Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Менеджер не нашего времени

Почему Евгений Бернштам занялся собственным бизнесом

Евгения Бернштама не без оснований считают гуру российского менеджмента. Тем не менее за последние три года человек, построивший розничную сеть Альфа-банка, сменил три места работы и, так и оставшись неудовлетворенным, решил все же заняться собственным бизнесом. В стране пока нет предпринимателя, способного по достоинству оценить управленческие таланты Бернштама и полностью доверить ему свое дело.

«С таким начальником я работать не буду», – решила Марина Савельева, трудившаяся под руководством Евгения Бернштама в Альфа-банке, увидев, как ее шеф распекает управляющего филиала за слишком низкие, по его мнению, финансовые показатели. После этого инцидента Савельева проработала в команде Бернштама шесть лет и считает его гуру российского менеджмента.

Евгения Бернштама часто называют «пусковым директором», способным с нуля создать крупный бизнес. В середине 1990-х годов он «запустил» Альфа-банк, затем построил систему корпоративного управления в «Интерпайпе» – крупнейшем промышленном холдинге Украины. С февраля по июнь нынешнего года трудился над созданием финансового супермаркета на посту первого вице-президента финансовой корпорации «НИКойл» (ныне – «УралСиб»).

Другое дело, что собственников, способных целиком и полностью доверить свой бизнес пусть даже такому талантливому управленцу, как Евгений Бернштам, в России не слишком много. Зато нерадивых менеджеров, склонных после каждого разноса жаловаться на непосредственного руководителя в «вышестоящие инстанции», – достаточно.

«Семеныч»

Биографию Евгения Бернштама можно считать хрестоматийной: экономическое образование, работа по специальности, аспирантура, преподавательская деятельность и создание собственного бизнеса с нуля. Опять-таки традиционно в начале 1990-х занимался ваучерной приватизацией – учрежденная нашим героем фирма «Финэйбл» в то время являлась одной из крупнейших на рынке. «Мне было интересно, и потом, времена были замечательные: создавался новый класс, класс собственников», – рассказывает Бернштам.

Будучи доцентом кафедры управления Дагестанского сельскохозяйственного института, он не только совершенствовал свои навыки в области «практической экономики», но и попытался воспитать коммерческие таланты в других, создав в середине 1980-х одну из первых в СССР школу менеджеров. Именно там Евгений Бернштам познакомился с Андреем Раппопортом (ныне – зампредправления РАО «ЕЭС России»).

Заняв пост председателя правления Альфа-банка, Раппопорт в 1994 году позвал туда Берштама. «Когда он пришел, у нас было всего два отделения по Москве. Через короткое время их стало двадцать. Затем началась экспансия по России», – вспоминает вице-президент Альфа-банка Александр Гафин. В течение восьми лет банк открыл 28 филиалов и 40 допофисов по всей стране. У «Альфы» появилось три дочерних банка – на Украине, в Казахстане, а также в Башкирии.

По словам самого Евгения Бернштама, лучше всего в жизни ему удается управлять людьми. Разными методами: экономическими, социальными, психологическими. Он всегда жестко проверял работу своих подчиненных. Под видом обычного частного клиента Евгений мог прийти в отделение и попросить открыть счет, выдать ему пластиковую карточку. Ему не лень было встать в восемь утра и приехать в отделение, чтобы «подбодрить» и без того вышколенных сотрудников.

Итогом таких рейдов стало появление фотографий «Семеныча» (как до сих пор называют Бернштама в «Альфе») на столах у операционисток клиентских отделений банка. Впрочем, знание руководства в лицо иногда играло с сотрудниками «Альфы» злую шутку.

Очень часто, инспектируя деятельность региональных филиалов, Бернштам устраивал «показательную порку» местному персоналу. «В командировке весь день напряженно работаешь, – рассказывает Александр Гафин, – потом, часов в 10 – 11 вечера идешь перекусить. Обычно в таких случаях нас с Бернштамом сопровождало все местное руководство филиала. И уже ближе к полуночи, когда по идее давно пора ехать в гостиницу спать, Женя выступал со своим коронным номером. Он предлагал местным топ-менеджерам вернуться в банк и проверить, как там дела. Единственными людьми, которые могли находиться в офисе ночью, были охранники.

Бернштам звонил в дверь, охранник, которому Евгений Семенович «мозолил глаза» весь рабочий день, разумеется, открывал. И вот тут начиналось показательное выступление Бернштама.

– Какое вы имели право открыть мне дверь? Согласно инструкции вы можете впустить ночью в банк только начальника смены или управляющего!

Тут же из дома вызывался начальник смены и «построение» персонала продолжалось с новой силой.

Все попытки хоть как-то оправдаться заканчивались стандартно: в лучшем случае выговором, а в худшем – увольнением».

Такой принцип управления нередко вызывал противодействие со стороны местных руководителей. В ответ на многочисленные жалобы владелец Альфа-банка Михаил Фридман обычно отвечал, что Бернштам обладает фактически неограниченными полномочиями, потому что несет полную ответственность за все, что происходит в банке. И если он считает нужным перестроить бизнес филиала, попутно уволив профнепригодных, по его мнению, сотрудников, то никто – включая собственников банка – в дело вмешиваться не станет. Зато в случае провала проекта именно Бернштам, а не региональные менеджеры, будет отвечать по полной программе.

Столь высокое доверие наш герой оправдывал финансовым результатом. Проще говоря, построенный им бизнес приносил прибыль. «Ему в принципе удалось сделать все, что он хотел. В противном случае за него бы так не держались», – считает Александр Гафин.

Есть, впрочем, и другое объяснение успешности Бернштама. «У него потрясающая интуиция, он хорошо просчитывает ситуации, – утверждает один из бывших бернштамовских подчиненных. – Если случалось так, что какой-то проект, внешне вполне благополучный, медленно, но верно шел ко дну, Бернштам очень элегантно передавал дела другому «топу». Когда провал программы становился очевидным, Бернштам искренне удивлялся: «Как? Я ведь передал тебе такой успешный бизнес…»

«Всем спасибо. Все свободны!»

Несмотря на демонстрируемые результаты, в декабре 2002-го Евгению Бернштаму пришлось все же покинуть Альфа-банк. «Все, что мог, я там сделал, мне просто стало неинтересно», – так объяснил он свой уход.

 В «Альфе» отставку Бернштама связывают с реструктуризацией банка. В середине 1990-х, когда строилась филиальная сеть, местные управляющие обладали широкими полномочиями. По сути, филиалы превратились в мини-банки. Ими реально и руководил Бернштам. А в 2001-м, после реформирования, все подразделения, будь то розница, юридическое направление и т.д., стали подчиняться центральному офису. В результате функции Бернштама оказались размыты, а это не слишком нравилось человеку, который привык каждый день вникать в ситуацию и полностью все контролировать.

Кроме того, Евгений Бернштам всегда особое внимание уделял рознице и стоял у истоков создания проекта «Альфа-банк Экспресс» (АБЭ). Но владельцы «Альфы» сочли, что для реализации этого проекта больше подойдет польский банкир Мачей Лебковский, уже имевший опыт построения системы банковского экспресс-обслуживания у себя на родине.

К весне 2004-го стало понятно, что АБЭ развивается вовсе не такими темпами, как ожидали владельцы Альфа-банка. Банк Москвы потеснил «Альфу» со второго места по размерам частных вкладов. Очереди в «экспрессовских» отделениях стали притчей во языцех. Контракт с Лебковским был расторгнут. А АБЭ, пережив отток клиентов, связанный с кризисом доверия, возникшим летом 2004-го, теперь переориентируется на более состоятельную аудиторию.

Как тут не вспомнить про умение Бернштама вовремя откреститься от заведомо провальных проектов?

Киевский «москаль»

Уйдя из «Альфы», Евгений Бернштам сменил не только сферу деятельности, но и страну, заняв пост президента украинской корпорации «Интерпайп». О своем «украинском периоде» Бернштам говорит как о покойном – либо хорошо, либо никак: «Это был очень интересный и полезный для меня опыт. Тогда мне предложили руководить крупным предприятием с очень разнопрофильным бизнесом: от металлургических компаний до телевизионных каналов».

Новоиспеченный президент должен был реструктуризировать компанию, повысить прибыльность бизнеса и найти стратегического инвестора. Первые две задачи Бернштам выполнил: в «Интерпайпе» была создана четкая система корпоративного управления, чем прежде не могла похвастаться ни одна украинская компания. А прибыль возросла в несколько раз. Однако едва ли не впервые в своей карьере Евгению не удалось полностью воплотить в жизнь бизнес-план.

По мнению людей, хорошо знающих Бернштама, уходя в «Интерпайп», он совершил как минимум две ошибки. Во-первых, уехал на Украину один, без своей команды менеджеров. А во-вторых, не просчитал политические риски.

«Интерпайп» примечателен не только своими металлургическими агропромышленными или медиа-активами, но и тем, что контролируется Виктором Пинчуком – зятем украинского президента Леонида Кучмы. По сути, это семейный бизнес.

Приходу Бернштама на пост президента компании там не обрадовались.

Как всегда, Бернштам оказался требователен и к себе, и к команде, с которой работает. И если подчиненных можно поменять, то собственников бизнеса – нет. Это в «Альфе» Бернштам обладал «мандатом доверия» со стороны акционеров, мог опереться на выпестованных им самим подчиненных. На Украине же он оказался один. Справедливости ради отметим, что вслед за ним в «Интерпайп» перебрались еще несколько менеджеров-россиян, однако это были люди не из его «альфовской команды».

В результате приходилось «наступать на горло собственной песне» и зачастую жертвовать интересами бизнеса ради политических целей. К такому повороту событий Бернштам оказался не готов.

Не супер

Переговоры по поводу перехода в «НИКойл» Бернштам вел с главой финансовой корпорации Николаем Цветковым два месяца.

За последние три года «НИКойл» купил несколько финансовых институтов (Автобанк, Промышленно-страховую компанию, банк «УралСиб» и т.д.), совершенно разных по структуре, позиции и целям на рынке. И перед собственниками стояла проблема: а что, собственно, делать со всеми этими покупками. Задача Бернштама состояла в построении единой сети продаж для розничных финансовых продуктов, предлагаемых входящими в «НИКойл» банками, страховыми и инвестиционными компаниями. О создании «финансовых супермаркетов» в «НИКойле» говорили уже несколько лет, однако стать заметным игроком на рынке розничных услуг корпорации до сих пор не удавалось.

После прихода Бернштама идея построения полноценного розничного бизнеса стала приобретать реальные очертания.

Удивляло другое: корпоративная культура «НИКойла» разительно отличалась не только от «альфовской», но даже и от «интерпайповской» модели. Коллеги-банкиры весьма скептически относились к новому месту работы Евгения. «С бывшим кадровым военным Цветковым не может сработаться ни один менеджер, строящий бизнес по западному образцу», – открытым текстом говорили на рынке.

«Я не исключаю того, что через год-полтора Бернштам может покинуть «НИКойл» для того, чтобы опять начать все с нуля», – предсказывал «Ко» еще в начале февраля Гафин.

Похоже, Бернштам оказался единственным, кто искренне верил, что сможет переубедить Цветкова и создать бизнес, построенный на профессионализме, а не на личной преданности. Хозяин «НИКойла» увлек нашего героя четким видением развития своего бизнеса на пять лет вперед. Парадоксально, но один из самых жестких российских менеджеров оказался не чужд романтического отношения к жизни. В результате, не проработав и полугода, он ушел из «НИКойла».

Собственников, отдающих полную власть менедженту, В России сейчас мало, а вот привыкших контролировать весь процесс – много. «У Бернштама, привыкшего к масштабным проектам и полной независимости в принятии решений, есть только два выхода. Либо «прогнуться» под акционера, либо заниматься собственными проектами».

Бернштам выбрал второе. Но не исключено, что в скором времени все же найдется предприниматель, способный доверить ему управление своим бизнесом.

Резюме Евгения Бернштама

Возраст: 46 лет

Образование:

1974 –1979 – Дагестанский государственный университет

1981 – 1984 – аспирантура МГУ,

Имеет степени кандидата и доктора экономических наук;

Профессиональный опыт:

1985 – 1991 – Дагестанский сельскохозяйственный институт, доцент кафедры управления. Одновременно создатель собственной школы менеджеров.

1992 – 1994 – финансовая компания «Финэйбл», совладелец.

1994 – 2002 – Альфа-банк, заместитель председателя правления, первый заместитель председателя правления;

2003 – 2004 – «Интерпайп», президент и главный управляющий директор;

С февраля по июнь 2004 года – ФК «НИКойл», первый вице-президент


Наталья Романова
21.09.2004  журнал Компания

21.09.2004



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов