Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Скомандуй ФАС!

Стоит ли жаловаться в Федеральную антимонопольную службу?

У свободной конкуренции появился новый защитник – российский бюрократ. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) помогла отечественной системе денежных переводов «Контакт» (клиринговый банк системы – Русславбанк) выиграть спор с мировым монстром «переводного» бизнеса Western Union (WU). До сих пор WU удерживала свое лидерство на рынке, в том числе и препятствуя сотрудничеству банков с другими системами. После решения ФАС платежная система WU была вынуждена значительно снизить свои тарифы. Тем не менее на фоне всей предыдущей деятельности «антимонопольщиков» победа над WU стоит особняком. Пока репутация антимонопольной службы в бизнес-среде весьма нелестна. В лучшем случае ФАС считают бесполезной бюрократической структурой, скорее мешающей развитию бизнеса и конкуренции. В худшем – антимонопольное ведомство рассматривают как действенный инструмент «наезда» на конкурента.

Имеет ли смысл обращаться в Федеральную антимонопольную службу, если вы считаете, что вашему бизнесу мешает недобросовестный конкурент?

Эту тему в «Бойцовском клубе» обсуждают Николай Гусман, председатель правления АКБ «Русславбанк» и Алексей Мамонтов, президент ММВА.

Алексей Мамонтов, Московская международная валютная ассоциация:

«С бойцовской точки зрения – да, нужно бороться с несправедливой конкуренцией всеми возможными путями. Но с практической точки зрения – нет, через эту организацию как раз и не стоит. Это вообще очень правильно, что МАП (Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. – Прим. «Ко») сменило название на ФАС. Потому что поддержки предпринимательства там даже в малой степени не было.

Предыдущее руководство ФАС занималось эксгибиционизмом, борьбой между отдельными структурами. И я вовсе не исключаю, что в этой борьбе существенным элементом были меркантильные интересы отдельных чиновников бывшего МАП. Мы дважды обращались в это министерство, и абсолютно ничего через эту команду нам добиться не удалось.

Первый раз мы обращались в МАП в связи с тем, что Центробанк не выдает Московской фондовой бирже лицензию на торговлю иностранной валютой. В министерстве долго канителились, выбирали «направления атаки». А в своих «задушевных» беседах его представители нам говорили: «Мы сами бороться с ЦБ боимся. А вы подайте на нас в суд, что мы не выполняем своих обязанностей, тогда мы будем вынуждены возбудить дело». Мы так и сделали, а они все равно нашли какой-то повод – то ли исковая давность истекла, то ли еще что-то, – но министерство сделало все, чтобы задушить это разбирательство.

Второй раз мы обращались в МАП в связи с тем, что Центробанк обязал экспортеров продавать валютную выручку исключительно через Московскую межбанковскую валютную биржу (ММВБ). В результате ММВБ значительно повысила свои тарифы – грех было не воспользоваться такой возможностью. Мы боролись с этим два года – в том числе через обращения в МАП. Но нам говорили: «Не то время, политический момент…» Надували щеки, собирали какие-то комиссии. В конце концов, мы были вынуждены обратиться в Верховный суд. А потом Центробанк сам отменил свое требование. И вот тогда ММВБ сразу пришлось снизить свои комиссии в 30 раз!

Так что опыт взаимоотношений с бывшим МАП у нас негативный. Это была какая-то камарилья, «МАПовская клика».

Думаю, вся проблема в том, что в МАП слишком увлекались приобретением функций, которые позволили бы сформировать для себя хорошую материальную базу. В частности, в антимонопольном ведомстве очень хотели контролировать выдачу лицензий участникам срочного товарного рынка. Лицензионный куш – он самый сладкий. И союзников, которые могли в этом помочь, МАП не сдавало, как бы они ни попирали свободную конкуренцию. В числе союзников была и ММВБ.

Чтобы ситуация изменилась, я считаю, что ФАС нужно освободить от каких-либо лицензионных, регуляторских функций. Служба должна заниматься своим прямым делом – обеспечением цивилизованного конкурентного поля на российском рынке.

Антимонопольной службе давно необходим какой-то реальный, значимый для развития бизнес-конкуренции результат деятельности. Потому что пока среди участников рынка об этом госоргане сформировалось четкое мнение, что ФАС работает не в их интересах, а только решает свои мелкие дела».

Николай Гусман, Русславбанк:

«В бизнес-практике возникает целый ряд вопросов, где без участия сторонней организации не обойтись. Федеральная антимонопольная служба – это как раз та организация, с помощью которой можно попытаться цивилизованным способом избежать конфликтной ситуации. Туда нужно обращаться в том случае, когда очевидно, что есть конкурент, который действует не в рамках законодательства. Конечно, не стоит делать из антимонопольной службы инструмент конкурентной борьбы. Скорее, его нужно рассматривать как своеобразную «рыночную прокуратуру», которая всегда может потребовать – вернись в правовое поле!

Но это все в теории. А на практике критерий успешности твоего обращения в ФАС один – победил ты или нет. В нашем деле мы стали победителями.

Через бывшее Министерство по антимонопольной политике мы вели спор со своим оппонентом – системой денежных переводов Western Union (WU). Проблема была в том, что в своих договорах с банками-партнерами WU прописывала пункт, которым запрещала финансовым институтам сотрудничать с другими системами денежных переводов. Прежде всего это касалось российских систем, тарифы которых намного ниже, чем у WU. Из-за этого у нашей системы денежных переводов «Контакт» возникли сложности с привлечением новых партнеров. В банках нам говорили: «Мы бы с удовольствием к вам присоединились, но не можем». И таких компаний было очень много, потому что WU первой из систем денежных переводов пришла на российский рынок и уже успела заключить договоры с большинством кредитных учреждений.

Со стороны WU было явное нарушение справедливой конкуренции. Неправота нашего оппонента была очевидна, и его действия мешали нам развивать бизнес.

И тем не менее – при всей прозрачности ситуации – борьба через МАП заняла два года. Тут нам и понадобились бойцовские качества. Потому что трудно четко разделить, где в затягивании дела причиной было противодействие бюрократии, а где – правовые коллизии. Я готов предположить, что бюрократическая машина могла бы работать гораздо быстрее.

Конечно, не обошлось без серьезных временных и трудозатрат. Но зато справедливость восторжествовала. Плодами нашего труда будут пользоваться и отечественные системы денежных переводов, и банки, которые теперь совершенно свободно могут вступать в любые партнерские отношения. Для них это дополнительный бизнес и дополнительные доходы. Совершенно очевидно, что в результате конкурентная борьба идет не в юридическом поле, а на поле тарифов и качества предоставляемых услуг. Как следствие – WU была вынуждена снизить свои тарифы в среднем на 35%. До этого у нее были просто запретительные комиссии для перевода мелких сумм. Между тем основная часть российских «переводчиков» – это как раз те люди, которые оперируют мелкими суммами до $500. И потому банки, связанные договором с WU, теряли миллионы клиентов».

23.09.2004  журнал Компания

23.09.2004



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов