Убыточное чтение
Неудачное расширение погубило книжный магазин
В последние годы в США закрывается множество мелких книжных лавок. Каждое закрытие сопровождается обвинениями в адрес гигантов книжного рынка Barnes & Noble, Amazon и Borders. Однако зачастую в банкротстве виноваты не конкуренты, а сами владельцы магазинчиков.
Этим летом закрылся довольно известный в США книжный магазин Ruminator Books, торговавший в городе Сен-Поле штата Миннесота. Он появился еще в 1970 г. и изначально носил имя Hungry Mind. Его основатель Дэвид Ановски вложил в открытие магазина $12 000 и уже через два года начал получать стабильные доходы, став основным поставщиком учебников для близлежащего колледжа Макалестера. Последовавшие за этим годы были самыми лучшими в истории магазина. Раньше знаменитые писатели никогда не посещали Миннесоту во время промотуров по стране. Ановски убедил авторов делать остановку в Сен-Поле, и с тех пор в магазине Hungry Mind стали регулярно бывать знаменитости. Джон Апдайк, Норман Мэйлер, Элис Уолкер, Хилари Клинтон и Майкл Мур декларировали свои книги здесь восторженной публике. Магазин переехал в более просторное помещение и расположился на 2377 кв. м. В 1990 г. рядом с магазином открылся ресторан. Его завсегдатаи тоже стали захаживать в Hungry Mind. После сытного ужина их влекли диванчики, расположенные рядом с книжными полками. Они надолго задерживались в магазине, перелистывая одну книгу за другой. Это был первый книжный магазин, где я когда-либо видел диваны, делится Дэвид Хотбай, который все эти годы прожил неподалеку от магазина и даже пытался спасти его от банкротства.
Между тем в Двойном городе, как иногда называют расположенные через реку города Сен-Пол и Миннеаполис, как грибы росли многочисленные конкуренты. В самом начале 90-х гг. в этом районе появилось 22 огромных книжных магазина, рассказывает Ановски. Но золотой век Hungry Mind еще продолжался. Продажи увеличивались на 20% ежегодно. Новая компьютерная система позволяла вести строгий учет поступивших и проданных книг. Бизнес был хорошо налажен. Hungry Mind славился на всю округу, и клиенты проезжали многие мили, чтобы купить в магазине нужную им книгу. Покупатели верили, что у нас можно найти любую книгу на любой вкус, говорит Том Биленберг, 28 лет проработавший в Hungry Mind. Они считали, что мы предлагаем такой же широкий выбор книг, как крупные книжные магазины. Но это было невозможно. Ведь у таких гигантов, как Barnes & Noble, совсем другие площади. Один такой магазин занимает от 7000 кв. м до 25 000 кв. м.
Вскоре другие книжные лавки тоже принялись наперебой зазывать к себе заезжих писателей. В конце 90-х гг. продажи Hungry Mind застыли на одном уровне. И тогда Ановски решил открыть вторую книжную лавку, что и сделал в 2000 г. Новый магазин расположился в Миннеаполисе, но находился в отдаленном районе, где было мало пешеходов. По словам самого Ановски, он быстро превратился в бездонный мешок, куда проваливались деньги. Я не мог с этим справиться. Я не был готов к управлению двумя магазинами, признается незадачливый бизнесмен.
Ситуацию усугубило и то, что Ановски никогда не откладывал деньги в банк. Поэтому он финансировал расширение за счет займов. Многочисленные долги и падающие продажи чуть было не привели в 2000 г. к закрытию магазинов Hungry Mind. Помощь пришла с неожиданной стороны. Онлайновая обучающая компания решила выкупить имя Hungry Mind. Ановски не называет сумму, которую он получил от этой сделки, но говорит, что это была целая куча денег. Но продажа имени лишь продлила агонию на несколько лет. К 2003 г. Ановски должен был за аренду площадей под магазины $600 000. Он задолжал и многим поставщикам, которые в конце концов перестали с ним сотрудничать.
Весной 2003 г. один из арендодателей поставил перед Ановски условие: либо он платит долги за аренду, либо колледж отбирает у него права на владение магазином и книгами. Ановски почти собрал нужную сумму, но продлить контракт об аренде не удалось. Бывший корпоративный финансовый аналитик Дэвид Хотбай был готов вложить в магазин личные $200 000. Он хотел сохранить книжный магазин по соседству с домом. Долгов у Ruminator было очень много. Однако я все равно считал этот бизнес перспективным. Я, конечно, понимал, что на нем много денег не сделаешь, но магазин мог обеспечить целую группу людей рабочими местами. Я думал, что все дело в правильном управлении, объясняет Хотбай.
25 июля этого года Ruminator организовал свои собственные поминки. У меня было такое чувство, будто хоронят меня, а не магазин. Люди произносили торжественные речи, и все они были посвящены мне, вспоминает Ановски. Он потерял не только магазин, но вдобавок был вынужден заявить о личном банкротстве.
Тем не менее Ановски оптимистично смотрит на будущее книжного бизнеса. Пусть новое поколение носит серьги в носу и красит волосы в пурпурный цвет, говорит он. Но молодые все равно будут читать книги и будут открывать маленькие книжные магазинчики. Может быть, они сделают это лучше, чем я. (WSJ, 30.09.2004, Мария Подцероб)
Синтия Кроссен
05.10.2004
Ведомости