Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Хочу все знать

Три буквы, которые потрясли российских работодателей

Нива просвещения(Открывается в новом окне)

Объем отечественного рынка бизнес-образования составляет около $200 млн, из них на программы МВА приходится $50 млн. Степень МВА, еще недавно воспринимавшаяся российским работодателем как экзотическое излишество, уже стала обязательным требованием. Но чем одна школа бизнеса отличается от другой, не знает никто.

Программы обучения менеджеров – самый динамичный и быстрорастущий (ежегодно 20% по количеству новых студентов) рынок образовательных программ. Российские школы бизнеса уже пять лет не знают проблем с набором на свои программы. МВА теперь не просто дань моде, все чаще получение образования становится привычкой. По замечанию «отца менеджмента» Питера Друкера («Практика менеджмента»), «знания устаревают каждые десять минут», и владелец компании, получивший MBA, начинает инвестировать средства в обучение своих сотрудников. Исследование отношения компаний к приему на работу выпускников программ МВА (проведенное Begin Group в июле этого года среди 500 студентов МВА и 89 менеджеров по персоналу) показало: 34% респондентов полностью согласны и 54,5% скорее согласны с мнением, что топ-позиции должны занимать только люди, имеющие степень МВА. Работодатели считают самым важным положительным качеством выпускников программ МВА системность и стратегический характер мышления. На второе по значимости место работодатели ставят навыки, необходимые для решения современных бизнес-задач. Кроме того, большинство работодателей отмечают, что выпускники программ MBA легко находят общий язык с зарубежными партнерами. Ценность МВА с управленческой точки зрения, по мнению Елены Скуратовой, замначальника отдела Интернет-проектов по маркетингу и продажам группы «Ренессанс Страхование», проявляется еще и в том, что в деловом сообществе формируются общая терминология и подходы к бизнесу.

Большинство опрошенных работодателей считают, что обучение персонала на программах МВА – это долгосрочные, но эффективные вложения в бизнес компании. Сами сотрудники уверены, что инвестиции компании в образование менеджера являются одним из показателей оценки его потенциала. «Это означает, что на вас делают ставку, вас пытаются удержать, – говорит Дмитрий Антонов, начальник финансового отдела компании УАЗ, выпускник МВА. – Многие из тех, с кем я учился, пересмотрели свои цели или уточнили их. В результате примерно 20 – 25% группы улучшили свою позицию внутри компании или сменили место работы».

Конечно, МВА – это не панацея. Отзывы работодателей об образовании в российских школах бизнеса остаются весьма сдержанными. «МВА – это бизнес-ПТУ, дающее набор базовых экономических знаний и управленческих инструментов, – убежден Владимир Романенко, президент компании «Кемпинг-2000», выпускник ЕМВА Института бизнеса и делового администрирования. – А реальное повышение уровня профессионализма управленца по-прежнему зависит от конкретного человека: на МВА тоже есть свои «троечники» и «хорошисты».

Тем не менее в отечественных бизнес-школах учатся сотрудники не только российских организаций (хотя их абсолютное большинство – 74,8%), но также западных (10,2%) и совместных предприятий (15%). Образование МВА в России имеет ряд неоспоримых преимуществ, которые признают работодатели, выпускники и участники рынка. Среди них: связи и контакты, полезные для ведения бизнеса в России; системные представления о специфических особенностях рынка – таких, как юридическая база, налогообложение, структура фондового рынка; невысокая по сравнению с зарубежными программами стоимость обучения (средняя стоимость – $8000 за два года, за рубежом – $40 000 (без проживания и других расходов).

Ежегодно диплом МВА в России получают 5000 – 7000 человек. С точки зрения поступающих на программы школ бизнеса, в бизнес-образовании сложилась неопределенная ситуация: чем одна школа бизнеса отличается от другой, точно не знает никто. Даже в Российской ассоциации бизнес-образования нет данных о всех участниках рынка (их в России около 100, 80 работают в Москве и Санкт-Петербурге).

Журнал «Ко» провел опрос директоров школ бизнеса (среди вопросов: «Укажите главных конкурентов вашего учебного заведения») и менеджеров, интересующихся МВА в российских образовательных учреждениях («На каких школах вы сосредоточили свой выбор?»). В исследовании приняли участие 18 руководителей школ бизнеса и 20 потенциальных абитуриентов. Сводный список школ составлен из наиболее часто упоминавшихся в ответах обеих сторон (порядок расположения – хронология появления школ).

Высшая школа международного бизнеса АНХ (год основания 1988)

Главное отличие ВШМБ АНХ от других школ – сочетание многолетних традиций, масштаба (сейчас в ВШМБ обучаются 450 слушателей МВА) и возможность обучения в соответствии с индивидуальным планом. По числу курсов (76 на выбор) ВШМБ занимает 8-е место в Европе. В 2004 году дипломы ВШМБ получили 13 менеджеров из «Седьмого континента», 38 – из «Русского алюминия», 9 – из «Северстали».

На программах МВА ВШМБ существует практика приглашения зарубежных преподавателей. В частности, курс «Менеджмент – Гарцбургская модель» читает автор модели, профессор Гизель Беме. Но в основном ВШМБ ориентируется на российских преподавателей, из которых около 30% работают в реальном бизнесе.

Среди зарубежных партнеров – Институт менеджмента Нижней Саксонии (Целле), Международный институт маркетинга (Мюнхен), Экспортная академия Баден-Вюртенберг (Ройтлинген), Институт Мирового банка (Вена), Высшая школа науки и искусства (Брюссель). Совместные программы с партнерами в Германии и Австрии осуществляются по следующей схеме: аудиторные учебные занятия проводятся в ВШМБ и в зарубежных центрах, практика – в России, а стажировки и посещение компаний проходят за рубежом.

В ВШМБ разработаны кейсы по «Менеджменту» и «Международному бизнесу» (например, кейс «Совместные автомобильные предприятия Chrysler – ВАЗ», кейс «Ресторан «Заходи»).

В качестве примера корпоративных программ ВШМБ можно привести программу повышения квалификации «Менеджмент – Корпоративное управление», разработанную для Луховицкого производственно-испытательного комплекса МИГ; программы «Управление крупной корпорацией» и «Финансовый менеджмент» для «Иркутскэнерго». Имея российскую государственную аккредитацию, ВШМБ сейчас находится в процессе получения аккредитации Ассоциации MBA (Великобритания).

Институт бизнеса и делового администрирования АНХ (год основания 1988)

Особенностью ИБДА АНХ является наличие полной цепочки программ для непрерывного образования российской деловой элиты (Life long learning approach): первое высшее управленческое образование (специализации «Деловое администрирование» и «Международный бизнес»), две программы EMВA (российская и бельгийская), программа МВА, программа профессиональной переподготовки «Директор по экономике и финансам», корпоративные программы, тренинги.

Программа МВА ИБДА АНХ рассчитана на средний менеджмент, который готовится к повышению и имеет специализации: «Маркетинг и управление продажами», «Управление персоналом», «Управление стоимостью компании». По основным управленческим дисциплинам слушатели обеспечиваются учебниками, написанными преподавателями, которые работают на программе (всего издано 15 пособий). К преподаванию дисциплин специализации привлекаются практики, имеющие опыт работы по данным функциональным направлениям менеджмента. Например, Игорь Качалов («Качалов и партнеры») преподает «Маркетинг и управление продажами».

Еще одна отличительная черта ИБДА: программы ЕМВА реализуются международной командой преподавателей, в которую кроме российских и бельгийских профессоров из University of Antwerpen Management School входят американские профессора из Babckock Graduate School of Management, Wake Forest University и профессора из Rotterdam School of Management. С прошлой осени ИБДА организует регулярные телемосты – ролевые имитации переговоров между студентами ЕМВА ИБДА и Wharton business school.

В этом году состоялся первый выпуск обучающихся по программе Executive MBA «Стратегическое управление». Среди получивших диплом ЕМВА – Николай Карташев, вице-президент Московской торгово-промышленной палаты; Андрей Кочуков, генеральный директор «И.С.П.А. – Групп»; Игорь Николаенко, заместитель гендиректора «Базового элемента». Перед выпуском слушатели Executive MBA прошли недельную стажировку в голландской школе бизнеса – Rotterdam School of Management.

Заказывают корпоративные программы ИБДА такие компании, как «Вымпелком», «Аметист», IBS, «Профмедиа», «Раменский горнообогатительный комбинат».

В 2004/05 учебном году в ИБДА предполагается открытие двух новых программ: повышение квалификации для выпускников ИБДА и модульная программа Executive МВА для руководителей российских компаний.

Институт МИРБИС (год основания 1988)

Институт МИРБИС имеет полный портфель программ бизнес-школы – от курсов довузовского цикла до аспирантуры и курсов дополнительного образования для руководителей высшего звена государственных и коммерческих структур России. Программы Института отличает высокая степень «международности»: более 40 вузов из 20 стран мира связаны с Мирбисом договорами о сотрудничестве и партнерскими отношениями.

В 1997-м и 2002 годах российская программа МВА МИРБИС получила аккредитацию London Metropolitan University (LondonMet). Слушателям совместной программы МВА Института МИРБИС и LondonMet выдаются материалы LondonMet по ряду дисциплин, полное методическое руководство по написанию диссертации магистра. При этом учащиеся получают возможность пользоваться электронной библиотекой LondonMet.

Студентам, желающим получить кроме государственного российского диплома диплом МВА LondonMet, назначают куратора из лондонского университета по подготовке аттестационной работы. Слушатель может связаться с ним в любое время по электронной почте и решить важные вопросы, возникающие при написании диплома. Помимо этого участники программы МВА МИРБИС проходят в университете Metropolitan стажировку, включающую посещение крупнейших компаний Великобритании: Lloyds, British Telecom и др. Обучение по совместной программе МВА в МИРБИС ведется на русском языке. Но на отдельные модули по маркетингу, финансам, стратегическому менеджменту приезжают преподаватели из London Metropolitan University и проводят занятия на английском. Так, дисциплину «Стратегическое развитие человеческих ресурсов» читает Джон Стюарт Уолтон, профессор LondonMet, автор британской программы МА HRS и книги «Стратегическое развитие человеческого ресурса». Письменные экзаменационные работы и дипломный проект обязательно проверяют профессора LMU.

Слушатели программ МВА могут пройти стажировку и в Японии, познакомиться с особенностями менеджмента, уникальной бизнес-культурой страны. В курс МВА включены семинары Японского образовательного центра менеджмента МИРБИС по таким направлениям, как «Финансы предприятия», «Управление персоналом», «Стратегический маркетинг», «Менеджмент», «Бухгалтерский учет». Занятия проводят руководители и специалисты крупнейших японских компаний.

Программа МВА МИРБИС предлагает 13 специализаций. Среди новых: «Стратегический менеджмент и предпринимательство», «Управление бизнесом и предпринимательское право», «Управление международным бизнесом», «Управление нефтегазовым бизнесом», «Управление медицинским бизнесом», «Управление инновациями и инвестиционными процессами».

Высшая школа бизнеса МГУ (год основания 1989)

Высшую школу бизнеса МГУ можно также отнести к образовательным учреждениям полного цикла (бакалавриат, магистратура, МВА, краткосрочные корпоративные программы). Обязательное требование к преподавателям, не занятым работой в компаниях, – приглашение практиков, специализирующихся на той или иной проблеме.

Большое количество индивидуальных проектов, в работе над которыми студент должен увязать теорию предмета и свою практическую деятельность в компании.

Девиз Высшей школы бизнеса МГУ – «Делать все по-другому». Вот и проблему с языковым барьером студентов ВШБ МГУ решила по-своему: она приглашает русскоговорящих преподавателей с мировым именем из-за рубежа. Так курс «Реструктуризация предприятий» ведет Геннадий Полонский, профессор школы бизнеса Букингемширского университета и старший консультант компании IMC Сonsulting Limited. Курсы «Управление изменениями» и TQM (Total Quality Management) ведет Джозеф Прокопенко, консультант по управлению и ведущий тренингов для Международной организации труда, Мирового банка, ЮНИДО. А на летнюю стажировку учащиеся ВШБ ездят в Японию.

С 2002 года студенты МВА Высшей школы бизнеса МГУ принимают участие в Global Management Game – международной деловой игре по вопросам управления, которая была разработана школой управления Университета Carnegie Mellon, одной из самых авторитетных американских школ бизнеса. В настоящее время в Global Management Game участвуют 90 команд со всего мира. Суть игры – имитация жизни компании, которую представляет собой каждая из команд-участниц, а последствия любого хода просчитываются суперкомпьютером. В летних играх прошлого года команда ВШБ МГУ заняла 1-е место, опередив школы бизнеса из Японии, Кореи и Китая.

Одной из важнейших задач Высшей школы бизнеса остается организация и проведение совместного с Институтом комплексных стратегических исследований регулярного научно-практического семинара «Стратегия развития», который ориентирован на аргументированный обмен мнениями между бизнесменами, политиками и учеными-экономистами. Причем представленная на нем информация подтверждается строгими научными данными и расчетами.

В 2004/05 году ВШБ МГУ открыла набор на программу DBA («Доктор делового администрирования»), цель которой создать подобный западному образцу «инкубатор» для выращивания высококвалифицированных преподавателей бизнес-дисциплин. Кроме этого на попечительском совете школы был утвержден проект разработки программы МВА по операционному менеджменту.

Московский университет «Туро» (Moscow University Touro, MUT. Год основания 1991)

 

MUT отличает наличие полного пакета программ: бакалавриат (четыре специализации), магистратура (МВА по трем специализациям, Master of Science in Health Sciences по четырем специализациям, Master of Laws), курсы (GAAP, GMAT (Graduate Management Admission Test), ESL (английский как второй язык), TOEFL, LSAT, а также корпоративные программы обучения по менеджменту, маркетингу, финансам, бухучету, английскому языку, коммерческому праву, производственной психологии.

Свои программы MUT реализует в сотрудничестве с Touro College (New York) и Touro University International (Сalifornia). Программы «Туро» аккредитованы в двух странах (России и США), читаются на английском языке американскими преподавателями. В университете работает библиотека, также студенты имеют возможность пользоваться библиотекой Touro College (New York) он-лайн. Оценки («кредиты», или зачетные единицы), которые получают студенты, засчитываются при переводе в любой университет/колледж мира.

Программа LLM (Master of Laws) – единственная в России позволяет получить американский диплом в области юриспруденции и предоставляет возможность при успешной сдаче экзамена в Америке (BAR EXAM) практиковать в США. В целом программа LLM идентична той, которую проходят на юридическом факультете Touro в Нью-Йорке. При этом некоторые курсы адаптированы к требованиям российской юридической практики.

Специфика МUТ – чрезвычайная осторожность во всем, что касается методологических модификаций программ. «Наша цель – предложить студентам американскую матрицу бизнес-процесса, не адаптируя ее, а делая упор на то, что матрицу можно гибко применять и к российской действительности, – поясняет Майкл Глатт, руководитель МВА-программ университета «Туро». – Полностью «западная матрица» в российскую реальность не вписывается, да и никогда на сто процентов не впишется. Но для ведущих российских компаний это необходимое орудие борьбы за мировые рынки».

В 2004/05 учебном году Московский университет «Туро» предложит своим студентам несколько специализированных программ: «Управление в экстремальных ситуациях», «Управление в области здравоохранения» (управление гостиничным хозяйством, санаториями, SPA-менеджмент), «Е-Commerce менеджмент» и другие.

Международный институт менеджмента ЛИНК (год основания 1992)

 

МИМ ЛИНК – крупнейшая в России международная сетевая школа бизнеса. Система учебных центров ЛИНК охватывает восемь государств СНГ и Балтии. Преимущество масштаба выводит ЛИНК на лидирующие позиции в области корпоративного обучения.

До 70% студентов получают финансовую поддержку своих компаний. В региональных центрах ЛИНК обучают свой персонал компании КАМАЗ, ММК, «Норильский никель», ПРОТЕК, РАО «ЕЭС», «Русал», «СпортМастер» и др. ЛИНК является основным исполнителем по проектам «Корпоративный университет» для компаний ЛУКОЙЛ и «Росгосстрах».

В ЛИНКе реализуется многоуровневая система обучения: программа базового уровня «Менеджер-профессионал» (1 год), программа второго уровня «Корпоративный менеджер» и две программы МВА: МВА-ОUBS (на английском языке), МВА ЛИНК «Стратегия» (русскоязычная версия).

Программа МВА-OUBS аккредитована в АМВА (Association of MBAs, основная аккредитующая организация Великобритании) и EFMD (Европейским фондом развития менеджмента), занимает 4-е место в рейтинге дистанционных программ МВА Financial Times. Зарубежный партнер ЛИНК – Школа бизнеса Открытого университета Великобритании (OUBS) поставляет технологии, учебные программы, внутренние стандарты административного сопровождения. Все студенты регистрируются в качестве студентов OUBS и получают дипломы Открытого университета. Многие преподаватели ЛИНК бесплатно прошли программу МВА OUBS в России, а при введении новых образовательных продуктов проходят повышение квалификации. К 2004/05 учебному году ЛИНК полностью обновил свои программы. Студентам настоятельно рекомендуется участвовать в различных Интернет-конференциях. Например, предлагается обменяться с двумя другими учащимися информацией о том, как они реализуют ту или иную управленческую функцию, и обобщить результаты в письменной работе.

ЛИНК использует очно-дистанционную форму обучения, в которой элементы e-learning чередуются с очными: «тьюториалами» и «воскресными школами» – двух- четырехдневными занятиями, включающими мини-лекции, групповые дискуссии и решение кейсов. Воскресные школы по программе МВА ОUBS (на английском языке) проводятся в Великобритании, Ирландии или Голландии с участием студентов из разных стран.

Руководство ЛИНК убеждено, что программы МВА уступят часть рынка программам для менеджеров-специалистов: «МВА-Техно», «МВА-ИТ». В связи с этим совместно с Московским физико-техническим институтом (МФТИ) ЛИНК разрабатывает программу МВА МФТИ-ЛИНК «Управление знаниями», которая должна начать работать осенью этого года.

Институт бизнеса и экономики Академии народного хозяйства (год основания 1992)

 

Российская специфика, которой гордятся многие национальные школы бизнеса, не свойственна программе МВА Калифорнийского государственного университета (США). Именно ее реализует ИБиЭ АНХ. «Аккредитация программы AACSB (Ассоциация ведущих школ и факультетов бизнеса США) говорит о том, что программа МВА ИБиЭ соответствует стандарту AACSB, который предопределяет набор предметов и методов преподавания. Слушатели занимаются по американским учебникам и кейсам американских школ бизнеса топ-10. То есть мы даем образование, принятое во всем цивилизованном мире», – отметил Эдвард Гойзман, ректор института.

Команда ИБиЭ победила в соревновании MBA Case Competition-2004 (на русском языке), которое ежегодно проводится Американской торговой палатой в России (см. «Ко» №28 (324) от 19 июля 2004 года).

На первом году обучения в ИБиЭ три из одиннадцати предметов преподаются на английском языке: маркетинг, основы менеджмента, коммуникации в бизнесе. На втором году, наоборот, российские преподаватели ведут только три предмета: «Количественные методы в бизнесе и экономике» – профессор Евгений Гольштейн, заведующий отделом Центрального экономико-математического института АН РФ; «Деньги, банки и финансовые посредники» – профессор Александр Хандруев доктор экономических наук руководитель группы «Банки, финансы, инвестиции»; «Сравнительные экономические системы» – профессор Рубен Евстигнеев доктор экономических наук заведующий отделом Института международных экономических и политических исследований АН РФ, автор 7 книг и около 300 научных работ по проблемам сравнительных экономических исследований и рыночной трансформации.

Партнер ИбиЭ АНХ, Калифорнийский университет (CSUH), предлагает 14 специализаций. Если российского слушателя интересует специализация, которая не представлена в России, он может пройти курс непосредственно в Калифорнийском университете.

В ходе изучения теории разных предметов слушатели работают над реальными проектами, которые затем претворяются в жизнь. Например, в рамках курса «Создание новых предприятий» разрабатывались план продвижения для гостиницы «Софитель», план развития компании «СИБИКО Интернэшнл» и др.

В 2004/05 году ИбиЭ АНХ в дополнение к специализациям «Финансы» и «Маркетинг» предлагает слушателям новый курс – «Стратегический менеджмент».

Факультет инновационно-технологического бизнеса АНХ (год основания 1994)

ФИТБ АНХ – единственная бизнес-школа в Москве, которая реализует весь спектр программ послевузовского образования по управлению инновациями. Программа МВА «Инновационный и проектный менеджмент» готовит профессиональных управленцев в области выведения на рынок новых товаров, использования нововведений. Основа обучения – обобщение российской практики и опыта зарубежных партнеров ФИТБ АНХ: Техасского университета (США), Оксфордского инновационного центра и Борнмутского университета (Великобритания).

К осуществлению программ привлекаются бизнес-консультанты и специалисты, успешно работающие на российском и зарубежном рынках в сфере инновационного бизнеса из таких компаний, как Национальный венчурный фонд, фонд «Международный инкубатор технологий», «Техноконсалт». ФИТБ издает для слушателей свои оригинальные учебные пособия – выпущено уже 18 книг, а для заочного обучения большая их часть переложена на CD (с тестами и анализом конкретных ситуаций).

За последний год в программу МВА вошли шесть новых курсов: «Управление изменениями», «Реинжиниринг бизнес-процессов», «Управление инновациями», «Стратегия и тактика управления коммерческой сделкой», «Управление затратами» (практические аспекты), «Оптимизация налогообложения проектных работ». С нового учебного года вводятся восемь новых курсов-тренингов по различным аспектам проектного управления. Кроме этого ФИТБ АНХ открыл свое кадровое агентство «Webconsult – кадры для инноваций».

Подготовка к дипломной работе проводится в форме консалтингового сопровождения индивидуальных проектов слушателей. «Во время обучения я перешел работать в московский офис компании на отдельный проект, связанный с реинжинирингом бизнес-процессов и внедрением системы учета, – рассказывает Сергей Хацкевич, менеджер компании Coca-Cola HBC Eurasia. – Этот проект я использовал как основу для дипломной работы и таким образом сразу же применил часть полученных знаний».

Среди корпоративных заказчиков программ ФИТБ АНХ: Национальный инновационный фонд Казахстана, группа компаний «Уралсвязьинформ», Минобразование.

Высшая школа корпоративного управления АНХ (год основания 1996)

ВШКУ с начала своего существования делает ставку на обучение высших управленческих кадров. Объявлен уже третий набор на программу DBA. Концепцию программы разработал академик Абел Аганбегян, опираясь на опыт реализации подобных проектов в университетах и бизнес-школах Швейцарии, Англии и Австралии. Слушатели DBA ВШКУ собираются в школе на очные сессии (по десять дней каждая) четыре раза в год. Сессия включает как общие занятия в группе, так и индивидуальные консультации с преподавателем. Под руководством научного руководителя слушатели выполняют прикладные исследовательские проекты и задания, в ходе которых анализируют специфику применения конкретных управленческих методик непосредственно в своем бизнесе. В июне 2004 года слушатели программы DBA прошли стажировку в Швейцарской бизнес-школе SBS.

В основе программы ВШКУ «Евро-менеджмент-МВА» лежит Гарцбургская модель управления, базовым элементом которой является алгоритм делегирования полномочий и ответственности. Преподавание ведется совместно с Академией менеджмента AFW города Бад-Гарцбург (Германия) на базе изданных на русском языке 13 кейсов. С лекциями выступают Берт Волфс, декан Швейцарской бизнес-школы; Дитмар Борш, президент Экономической академии AFW; Гизель Беме – руководитель Института евроменеджмента и развития бизнеса.

В числе партнеров ВШКУ по корпоративному обучению крупнейшие компании страны: Новолипецкий металлургический комбинат, МГТС, «Электрокабель».

Банковский институт ГУ ВШЭ (год основания 1997)

Институт ГУ ВШЭ остается верен своему профилю: специфика финансового бизнеса прослеживается в содержании программ не только второго высшего образования, повышения квалификации и профпереподготовки, но и МВА «Финансы и банки». Слушатели МВА изучают, например, не маркетинг как таковой, а рассматривают его применительно к финансовым институтам. Целевая аудитория этих программ – главные финансовые управляющие (CFO), главные бухгалтеры-контролеры, казначеи, финансовые директора. Кроме того, в институте обучаются и руководители компаний, которые накопили немалый опыт в управлении российскими корпорациями и хотят его систематизировать.

Все модули программы МВА «Финансы и Банки», разработанные совместно с голландскими специалистами из Университета Inholland, читают российские преподаватели ГУ ВШЭ, а также практики из финансовых учреждений. Например, курс «Финансовые рынки» ведется при участии академика РАН Револьда Энтова и председателя наблюдательного совета группы компаний «Ренессанс Капитал» Александра Шохина. В программе «Банковский менеджмент» принимают участие гендиректор государственной корпорации АСВ Александр Турбанов и заместитель председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы Павел Медведев.

В Банковском институте разработано большое количество кейсов. Среди них пример старейшего банка Великобритании – Barings, – который в течение сотни лет обслуживал операции королевского двора, но рухнул за неделю и был продан за один фунт стерлингов. А также история исчезнувшего в 1996 году российского банка «Еврокосмос». Помимо case study в обучении широко используются компьютерные симуляции, информационные системы RBC для работы на фондовых и валютных рынках, компьютерные программы, связанные с переходом на МСФО. Этой осенью слушатели отправятся на стажировку в Голландию: им предстоит в течение месяца поработать в голландских банках.

Институтом ГУ ВШЭ были реализованы корпоративные программы MBA «Финансы и банки» для «НИКойла» и Внешторгбанка, программа «Работа на финансовых рынках» для сотрудников Reuters, программы «Руководитель временной администрации – банковский менеджер» и «Инспектор коммерческого банка – банковский менеджер» для ЦБ РФ.

В ближайшее время Банковский институт предложит программу МВА дистанционного обучения для регионов и Executive MBA. Причем ЕМВА для первых лиц крупных компаний будет основана на реальных кейсах, а интенсивные сессии планируется проводить за городом.

Стокгольмская школа бизнеса (год основания 1997)

Стокгольмская школа экономики (SSE) в северной столице является филиалом шведской школы. Международная программа Executive MBA SSE рассчитана на российских руководителей филиалов зарубежных и отечественных компаний, активно работающих на европейском рынке. Школа также хорошо известна москвичам благодаря своей издательской деятельности.

Около 80% преподавательского состава – шведы. Четверть преподавателей – практикующие бизнес-консультанты – как российские, так и зарубежные. Например, курс по брэндингу читают Томас Гэд – консультант по брэндингу, глава частного бюро Brandflight, Сэмвел Аветисян – директор по маркетингу компании «Тинькофф», Евгений Теруков – гендиректор компании Veda Pak, Филип Ларметт – медиа-директор рекламного агентства Optimum Media Buying.

Программа Executive MBA SSE – одна из самых дорогих на рынке – состоит из 15 модулей. Продолжительность очной части для каждого модуля – пять дней, с утра пятницы до вечера вторника. Первый год обучения включает такие курсы, как «Формирование бизнес-стратегии», «Интеграция бизнеса и коммерческое право», «Финансы и бухгалтерский учет». Основная часть второго года обучения посвящена курсам «Международный менеджмент и консалтинг», «Международный маркетинг и международная торговля». А завершает обучение «Реализация бизнес-стратегий». Рабочий язык в SSE – английский. У каждого слушателя есть свой индивидуальный «ментор», с которым он может консультироваться на протяжении всей учебы. В конце каждого семестра проводится письменный экзамен. Первый год обучения завершается разработкой слушателями бизнес-проекта. В конце второго года студенты защищают перед международной экзаменационной комиссией магистерскую диссертацию.

В 2004 году школа запустила две новые программы: краткосрочную «Брэндинг – корпоративная религия» и «Стратегический маркетинг». Лекции читают преподаватели ведущих европейских бизнес-школ – Гордон Риддинг (международный менеджмент) из INSEAD и Йоахим Ландстрём (корпоративные финансы) из Упсальского университета.

Другой продукт SSE – корпоративные программы, созданные специально под требования компании. Среди клиентов школы: ЮКОС (МВА для руководителей высшего звена); «Промет» – программа entrepreneurship essentials.

Кингстон-АНХ (год основания 1998)

Программа МВА Кингстон-АНХ – совместная программа английского университета и российской академии. «МВА Кингстон-АНХ, пожалуй, единственная английская программа, которую в России ведут английские преподаватели в течение всех двух лет обучения, – рассказала Наталья Бухштабер, главный эксперт Банка России. – Они приезжают раз в два месяца на сессию – неделя занятий в интенсивном режиме: с 9 утра до 8 вечера, включая выходные. Теоретические вопросы, изучаемые во время сессии, иллюстрируются на примерах реально действующих компаний. Дополнительно в течение всей сессии прорабатывается большой кейс, на котором можно проследить все аспекты, затронутые в курсе».

Большинство преподавателей МВА Кингстон-АНХ являются действующими консультантами крупных западных компаний или работали в них: профессор Стивен Гудчайлд – финансовый контроллер British Petroleum, профессор Робин Джарвис – председатель Ассоциации сертифицированных бухгалтеров, профессор Робин Мэтьюз – член Британского совета по развитию экономического сотрудничества между Россией и Великобританией.

Между сессиями слушатели работают над письменными заданиями (например, на основе кейса создают маркетинговый план вывода продукта на рынок). Каждые три недели контрольная работа отсылается в Англию на проверку. В процессе подготовки письменных работ можно пользоваться онлайновой библиотекой Кингстонского университета, связываться с преподавателями по Интернету, участвовать в видеоконференциях. Российская часть программы реализуется два раза в неделю по вечерам: лекции, консультации слушателей по написанию письменных работ, «круглые столы» с бизнесменами и политическими деятелями.

В конце первого года обучения студенты таких же программ МВА из Греции, России и Голландии съезжаются на международную неделю в Англию. Во время этого мероприятия в Кингстонском университете проводятся семинары и «круглые столы», встречи студентов с супервайзерами, слушатели работают в библиотеке университета. Студенты делают презентации проектов своих будущих дипломных исследований и обсуждают их в международной аудитории. Принципиальное требование к выбору темы дипломной работы – оригинальное прикладное исследование.

Высшая школа менеджмента ГУ ВШЭ (год основания 1999)

Высшая школа менеджмента имеет одно существенное отличие – более 90% преподавателей программ – штатные сотрудники. Чтобы они не отдалялись от реалий бизнеса, в школе действует консультационный центр. Некоторые преподаватели одновременно ведут по два-три проекта для разных компаний. Корпоративные программы приносят ВШМ ГУ ВШЭ 35 – 40% дохода, при этом количество подобных заказов растет. Например, школа реализует две корпоративные программы МВА: по специализации «Финансы» для кадрового резерва ЦБ, по «Стратегическому менеджменту» для компании «Лебедянский», программу профпереподготовки для сейлз-менеджеров РОСНО.

Защита дипломного проекта МВА в ВШМ ГУ ВШЭ проводится не так, как в большинстве других школ бизнеса. Компании присылают запрос в школу бизнеса и группы студентов (по три человека) выполняют реальный консультационный проект. Главный принцип формирования группы – ни один студент не должен работать в компании-заказчике. Таким образом, слушатели учатся быстро разбираться в специфике чужой организации.

Программа ЕМВА ВШМ ГУ ВШЭ для собственников компаний и топ-менеджеров представляет собой цикл из 20 семинаров. Каждый из них посвящен конкретной проблеме. Часть семинара занимает лекция, затем – кейс. Во второй день семинара группа студентов проводит презентацию кейсов.

В феврале 2005 года школа откроет программу для директоров по персоналу, участвующих в выработке стратегических решений компаний – «МВА – стратегическое управление человеческими ресурсами».

В конце ноября планируется запуск программы профессиональной подготовки «Менеджер в ресторанном бизнесе». В данный момент формируется попечительский совет программы из ведущих столичных рестораторов.

В январе 2005 года школа откроет программу DBA для тех, кто имеет степень МВА, ЕМВА или кандидата экономических наук. Работа на DBA будет вестись по принципу мастер-классов, где участники смогут обобщить свой практический опыт на основе теоретических моделей в области менеджмента. Программу DBA возглавят ведущие профессора ГУ ВШЭ и западные преподаватели.


Татьяна Антропова
24.09.2004  журнал Компания

24.09.2004



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов