Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Испытание на устойчивость

В российском кинематографе начинается стихийный бум. Наступит ли для отечественного кинобизнеса время стабильного процветания, покажет следующий год

В Москве на прошлой неделе завершился форум "Киноэкспо-2004" - одно из центральных событий года в отечественном кинобизнесе. О творческих достижениях речь на этом мероприятии не идет - оно посвящено исключительно коммерческой стороне российского кинематографа. По сути, именно на "Киноэкспо", а не на многочисленных отечественных фестивалях можно получить ясное представление о состоянии дел в отрасли.

Уже в прошлом году в список наиболее успешных проектов, к удивлению многих, впервые ворвались российские фильмы - "Бумер" и "Антикиллер". Тогда, впрочем, к столь неожиданным соперникам "Властелина колец" и "Человека-паука" все отнеслись с некоторой иронией. В этом году ирония оказалась неуместна - настолько "Ночной дозор" поразил всех своими невиданными сборами. Продюсер фильма Константин Эрнст был назван "Человеком года в кинобизнесе", один из главных призов получил прокатчик "Дозора" - компания "Гемини-фильм".

Воодушевленные успехом "Дозора", прокатчики всерьез взялись за отечественное кино. Такого количества демо-роликов с новыми нашими фильмами не демонстрировали на "Киноэкспо" никогда. В следующем году на экран должны выйти второй "Дозор", второй "Бумер", второй "Даже не думай" - не говоря уж о множестве других, пока еще не столь засвеченных проектах. В российском кинематографе сегодня бум - впрочем, пока во многом стихийный, вызванный парой-другой успешных проектов. Следующий год будет определяющим: или выяснится, что российское кино пришло всерьез и надолго, или нас ждет очередной крах иллюзий - тогда, видимо, окончательный. Многое здесь зависит от того, сможем ли мы выработать четкие схемы успешно действующего кинопроизводства - как это происходило в других странах, поставивших перед собой задачу волевым решением развить национальный кинематограф.

Самострок против Голливуда

Когда российские продюсеры или режиссеры заводят речь об идеальной системе поддержки кино, обычно они приводят в пример Францию, чье кино достойно противостоит Голливуду. Своим успешным выходом на домашний и международный рынок французское кино в первую очередь обязано Национальному киноцентру - вернее, учрежденному им фонду поддержки кино. Свои средства фонд пополняет за счет прямых и фиксированных отчислений бокс-офиса, что позволяет производителям французского кино подстраховаться от возможных убытков. Какими бы ни оказались сборы, продюсеры всегда могут рассчитывать, во-первых, на то, что их следующий фильм получит определенный процент с доходов предыдущего проекта, а во-вторых, на небольшую государственную дотацию на стадии постпродакшна (точнее - 5% от общего бюджета). По идее, такая схема должна действовать неселективно и поддерживать любые постановки. На практике же наименее рискованными проектами оказываются фильмы с большим бюджетом (50 млн франков и более) - а до последнего времени высокобюджетным во Франции могла быть только старая добрая костюмно-историческая драма. Вплоть до середины 1980-х нарядное кино (вместе с комедиями) было просто мейнстримом - популярным и окупающимся. С началом массированной экспансии Голливуда они стали оплотом национальной самобытности и высокой культуры. В результате в стране почти исчезли недорогие жанровые постановки.

Охраняется государством

Самая, пожалуй, интересная и динамично развивающаяся национальная кинематография - южнокорейская - возникла благодаря государственному протекционизму. На международную сцену корейцы вышли лишь в 90-е, когда в стране пала военная диктатура и цензура начала потихоньку угасать. 80-е были временем тотального упадка корейского кино - открыв рынок для американских и гонконгских фильмов, правительство поставило национальную кинематографию под угрозу гибели; так что в 1993 году в стране были введены квоты на показ иностранных фильмов. Редкие попытки демократического правительства отменить эти квоты непременно встречали яростное сопротивление киношников.

Поскольку квоты отдают национальному кино примерно 40% сеансов, владельцы корейских кинотеатров вынуждены брать в прокат самые странные фильмы - ведь надо же чем-то заполнять сетку показов. В результате корейские режиссеры могут позволить себе заполнять кадр практически чем угодно - кровью, сексом, немотивированным насилием. Но сегодняшняя вседозволенность наступила не вдруг. Постепенное возвращение зрителей в кинотеатры в начале 90-х и введение системы квот привлекло к киноиндустрии внимание крупных промышленных концернов-"теболов", в первую очередь Samsung, руководство которого заинтересовалось тем, что же именно записывают на выпускаемые ими видеокассеты. В итоге в 1992 году компания финансировала производство и раскрутку своего первого фильма, который принес неплохие сборы. Примеру Samsung последовали Hyundai и Daewoo; впрочем, экономический кризис 1997-1998 годов положил конец владычеству производителей электроники в кино, и буквально через год в Корее был снят первый блокбастер - "Шири". После его невероятного успеха корейские режиссеры перестали испытывать проблемы с финансированием. Местные продюсеры находятся в состоянии затянувшейся ажитации, молодые таланты со свежими идеями идут нарасхват. На сегодняшний день сборы корейских фильмов составляют примерно 70% от общих сборов всех картин, идущих в стране; самые смелые надежды наших продюсеров на воскрешение российского кино связаны с долей в 20-25%. Так что сегодня корейское правительство всерьез подумывает о постепенной отмене ставших ненужными квот.

