Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Мульти-пульт

Увлечение flash-мультипликацией практически никогда не превращается в серьезный бизнес и остается уделом энтузиастов. «Мульт.ру» стала первой в России студией, специализирующейся на flash-анимации, которая принесла своим создателям не только известность, но и ощутимый доход. Основатели питерской студии Олег Куваев и Наталья Крузе считают, что секрет успеха заключается в равновесии между количеством коммерческих проектов, приносящих прибыль, и творческих, привлекающих новых клиентов.

До недавнего времени в России flash-анимация находила коммерческое применение лишь в рекламных агентствах и продакшн-студиях, где flash использовали web-дизайнеры для создания интернет-сайтов. Существует множество аниматоров-любителей, но большинство из них относятся к созданию мультфильмов для интернета как к бесполезному хобби.

Появление студии «Мульт.ру», специализирующейся на flash-анимации, с оборотом в несколько десятков тысяч долларов в год, – прецедент в масштабе страны. «Мульт.ру» удалось создать мультбрэнд, поставить производство на поток, обзавестись крупными долгосрочными контрактами, да и вообще доказать, что flash-анимация способна приносить деньги.

Сейчас среди поклонников flash-анимации студия ассоциируется уже не столько со всем известным персонажем Масяней, сколько с новыми мультсериалами. В 2003 году стартовали мультпроекты «Магазинчик Бо» и «Шесть с половиной», весной 2004-го – сериал «Ежи и Петруччо». Недавно «Мульт.ру» подписала трехлетний контракт на производство рекламных роликов для крупного производителя модемов ZyXEL. Сейчас ведет переговоры по поводу создания мультсериала для «Первого канала» по мотивам «Вредных советов» Григория Остера. Аниматоры утверждают, что дела идут все лучше. При этом свое финансовое благополучие они напрямую связывают с успехом некоммерческих проектов студии.

Несчастье помогло
История «Мульт.ру» началась в конце 1990-х с мультфильмов про вздорную питерскую девушку Масяню, которые рисовал и озвучивал Олег Куваев. Он рисовал Масяню по вечерам и по выходным, публикуя мультфильмы на собственном сайте mult.ru. О том, что увлечение когда-нибудь перерастет в крупный анимационный проект, он тогда не подозревал.

Вообще же с flash-мультипликацией Куваев познакомился, когда работал в российском офисе студии Animation Magic Incorporated (американской компании по производству компьютерных игр). Надо сказать, что flash-мультипликация фактически сгубила бизнес этой компании в нашей стране – в 2000 году студии пришлось свернуть здесь свою деятельность. Как говорит директор по производству анимационной студии «Санкт-Петербург» Надежда Кузнецова, также работавшая в Animation Magic, после того как появилось ПО для создания flash и аниматоры узнали о его возможностях, компания стала напоминать «Республику Шкид», только вместо собственного журнала у каждого был авторский анимационный проект. Мультикам сотрудники уделяли больше времени, чем «работе на дядю Сэма». Кузнецова вспоминает Куваева как активного участника этой «бузы»: «Именно Куваев познакомил меня с flash. Он вошел в кабинет с диском в руке и заявил: “Все, что было до этой программы,– отстой!”»

Еще одна бывшая сотрудница Animation Magic, которую Куваев пристрастил к flash, Екатерина Горелова сейчас работает аниматором в «Мульт.Ру». «Классические аниматоры считают, что с помощью компьютера получается только мертвечина, а Куваев – бандит, – говорит Горелова. – На самом деле можно сделать отличную анимацию. Если позволит объем памяти компьютера».

После закрытия Animation Magic Куваев поработал некоторое время дизайнером в компании «Тотем-Игра», а затем вместе с бывшей коллегой Натальей Крузе (в настоящее время исполнительный директор «Мульт.ру») решил открыть студию flash-анимации и заняться созданием рекламных роликов для интернета и телевидения, а заодно и творческими проектами. Партнеры подсчитали, что для старта им понадобится два компьютера, офис и зарплата для двоих сотрудников, то есть для них самих. В денежном эквиваленте – $14,4 тыс. Эта сумма казалась партнерам астрономической.

На поиски инвестора ушло два месяца. Им стал владелец питерской компании «Лаборатория звука» Виктор Пастушенко. «Лаборатория» организовывала гастроли музыкальных исполнителей в формате «не для всех» (таких как Tricky или Горан Брегович), и Олег Куваев легко нашел общий язык с владельцем компании на почве музыкальных пристрастий. Решили, что 51% бизнеса будет принадлежать Куваеву, 49% – Пастушенко, который номинально стал гендиректором «Мульт.ру».

Креативная Масяня
Студия начала работу в январе 2001 года. К этому времени сайт, на котором Куваев выкладывал свои мультфильмы про Масяню, уже успел обрести популярность. Сайт привлекал от 10 до 30 тыс. посетителей в день, а после выхода новой серии – и того больше. Среди них попадались потенциальные клиенты. Они обращались в студию сами, обнаружив на сайте объявление о том, что создатели Масяни занимаются изготовлением рекламы. Масяня стала креативным лицом «Мульт.ру» и помогала студии получать коммерческие заказы. «Люди приходят сами, и напрягаться по этому поводу не нужно,– говорит Наталья Крузе.– Мы просто стараемся предоставить на сайте качественный продукт для развлечения. Портфолио там нет – только авторские проекты. Дело в том, что подавляющее число рекламных работ делается либо по сценарию заказчика, либо с его вмешательством в конечный результат. Мультики получаются уже не такие веселые и интересные. Поэтому портфолио мы высылаем уже после того, как человек заинтересовался нашим творчеством».

Первым клиентом «Мульт.ру» стал сотовый оператор МТС. В январе 2001 года рекламному отделу МТС понадобилось пять flash-роликов, посвященных «телефонным прибамбасам», таким как GPRS и SIM-медиа. Ролики демонстрировали на выставке в «Ленэкспо». Затем в «Мульт.ру» обратилась компания «Финко» – производитель косметики под брэндами Herbina, Lumene и Anytime. Для «Финко» студия изготовила несколько рекламных мультфильмов, вышедших затем в эфир на MTV и СТС. Потом были ролики для сайта розничной сети «Спортмастер», мультфильмы для сети магазинов «Фотоцентр», демонстрировавшиеся покупателям в торговом зале. Для ТРК «Петербург» студия изготовила около тридцати коротких мультфильмов, посвященных истории Петербурга.

«Мульт.ру» удалось также поработать для крупнейшего в Израиле интернет-провайдера 012 Next и для компании Genius – производителя компьютерной техники. Но больше всего из заграничных рекламных заказов аниматорам запомнилась работа с американской компанией Microleasing. Продвигая свой бизнес в странах Средней Азии, руководство Microleasing добилось встречи с президентом Азербайджана. Для создания непринужденной атмосферы перед встречей в Microleasing решили показать ролик, где мультперсонаж рассказывал о преимуществах лизинга. Через некоторое время мультфильм с той же целью был показан и президенту Казахстана.

Кстати, сотрудничество с Microleasing позволило Куваеву обзавестись всем необходимым для дальнейшей работы. Он взял в лизинг у компании Microleasing все дорогостоящее оборудование, которое сейчас есть в студии,– видеомагнитофон Betacam, видеокамеру и большой монитор для перевода компьютерных мультфильмов в телевизионный формат. За оборудование студия расплачивается до сих пор.

Опасные связи
Ошибочно считать производство мультфильмов, даже если это flash-мультфильмы, сплошным весельем. Шутки заканчиваются вместе с написанием сценария и раскадровкой, а потом начинается рутина. Хотя сам Куваев, например, во время работы постоянно отвлекается, много говорит и смеется после каждой сказанной фразы, даже если она не смешная. Но среди своих коллег он скорее исключение. Обычно аниматор за работой хмур и сосредоточен. Порой его сложно оттащить от монитора. Он знает, что если сегодня не выдать секунду анимации (именно столько способен нарисовать аниматор за день), то студия потеряет контракт. А контракты приносят «Мульт.ру» от $2 тыс. до $5 тыс.– в таком диапазоне колеблется стоимость тридцати секунд анимации в зависимости от сложности сценария, саундтрека и анимации (она может быть покадровая или лимитированная, то есть менее 24 кадров в секунду). Несмотря на высокие расценки (производство ролика у аниматора-любителя обошлось бы гораздо дешевле), благодаря популярности Масяни студия никогда не испытывала проблем с заказами.

Однако сам по себе персонаж прибыли не приносил. Аниматоры решили это исправить, сделав из Масяни полноценный брэнд, растиражировав ее образ на сопутствующей продукции. Для этого в 2002 году на паритетных началах с московским продюсером Григорием Зориным (бывшим сотрудником рекламного агентства D’Arcy) была создана отдельная структура ООО «Масяня». Олег Куваев передал Зорину права на коммерческое использование образа Масяни, а сам решил сосредоточиться на творческой работе.

Григорий Зорин сразу развил бурную деятельность. В частности, он заключил контракт с телеканалом НТВ на показ сериала «Масяня» в программе «Намедни», договорился с несколькими SMS-операторами о продаже логотипов с изображением Масяни.

Первые полгода «Мульт.ру» получала соответствующий процент с показов на НТВ (финансовые условия договоренности с Зориным в «Мульт.ру» не разглашают), после чего выплаты стали задерживаться, а затем и вовсе прекратились. Через полгода работы «вхолостую» Куваев подал в суд. Права на Масяню ему удалось вернуть себе лишь в июле 2004 года. За время судебных разбирательств Масяня появилась на банках с алкогольным коктейлем, футболках, упаковках с мороженым, открытках, постерах. Питерские издательства выпустили книги «Кулинария от Масяни» и «Здоровый секс от Масяни». Зорину также удалось продать права на персонаж каналу Муз-ТВ, где Масяню рисовали и озвучивали собственными силами.

Об этом периоде жизни своего мультперсонажа Куваев рассказывает, используя преимущественно ненормативную лексику. По его оценкам, Григорию Зорину удалось заработать на Масяне несколько сотен тысяч долларов, но это, как ни странно, вызывает уважение у аниматора. «Зорин, конечно, молодец,– говорит Куваев.– Провел большую работу, продал персонаж в кучу мест». Беспокоит Куваева другое: «Репутация персонажа, олицетворяющего собой студию “Мульт.ру”, была сильно подмочена. В компаниях, купивших права на Масяню, не заботились о соответствии персонажа его первоначальной концепции. Нам придется долго изгонять из массового сознания образ Масяни с Муз-ТВ, с ее сортирными шутками. Вместо нашего замечательного домика нам оставили пожарище.»

Мультипликационный конвейер
Сейчас Куваев планирует перезаключить договоры с бывшими партнерами Григория Зорина, но о МУЗ-ТВ речи не идет. «С ними мы не будем договариваться ни за какие деньги,– говорит Куваев.– Потому что они делают лабуду какую-то». Для всех остальных в «Мульт.ру» изготовят брэнд-бук – буклет, в котором Масяня будет изображена во всех ракурсах. Компания, подписавшая договор, будет обязана использовать только эти варианты изображения. Кстати, идея зарабатывать на продаже «сопутки» не нова. К примеру, flash-сериал «Смешарики» анимационной студии «Петербург» хоть и существует пока в основном на средства Госкино, но, по расчетам его продюсера Ильи Попова, в будущем будет окупаться как раз за счет продаж сопутствующих товаров.

В то же время «Мульт.ру» решила уходить от имиджа «студии одного проекта». В результате долгой судебной тяжбы, считают в компании, Масяня себя дискредитировала и потеряла привлекательность в глазах потенциальных клиентов студии. За последний год в «Мульт.ру» было создано еще три авторских flash-сериала. Все они выложены на сайте и, по словам Натальи Крузе, по популярности уже догоняют Масяню. Коммерческим использованием мультяшных образов теперь аниматоры предпочитают заниматься сами.

Еще в октябре 2003 года появился flash-сериал «Шесть с половиной», рассказывающий о жизни семи персонажей – подростков, один из которых вдвое ниже остальных,– отсюда и название сериала. Права на «Шесть с половиной» принадлежат сотовой сети «Связной», оплачивающей создание мультов и размещающей их на своем интернет-портале. По словам директора по рекламе «Связного» Алексея Чебатока, договариваясь с Олегом Куваевым о создании мультсериала, он преследовал две цели. Первая – формирование имиджа. «То, что мы поддерживаем смелые независимые проекты вроде „Мульт.ру”, имеет вполне определенный PR-эффект,– говорит Чебаток.– Отношение целевой аудитории к нам поменялось. Оно стало более доверительным». Вторая цель более прагматична. «Связной» рассчитывал увеличить число потенциальных покупателей своего интернет-магазина.

После того как сериал «Шесть с половиной» появился на сайте «Связного», количество его посетителей за месяц выросло с 3,5 тыс. до 6,5 тыс. А сейчас, спустя год после запуска проекта, на сайт «Связного» ежедневно заходят 8,5 тыс. пользователей. Продажи сети в интернете выросли более чем на 100%. По мнению Чебатока, традиционная реклама, пусть даже с использованием известных мультперсонажей, не дала бы такого эффекта. «Мы намеренно отказались от всего, что пропагандировало бы в мультфильмах „Связной”,– утверждает Чебаток.– Если мультфильм будет выглядеть как очередной независимый проект „Мульт.ру”, он заслужит большее доверие аудитории и будет ей гораздо интереснее».

Маргинальные приманки
На сегодня у «Мульт.ру» – уже несколько масштабных мультпроектов. Зимой 2003 года возник мультсериал «Магазинчик Бо» о приключениях инопланетного зайца. Сейчас по поводу «Магазинчика» Куваев ведет переговоры с MTV, но руководство канала согласно выкупить права на показ сериала лишь в том случае, если его герои появятся и на радио «Динамит FM» (радиостанция и телеканал входят в «Русскую Медиа-Группу»). Из-за этого дискуссия пока зашла в тупик. Проблема в том, что Куваев уже подписал соглашение с радио «Энергия» на озвучку Масяни в передаче «Чума». Масяня и Бо говорят одним и тем же голосом, потому появление Бо на «Динамит FM» приведет к конфликту интересов между радиостанциями. Куваев как всегда категоричен: «MTV подпихивает нам “Динамит”, но зачем нам радио, собственно? Мы же делаем мульты».

Вслед за «Магазинчиком Бо» студия разместила на сайте третий сериал – «Ежи и Петруччо». Это истории о двух персонажах, с которыми все время происходит «что-то бессмысленное, но при этом смыслом через верх переполненное». Основой сериала стало звуковое сопровождение, сделанное на радио «Ультра». Права на сериал в равной степени принадлежат «Мульт.ру» и радио «Ультра». Пристроить «Ежи и Петруччо», по признанию Куваева, будет нелегко. В телевизионный формат он не вписывается. По крайней мере, такой приговор сериалу вынес генеральный продюсер телеканала СТС Александр Цекало, когда зашла речь о возможности размещения мульта на СТС.

Впрочем, даже если «Ежи и Петруччо» так и останется внутристудийным проектом и не принесет прибыли, в «Мульт.ру» все равно будут продолжать его производство. «Нам нужны маргинальные мультфильмы,– говорит Куваев.– Они создают хорошее равновесие между коммерческими проектами и некоммерческими, которые наиболее интересны посетителям сайта». В свое время в качестве проекта-приманки выступила Масяня. Без таких маргинальных приманок, уверены в «Мульт.ру», у студии не было бы ни коммерческих заказов, ни поклонников.

ДОСЫЛ

Студия «Мульт.ру» была создана в январе 2001 года Олегом Куваевым и Натальей Крузе. Генеральный директор студии – владелец питерской компании «Лаборатория звука» Виктор Пастушенко. «Мульт.ру» на 51% принадлежит Куваеву и на 49% – Пастушенко. В штате компании восемь аниматоров, бухгалтер и юрист. Внештатно в студии работают около десятка фрилансеров. Это аниматоры, сценаристы, звукорежиссеры и актеры озвучки. Над созданием одного мультфильма работают 5–7 человек.

Студия занимается как авторскими некоммерческими проектами, так и заказными. Основной доход «Мульт.ру» получает от разовых рекламных заказов, мультсериала «Шесть с половиной», права на который принадлежат сети «Связной», и серии рекламных роликов для производителя модемов ZyXEL, с которым заключен трехлетний контракт.

Средство легкой анимации
«Каждый – художник»,– говорил немецкий художник-концептуалист Йозеф Бойс. Он обкладывал стулья кусками сала, заворачивал их в войлок, а результат гордо называл арт-объектом. Главной функцией современного искусства Бойс считал социальную реабилитацию. Чтобы каждый мог посмотреть и сказать: «Здорово, я тоже так могу!» А потом попробовать.

Так же как Бойс в 1960-е годы дал возможность любому почувствовать себя художником, компания Macromedia, выпустив в конце 1990-х программу Macromedia Flash, позволила каждому побывать в шкуре мультипликатора. Программа предназначалась для создания анимационных изображений и звуковых эффектов в сети интернет. С ее помощью можно «оживить» картинку, минуя большинство этапов классической анимации. Функции режиссера, фоновщика, контуровщика, звукорежиссера мог выполнять один человек. Для этого нужен был компьютер с невыдающимися техническими характеристиками, дигитайзер (соединенный с компьютером графический планшет) и минимальное умение рисовать. Стоимость лицензионного программного пакета Flash не превышала $600, тогда как популярная у голливудских аниматоров программа 3dMax обходилась в $8 тыс.

Аниматоры классической школы не спешили брать на вооружение новую технологию: отпугивала изначальная ориентированность программы на интернет. Специфика ограничивала художественные возможности Flash – рисунки получались двухмерными, с плоской заливкой. Существовал еще и психологический барьер. Художники десятилетиями рисовали на кальке или же пользовались громоздкими графическими программами, на освоение которых требовалось не менее года. А с Flash все стало намного проще.

Flash-анимация привлекла прежде всего любителей. Создание анимации требовало лишь свободного времени, и первыми flash-аниматорами стали подростки и студенты, а первые мультфильмы были несколько хулиганскими. Скоро в Европе появились специализированные фирмы, составляющие подборки из мультфильмов для демонстрации в клубах и кафе. Авторы продавали им права на использование своих мультов или же получали процент с прибыли. Это дало толчок к тому, что flash-анимацией занялись художники-профессионалы. Однако хулиганский дух flash-мультипликации уже стал традиционным. Наиболее профессиональным и креативным «флэшером» считается голландский рекламист Хан Хугербрюгге с циклом коротеньких мультов Neurotica, где главного персонажа постоянно преследуют страхи, например, страх остаться без сигарет.


Павел КУЛИКОВ
12.10.2004  Секрет фирмы

12.10.2004



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов