Интервью: Лучано Бенеттон, президент Benetton Group
"Семейный бизнес" - это очень хорошо"
Лучано Бенеттон, президент Benetton Group, не соответствует расхожему образу итальянского бизнесмена, созданному кинофильмами и итальянским премьер-министром Сильвио Берлускони. Седые кудри и мягкий взгляд делают его похожим на застенчивого профессора.
Но первое впечатление обманчиво. Когда в разговоре всплывают темы, которые его по-настоящему задевают, в глазах профессора мелькают стальные искорки, напоминающие собеседнику о том, что семья Лучано создала один из самых ярких брэндов на мировом рынке одежды и одну из крупнейших в Европе промышленных групп. Интересы Бенеттонов давно уже не ограничиваются производством одежды. Семейному холдингу Edizionе принадлежат акции средств массовой информации, промышленных, телекоммуникационных, инженерных и сельскохозяйственных предприятий, а также СМИ.
Через год-два Бенеттон намерен доверить оперативное руководство бизнесом Benetton Group наемным менеджерам. О том, почему семья Бенеттон решила перевести управление компанией на новые рельсы, президент Benetton Group рассказал Ведомостям.
Первый раз вы посещали Россию в 1997 г., когда Benetton только начинал здесь работать. Ваш второй визит связан с какими-то переменами в развитии компании? Может быть, вы собираетесь перевести российские магазины, которые сейчас работают по франчайзингу, под управление Benetton?
Действительно, я уже несколько лет не был в Москве, хотя давно собирался приехать сюда. Город очень изменился, стал более деятельным, более красочным.
Но я бы не сказал, что впереди какие-то кардинальные перемены в работе Benetton. В прямом управлении у нашей компании во всем мире находится очень мало магазинов всего лишь 2-3%. В странах, где мы работаем, мы делаем ставку на сотрудничество с местными партнерами, которые, как видно из практики, оказывают нам неоценимую поддержку. Этот порядок мы изменять не собираемся.
Вenetton единственный международный производитель модной одежды, который решился на крупные инвестиции в Россию. Ваших конкурентов Gap, H&M здесь вообще нет. Риск оказался оправданным?
За 10 лет работы мы поняли, что Россия это страна с очень большим потенциалом для предпринимателей, которые могут набраться терпения. Жители России очень тонко чувствуют моду и придают большое значение тому, как они выглядят, поэтому, я думаю, через несколько лет российский рынок очень сильно вырастет. Лет через 10 ваша страна станет одним из основных рынков для производителей модной одежды. Мы стартовали первыми, чтобы утвердиться на этом рынке и быть готовыми к росту. Естественно, начали с Москвы, но теперь посмотрите на карту России, где указаны города с нашими магазинами. По-моему, здесь была проведена хорошая работа (в России работают 107 фирменных магазинов Benetton, из них пять мегасторов принадлежат итальянской группе. Ведомости). Мы продолжим инвестировать в российский рынок.
Какую сумму компания планирует инвестировать в российские проекты?
Все будет зависеть от того, какие мы получим предложения и как будет оценивать рынок наше [российское] представительство.
Оливьеро Тоскани, с 1982 г. разрабатывавший рекламные кампании для Benetton, сейчас работает у российского пивовара Олега Тинькова. Креатив Тоскани на Западе оказался невостребованным?
Дело не в этом. Просто русский предприниматель сделал очень хороший анализ и понял, что такой творческий человек, как Оливьеро, подходит его бизнесу. И вообще, появление Оливьеро в России хороший знак, который показывает, что Россия двигается в правильном направлении.
Было ли ваше расставание с Тоскани связано с падением продаж Benetton в США и негативным отношением американцев к вашей рекламной кампании?
Эти события не были связаны. Конечно, американское общество пуританское, и их шокировала наша реклама с фотографиями приговоренных к смертной казни. Но наша кампания не была направлена против США, мы просто протестовали против смертной казни. Но подобное могло произойти с любой компанией.
Но сейчас рекламные кампания Benetton стали спокойнее. Время провокаций прошло?
Все хорошо в свое время. Сначала в рекламных кампаниях как провокация воспринималась фотография обнимающихся белой девочки и цветного мальчика, потом кадр новорожденного с неразрезанной пуповиной. Потом было кладбище погибших на войне. Но сейчас, кажется, люди привыкли к боли, к такой провокации, и их это не удивляет.
Мы верны своей политике поднимать в рекламе острые для общества темы, и проводим кампании, которые помогают в работе разным правозащитным организациям, например ООН. Три сезона назад мы проводили очень важную кампанию, против голода в странах третьего мира
Представьте себе, в некоторых странах родители отправляют детей в школу, только если там их покормят обедом. Сейчас мы готовим рекламную кампанию в защиту человекообразных обезьян. Если вы знаете, это обезьяны, ДНК которых на 99% повторяет ДНК человека.
Benetton основан вами, вашими братьями Джильберто и Карло и сестрой Джулианой. Кто из вас какую роль играет в управлении компанией?
Два года назад мы решили отойти от оперативного руководства компанией и передать бразды правления наемным менеджерам. Нам кажется, такая система более современна, надежна и безопасна. Потому что ошибки, которые делает владелец компании, сложно исправить. А если какие-то ошибки допускает менеджер, его можно заменить. И поскольку мы очень привязаны к созданной нами компании, мы хотим, чтобы в будущем она процветала.
Другие компании, пакетами в которых владеет наша семья, также управляются не членами семьи, а менеджерами, и эта структура управления доказывает свою работоспособность.
А ваши четверо детей или ваши племянники работают в компании?
Нет.
Почему? У них нет способностей к управлению?
Просто у них у всех другая работа.
Чем будут заниматься основатели Benetton, когда отойдут от управления группой?
О, мы все найдем чему посвятить наше время. Например, я, вместо того чтобы приезжать в Москву на два дня, смогу пробыть здесь неделю, свободно похожу по музеям. А так мне нужно завтра просыпаться в 8.30 и улетать из города. Вообще, буду делать все более спокойно и расслабленно. Я же очень много путешествовал, посещал разные страны, но на каждую тратил так мало времени, что теперь жалею об этом.
Я читала в одном из ваших интервью, что за 30 лет, в течение которых вы с братьями и сестрой работали в Benetton, вы побывали в гостях у сестры всего трижды. Теперь у вас изменились отношения с родственниками?
(Смеется.) Не помню, когда я это говорил, наверное, все-таки я посещал ее немного чаще. Сейчас мы часто видимся, но, может быть, действительно не так часто в ее, как в моем доме.
Ваше желание отойти от управления Benetton отчасти связано с усталостью? Или просто время семейных компаний проходит?
Нет-нет, семейный бизнес это очень хорошо. Мы отдали этой работе очень много времени и страсти, поэтому правильно будет уступить место более молодым. Сколько я себя помню, я всегда посвящал работе 10-12 часов в день. Я думаю, что будет правильнее, если более молодой человек с такой же энергией посвятит себя моей компании. Производство модной одежды это очень благодарный сектор экономики, где сейчас открывается много интересных возможностей. Например, освоение новых перспективных рынков Индии, Китая. Но чтобы выполнить эту задачу, нужна сильная и молодая команда.
Но вы же оставите какой-то бизнес для души?
Без дела я сидеть не буду. В последнее время я посвящаю много времени исследованиям в области культуры, учрежденный мною некоммерческий фонд сотрудничает с разными университетами и культурными организациями. Мне это очень интересно, поскольку сильно отличается от того, чем я занимался раньше. Другая часть моего нового бизнеса организация разных культурных мероприятий для жителей моего родного города Тревизо.
Вы уже выбрали того, кому доверите управление группой Benetton?
Это будет несколько менеджеров очень высокого уровня, все очень важные для компании.
Основатели компании и лично вы еще принимаете участие в управлении?
Я единственный из основателей, кто пока еще остался в компании. Уже работают новый генеральный и коммерческий директор, но никаких принципиальных изменений в структуре компании не произойдет.
Когда вы рассчитываете окончательно доверить группу менеджерам со стороны?
Это произойдет максимум через год-два.
По какому принципу вы будете подбирать менеджеров для своей группы? Какие критерии будут для вас решающими?
Не обязательно, чтобы это был дипломированный специалист. Важно, чтобы это был человек с характером, чтобы у него был энтузиазм, который выделял бы его из массы других претендентов.
В будущем Benetton перестанет быть семейной компанией?
В данный момент около 70% акций находится в руках семьи, и, я думаю, мы их сохраним.
По какому принципу выбирались компании для холдинга Edizione?
Это было достаточно случайно. Когда в Италии началась приватизация определенных предприятий, мы участвовали в тендерах и выкупали показавшиеся интересными проекты вместе с другими партнерами. Так мы приобрели, например, Autostrade (холдингу Edizione принадлежит 31,3% акций компании, занимающейся строительством и управлением платными автодорогами и инфраструктурой. Ведомости) и Autogrill (57,09%, ресторанная компания, управляющая сетью закусочных в аэропортах, на железнодорожных вокзалах и в выставочных, торговых и общественных центрах 14 стран. Ведомости).
Будете ли вы расширять свой холдинг, включать другие виды деятельности?
Думаю, что да.
Собираются ли прийти в Россию другие компании, контролируемые холдингом Edizione?
Определенные мысли у нас есть только по поводу [возможной работы в России] компании Autogrill, но ничего конкретного сказать пока нельзя.
Помимо итальянского вы говорите только по-французски. Почему вы не стали учить английский, язык международного бизнеса?
Когда я учился в школе, нам преподавали французский язык, а потом у меня просто не было времени, я управлял компанией.