Доходы и независимость

Есть еще и третий тип национальной киносистемы - абсолютно либеральный рынок, на котором не существует ни цензуры, ни государственной поддержки. Самый яркий пример - Япония. Здесь существование тех или иных студий и режиссеров определяется лишь рентабельностью их фильмов.

Как в США, в Японии существует феномен студий-мейджоров. Правда, в Японии мейджоры были созданы не медиамагнатами, а императорским правительством в начале 1940-х. Маленьким студиям было просто-напросто приказано объединиться в конгломераты. Эти конгломераты кроме огромных производственных мощностей и собственного штата режиссеров-звезд имели - и имеют до сих пор - собственную сеть кинотеатров. Показ фильмов в этих залах осуществляется по принципу так называемого black-booking - то есть в нагрузку к предполагаемым хитам категории A кинотеатр получает пакет фильмов категории B. Такая практика ограничивает свободную торговлю, зато здорово поддерживает индустрию. В штате мейджора всегда есть "запасные" - ассистенты режиссеров и авторы второго эшелона, которых выпускают на поле в кризисные периоды. Впрочем, сами молодые таланты всегда не очень-то дорожили принадлежностью к студии. Когда в 1960-х японская "новая волна" осознала свой коммерческий потенциал, режиссеры стали решительно уходить из мейджоров - в независимом производстве они могли заработать больше. В результате к концу 1960-х в Японии появилось довольно много "независимых", а также развитая система артхаусного проката. Последствия независимого бума не прошли до сих пор. Так, теперь в Японии вообще нет мейнстрима - местная аудитория очень сильно дифференцирована и угодить всем просто невозможно. Большая часть национальных кинопроектов имеет низкие бюджеты, снимается стахановскими темпами и выходит только на коммерческих телеканалах или на DVD.

Наше все

Очевидно, что по сравнению с любой живой и работающей киносистемой российское кинопроизводство находится в состоянии затянувшегося становления. Все достижения последнего года - это единичные случаи успешной обкатки производственных и продюсерских схем, в иных странах давно поставленные на поток. В истории постсоветского кино имеется один аналог "корпоративного мейджора" - работавшая под крылом группы "Мост" компания "НТВ-Профит", один пример успешного экспортно-фестивального проекта - "Возвращение", один низкобюджетный жанровый хит - "Бумер", один пример дорогого боевика с продолжением - "Антикиллер" и, наконец, целых два примера участия телевидения в производстве высокобюджетного кино - "72 метра" и "Ночной дозор" (оба - продукция Первого канала). У нас есть даже система господдержки, несколько напоминающая французскую: продюсер российского фильма может рассчитывать на довольно значительную - примерно треть бюджета - дотацию от Госкино (правда, деньги на новые картины берутся не из оборота кинобизнеса, а из российского бюджета). Какой-то единой, организованной схемы нет; продюсеры всякий раз экспериментируют, придумывая новые способы инвестирования. Эксперименты - дело, конечно, увлекательное, но опасное. Сейчас, после "Ночного дозора", все единодушно решили, что снимать кино надо исключительно с помощью крупных телеканалов. Однако не дай Бог при этом какой-нибудь новый, дорогостоящий проект, снятый по следам "Дозора", безнадежно провалится; Эрнст с Бекмамбетовым немедленно превратятся в антигероев, а опыт Первого канала будет объявлен непригодным к использованию. Отечественный кинорынок пока что слишком нестабилен. Конечно, сплошной поток суперуспешных аналогов "Дозора" и "Бумера" способен насытить его деньгами - да только подобное случается лишь в сказках. Придать рынку устойчивость могут внятные, общепризнанные правила игры, одинаковые для всех продюсеров - но о них пока нам приходится только мечтать.

Хорошее кино всегда окупается

Продюсерская компания Thema Production практически неизвестна в России, хотя главный ее инвестор - вполне отечественная АФК "Система". Менее чем за год своего существования Thema Production превратилась во вполне солидного игрока на европейском рынке независимой кинопродукции. О том, возможно ли перенести западные схемы кинобизнеса в Россию, "Эксперту" рассказал генеральный директор Thema Production Михаил Дунаев.

- Какие фильмы вы сняли к этому времени?

- Мы запустили уже четыре картины с максимальным бюджетом 12 миллионов евро. Первый наш фильм - Good Woman по пьесе Оскара Уайльда, второй - триллер Three с Биллом Зейном, третий - первая работа Вуди Аллена за пределами Нью-Йорка. Ну и четвертый - детский фильм про беспризорников "Король воров". То есть наша компания свои риски минимизирует - за счет того, что используются самые разные жанры.

- Как вам удалось выйти на мировой рынок?

- Меня всегда интересовало коммерческое кино именно в Европе. Где-то два года у меня ушло на исследование этого рынка. Я увидел, что сейчас в Европе есть два центра - Великобритания и Люксембург, - где действуют определенные налоговые льготы. Весь постпродакшн сейчас делают в Лондоне, все больше и больше съемок проходит в Люксембурге. Налоговые льготы позволяют отбивать в Люксембурге порядка 20 процентов затраченных средств. Если же добавить к ним английские льготы, в целом получается 40 процентов. Таким образом, бюджет наших фильмов на 30 процентов состоит из наших собственных вложений, 30-40 процентов приносят льготы, остальная часть формируется за счет участия партнера-продюсера или же предпродаж. Российский рынок, кстати, выгоден с точки зрения предпродаж. Наша компания заинтересована больше в прокате, нежели в дотациях российскому кино, которое редко может вернуть деньги.

- Но ведь фильмы того же Вуди Аллена, например, тоже не отличаются успешным возвратом.

- Если смотреть на весь жизненный цикл картины, то на видео каждый его фильм отбивается за два-три года. Вы знаете, сколько получает актер, который работает с Вуди Алленом? В сотни раз меньше своего обычного гонорара. И любая звезда мечтает раз в жизни сняться в его фильме. Так же и продюссерская компания, которая работает с ним, сразу же выходит на качественно другой уровень.

- Каково ваше участие в фильме как продюсера?

- Работа продюсера начинается со сценария. 90 процентов успеха - это грамотный сценарий. Творческое объединение, которое владеет правами на сценарий, заранее получает предварительное согласие одного-двух известных актеров на съемки. Если сценарий нам подходит, звезды получают от нас гарантийное письмо, что мы заинтересованы в финансировании. После того как финансирование состоялось, мы получаем страхование. Все фильмы, которые мы снимаем, страхуются - в случае, если бюджет выйдет за рамки сметы, страховая компания гарантирует, что все будет оплачено вовремя. Только после этого мы подписываем соглашение всех сторон и запускаем проект.

- О какой окупаемости в вашем случае идет речь?

- Средняя окупаемость наших проектов пока что 20 процентов. Правда, говоря о прибыли, важно понимать, о каком временном промежутке идет речь. Советское кино, например, до сих пор приносит немалые деньги. Сегодня Тарковский есть в любой видеотеке мира, всюду продаются DVD с его фильмами - а это 60 процентов рынка. Так что говорить о том, что гений невостребован - неправильно. Все хорошее кино в итоге оказывается коммерческим. Картина живет вечно - сперва деньги она зарабатывает в первичном прокате, затем - с помощью видео и DVD, потом ее покупает кабельное телевидение и в конце концов - крупные телеканалы. Наша компания, инвестируя в проект, одновременно приобретает права на всю Восточную Европу. Этот рынок растет гигантскими темпами. Через пятнадцать лет, к примеру, наша библиотека за счет этих прав будет обладать дополнительной стоимостью.

- Собираетесь ли вы вкладывать деньги в отечественное кино?

- Просто заниматься благотворительностью, развращая российского режиссера, - это тупиковый путь. Конечно, необходимо задействовать наших актеров, операторов, режиссеров. Но при этом с ними должен работать опытный продюсер. Сейчас никто не смотрит на национальность режиссера - смотрят на то, каким языком он пользуется. Американские студии обожают брать китайских и гонконгских режиссеров - у них новый, свежий киноязык. Одну и ту же историю можно рассказать на качественно разном уровне. Задача продюсера - довести этот уровень до максимально понятного.

- В России независимые продюсеры с трудом выживают. Можно ли изменить эту ситуацию?

- Важно поставить вопрос: кому выгодно заниматься кино? В первую очередь тем структурам, которые работают в смежных отраслях. АФК "Система" - телекоммуникационная компания, здесь прекрасно понимают, что без контента заниматься мультимедиа невозможно. В свое время, например, L'Oreal пыталась заниматься кино - безуспешно. Желание одного менеджера уйти в отрасль не означает, что сама отрасль готова его принять. Здесь совсем другое понимание процесса - как идет возврат денег, каков цикл кинопроизводства. Мне кажется, сейчас в России очень важно использовать европейский опыт - чтобы инвесторам было понятно, во что они инвестируют, чтобы у них перед глазами был мониторинг возврата инвестиций, чтобы они чувствовали, что государство помогает им привлекать западных инвесторов. Это - единственно реальный способ вернуть российскому кинематографу мировой уровень.


Всеволод Бродский, Василий Корецкий
28.09.2004  Журнал Эксперт
28.09.2004



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов