Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Снимайся, кто может!

       Производство российских телесериалов и кинофильмов растет как на дрожжах. Однако телесериалы по-прежнему в дефиците, не говоря уж о кинопродукции. После небывалого успеха "Ночного дозора" выпуск кинопродукции, похоже, может приобрести промышленные масштабы. Своего пика этот процесс еще не достиг, а вот мощностей для производства уже не хватает. Время создавать кинофабрики.

Худо и бедно
       Для человека, далекого от кинобизнеса, процесс производства кино- и телепродукции кажется достаточно очевидным. Инвестор или заказчик дает деньги продюсеру под конкретный сценарий. Продюсер нанимает режиссеров, операторов, актеров и снимает фильм. Все. Какие могут быть проблемы?
       Сколько угодно. Ведь производство кино- и телефильмов невозможно без инфраструктуры -- павильонно-студийных комплексов, где фильм снимается, и монтажных лабораторий, где отснятый материал доводится до прокатных кондиций.
       Конечно, можно снимать и без павильонов -- используя квартиры, офисы, не говоря уж о натурных съемках на свежем воздухе. Однако наличие павильона оптимизирует весь процесс: во-первых, съемка ускоряется; во-вторых, качество ее возрастает. Большинство интерьеров и значительная часть экстерьеров в качественной кино- и телепродукции снимаются именно с использованием павильонов. При этом павильонные интерьеры смотрятся правдоподобнее интерьеров натуральных. Здесь играют роль и качество света (в павильоне его добиться проще), и большие возможности для съемок объекта в разных ракурсах, и многое другое. Помните помещение статистического управления в фильме "Служебный роман"? Этот интерьер был построен в одном из павильонов "Мосфильма". Без него не было бы кинохита. И именно такие павильонно-студийные комплексы сегодня в дефиците.

       Андрей Шмельков, первый заместитель генерального директора по производству киноконцерна "Мосфильм": В настоящий момент на "Мосфильме" в разной стадии производства находится около 160 различных кино- и телепроектов, а наши 13 павильонов загружены на 74%. Это высокий показатель, даже в советские времена загрузка не превышала 50%. В этом году даже летом, когда все, как правило, стараются снимать натуру, павильоны не простаивали -- чуть ли не впервые за всю историю "Мосфильма". Если сегодня ко мне обратится новый заказчик, то до конца года, например, я вряд ли что-то смогу ему предложить -- планировать павильонное время нужно за несколько месяцев до начала съемочного периода.
       Станислав Ершов, генеральный директор киностудии имени Горького: Павильонные площади сейчас в огромном дефиците, их загрузка на сегодняшний день составляет 80%. Главное для киностудии -- это не предоставление павильонной площади, а оказание полного спектра услуг в области кинопроизводства -- от строительства декораций до обработки пленки. В связи с этим студии более выгодны кинопроекты, нежели сериалы. Ведь съемочный период кинофильма занимает 45 дней, сериал же может сниматься в павильоне и два, и три, и четыре месяца.
       Сергей Зернов, генеральный директор компании "Центр национального фильма" (бывший "Центрнаучфильм"): То, что рынок не обеспечен услугами кинопроизводящих предприятий, это факт. От этого страдают и кино- и телепроекты. Силами традиционных кинокомпаний, существующих еще с советских времен, эту проблему никак не решить. У них громоздкая инфраструктура, большой штат, и им действительно не очень выгодно сдавать павильоны в долгосрочную аренду производителям сериалов, ведь работники, обслуживающие производственный процесс в этих павильонах, будут несколько месяцев простаивать. Эта проблема может быть решена только путем создания новых кинофабрик.

       Как сегодня выходят из положения производители фильмов?
       Игорь Толстунов, генеральный продюсер кинокомпании "Продюсерская фирма Игоря Толстунова": Например, для съемок кинофильма "Мама" мы арендовали пустые цеха рядом с фабрикой "Красный Октябрь". Но там не было никакой инфраструктуры для съемочного процесса. Проблема решается, но это вызывает рост бюджетов и затрат времени на тот или иной проект. И альтернативы пока нет. "Мосфильм", например, обеспечивает неплохие условия, но там очередь, а значит, дорого. Кроме того, существующие сейчас павильоны, как правило, не приспособлены для записи живого звука, что требуется при съемках телесериалов. Переоборудование ведется, но если бы на рынке появились какие-то альтернативные варианты, отбоя от заказчиков не было бы.
       Александр Акопов, генеральный директор компании AMEDIA: Павильоны ведь необходимы не только для производства фильмов, но для проведения ток-шоу, съемок рекламы. С этими задачами Москва худо-бедно справляется, в том числе за счет небольших павильонов, которые есть на телевидении, а вот с кино- и телесериалами просто беда. По нашим расчетам, в Москве для этих целей должно существовать примерно 45 павильонов, чтобы удовлетворить существующий спрос на такие услуги. Причем не просто павильонов, но павильонов со всей необходимой инфраструктурой. Реально таких павильонов не больше 20, и это при том, что многие из них по своим параметрам далеки от идеальных -- есть очень маленькие, есть плохо оборудованные. В общем, этого в любом случае очень мало.
       
