Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

«Хуже всех учатся руководители»

«Отец» российского бизнес-образования считает, что лишние знания топ-менеджеру только вредят

Объем российского рынка бизнес-образования растет на 15 – 20% в год. Неудивительно, что все больший интерес к нему проявляют западные школы МВА. Но Леонид Евенко, ректор Высшей школы международного бизнеса и глава Ассоциации бизнес-образования за российские программы МВА не беспокоится. Их конкурентными преимуществами он считает стоимость, знание специфики рынка и… проблемы с английским языком у потенциальных абитуриентов.

На столе Леонида Евенко стоит табличка с надписью Think, обращенная к посетителю. Но думать в кабинете главы Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) некогда: темп его жизни заставляет и собеседника принимать решения на ходу.

Евенко пришел в бизнес-образование из науки. Выпускник Института народного хозяйства им. Г.В. Плеханова по специальности «Экономическая кибернетика», он в 23 года начал читать лекции в своем вузе. Сначала основную массу слушателей составляли его партнеры по преферансу. Затем Евенко стал ездить с лекциями по регионам и уже тогда начал заниматься консультированием. Например, по заказу Верхневолжского совнархоза руководил проектом размещения предприятий по производству железобетона в районе Жигулевских гор.

В 1968 году Евенко пригласили в Институт США и Канады, где он стал изучать теорию и практику менеджмента в условиях рыночной экономики. За 22 года работы в институте он досконально изучил опыт внедрения MBA в США и Европе. И в 1990 году создал Высшую коммерческую школу при АНХ (позже Высшую школу международного бизнеса).

Возглавив РАБО, Евенко с завидным упорством пробивал в Министерстве образования идею «огосударствления» российских программ MBA. В прошлом году квалификация «мастер делового администрирования» наконец полностью «легализовалась». В интервью «Ко» Леонид Евенко рассказывает о том, как российские школы бизнеса собираются конкурировать с западными и почему выпускники лучших мировых программ МВА не всегда подходят российским работодателям.

«Слишком квалифицированные»

– Согласны ли вы с мнением, что рынок бизнес-образования стагнирует?

– Я бы сказал, что после взрывного роста в 1999 – 2002 годах рынок перешел в фазу стабилизации. В недалеком будущем грядет вторая волна МВА. Новая версия положения об экспертном совете по программе МВА находится еще на стадии утверждения, но уже поступило около двух десятков заявок от вузов страны на получение государственной лицензии для открытия программы МВА. В основном это технические вузы. Приход на рынок новых игроков не позволит старожилам почивать на лаврах. Старые школы бизнеса в основном исчерпали свой аудиторный и кадровый ресурс, поэтому они развиваются не вширь, а вглубь: работают над качеством программ и разнообразием специализаций. При этом ограничивают число слушателей.

В последние два года западные школы бизнеса активизировались в России. В Москву приезжали представители Harvard Business School, University of Chicago GBS, IMD, Wharton. Пока целью визитов представителей школ является рекрутинг российских менеджеров на их программы за рубежом. Но очевидно, что полноценная работа школ первой десятки в России не за горами. Вас не беспокоит перспектива конкуренции с ними?

Западные бизнес-школы понимают, что в России масса людей, которым необходимо бизнес-образование (больше потенциальных абитуриентов, пожалуй, лишь в Китае). Лидеры западных школ бизнеса нацелены на привлечение топ-менеджеров крупных российских компаний и управляющих собственников на свои программы ЕМВА.

 Но курсы МВА школ первой десятки все еще дороги для большинства российских менеджеров. Что касается перспективы прихода лидеров мирового бизнес-образования на российский рынок, то на наши программы МВА этот процесс в ближайшем будущем вряд ли повлияет. Российские программы МВА и курсы школ топ-10 находятся в разных нишах. Ведь топ-10 выпускают менеджеров для работы в транснациональных корпорациях, «слишком квалифицированных» для работы в российской компании.

– Чем же плох выпускник МВА топ-10 для российского бизнеса?

Американские школы бизнеса пытаются слить воедино академический и практический компоненты бизнес-образования. И тут возникает любопытная ситуация: для практической, менеджерской работы их выпускники оказываются перенасыщены знаниями. А чтобы быть хорошим управленцем, нужны скорее такие качества, как воля, твердость. Лишние знания руководителю только вредят: человек начинает на практике проверять истинность теоретических выкладок, а это зачастую ведет к неприятным последствиям для реального бизнеса. Вот вам классический пример. Блестящий выпускник Гарварда Иосиф Бакалейник довел Владимирский тракторный завод до банкротства. Он строил свою стратегию исходя из расчета «стоимости денег», а ему надо было решать сугубо российскую проблему неплатежей. Так что людям, работающим на российских предприятиях, в банках или занимающимся реальным предпринимательством в наших условиях, стоит выбирать обучение скорее в российских, чем в западных школах бизнеса.

Кроме того, от колоссальной образовательной индустрии Запада нас защищает языковой барьер слушателей, бизнес которых рассредоточен по всей стране. Судите сами: на нашей программе МВА 75% слушателей – это первые и вторые лица российских компаний. Ну не знают они языка! А те, кто знает (например, выпускники языковых вузов), слабы в практике.

Большинство школ позиционируют свои программы как элитные, при этом стремятся к массовости. А выпускники называют эти программы «бизнес-ПТУ для среднего звена». Сравнивать российское бизнес-образование с западным не совсем корректно. Но все же на каком мы уровне по качеству и содержанию программ?

Если приглядеться, даже лучшие российские школы бизнеса предлагают сегодня МВА образца 1970-х годов (довольно академизированные, ориентированные прежде всего на передачу новых знаний). Для начала это лучше, чем ничего. Парадоксально, но как раз многие приезжающие к нам западные профессора получают низкие оценки учащихся из-за слишком упрощенного изложения (к этому привык западный слушатель). Что касается знаний, то американцы еще в 1980-е годы поняли, что любое управленческое решение межфункционально и должно учитывать финансовые, маркетинговые, организационные и другие проблемы. В этот период для формирования у студентов МВА стратегического видения ситуации и системного мышления бизнес-школы США разработали междисциплинарные курсы по стратегическому менеджменту, управлению изменениями, политике бизнеса и т.д. При этом все модули программы логически связаны между собой. Наши школы бизнеса сегодня тоже пытаются вводить интегративные курсы. Однако сделать цельную, логически связанную программу под силу только высококвалифицированным преподавателям-единомышленникам. А у нас по-прежнему наблюдается большой дефицит кадров. Да и в целом на программах МВА не сложилась еще культура преподавания. Настоящие коллективы появятся, видимо, лет через десять. Сейчас многие кафедры – не слаженные постоянно взаимодействующие коллективы, а скорее сумма преподавателей. Получается замкнутый круг: слабые кафедры – отсутствие научно-прикладной работы в сфере менеджмента – слабоподготовленная профессура школ.

– Какой же видится выход?

Консалтинговая работа преподавателей. Наши услуги стоят в несколько раз меньше, чем услуги зарубежных консультантов. Активность преподавателей школы бизнеса на рынке консалтинга позволяет нам быть адекватными бизнесу и дает шанс удержать в коллективе молодых людей, способных преподавать бизнес-дисциплины. При этом хочу заметить: МВА – это не то, что преподают, а то, что человек сам в состоянии усвоить. Уровень программы, наличие «звездных» преподавателей – не главное условие качественного МВА. Самое важное – состав студентов в группе и качество их самостоятельной работы.

Но у нас никто так серьезно не отбирает абитуриентов, как в западных школах бизнеса…

На самом деле в «гарвардах» серьезно отбирают только студентов дневного отделения МВА. К тому же на вступительном этапе невозможно определить, кто будет интересен как слушатель, а кто нет. Нередко для обсуждения тем на занятии отличным катализатором оказывается слушатель, который еще не сделал головокружительной карьеры, но стремится быть оппонентом преподавателю. Хуже других обычно учатся первые лица компаний.

– Каким образом вы контролируете самостоятельную работу слушателей?

Для полноценной самостоятельной работы и ее контроля нужно методическое руководство, которое содержит четко поставленные задачи и конкретно сформулированные вопросы по каждой теме с указанием дополнительных источников информации, необходимых для качественного выполнения самостоятельной работы. Например, в ВШМБ на занятиях по стратегическому менеджменту слушатели вместе с преподавателем анализируют миссии компаний, обсуждают методики их разработки. Затем каждый получает задание: разработать миссию для своей организации. Оценить уровень выполнения таких письменных заданий не составляет труда.

План отрыва от работы

– Сформулируйте актуальный запрос реального бизнеса к выпускнику МВА.

Компании испытывают большую потребность не только в квалифицированных первых лицах, но и в сильном исполнительском звене, то есть в заместителях по кадрам, финансам, коммерции, начальниках отделов и т.д. А на этом управленческом уровне необходима либо предметная, либо функциональная специализация. В ответ на эту потребность бизнеса некоторые школы уже начали предлагать прикладные магистерские программы, которые готовят специалистов высшей квалификации в различных сферах: ИТ, финансы, кадры и т.д. Данные программы близки по своему формату к MBA, но не совсем соответствуют стандарту. Предложение специализированных программ МВА будет расширяться. Вместе с тем нужны и программы для высшего управленческого звена компаний – наподобие знаменитых трехмесячных программ Гарвардской школы бизнеса executive development с отрывом от производства. Это суперинтенсивные курсы с полным погружением для управленцев, работающих в сопоставимых по масштабу компаниях разных отраслей. Каждый час трехмесячного обучения детально структурирован: кейсы, деловые игры, стажировки, индивидуальная и групповая работа слушателей. Опыт Гарварда показывает, что такой отрыв руководителей от ежедневной работы дает им возможность посмотреть на свой бизнес со стороны.

  Думаете, российские директора заводов готовы к этому?

Менталитет наших руководителей-производственников необходимо разворачивать в сторону законов рынка. Сами посудите: менеджмент угледобывающей компании, где я сейчас руковожу консультационным проектом, всецело поглощен производственно-технологическими проблемами перехода с роторных экскаваторов на гидравлические. В то время как проблемой первостепенной важности являются анализ рынка и разработка конкурентоспособной стратегии сбыта угля.

Понятно, что основным каналом привлечения новых слушателей является устная реклама – рекомендации выпускников. Но сами выпускники говорят, что, несмотря на Госстандарт МВА, программы очень разные. Выбирая школу, нужно не только самостоятельно провести маркетинговое исследование рынка, но и вникнуть в учебные планы программ. На словах администрация школы может назвать одно количество часов, отведенное на изучение предмета, а по учебному плану оказывается, что времени на него дается существенно меньше. Школы любят называть звездные имена практиков, якобы преподающих на программе. На деле эти люди выступают лишь в качестве гостей на одном из семинаров… При таком дефиците конструктивной информации о конкретных программах школы-лидеры выступают против проведения рейтинга школ бизнеса. Как вы это объясните?

Вы совершенно правильно обрисовали положение вещей. О рейтингах школ бизнеса во всем мире много спорят, зачастую обоснованно критикуя. Рейтинги, как и реклама, дают очень приблизительное, нередко искаженное представление о школах. Известно, что в апреле этого года Гарвардская и Уортонская школы бизнеса объявили об отказе участвовать в международных рейтингах. Такое же решение в отношении российских рейтингов принял совет РАБО. Не рекомендует участвовать в рейтингах и Европейский совет по качеству бизнес-образования (EQUAL), что даже подтверждено официальным документом. С рейтингами российских школ бизнеса ситуация еще сложнее: на сегодняшний день нет достаточной информационной, социологической базы для их проведения. У нас, например, никто не считает, сколько в среднем предложений о работе получает выпускник той или иной школы или каково соотношение зарплаты до и после ее окончания. Да и уровень нравственности при выработке оценки, мягко говоря, невысок.

 Неужели нет объективных параметров, по которым возможно рейтинговать российские школы бизнеса?

Объективных показателей немного. Лучший из них, по-видимому, – это опрос выпускников. Но независимый опрос, проводимый журналистами, должен быть, во-первых, грамотно составлен и проведен строго по методике. Во-вторых, выборка должна быть репрезентативной (60 – 70% выпускников). В-третьих, опрос должен охватить все значимые школы и, в-четвертых, беспристрастно обработан. Все это, как показывает практика, пока недостижимо. Поэтому РАБО сегодня за проведение мягких рейтингов – описание того, что происходит в известных школах без присвоения того или иного «места».

 

Резюме Леонида Евенко

Возраст: 63 года

Образование: Московский институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова, д.э.н., профессор

Профессиональный опыт:

1990 – настоящее время: ректор Высшей школы международного бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ

1968 – 1990: завотделом проблем управления Института США и Канады Российской академии наук

1973 – 1976: исследовательская и преподавательская работа в Международном институте прикладного системного анализа Австрии, Университете Хоккайдо Японии, Государственном университете Сан-Франциско, США


Татьяна Антропова
30.09.2004  журнал Компания

30.09.2004



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов