Интервью: Хенрик Нензен, президент Ford Motor Company в России и СНГ
"Автокомпоненты могли бы стать крупной статьей российского экспорта"
Иномарки российской сборки в обозримом будущем вполне способны потеснить на рынке отечественные легковушки. К примеру, президент Ford Motor Company в России и СНГ Хенрик Нензен рассчитывает, что в 2010 г. его компания будет продавать в нашей стране как минимум 100 000 автомобилей, основная масса которых будет собрана на заводе компании в Ленинградской области. О том, какие еще цели Ford ставит перед собой в России, Нензен рассказал Ведомостям.
С запуска завода во Всеволожске прошло два года. Как вы оцениваете его работу?
В последние четыре года российский рынок значительно вырос. Например, в 2000 г. Ford Motor Company продала здесь 1300 машин, а в этом году продаст больше 40 000. И, конечно, такой рост был бы невозможен без начала производства Ford Focus во Всеволожске. Но мы уверены, что это только начало, и рассчитываем на значительный рост в будущем.
За счет чего вы планируете достичь дальнейшего роста? Намерены ли вы начать сборку в России других моделей помимо Focus?
Когда мы открывали завод под Санкт-Петербургом, главной целью для нас было удовлетворить спрос на Ford Focus. Эта цель не изменилась. Focus очень популярен сейчас банк заказов на него составляет 12 000 машин. В апреле мы уже ввели третью смену на заводе. Сейчас завод работает 24 часа в сутки пять дней в неделю. Но клиентам все равно приходится ждать автомобиль, и, естественно, нас такая ситуация не устраивает.
Завод был построен как гибкое производство. На нем можно выпускать более чем одну модель. И полгода назад мы рассматривали вопрос о вводе в производство дополнительной модели, но пришли к выводу, что нашим приоритетом по-прежнему остается Ford Focus.
В целом, я думаю, мы будем расти как за счет производства российского завода, так и за счет увеличения импорта. Я сильно удивлюсь, если к 2010 г. мы не будем продавать в России 100 000 автомобилей ежегодно.
О какой второй модели шла речь?
Пока мы просто изучаем покупательский спрос. К примеру, мы могли бы выпускать машины малого класса. Это очень экономичный вариант и мог бы быть популярен в России за счет низкой цены. Но здесь есть негативный момент: в России традиционно предпочитают большие машины. Это связано с постоянными поездками за город или на дачу, с суровыми климатическими условиями зимой.
Мы очень внимательно рассматриваем сегмент больших машин, ну и, конечно, [сегмент] внедорожников. Но какой конкретно автомобиль может стать второй моделью для Всеволожска, я пока не знаю.
Что позволяет вам думать, что российский рынок к 2010 г. будет готов поглотить 100 000 новых Ford в год?
Российский рынок состоит из нескольких секторов. Во-первых, его формируют покупатели новых автомобилей. В основном это русские брэнды. Во-вторых, это бывшие в употреблении автомашины, и этот сегмент в России традиционно очень велик. К примеру, в 2002 г. было продано более 500 000 подержанных иномарок. Наконец, российский рынок формируется еще и благодаря внутреннему росту зарплаты и уровень жизни растут, люди могут себе позволить выбрать автомобиль. Мы видим покупателя Focus во всех этих трех сегментах. Среди покупателей нашего автомобиля 52% это владельцы русских автомобилей, 36% владельцы подержанных авто и 8% владельцы новых иномарок.
Самую большую долю российского рынка контролирует сейчас АвтоВАЗ. Ford рассчитывает отнять определенную долю рынка у этого российского автогиганта?
Брэнд АвтоВАЗа в России знают очень долго, и он очень популярен. Его преимущества низкая цена и то, что машины легко ремонтируются, в том числе самостоятельно. Focus позиционируется как высокотехнологичный автомобиль с длинным жизненным циклом. То есть модели ВАЗа и Focus это совершенно разные автомобили. Но сейчас у российского потребителя появился выбор. Как я уже сказал, 52% наших покупателей пересели на Focus c российских автомобилей. Эти цифры говорят о том, что Focus действительно забирает часть покупателей АвтоВАЗа. Но я не думаю, что АвтоВАЗ потеряет рынок. Возможно, их доля не увеличится, но рынок растет, и ВАЗ останется сильным игроком.
А среди иностранных автопроизводителей кого вы считаете основным конкурентом на российском рынке? К примеру, представители Автофрамоса утверждают, что у их новой модели Renault Logan по соотношению цена/качество конкурентов в России не будет. Вы с этим согласны?
Конкуренция для Focus начинается там, где борются автомобили с высокими качественными характеристиками, поскольку сам Focus находится в этом сегменте автомобилей. Он рассчитан прежде всего на взыскательных российских покупателей, которым нужен комфортный автомобиль, оборудованный, к примеру, антиблокировочной системой (АБС).
По предъявляемым к автомобилю требованиям российский клиент находится на одной ступени с немецким. Logan, как заявляют в самом Renault, разработан для развивающихся рынков, таких как Индия. Безусловно, для удовлетворения основных транспортных потребностей покупателям в России нужен и такой автомобиль, как Logan. Уверен, что эту модель ждет успех в России. Ее несомненное преимущество низкая цена. Тем не менее Logan находится в другом сегменте, нежели Focus.
Насколько российский рынок привлекателен для открытия сборочных производств иностранных автомобилестроителей?
Когда в 1999 г. мы принимали решение о строительстве завода в России, мы не ожидали такого успеха. Прибыльность завода во Всеволожске и эффективность его работы значительно опередили наши ожидания. Поэтому, когда к нам приходят коллеги из других автомобильных компаний и спрашивают совета, мы всегда им говорим: Вы должны сделать то же самое.
Принятие такого решения другими автоконцернами, с моей точки зрения, сейчас сдерживается отсутствием достаточного количества поставщиков качественных автокомпонентов. Правда, и здесь ситуация постоянно меняется в лучшую сторону. Возможно, все те компании, о приходе которых в Россию пресса пишет уже не первый год, Toyota, Volkswagen, Skoda примут решение об открытии здесь сборочных производств, как только решится вопрос о вступлении России во Всемирную торговую организацию. Тогда наступит ясность в вопросе о пошлинах на импорт машин.
Ford получила от правительства таможенные льготы в обмен на обязательство в течение пяти лет достичь 50%-ного уровня локализации производства на заводе во Всеволожске. Одни иностранные автоконцерны уже отказались от работы в таком режиме, аргументируя это тем, что условия в нем нечетко прописаны, а другие говорят, что такой таможенный режим разработан специально под Ford, поэтому им не подходит. Вам есть что ответить на эту критику?
Такой огромной стране, как Россия, безусловно, нужна сильная автомобильная индустрия. Можно огородить Россию стеной и прекратить любую активность иностранных инвесторов. Тогда развиваться будет только собственная автомобильная промышленность. Но в конечном счете такая политика приведет к падению конкурентоспособности отечественного автопрома. Россия должна ориентироваться на опыт других стран, которые находились в такой же ситуации. Например, в Испании в середине 1970-х гг. после Франко автомобильная промышленность находилась в упадке. Но Испания смогла переломить ситуацию и сейчас является одной из крупнейших стран экспортеров автомобилей, в испанской автомобильной промышленности занято очень много рабочих, получающих очень высокие зарплаты.
Неправда, что соглашение, которое подписала Ford, уникально. Любая компания может воспользоваться нашим опытом и последовать этой схеме. Это неплохое соглашение, другое дело, что условия, которые предоставляются инвесторам, например, в Китае, куда более выгодные, чем те, что оговорены в нашем соглашении. Сегодня большинство американских и европейских экспертов сходятся во мнении, что через 10 лет Китай станет крупнейшей автомобильной державой. России по силам сделать то же самое.
Но в Китае пошлины на ввоз новых иномарок значительно выше, чем в России. Может быть, России тоже следует ввести запретительные пошлины на ввоз новых иномарок?
Это очень сложный вопрос, поскольку он затрагивает интересы потребителей. У Ford уже есть завод в России, и, если бы пошлины на ввоз новых иномарок были повышены, нам бы это было выгодно. В долгосрочной перспективе введение 100%-ных пошлин на ввоз новых иномарок обеспечит приход в Россию большого количества ведущих иностранных производителей в течение четырех лет свои сборочные производства открыли бы как минимум 10 крупнейших автоконцернов. Россия даже могла бы начать экспорт этих автомобилей. Но потребитель поначалу неизбежно потеряет от ввода запретительных пошлин.
С другой стороны, если пошлины вообще будут равны нулю, то в ближайшей перспективе покупатель будет очень доволен. Но тогда как минимум в ближайшие 10 лет здесь не появится сильной автомобильной промышленности. Иностранцы предпочтут просто ввозить сюда готовые машины, а это не создаст новых рабочих мест. Сопутствующие автомобилестроению высокотехнологичные отрасли, в том числе электронная промышленность, тоже останутся за пределами России. Так что в целом это политический вопрос и должен быть адресован скорее правительству, а не нам. Это его выбор.
Два года назад правительство повысило пошлины на подержанные иномарки. Эта мера достаточно защитила иностранных инвесторов?
Если я скажу, что пошлины на ввоз подержанных иномарок недостаточно высоки, покупатели машин со мной не согласятся. Но Ford всегда стоит за равные права и условия игры для всех. И, на мой взгляд, пошлины должны быть одинаковы как для физических, так и для юридических лиц как на новые, так и на подержанные автомобили. А в России получается так, что, к примеру, новый автомобиль с 2-литровым двигателем ввозится за $5000, а подержанный с таким же объемом двигателя за $1000. Доходит вообще до анекдотических ситуаций: на машины, привезенные из Германии, не платится НДС.
Что еще правительство могло бы сделать, чтобы Ford чувствовала себя более комфортно?
Необходимо, чтобы пошлины на ввоз готовых автомобилей были существенно выше, чем на ввоз автокомпонентов, предназначенных для сборочных производств. Второй момент упростить правила игры и облегчить жизнь малому и среднему бизнесу, ведь именно их развитие способствует росту благосостояния и спросу на автомобили. Ну и, безусловно, продолжать делать то, что правительство уже делает. 7,5%-ный рост ВВП это прекрасный результат и говорит о правильном курсе.
До сих пор вам удавалось повышать локализацию производства в соответствии с заданным графиком. Но есть мнение, что в дальнейшем Ford будет труднее следовать этому обязательству.
Для нас рубеж 2007 г., и сейчас процент локализации составляет около 25%. Мы уверены, что сможем достичь 50%-ной локализации. Другое дело, что локализация идет несколько медленнее, чем мы ожидали. Основная причина жесткие требования к качеству поставляемых материалов. Ford не делает компромиссов в этом вопросе. Потому что брак самой маленькой детали может разрушить репутацию всего автомобиля. Мы очень тщательно подходим к отбору поставщиков: от начальных переговоров до подписания контракта и поставки детали на конвейер обычно проходит около полутора лет. Например, обивку для сидений, которая у нас российская, мы тестировали около двух лет. Изучали, как она изменяется под действием солнца, жары, влаги. В глобальном смысле успех локализации и поиск поставщиков во многом зависят от объемов производства. Чем выше объем, тем легче найти поставщиков. Выполнить обязательства по локализации нам было бы гораздо легче, если бы в Россию пришли другие крупных автомобильные компании, у которых такие же жесткие стандарты и требования к качеству продукции, как у Ford. Это неизбежно повлекло бы за собой рост сети поставщиков за счет иностранных производителей автокомпонентов и помогло бы российским поставщикам научиться работать по высоким стандартам. Когда мы задумывали построить здесь завод, мы очень надеялись на то, что вместе с нами в Россию придет много других автоконцернов. К сожалению, этого пока не произошло.
Как вы собираетесь эту проблему решать?
Подвижки уже есть: в Россию приходит все большее количество иностранных поставщиков. К примеру, открыли свои заводы два крупных иностранных производителя автопокрышек (Michelin и СП Соntinental и Московского шинного завода. Ведомости). Одновременно растет качество продукции российских поставщиков.
Наладит ли Ford экспорт автомобилей, собираемых во Всеволожске? К примеру, на Украину или в другие страны СНГ?
Сейчас мы бы не хотели ни одну машину выпустить за границу сначала мы должны удовлетворить спрос всех своих российских клиентов. 12 000 покупателей сейчас ждут, пока мы им поставим наши машины. Но в перспективе, конечно, возможен и экспорт. В Европу экспорт, я думаю, вообще невозможен. Было бы, конечно, очень удобно поставлять Focus из Всеволожске в Финляндию, но из-за высоких пошлин в Финляндию дешевле привезти автомобиль из Германии. Экспорт в страны СНГ мог бы быть интересен. Но он станет возможным только после того, как мы достигнем 50%-ной локализации производства в России и получим право на штамп Сделано в России. С моей точки зрения, более успешным мог бы быть экспорт автокомпонентов из России. К примеру, в Европе мы производим 600 000 машин Ford Focus в год и постоянно пытаемся найти более дешевых, более экономичных поставщиков. При достижении должного качества продукции российские поставщики могли бы экспортировать автокомпоненты на европейские заводы Ford в Европу. Автокомпоненты могли бы стать крупной статьей российского экспорта. Экспорт одной-единственной детали стоимостью $100, которая будет установлена на 600 000 автомобилей, принесет $60 млн, а это очень неплохая цифра.
Некоторые ваши клиенты жалуются на дефицит сервисных центров Ford. Вы планируете расширять свою сервисную сеть?
Конечно. Работа и так уже проделана огромная. В 2000 г. в России у нас было 17 центров. До конца 2004 г. их будет 108, только в этом году появятся 25 новых центров. А в столице в этом году количество сервисных центров удвоится.
Кроме того, мы работаем над созданием собственного склада запчастей в Москве. Сейчас для сервисных центров в России запчасти поставляются из Германии. Мы планируем, что московский склад заработает уже в марте. Инвестиции в этот проект составят около $25 млн.