Павильонно-плановое хозяйство

       В мире существуют различные схемы кинопроизводства. Одни кинокомпании используют свой павильонно-студийный комплекс только для производства собственной кино- и телепродукции. Другие, используя свои мощности для осуществления собственных проектов, оказывают подобные услуги для сторонних компаний. Например, компания Miramax Films, как и многие известные мировые гранды киноиндустрии, собственных мощностей для выпуска продукции не имеет, арендуя их у своих партнеров. Есть и те, кто зарабатывает только обслуживанием сторонних компаний, собственными проектами не занимаясь вовсе, и живут такие кинофабрики очень неплохо.
       Андрей Смирнов, президент компании Russian World Studios: Лет пять назад американские продюсеры приехали в Болгарию на киностудию "Бояна-фильм" -- хотели договориться о производстве кинофильмов под заказ. Что-то им там не понравилось, не договорились. Но совершенно случайно увидели заброшенный спорткомплекс, осмотрели его, остались довольны, привлекли около $5 млн, оборудовали там павильоны, и теперь эта новая студия процветает -- за эти годы там было отснято около 40 американских фильмов категории B. Такая же ситуация в Венгрии -- там сейчас на этих услугах специализируются две достаточно крупные киностудии. Раньше они занимались исключительно порнографией, теперь сдают свои мощности в аренду для производства различных международных проектов, и их бизнес процветает.
       Мысли о создании в России альтернативы "Мосфильму", то есть фактически новой кинокомпании, бродят уже достаточно давно. Еще в 1997 году группа "Мост" прорабатывала бизнес-план по созданию кинокомпании "Мост-фильм", но тогда эта идея так и не была реализована.

       Игорь Толстунов: Не так давно к нам ребята приходили, сказали, что завод покупают, будут киностудию строить. Мы их предложение приняли к сведению. Но у них что-то не сложилось, свернули проект.
       Впрочем, сегодня несколько проектов по созданию павильонно-студийных комплексов уже реализуется. Все они осуществляются крупными производителями отечественного "мыла": им нужнее всего.
       Елена Имамова, генеральный директор Творческого телевизионного объединения: Мы специализируемся на производстве телесериалов по заказу телеканала "Россия", долгое время сотрудничали и продолжаем сотрудничать с "Мосфильмом" и киностудией имени Горького, однако объем наших заказов возрастает. В прошлом году мы решили построить свой павильонный комплекс -- в первую очередь для своих проектов, конечно, хотя и возможность оказания павильонных услуг другим компаниям в условиях нынешнего дефицита, конечно, тоже не исключается. Весной 2004 года нашли завод "Темп", где раньше телевизоры производили. Сегодня один из павильонов на заводе уже полностью оборудован, мы в нем по заказу "России" снимаем 105-серийный проект "Кармелита". Два других павильона будут сданы в эксплуатацию в ближайшее время.
       Александр Акопов: Павильонно-студийный комплекс, который мы уже строим на одном из московских заводов, будет включать в себя 10 современных павильонов универсального типа, то есть пригодных и для теле-, и для кинопроектов. Общая стоимость проекта -- $20 млн. Эта сумма только на павильоны, не считая специального оборудования, мастерских по производству декораций и прочего. Собственно, несколько павильонов уже полностью переоборудованы, то есть обшиты звуконепроницаемой изоляцией, что позволяет снимать с живым звуком в хорошем качестве, оснащены специальными крепежными устройствами, осветительной техникой. Мы их уже используем для производства собственных проектов. В дальнейшем под проекты AMEDIA будет задействовано, по нашим расчетам, не более 30% всех площадей. Наш партнер, который инвестирует деньги в создание этого комплекса, с самого начала имел в виду, что этот комплекс будет использоваться не только компанией AMEDIA -- заказчики должны быть разные. Уверен, что так оно и будет. По крайней мере, переговоры с заказчиками уже ведутся, со многими уже достигнуты конкретные договоренности. Среди них есть и иностранные компании. По бизнес-плану, деньги, вложенные в комплекс, полностью окупятся за 6-7 лет. Проект того стоит.
       Планы создания павильонно-студийных комплексов сегодня вынашивают многие компании. Среди них, например, компания "Арт-пикчерс" Федора Бондарчука. Свой проект имеется и у Альфа-банка. Комплекс будет рассчитан как на собственные проекты принадлежащей Альфа-банку компании "Гамма-фильм", так и на проекты иных производителей кино- и телепродукции.
       Планируют увеличить свои мощности и традиционные операторы подобных услуг. Планы по строительству еще одного (14-го) павильона есть у "Мосфильма". Киностудия имени Горького приступила к реализации программы, связанной с модернизацией имеющихся павильонов и строительством и размещением дополнительных трех-четырех павильонов. Общий объем инвестиций для реализации данной программы составляет $15 млн, ведутся работы по поиску инвесторов. Заканчиваются проектные работы по строительству четвертого павильона (на 1000 кв. м) в компании "Центр национального фильма". Примерный объем расходов уже известен -- $1 млн.
       Но самые грандиозные планы строит Russian World Studios. Юрий Сапронов, главный продюсер: Нами уже достигнута договоренность с правительством Московской области о выделении 100 га земли под строительство киностудии в Подмосковье. Речь идет о 17 павильонах от 300 до 3000 кв. м, вспомогательных помещениях, студиях видео- и звукового монтажа, цехах по производству декораций, реквизита, пошивочном цехе и т. д. По сути, это будет киностудия полного цикла, у которой будет огромный потенциал для привлечения не только российских, но и международных проектов. Помимо студийного комплекса на территории планируется разместить гостиницу, ландшафтные парки, площадки для натурных съемок, жилой комплекс. Ее проектная стоимость -- $70 млн, расчетная окупаемость -- 5-7 лет. Также о строительстве аналогичной студии нами ведутся переговоры с правительством Ленинградской области.
       В общем, если хотя бы часть упомянутых проектов будет реализована, это может дать новый импульс отечественному теле- и кинопроизводству. А значит, кинофабричный бизнес, возможно, имеет самые радужные перспективы. Ведь только в сериалы сегодня вкладывается около $200 млн в год. Расходы на техническое сопровождение составляют от 30 до 50% бюджета, значит, уже сегодня рынок технических услуг по сериалам составляет от $60 млн до $100 млн. А может быть, и больше. Ведь потребность России в сериалах сегодня удовлетворяется лишь наполовину. Плюс кинопроизводство. Еще до "Ночного дозора" найти деньги под кинопроект было несложно, а после стало еще проще, то есть убеждать инвесторов в том, что кино может приносить немалый доход, уже не нужно. Рынок растет.
       Однако многие субъекты киноиндустрии относятся к бизнес-перспективам создания новых кинофабрик достаточно осторожно.
       
В нужное время в нужном месте

       Сергей Аврутин, генеральный продюсер студии "Медиаком" (Санкт-Петербург): С одной стороны, вроде бы очевидно, что подобные кинофабрики сегодня необходимы, технические услуги в этой сфере пока в дефиците. С другой стороны, если бы у меня были деньги, достаточные для создания такого комплекса, я вряд ли стал бы этим заниматься. И уж точно не стал бы рекомендовать вкладывать в это деньги своим друзьям. Ведь обычный павильон никому не нужен -- в конце концов, не такая уж проблема арендовать помещение на заводе или какой-нибудь ангар для этих целей. Все этим время от времени вынуждены заниматься, что, конечно, ненормально, но вполне терпимо. Нужен весь комплекс услуг, а это очень усложняет осуществление такого проекта. Я вот, например, совсем не уверен, что услуги такой кинофабрики будут значительно дешевле, чем услуги кинокомпаний в той же Восточной Европе, не говоря уж о качестве. А если так, то я, как производитель кинопродукции, лучше в ту же Болгарию поеду. А если речь зайдет просто о каком-нибудь павильоне средней руки, то можно отправиться в Минск или Одессу. Там павильоны относительно свободны, и многие российские производители этим пользуются. И кстати, где будет сниматься третья часть "Дозора"? Правильно, в США, на студии 20th Century Fox. Если проект высокобюджетный, всегда есть возможность поработать с западными кинокомпаниями; если низкобюджетный -- скорее всего, будут экономить, арендуя пустующие помещения.
       Впрочем, те, кто работал с западными компаниями, не так категоричны.
       Сергей Грибков, главный продюсер компании Top Line Production: Свой проект "Красная вода" с Николаем Фоменко в главной роли мы изначально собирались целиком делать в Европе. Ведь это фильм о легендарном повороте Eau Rouge, который находится в городе Спа в Бельгии, в Подмосковье такое не снимешь. Но съемки сцен в помещении, которые должны были осуществляться в Европе, мы все-таки перенесли в Москву. Это удобнее и значительно дешевле. Так что, разумеется, при всех существующих рисках проект по созданию кинофабрики может быть очень успешным уже сегодня.
       Игорь Толстунов: Мы не раз и не два становились заложниками дефицита свободных павильонно-студийных комплексов. В итоге проекты делались не так быстро, как нам хотелось бы, что, естественно, отражалось на их финансовой успешности. То есть спрос на такие услуги, разумеется, будет. Однако развитие подобного бизнеса во многом будет зависеть от правильного менеджмента. Например, сейчас некоторые проекты по созданию павильонных комплексов ориентированы в первую очередь на производство собственной продукции. Разумеется, все они планируют оказывать услуги и сторонним компаниям, однако на практике может иметь место конфликт интересов между производственной базой и собственной продюсерской компанией. Все-таки ты или кино производишь, или технические услуги по этому производству оказываешь -- это разные виды бизнеса. По этой причине наша компания заниматься этим в будущем не предполагает. Мы в первую очередь сосредоточены на производстве, и ни о каком проекте, который планируется реализовать только под обслуживание сторонних компаний, мне пока не известно.

       Впрочем, даже скептики отмечают, что их осторожность обусловлена в первую очередь тем, что успешных примеров создания новых кинофабрик в России пока не было. Сергей Аврутин: Это обычный рынок, здесь тоже действует закон о спросе, рождающем предложение. Рано или поздно ситуация с услугами в этой сфере изменится в лучшую сторону. А если кому-то удастся на этом неплохо заработать -- отлично!
       В то же время даже те, кто уже занимается созданием павильонно-студийных комплексов, понимают, что бизнес этот будет непростым по объективным причинам. Александр Акопов: Сейчас все говорят о "русском Голливуде". Но не надо забывать, что Голливуд -- это не только деньги, это в первую очередь 150 тыс. человек, с помощью которых эти деньги и зарабатываются. Кадры нам, конечно, придется воспитывать, эта проблема обычными инвестициями, к сожалению, не решается.
       Однако созданием полномасштабных кинофабрик бизнес в сфере производства кино- и телепродукции, разумеется, не ограничивается. Сегодня на рынке существует немало небольших компаний, которые специализируются на каком-то одном конкретном направлении. Кто-то оказывает монтажные услуги, кто-то предоставляет свет, другие специализируются на спецэффектах.
       Станислав Ершов: Таких компаний на первый взгляд очень много. Однако есть ряд направлений, которыми можно заниматься с большим коммерческим успехом в рамках единого производственного комплекса. Например, Dolby-студии. Сейчас оборудование для Dolby в Москве есть только на трех студиях, и судя по тому, что многие производители кинопродукции продолжают заказывать Dolby-звук в Европе, ниша эта не заполнена. Или, например, тиражирование копий. Сегодня тиражированием занимаются "Мосфильм", компания "Саламандра", наша лаборатория. Но этих мощностей не хватает, особенно если речь идет о том, чтобы быстро, в течение нескольких часов, отпечатать большое количество копий одного фильма перед его выходом в прокат. В итоге многие прокатчики печатают копии в Европе и даже в США. Безусловно, развитие данных направлений также может быть очень рентабельным. Именно поэтому до конца года нами будет запущена современная студия Dolby для перезаписи звука (стоимость проекта -- $1 млн), а также дополнительные мощности по тиражированию копий. Но это всех потребностей динамично развивающегося кинорынка, разумеется, не покроет.
       В общем, возможности для нового бизнеса в этой сфере есть, время для реализации этих возможностей сейчас самое благоприятное. Главное -- грамотно этими возможностями воспользоваться.


АЛЕКСЕЙ ХОДОРЫЧ
14.10.2004   Коммерсантъ

14.10.2004



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов