефти, чем наша страна, инвестиции туда текут на порядок выше, но зависимость от одной отрасли при этом гораздо более безобразная. По всей видимости, следует не сетовать на то, что первые позиции занимают "Газпром", РЖД и РАО "ЕЭС России", а радоваться, что почти 20% представленных в рейтинге предприятий принадлежит к машиностроительному комплексу.


Валерий Третьяков, Алексей Зайко
06.08.2004  журнал Компания

06.09.2004



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов