Интервью: Леонид Рейман, министр информационных технологий и связи
"Приватизация позволит реализовать потенциал "Связьинвеста"
Российская телекоммуникационная отрасль стоит на пороге глобальных перемен. Вскоре в частные руки может перейти холдинг Связьинвест, а национальный оператор Ростелеком готовится к потере монопольного статуса. Со следующего года может заработать механизм универсального обслуживания, предусматривающий субсидирование убыточных услуг сельской связи за счет отчислений от всех операторов. А рынок мобильной связи ожидает выдачи лицензий на сотовую связь третьего поколения. Обо всем этом и многом другом Ведомостям рассказал министр информационных технологий и связи Леонид Рейман.
Будет ли государство приватизировать Связьинвест?
Приватизация Связьинвеста это правильное направление движения. Но это сложный процесс, учитывая размеры и значимость компании для рынка связи и национальной безопасности. Существует комиссия Минэкономразвития, в которую входим и мы. Она отрабатывает базовые принципы, которые необходимо реализовать при приватизации Связьинвеста.
В программе приватизации на 2004-2005 гг. есть некоторое количество стратегических предприятий, судьба которых должна определяться конкретно по каждому из них. Связьинвест входит в их число. Минэкономразвития дорабатывает проект указа президента, описывающий процедуру и особенности приватизации Связьинвеста. Указ должен вывести предприятия Связьинвеста из списка компаний, не подлежащих продаже, и определить некоторые особенности приватизации.
Насколько серьезные ограничения будут наложены на Связьинвест при продаже? Известен ли объем пакета?
Предлагается механизм непосредственного участия государства в процедуре управления. Государство, возможно, и не будет являться акционером. Это не значит, что будет продаваться сразу весь пакет (75% минус 1 акция), но разработанные механизмы позволят государству независимо от его доли в акционерном капитале остаться участником принятия решений, иметь право вето по вопросам, представляющим стратегический интерес для государства и массового потребителя услуг связи, чьи права должны быть надежно защищены.
Есть две модели государственного участия в управлении приватизированным холдингом. Первый механизм золотая акция, он прописан в законе Об акционерных обществах. Механизмы государственного контроля можно прописать и в уставе. Это тоже хороший вариант, он успешно работает во многих странах мира.
Связьинвест планируется продавать с Ростелекомом или без?
Планируется продажа акций самого холдинга Связьинвест. В последующем нам придется решать вопрос о том, переводить ли Связьинвест на единую акцию или развивать его как межрегиональные компании (МРК), т. е. выбрать между европейской и американской моделями развития телекоммуникационной отрасли.
Государственный контроль будет распространяться на все составные части Связьинвеста?
Да.
Кто, на ваш взгляд, был бы оптимальным инвестором Связьинвеста?
Тот, кто был бы заинтересован в развитии самого Связьинвеста, в увеличении его рыночной стоимости, а не в продаже и перепродаже акций. Холдинг имеет хороший потенциал для развития, но чем дольше Связьинвест не будет приватизирован, тем труднее будет реализовать потенциал.
Каковы планы правительства в отношении демонополизации Ростелекома? Недавно появились сведения, что лицензии на дальнюю связь начнут выдаваться уже осенью. Когда может появиться первый конкурент Ростелекома второй национальный оператор дальней связи?
Либерализация рынка услуг дальней связи обсуждается уже давно, впервые эта задача появилась в Концепции рынка услуг связи, которую правительство утвердило в 2001 г. Проблемой была нерыночная непрозрачная модель перекрестного субсидирования, которое осуществлял Ростелеком. Благодаря балансировке тарифов и взаиморасчетов за эти годы удалось существенно сократить эту функцию Ростелекома. Мы считаем, что до конца года сведем ее к разумному минимуму. После этого можно будет, не опасаясь, выдавать лицензию другим компаниям. Вполне реально, что в начале следующего года появится компания, которая будет заниматься тем же самым бизнесом, что и Ростелеком.
Я слышал, что у Связьинвеста есть планы вернуть контроль над МГТС путем объединения его с Центртелекомом
Никогда не участвовал в подобного рода дискуссиях, хотя слышал о таком варианте. Он не исключен. Нынешние акционеры МГТС могут идти двумя путями: развивать компанию самостоятельно с проведением IPO или включить ее в межрегиональную компанию Центрального федерального округа, получив там соответствующую долю акций, с дальнейшим IPO самого МРК Центрального округа. Оба варианта интересны. Какой выбрать, решать акционерам.
Как вы оцениваете роль Альфа-групп в российской телекоммуникационной отрасли?
Альфа-групп в последнее время активна на рынке телекоммуникаций. Тот факт, что они недавно объявили о создании Альфа-Телекома, говорит о том, что компания будет продолжать заниматься этой деятельностью и дальше. У них два неплохих актива Golden Telecom и ВымпелКом. Обе компании котируются на бирже, я надеюсь, что они будут продолжать развиваться.
У Альфы еще есть пакет в МегаФоне
По этому поводу идет определенная дискуссия, которая даже перешла в судебную плоскость. Если права Альфа-групп на акции Мегафона подтвердятся в суде, на рынке появится собственник одновременно двух из трех крупнейших операторов мобильной связи.
Что вы скажете по поводу аналитической записки Национального антикоррупционного комитета (НАК), в которой сделан вывод о том, что вы входите в группу интересов и влияния, своей деятельностью в телекоммуникационной отрасли причинившую государству ущерб в $620 млн. Вы знакомы с этим документом?
Документ абсолютно популистский, никакой существенной информации в нем не содержится. Та версия документа, которую мы получали в министерстве с вопросами от г-на [и. о. председателя НАК Кирилла] Кабанова была проработана. Мы написали ответ по всем интересующим его вопросам и более министерство в этой истории не участвовало.
Как вы охарактеризуете само содержание аналитической записки?
Это описание различного рода рыночных сделок, которые произошли за последние 15 лет, которые, с точки зрения антикоррупционного комитета, о чем-то свидетельствуют. Мне кажется, что они ни о чем не свидетельствуют, и более того, часть сделок, которые там описаны, одобрялись собраниями акционеров, советом директоров, аудировались аудиторами на протяжении этих лет. Иными словами, все сделки были добросовестные.
Я думаю, вся эта история связана с ожесточением конкуренции в отрасли, что обусловлено небывалым ростом российского телекоммуникационного рынка. Особенно ярко это проявляется в последнее время, когда государство вплотную подошло к приватизации Связьинвеста.
На телекоммуникационном рынке существует загадочная холдинговая структура под названием ГРОС. Она считается неким стратегическим центром принятия решений. Что это за структура? Это действительно мозговой центр?
Не могу ничего сказать. Слышал, что такая компания существует. Чьим и каким центром она является, надо спрашивать саму компанию.
На днях вы вошли в состав комиссии, которая будет заниматься разработкой новых паспортов для россиян с биометрическими параметрами. Каким и когда будет новый паспорт?
Правительство предпринимает серьезные шаги для интеграции России в международное пространство. Сегодня весь мир переходит на документы, идентифицирующие личность, которые имеют больше степеней защиты, чем раньше. Раньше это были машиночитаемая строка и фотография. Сейчас вводятся дополнительные технологии: голограмма, цифровая фотография, которая позволяет получать более четкое изображение, и, конечно, биометрические данные. Предполагается, что паспорт будет иметь встроенный чип, который позволяет бесконтактно снимать информацию.
Какие именно биометрические данные будут зафиксированы в новом документе отпечатки пальцев, радужная оболочка глаза, что-то еще?
Мы не будем вводить специальные российские параметры, а будем следовать мировым рекомендациям. Окончательного решения по обязательной биометрии нет. Пока рассматриваются две биометрических технологии дактилоскопическая и радужная оболочка глаза.
Речь идет только о загранпаспортах?
В первую очередь о загранпаспортах. По-видимому, те паспорта, которые сегодня находятся на руках, будут продолжать действовать. Рассматривается идея вклеивать в паспорт специальный стикер, который будет нести дополнительную информацию, чтобы не менять паспорта. Но по мере того как срок действия старых паспортов будет заканчиваться, они будут заменяться на паспорта нового типа.
Когда должна заработать новая система?
В 2006 г. Система состоит из нескольких блоков. Мы отвечаем за информационный блок формирование баз данных и создание телекоммуникационной инфраструктуры, которая связывает пограничные переходы, базу данных в единое целое.
Что делает Мининформсвязи для поддержки IT-отрасли вообще и офшорного программирования в частности?
Мы внесли в правительство три концепции: развития рынка информационных технологий, применения IT в органах государственной власти и информатизации в регионах. Эти концепции должны лежать в основе государственной политики по развитию информационных технологий. Мы планируем, что правительство рассмотрит их до конца октября.
Какие цели у государства в этой области?
Об этом довольно сложно говорить, поскольку есть проблема с измерением рынка. Госкомстат оценивает IT-экспорт в $300-350 млн в год. Сам рынок считает, что речь идет о $500-550 млн в год.
Анализируя предыдущие четыре года, мы видим, что этот рынок растет примерно на 70-80% в год. С этой цифрой все более-менее согласны. Если исходить из этого, то в следующем году мы можем иметь $1 млрд экспорта, а еще через год $2 млрд. Это очень важно, если стоит задача удвоения ВВП. Традиционные, сырьевые отрасли экономики растут на 3-4% в год, и необходимо каким-то образом обеспечить более быстрый экономический рост. Экспорт IT-продуктов очень выигрышная тема, потому что капиталовложения относительно маленькие, а эффект большой.
Какова судьба программы Народный компьютер, о которой так много говорилось раньше? Такое впечатление, что о ней уже забыли.
Это правда. Сама по себе программа очень важная и интересная. Ее инициатором выступало министерство и сами компании-поставщики. Они были готовы поддерживать покупателя компьютеров. Подобные проекты есть в концепции развития IT-рынка. Народный компьютер, наверное, не будет федеральной целевой программой, а станет либо самостоятельной ведомственной программой, либо частью ФЦП Электронной России.
Рынок очень волнует, каким будет размер отчислений в фонд универсального обслуживания.
Сегодня идет речь об отчислениях от оборота компаний-операторов в размере около 1%, может, 1,5%.
Мы хотим, чтобы этот механизм был прозрачным и абсолютно подконтрольным обществу, депутатам Госдумы и Совета Федерации. Идет отработка документов, в ней участвуют, в частности, эксперты Мирового банка, российская компания БДО Юникон. После того как будет разработан пакет документов, он будет предложен рынку для обсуждения.
Раньше говорилось о 3%
Я считаю, что исходя из нынешних задач 1-1,5% было бы достаточно. Если механизм нормально заработает и операторы почувствуют определенный интерес, никто не мешает впоследствии пересмотреть ставку.
Сегодня мы ставим перед собой задачу иметь хотя бы по одному телефону-автомату в каждом населенном пункте, а, например, в Швеции к универсальной услуге отнесен широкополосный доступ в Интернет для каждой квартиры. В Финляндии, где тоже работает механизм универсальной услуги, поставлена цель обеспечить широкополосный доступ для каждой финской семьи со скоростью передачи данных 11 мегабит в секунду. И они должны это реализовать в течение 2005 г. И финансируется это из резерва универсального обслуживания.
У идеи универсального обслуживания огромное количество оппонентов, ими выступают крупные компании. Мы готовы дискутировать с ними сколько угодно, но основная идея этого механизма обеспечить связь там, где экономика региона не позволяет. Это, по сути, борьба с бедностью. Это и есть социальная ответственность бизнеса. О ней много говорят, но как доходит до дела, обнаруживается много аргументов против того, чтобы это дело исполнять.
Этот механизм очень важен и с точки зрения воспитания рынка. Абонент, почувствовавший прелести телекоммуникаций, становится потенциальным клиентом для всех операторов, он будет больше и больше денег тратить на покупку услуг связи.
Операторы наверняка предлагают различные варианты телефонизации удаленных регионов. Какие из них вам наиболее симпатичны?
Принцип универсального обслуживания означает, что все операторы равны. Любой оператор самый большой, самый маленький, с государственным участием или абсолютно частный, если он решил заниматься этой деятельностью, имеет право на компенсацию из резерва национального обслуживания. С точки зрения технологий никакого универсального решения быть не может. В нетелефонизированных районах Московской области активно развивается так называемый радиотаксофон. Поскольку область покрыта уже всеми тремя большими операторами сотовой связи, установка таксофона самое простое мероприятие. А небольшие населенные пункты в Центральной России или на Севере эффективнее обеспечивать связью посредством спутниковых технологий, потому что расстояние между этими пунктами очень большое. Заодно будет решен не только вопрос установки таксофона, но и подачи телевидения и Интернета в школы.
Каким будет третье поколение сотовой связи (3G) в России?
Думаю, что мы будем продолжать линию, связанную с российскими международными обязательствами, поддерживать стандарт UMTS для развития третьего поколения. Технически мы уже готовы выдавать лицензии и объявлять конкурсы на 3G. Но мы не очень форсируем процесс. Сотовые операторы активно развиваются в российских регионах. Выдача лицензий третьего поколения неизбежно приведет к тому, что операторы начнут реализовывать эти лицензии, строить сети 3G-поколения и вкладывать в них деньги. Соответственно, это может сократить темпы развития сетей второго поколения. При этом операторы будут инвестировать средства в 3G в крупных городах Москве, Санкт-Петербурге, где и так со связью все в порядке. Потребителей услуг третьего поколения сегодня не так много, потому что операторы, создавшие подобную систему, предоставляют практически те же самые услуги, что и сети второго поколения.
Оборудование для сетей 3G также вызывает определенные нарекания у операторов. Поэтому сомнительно, стоит ли сегодня торопиться с введением сетей 3G.
В конце следующего года в России могут наступить некое насыщение и спад темпов развития. Если в этом году у нас будет 60 млн сотовых абонентов или чуть больше, то на 100 жителей России будет приходиться около 50 аппаратов это очень высокий уровень. В тот момент, когда темп роста начнет падать, как раз и можно предложить операторам позаниматься новыми технологиями и услугами. Я надеюсь, что к этому моменту в мире создадут более совершенное, надежное и дешевое оборудование, а операторы будут готовы предложить абонентам интересные, хорошо проработанные услуги.
Можно рассчитывать на запуск сетей в 2006 г.?
Да, это вполне реальный срок.
Значит, лицензии могут быть выданы уже в 2005 г.?
Можно и в 2005 г. В течение последних четырех лет мы умышленно не хотели выдавать лицензии. Потому что, как показывает опыт европейских стран, вся история с выдачей лицензий третьего поколения негативно сказалась на судьбе многих операторов, некоторые обанкротились.
Получается, что сотовый оператор Скай Линк, работающий в стандарте CDMA-450, так и останется во втором поколении и не получит лицензии 3G?
Да. Мы никогда не считали, что технология, на которой развивается Скай Линк, это технология третьего поколения. Ее можно называть два плюс или три минус. С одной стороны, она позволяет повысить скорость передачи, но у системы существует целый ряд принципиальных ограничений. Например, пропускная способность: Скай Линк не может обслуживать сегодня большое количество абонентов.
Развитие этого стандарта в мире находится под вопросом. Мы занялись этим стандартом, поскольку он очень хорошо вписывается в идеологию модернизации сетей первого поколения. Я могу четко сказать, что никаких планов дать Скай Линку лицензию на третье поколение сегодня нет.