Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Курите на здоровье

Разорившийся табачник начал выпускать сигареты с мятой и зверобоем

Два года назад, не выдержав конкуренции с транснациональными компаниями, разорилась небольшая табачная фабрика “Петротабак”. Пережив банкротство, ее владелец Виталий Великий решил не распродавать оборудование, а делать на нем ароматизирующие травяные палочки. Внешне они ничем не отличаются от обычных сигарет, да и курить их можно. Вот только акцизную марку клеить совсем не обязательно.

Осенью 2002 г. Виталий Великий, выпускавший на своей фабрике сигареты “Вертикаль” и “Застава”, не смог продать очередную партию товара. “Табачный рынок на 98% принадлежит транснациональным компаниям, которые сделали оптовиков полностью лояльными себе, — объясняет суть проблемы предприниматель. — За 2001-2002 гг. обанкротилось 80 фабрик, в том числе и моя. После введения лицензирования на торговлю табаком не стало мелкооптового звена, через которое продавали свою продукцию небольшие частные табачные фабрики. Когда я уходил с рынка, оставались только две заметные частные фабрики — "Донской табак" и "Балканская звезда" (последняя в августе была продана европейской компании Altadis SA. — "Ведомости")”.

Остановив производство, Великий стал искать идеи для нового бизнеса, которые не требовали значительных первоначальных вложений. “Как правило, обанкротившиеся производители сигарет распродают оборудование и на освободившихся площадях начинают заниматься другой деятельностью, например расфасовкой чая”, — говорит главный редактор журнала “Табачный бизнес в России” Виктор Стефашин. Но Великий хотел пойти по пути наименьшего сопротивления. Он зашел на табачную выставку и там познакомился с китайцами, которые предложили стать их партнером по продаже китайских безникотиновых сигарет. Но разразившаяся эпидемия атипичной пневмонии приостановила переговоры. Тем не менее сама идея ему понравилась.

“Оборудование простаивало, долги за аренду помещения росли, поэтому я решил попробовать сделать сигареты без никотина сам, — рассказывает Великий. — Стал изучать рынок и смотреть, какая судьба постигла аналогичные товары”. Во времена СССР был популярен болгарский “Антитаб”, но папиросы бесследно исчезли в конце 80-х гг. Сейчас наиболее известны индийские ароматические сигареты “Нирдош”, но из-за таможенных сборов они стоят относительно дорого — 70 руб. за пачку.

Великий поставил перед собой следующие задачи: разработать такой состав продукта, чтобы не надо было переоборудовать существующее производство, и сделать так, чтобы продукт был безакцизным. В ходе изучения рынка его насторожил опыт донецкой компании “Наше наследие”, которая с конца 90-х гг. производит папиросы на основе лекарственных трав “Наше”, но до сих пор не может объяснить местным чиновникам, что в их сигаретах нет никотина, и поэтому продает их только через Интернет. “В странах СНГ нет такого понятия “безникотиновые сигареты”, — поясняет Великий.

Обходные стратегии

Чтобы избежать подобных проблем, предприниматель отказался от слова “сигареты” и стал искать подходящую позицию в номенклатуре товаров народного потребления. Остановившись на группе “ароматизирующие и дезодорирующие вещества”, он запатентовал будущий продукт как “ароматизирующие травяные палочки в форме сигарет”.

Виталий Великий стал разрабатывать состав сигарет. Через Интернет он нашел специалиста по аюрведа (индийская “наука о жизни”, включающая описание лекарственных растений) Александра Медведева, которого попросил написать перечень трав, которые можно курить без вреда для здоровья и которые обладают оздоровительным эффектом. После этого заказал исследования во ВНИИ лекарственных растений, где скорректировали список и разработали рецептуру. В состав вошли такие лечебные травы, как мята перечная, шалфей, душица, хвощ полевой, пустырник, тысячелистник, птичий горец, мать-и-мачеха, зверобой. Великий долго не мог придумать название для сигарет. Когда дизайн упаковки был готов, не хватало только названия, он взял Толковый словарь Ожегова и наобум ткнул пальцем: “Таволга — луговое травянистое растение”. Название ему очень понравилось. Предприниматель даже хотел включить таволгу в состав сигаретной смеси, но ее свойства не подошли.

Пробную партию, сделанную вручную, Великий отправил сначала на экспертизу в лабораторию экспериментальной фитотерапии института мозга, где сделали исследование по воздействию дыма трав на микрофлору человека, а затем во ВНИИ канцерогенеза, где проходят тестирование все курительные изделия. Специалисты дали заключение, что дым соответствует нормам, применяемым для курительных изделий, а смолы уложились в нормативы закона об ограничении курения. “Это такие же сигареты, но из-за отсутствия никотина к ним нет привыкания”, — говорит Великий.

Получив положительные результаты экспертиз и запатентовав разработку, предприниматель стал искать помещение. По семейным обстоятельствам ему надо было перебраться ближе к Москве. В итоге он выбрал город Покров, где работала шоколадная фабрика Stollwerck. “Во время строительства Stollwerck вложила немало средств в развитие инфраструктуры города. Покров подходил мне по энергетике, транспортной инфраструктуре”, — говорит Виталий Великий.

Знакомый запах

Отремонтировав помещение, установив оборудование и наладив поставки сырья из Краснодара, в ноябре 2003 г. Великий начал производство. Но, продав первую партию, он столкнулся еще с одной проблемой — запах дыма от “Таволги” напоминал запах конопли. Пришлось получать заключение лаборатории судебно-медицинской экспертизы, что сигареты не содержат наркотических и сильнодействующих психотропных веществ.

Чтобы еще больше обезопасить и покупателей, и себя, он разместил на пачке логотип ассоциации “Россия без наркотиков”. “Мы согласились на предложение разместить свой логотип на продукте, который пропагандирует здоровый образ жизни, — говорит президент фонда "Россия без наркотиков", академик РАЕН Владимир Иванов. — Я давно думал над средствами борьбы с табакокурением. Травяные сигареты, конечно, не лучший способ, но они помогают бросить курить или не начинать этого делать, ведь для многих эта привычка в значительной степени психологическая”. Но даже броский логотип не помог “Таволге” выделиться среди других сигарет на витрине табачного киоска.

Трудности сбыта

Через два месяца после запуска производства Великий решил искать новые каналы продаж. На проведение рекламной кампании денег не было, поэтому предприниматель, чтобы сделать сигареты еще более заметными, разработал специальные боксы, которые стал размещать в продуктовых магазинах, аптеках, киосках “Роспечати”.

Великий позаимствовал схему дистрибьюции у транснациональных корпораций, выбрав двух эксклюзивных дистрибьюторов, которые перепродают товар региональным дилерам. Основную ставку сделал на бывших табачных мелкооптовиков, которые переориентировались на торговлю продуктами питания. Но этот канал сбыта не дает бизнесу сильно развернуться. Свой объем производства Великий называет мизерным. В месяц компания выпускает около 100 000 пачек. “Знакомые табачники сперва надо мной смеялись. Говорили: придумал копеечный товар, замучаешься зарабатывать, — говорит он. — Но я выбрал правильную ценовую нишу, чтобы у меня оставался большой запас на развитие. При себестоимости в 5 руб. отпускная цена — 11 руб.”. В рознице цена на пачку “Таволги” — около 30 руб.

Кроме того, предприниматель планирует повысить рентабельность с помощью производства рекламных сигарет. Подобный проект Великий запустил, еще когда производил обычные сигареты. Но после начала государственной кампании по борьбе с курением рекламодатели отказались от размещения своих логотипов на пачках сигарет.

Транснациональные компании пока равнодушны к производству безникотиновых сигарет. “Безопасных сигарет не существует. Табачным компаниям всегда задают вопрос: есть ли способ производства менее вредных сигарет? Мы работаем над тем, чтобы изучить эти способы. Наша цель — представить курильщикам ассортимент изделий, включающий сигареты с пониженной степенью влияния на здоровье, — говорит главный специалист по корпоративным отношениям и связям со СМИ компании "Филип Моррис Ижора" Ирина Бахтина. — Все курильщики, по нашему мнению, должны понимать, что самое безопасное — это бросить курить”. Похожей точки зрения придерживается и главный редактор журнала “Табачный бизнес в России” Виктор Стефашин: “В безникотиновых сигаретах, так же как и в обычных, содержатся смолы и определенный вред здоровью существует. Поэтому лучше не курить вообще”.


Иван Голунов
21.09.2004  Ведомости

21.09.2004



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов