Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Борщ на скорую руку

Украинские рестораторы зарабатывают на национальном колорите

В центре Киева нет проблем с тем, чтобы вкусно поесть за $1,5 – 3. В последние годы все активнее на Украину стремятся и российские сети быстрого питания. Но на родине сала им приходится серьезно работать локтями. За желудки киевлян борются как крупные иностранные брэнды, так и проекты местных инвесторов.

Скоро в Киеве должна открыться третья «Якитория». Японские рестораны развиваются на Украине по франчайзингу – право на использование марки выкуплено у холдинга «Веста Центр Интернешнл». Самостоятельного выхода в сопредельное государство российские рестораторы не планируют, хотя и признают, что перспективы там открываются колоссальные. «Потенциал киевского рынка уже сейчас сопоставим с московским. Со стороны местных операторов есть интерес к выстраиванию сетей по франчайзингу, это было заметно по количеству обращений на последней выставке «Купи брэнд», – рассказывает директор по развитию ресторанного холдинга Андрей Озоль.

«Якитория», правда, скорее исключение из правил. В основном на Украине развиваются проекты, связанные с сегментом фаст-фуда, который, кстати, и растет быстрее других (за последний год на 19% по количеству посещений). Причем у россиян дела обстоят не лучшим образом – по ценам и соответствию блюд потребительским чаяниям они зачастую проигрывают местным заведениям.

Столичные аппетиты

Киев – основной полигон брэндовых сетей быстрого питания. В столице действуют порядка 20 более-менее заметных игроков. На национальной украинской кухне специализируется самое большое количество операторов: как классические фаст-фуды «Швидко», «Три Товсуна», «Українське Бістро», так и заведения, готовящие непосредственно на месте, но быстро (как «Му-Му» в Москве) – «Домашняя Кухня», «Два Гуся», «Матусина Хата», «Пузата Хата», «Трали-Вали», «Жили-Были». Всего в Киеве сейчас работает около 100 ресторанов быстрого обслуживания.

Средний кассовый чек в киевских фаст-фудах почти везде одинаков – около $3 (15 гривен). Завсегдатаи – офисные сотрудники, транзитные группы и молодежь – возраст целевой аудитории 18 – 35 лет. Менеджер ресторана «Пузата Хата» Ольга Черненко считает, что сегмент фаст-фудов украинской кухни рассчитан на аудиторию с ежемесячным уровнем дохода $100 – 300. «Такой доход имеют 37% трудоспособного населения страны, тогда как целевая аудитория элитных ресторанов с доходом от $500 составляет лишь 3,2%», – утверждает она. «Беловоротничковая братия» предпочитает ланчи по $6 – 15 в ресторанах и кафе (традиционный «бабушкин» обед из трех блюд плюс компот с пирожным) или доставку горячих обедов в офис. В кафе «Два гуся» захаживает известный целитель Алан Чумак, а в пиццериях, практикующих «шведский стол» не дороже $7, появляются депутаты парламента.

С аппетитом у киевлян и гостей украинской столицы все в порядке. Предполагается, что к началу 2005 года общее количество заведений быстрого обслуживания в Киеве увеличится до 130, но и это не предел. «Всего Киев может позволить себе до 300 заведений подобного типа», – говорит директор по маркетингу сети «Швидко» Артем Миргородский. По данным инвесткомпании Dragon Capital, киевский рынок быстрой еды заполнен лишь на 25% и формироваться будет еще лет 15. По оценкам экспертов консалтинговой компании «Магазин готового бизнеса» (МГБ), объем этого сегмента на Украине в 2004-м достигнет $850 млн, а темпы его роста превышают 30% в год.

Почти все игроки в последнее время почувствовали азарт конкуренции и запах денег. Существующие сети заявляют об активизации развития. В появившейся два года назад сети «Два гуся» (принадлежит корпорации «Омекс») за год открылись шесть из восьми заведений. Елена Дыбенко, брэнд-менеджер ресторанного проекта, убеждена, что компания сможет выдерживать темп и дальше. До 2005 года планируется открыть 10 новых точек. Параллельно компания начала развивать в столице сеть кофеен «Сити». В прошлом году руководство «Двух гусей» делало заявления и о планах экспансии в Москву. Но этого не случилось.

Амбиции проявляют и совсем новые игроки, в чьем активе лишь единичные рестораны. Сеть «Домашняя кухня», например, планирует в 2005 году увеличить количество ресторанов с двух до шести, до тех же размеров собирается дорасти и сеть «Трали-Вали» за счет освоения киевских окраин.

Заведения отдельных сетей уже работают и за пределами столицы, но в некоторых городах представлены лишь одной-двумя точками (у «Двух гусей» есть по ресторану в Ровно и Донецке, в следующем году планируют запустить еще два проекта, «Росинтер Украина» ремонтирует объект в Днепропетровске, рассматриваются варианты строительства заведений в Запорожье и Одессе). Исключение составляет лишь украинское подразделение McDonalds, раскинувшее сеть в 16 городах.

Швыдкий гамбургер

Несмотря на появление за последние четыре года десятка новых игроков, безусловным лидером на Украине остается McDonalds (с момента открытия первого ресторана в Киеве в 1997 году «американцы» обслужили более 205 млн посетителей, что в разы превышает численность населения государства). Сейчас в сети 54 ресторана, и это единственный брэнд национального масштаба. По словам PR–менеджера «МакДональдз Юкрейн» Михаила Шуранова, инвестиции в развитие сети составили $82 млн, а доля компании по количеству посетителей в сегменте быстрого обслуживания с 2001 года выросла вдвое – с 9% до 20%.

Меню McDonalds одинаково во всем мире, национальный украинский менталитет отражает лишь «картопля по-селянски» (в Россию блюдо перекочевало как «картошка по-деревенски»). Несколько лет назад украинский офис решил поэкспериментировать и ввел в меню нескольких ресторанов пиво. Опыт сочли неудачным – по реакции посетителей стало ясно, что McDonalds ассоциируется у них с местом, где не распивают.

В отличие от Москвы киевские «Ростикс» не считаются серьезным конкурентом американских закусочных. Группа «Ростик Ресторантс» вышла на украинский рынок в 2000 году. На сегодня функционируют два «Ростик’са» и по одному «Фрайдису» и «IL Патио» в Киеве. Руслан Красюк, генеральный директор ООО «Росинтер Украина», объясняет некоторую инертность с открытием новых «Ростик’сов» (доля рынка компании на рынке быстрого обслуживания всего 1,5%) большой конкуренцией в этом сегменте, особенно со стороны заведений с национальной кухней. «Конкуренция очень серьезная, как в направлении концептуальных ресторанов, так и между сетями быстрого обслуживания. Кроме отдельных объектов насчитывается 13 сетей, их них 8 – компании, которые имеют предприятия быстрого обслуживания», – отмечает он. Сейчас «Росинтер Украина» активизируется с открытием новых ресторанов, но вряд ли ей удастся быстро догнать лидеров рынка.

На сегодня единственным опасным соперником украинского McDonalds является сеть фаст-фудов «Швидко» – с местным колоритом, блюдами из полуфабрикатов и серьезными инвестициями. Это такая же попытка создать национальную альтернативу McDonalds, какой в свое время в Москве было «Русское бистро». Правда, заведения с основным фирменным блюдом – варениками – раскручиваются гораздо успешнее. Сеть развивает инвесткомпания «XXI век», развернувшая недавно масштабный проект по строительству сети торгцентров «Квадрат» («Швидко» часто размещается на их фуд-кортах). Девять ресторанов и 300 человек штата обеспечивают оборот $2,5 млн, узнаваемость торговой марки в Киеве – 61,2% опрошенных.

Успехи «Швидко» уже оценены американскими финансистами. В 2003 году венчурный фонд Western NIS Enterprise Fund (WNISEF) выкупил 25% акций. На развитие сети было выделено $3 млн. Мало кто из украинских рестораторов может похвастать таким бюджетом. Угроза для McDonalds усилилась в марте, когда «Швидко» возглавил новый гендиректор Желько Марчек, около 14 лет проработавший управленцем в американском фаст-фуде. В целях компании на 2005 – 2006 годы декларируется достижение лидерства на рынке по количеству ресторанов (в планах 30 – 35 новых объектов против 20 – 25 ведущего конкурента). Компания внедряет программу «в месяц по ресторану», а в октябре обещает открыть сразу четыре точки. После появления в сети нового акционера «Швидко» начала уточнять позиционирование. Сейчас идут работы по формированию имиджа уникального представителя национальной кухни. Вареники – фирменное и самое дешевое блюдо ($0,5). Украинизация коснется даже униформы служащих и музыкального оформления (правда, пока это не заметно).

Судя по всему, «Швидко» нацелилась на победу над McDonalds только на столичном рынке – появления в других городах ее руководство не планирует. Как считают в «Швидко», в регионах еще не сформировался социальный заказ на фаст-фуды из Киева. Пробные шаги других компаний в этом направлении не всегда были успешны: закрылось заведение «Мак Смак» в Харькове, неудачен днепропетровский проект «Двух гусей».

В спину McDonalds и «Швидко» дышит «Мак Смак» (специализация – пицца). Годовой оборот, по данным Держкомстата, $2,3 млн, прибыльность операций доходит до 10%. «Мак Смак» не брезгует франчайзингом, доставкой еды (услуга стоит порядка $2) и продажей своих кондитерских изделий и пиццы в розничных магазинах.

Зайти по-соседски

По оценкам украинских операторов, следующий год будет богат на новые проекты, в том числе и с участием российских коллег. Причин тому несколько. Кто-то готовится к продаже акций стратегическому инвестору, в глазах которых открытие ресторанов на Украине приравнивается к началу международной экспансии. Кому-то становится все теснее в Москве и нужны новые перспективные рынки. Киев к таковым относится: как отмечает Руслан Красюк из «Росинтер Украины», компания приняла решение о выходе на здешний рынок, «когда в экономике стали появляться положительные тенденции, повышалась платежеспособность целевой аудитории ресторанов».

Получить входной билет в украинский общепит пока легко. По словам директора «Мак Смака» Юрия Ткача, конкуренция на рынке еще не настолько жесткая, чтобы рост одной сети привел к переделу всего рынка. А Сергей Семаков из «Швидко» отмечает, что, поскольку более доходные отрасли уже распределены, фаст-фудовская рентабельность 15 – 20% уже кажется привлекательной, и финансовые потоки стали вливаться в этот бизнес. Роман Семчишин из «Магазина готового бизнеса» отмечает, что на Украине явно имеет место дефицит новых концепций – этим обусловлен высокий интерес украинских рестораторов к франчайзинговым предложениям российских сетей. «В 2004 году в нашу компанию поступило более 30 обращений от украинских предпринимателей, желающих открыть ресторан быстрого питания по франчайзингу. Впрочем, они исходят не от сетей, а от непрофильных инвесторов. Кстати, украинские концепции они оценивают довольно скептически, считая, что те не смогут конкурировать с российскими и международными компаниями и со временем перейдут в категорию «местной экзотики».

По словам Красюка, присутствие российских игроков на Украине пока незначительно. Кроме пары «Якиторий» и «Кофе-Хаусов» есть несколько ресторанов, развивающихся с помощью российского капитала, но заработанного не в общепите.

Несмотря на перспективы и динамичное развитие рынка, есть ряд факторов, способных омрачить открытие ресторанов российских компаний. «Любой брэнд приходится адаптировать к местному рынку. Во-первых, для российских торговых марок на Украине приходится слегка менять маркетинговые мероприятия. Во-вторых, вследствие особенностей менталитета украинских потребителей (существенная привязанность, лояльность к украинской национальной кухне) мы ввели в меню блюда местной кухни. В-третьих, необходимы определенные изменения в организации логистики поставок (это связано с нашими небольшими на сегодня размерами)», – рассказывает Руслан Красюк.

Впрочем, ни эти сложности, ни конкуренция стремящихся в Киев рестораторов инвесторов от общепита не пугают. «На украинском ресторанном рынке много свободных ниш, спрос превышает и опережает предложение во много раз. Рынок на Украине активно развивается, и у него большой потенциал», - отмечает Карина Погосова, пресс-секретарь фирмы «Бразерс и Компания», планирующей в будущем развивать на Украине сеть «Сбарро» как собственными силами, так и на основании договора субфранчайзинга.

Пока же, несмотря на то что о своем интересе к украинскому рынку заявляют многие российские компании, большинство из них даже не зарегистрировали на Украине свои торговые марки.


Дмитрий Старокадомский, «Киевский телеграф», специально для «Ко»
11.10.2004  журнал Компания

11.10.2004



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов