Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Интервью: Галина Ильяшенко, гендиректор ОАО "Седьмой континент"

"Доля больших сетей будет увеличиваться"

“Седьмой континент” — ровесник российской сетевой розницы, существующей немногим больше 10 лет. Многие события на этом рынке происходят впервые. Например, первое публичное размещение акций, которое “Седьмой континент” планирует провести в середине ноября. Гендиректор “Семерки” Галина Ильяшенко рассказала “Ведомостям”, почему компания решила выйти на биржу.

— Почему было принято решение о проведении IPО?

— Первое знакомство с рынком заимствований у нас состоялось при выпуске облигаций. Нас устраивали процентные ставки, которые мы тогда выплачивали. Но облигации погашены, и новым этапом станет привлечение акционерного капитала.

Мы рассчитываем приобрести определенное know-how, работая как публичная компания, и готовы заплатить за это определенную премию рынку. К тому же IPO подразумевает долгосрочное финансирование, которое позволит нам совершать приобретения. Наконец, нынешние ставки по кредитам для нас неприемлемы.

— Будут ли акции “Седьмого континента” торговаться на западной бирже?

— Мы выходим на российскую биржу, и говорить о дальнейших планах несколько преждевременно. Но мы будем рассматривать и вариант выхода на западную биржу, и для этого у нас почти все готово. В конце октября — начале ноября будет опубликована отчетность ОАО “Седьмой континент” за 2002-2003 гг., составленная в соответствии с международными стандартами (МСФО), а с 2005 г. мы будем публиковать ежеквартальную аудированную отчетность по МСФО.

— Вы планируете провести роуд-шоу не только в России, но и в Европе…

— Мы полагаем, что спрос будет главным образом сформирован иностранными институциональными инвесторами, так как они обладают значительным опытом работы с компаниями в нашей отрасли. Но мы рассчитываем привлечь интерес и со стороны российских инвесторов, в том числе физических лиц.

— А можете ли вы назвать дату размещения и цену акций?

— Дата определится к середине ноября. К этому же времени совет директоров установит цену, по которой будут размещаться акции. В принципе, цена, которую определили для размещения акций по преимущественному праву, — 265 руб. за акцию. Эта цена соответствует стоимости акционерного капитала компании на уровне $585 млн. Мы можем незначительно, максимум на 11,1%, повысить ее.

В свободное обращение будет выпущено 15% существующего уставного капитала оператора розничной сети ОАО “Седьмой континент”. Такой объем размещения оптимален для решения задач, которые стоят перед компанией на ближайшие 12-18 месяцев.

— Почему вы решили выйти на фондовый рынок именно сейчас?

— Компания готова к размещению, а рынок на подъеме. Кроме того, средства, полученные при продаже акций, мы планируем использовать уже в следующем году.

— Как вы собираетесь использовать привлеченные средства — почти $80 млн?

— Деньги будут использованы на расширение сети магазинов традиционных форматов, и в особенности активно развивающегося формата “Семь шагов” (“магазин возле дома”). Значительных вложений потребует и развитие нового формата “гипермаркет” — первый такой магазин мы планируем открыть в марте 2005 г. Часть средств может быть также направлена на приобретение магазинов и других сетей.

— Какими активами располагает ОАО “Седьмой континент”?

— К основным нашим активам относятся торговое оборудование, товарные запасы, а также профессиональный менеджмент. Компания не владеет недвижимостью, так как является оператором розничной торговли. Мы считаем более эффективным финансировать аренду, чем замораживать капитал, инвестируя в недвижимость.

Такая практика широко используется западными компаниями, особенно в Великобритании. Например, крупнейшая британская сеть Tesco в апреле создала совместное предприятие с риэлторской компанией Topland. СП приобрело некоторые объекты недвижимости у Tesco и передало их ей обратно в аренду. Подобное намерение озвучила сеть Sainsbury, а Somerfield, скорее всего, профинансирует с помощью аналогичного механизма приобретение 120 магазинов Morrison, работающих под маркой Safeway.

К нашим активам относятся также торговые марки, зарегистрированные после разделения магазинов сети “Седьмой континент” на форматы. ОАО “Седьмой континент” принадлежат четыре торговые марки — “Седьмой континент”, “Седьмой континент — Пять звезд”, “Семь шагов” и “Наш гипермаркет”.

— Но раньше торговые марки не принадлежали “Седьмому континенту”. Когда и у кого вы их выкупили?

— Действительно, ранее ими владело ЗАО “7К Инвест-Холдинг”, компания — акционер ОАО “Седьмой континент”. Мы выкупили их в октябре, при подготовке к IPO.

— Во сколько “Седьмому континенту” обошлась эта покупка?

— Это была выгодная сделка. А стоимость брэндов будет указана в меморандуме, который мы опубликуем в конце октября.

— Какие компании входят в группу “Седьмой континент”?

— В группу входят ОАО “Седьмой континент” и четыре его дочерние компании, в каждой из которых ему принадлежит более 99% акционерного капитала.

ООО “7К-Доставка” занимается доставкой продуктов, ООО “7K Развитие и эксплуатация” — техническим обслуживанием торгового оборудования и зданий, а также отвечает за открытие новых магазинов сети. ООО “Седьмой континент-Р” было создано для регионального развития. Сейчас он управляет одним магазином в Московской области, а в дальнейшем в сферу его деятельности будет входить развитие гипермаркетов, с которыми компания пойдет в регионы. А “Седьмой континент-РТ” — это управляющая компания розничного оператора.

— “Перекресток” расстался со службой доставки “77”, мотивировав это тем, что бизнес неприбыльный. Ваша служба доставки приносит доход?

— В 2002 г., когда служба доставки только начала работать, это был имиджевый проект, направленный на продвижение марки “Седьмой континент”. Но со временем проект стал выгодным с точки зрения бизнеса. В первой половине 2004 г. ежедневно в службу обращалось в среднем 200 человек. Это дополнительный товарооборот, привлечение новых покупателей и увеличение лояльности постоянных клиентов.

— Какое отношение к группе имеют “7К Инвест-Холдинг” и “Столичные гастрономы”?

— “7К Инвест-Холдинг” владеет 100% ОАО “Седьмой континент”, а также 27% ОАО “Столичные гастрономы”. Основные акционеры “7К Инвест-Холдинг” — это Владимир Груздев и Александр Занадворов и члены их семей, владеющие по 50% минус одна акция.

“Столичные гастрономы” — это одна из компаний, у которых “Седьмой континент” арендует недвижимость под свои магазины.

— А Юрий Гаврилов и Евгений Мыльников, которым раньше принадлежало 8% и 7% акций “7К Инвест-Холдинг”, остаются его акционерами?

— Нет. В результате реструктуризации акционерного капитала, происходившей в рамках подготовки к IPO, они продали свои доли существующим акционерам.

— Считается, что “Седьмой континент” аффилирован с МДМ-банком. Какие на самом деле между вами отношения?

— Насчет аффилированности информация недостоверная. “Седьмой континент” вместе с МДМ-банком выпустили так называемую кобрэндинговую пластиковую карту, расплачиваясь которой в магазинах сети покупатели получают 5%-ную скидку на приобретаемые товары. Это единственный проект, который связывает нас с МДМ-банком.

— А вы лично являетесь акционером компании?

— Нет, ни я, ни другие менеджеры не являемся акционерами. Но мы сознаем, что участие в капитале могло бы стать важным мотивационным фактором, и планируем введение опционов для менеджмента.

— Год назад Груздев стал депутатом Госдумы. Это как-то помогает компании?

— Это накладывает на компанию дополнительную социальную ответственность.

— Пытался ли “Седьмой континент” через Думу как-то защищать отечественных ритейлоров?

— Мы, как и любая другая компания, работаем и в этом направлении. Если какие-то вопросы возникают и их решение относится к юрисдикции Государственной или Московской думы, то мы обращаемся туда.

— В совет директоров “Седьмого континента” вошел основатель Объединенной финансовой группы (ОФГ) Борис Федоров. Ранее он никогда не участвовал в проектах, связанных с розничной торговлей. Чем вы его заинтересовали? Тем, что ОФГ будет андеррайтером размещения?

— Мы предложили Федорову должность независимого члена совета директоров, потому что в России и на Западе его знают как экономиста и защитника прав миноритарных акционеров.

ОФГ стала андеррайтером в результате тендера. Они, например, как никто, сильны в аналитике сектора потребительских товаров.

— Почему “Седьмой континент” работает только в Москве? Планируете ли выходить в регионы?

— Москва для нас — стратегически важный рынок. Он самый большой в стране, причем в последние годы сектор организованной торговли рос здесь самым высоким темпом. Чтобы укрепить свою конкурентную позицию, мы считали целесообразным не распылять ресурсы, расширяя сеть в регионах. Но в ближайшие годы мы планируем начинать региональную экспансию, открывая гипермаркеты и магазины традиционных для сети форматов.

— В ваших гипермаркетах будет прослеживаться какая-то связь с “Седьмым континентом” — в оформлении, в цвете?

— Нет, не будет.

— Разве не лучше показать связь с раскрученным брэндом?

— Гипермаркет — это другая концепция, другое соотношение ассортимента товара и площади магазина, поэтому назвать его по аналогии с традиционными форматами “Седьмым континентом” было бы не совсем правильно с точки зрения покупательской аудитории, которую мы хотим привлечь в наш гипермаркет. К слову, продукция под частной маркой для гипермаркетов будет запускаться также под торговой маркой “Наш”.

— А какая площадь будет у первого гипермаркета?

— Общая площадь — 8800 кв. м, торговая — 5200 кв. м. Порядка 1000 кв. м займет галерея арендаторов.

— Это будет похоже, например, на “Ашан” по ценам?

— Да, это будет формат, аналогичный Auchan. А цены… — приходите в “Наш гипермаркет”, сами все увидите.

— Но ведь тогда по ценам “Наш” будет конкурировать с остальными форматами “Седьмого континента”. Не будет ли здесь конфликта интересов? И что позволит поддерживать в гипермаркете “Наш” такие же цены, как в “Ашане”? Это ведь специальные технологии…

— Магазины “Седьмой континент” и “Наш гипермаркет” рассчитаны на различную аудиторию и организованы в соответствии с различными бизнес-концепциями. Если вы привыкли ежедневно совершать небольшие покупки рядом с домом, то вам удобно зайти в магазин около дома — в наши “Семь шагов”. Если вы живете в центре, то, скорее всего, вы выберете гастрономы “Седьмой континент — Пять звезд”.

Гипермаркет рассчитан на комплексную, семейную покупку на несколько дней. Отсюда более широкий ассортимент, особенно непродовольственных товаров, чем в наших традиционных форматах. А более выгодная для покупателя цена достигается за счет большего объема закупок.

— Гипермаркетом будет управлять команда “Седьмого континента”?

— В каждом подразделении, например в департаменте маркетинга, службе закупок, появились дополнительных специалистов, чтобы курировать гипермаркеты.

— Сколько составляет средний чек в “Седьмом континенте”? Продажи с квадратного метра площади?

— По данным управленческой отчетности компании за 2003 г., средний чек с учетом налогов составил около 376 руб., а продажи на 1 кв. м торговой площади — около 21 600 руб. в месяц с учетом налогов. Это средний показатель по всем форматам, в которых мы работаем. Мы считаем, что это хороший показатель.

— Он лучше, чем в других сетях?

— Другие операторы не раскрывают своих данных, поэтому объективно оценить степень эффективности их работы довольно сложно.

— А как вы оцениваете сделку по присоединению “Петровских”?

— Мы считаем условия сделки выгодными. С собственниками сети — группой “БИН” — мы заключаем договоры аренды 17 магазинов, приобрели торговое оборудование этих магазинов и выкупили товарные остатки. Мы также предложили сотрудникам перейти на работу в “Седьмой континент”. Планируется, что 15 магазинов начнут работать в рамках сети “Седьмой континент” в этом году, а еще два откроются в начале следующего. 13 из них будут открыты в формате “Семь шагов”, два — в формате “Универсам”, а два — в формате “Пять звезд”.

— Эта сделка не была приурочена к грядущему IPO?

— Сделки по “Петровским” и “Семен Семенычу” не связаны с IPO, а входят в стратегию развития компании, предполагающую как органический рост путем открытия магазинов, так и приобретение розничных сетей.

— Много ли в Москве осталось маленьких сетей, которые интересны для поглощения?

— Мы ведем переговоры с рядом московских сетей на предмет возможного приобретения, но пока не готовы озвучивать их названия.

Думаю, что в ближайшие пять лет будут происходить концентрация, слияния и объединения, аналогичные тем, которые происходят на Западе. Это объективный процесс. Сегодня пять крупнейших ритейлоров, по нашим оценкам, контролируют около половины московского рынка сетевой торговли продуктами питания. Очевидно, доля больших сетей будет увеличиваться.


БИОГРАФИЯ

Галина Ильяшенко родилась в 1964 г. в Москве. В 1985 г. закончила финансовый факультет Московского института народного хозяйства им. Плеханова. После института работала на московских предприятиях экономистом, главным бухгалтером. В 1995 г. стала финансовым директором ОАО “Седьмой континент”. 1 октября 2003 г. назначена гендиректором и председателем правления ОАО “Седьмой континент”.

О КОМПАНИИ

Первые три магазина под брэндом “Седьмой континент” открылись в центре Москвы в 1994 г. После 1998 г. сеть переориентировалась на более широкий круг покупателей, а в 2003 г. произвела разделение своих магазинов на три формата, ориентированных на различные категории покупателей: стандартные супермаркеты “Седьмой континент — универсам”, магазины формата “рядом с домом” — “Семь шагов” и элитные супермаркеты “Седьмой континент — Пять звезд”. В сеть “Седьмой континент” входит 58 магазинов, а количество покупателей превысило в 2003 г. 33 млн человек. По оценке Объединенной финансовой группы, сеть входит в пятерку крупнейших продуктовых ритейлоров России.
Выручка ОАО “Седьмой континент”, торгового оператора одноименной сети, в 2003 г. выросла по сравнению с предыдущим годом на 37% до $342 млн. В первой половине 2004 г. выручка увеличилась на 42% до $226 млн. Прибыль (EBITDA) в 2003 г. составила $16 млн, а в первой половине 2004 г. — $18 млн. Чистая прибыль компании увеличилась с $9 млн в 2003 г. до $11 млн в первой половине 2004 г. (все данные без учета НДС и налога с продаж).
Владельцами “Седьмого континента” являются на паритетных началах бывший руководитель Собинбанка Александр Занадворов и депутат Госдумы Владимир Груздев.


Юлия Ярош
19.10.2004  Ведомости

19.10.2004



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов