Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Мыловары

Российских зрителей заставят полюбить отечественные сериалы. Потому что других не будет

В новом телевизионном сезоне три самых рейтинговых канала представят зрителям сразу два десятка новых российских сериалов. За редким исключением никакого принципиально нового продукта никто из телегигантов не придумал: по сведениям «Новых Известий», весь «прайм-тайм» будет снова отдан сериалам – уже снятым, снимающимся сейчас и тем, которые еще только будут сниматься. Понять столь навязчивое увлечение телевизионщиков этим жанром можно – ведь речь идет о целой индустрии бизнеса с годовым оборотом около 150 млн. долларов.

Еще семь лет назад сериального бизнеса в России не было. Каналы закупали мексиканское, американское и бразильское «мыло», а потом удачно «отбивали» на рекламе деньги, затраченные на покупку. Судите сами: одна серия «Санта-Барбары» стоила 12–14 тыс. долларов, а на вечерней рекламе с ее показа можно было выручить до 50 тыс. зеленых. Плюс утренний рекламный блок при повторе. Отечественная киноиндустрия находилась тогда в полном упадке. Съемочные павильоны студий пустовали, толпы актеров, режиссеров и сценаристов ходили без работы...

Не было ни гроша, да вдруг дефолт

И вот грянул кризис 1998 года, который, как оказалось позже, стал отцом и матерью отечественного сериала.

Дело в том, что после дефолта закупать за рубежом «теленовеллы», как их называют в Латинской Америке, стало накладно. Первое время ТВ-каналы отчаянно пытались выкрутиться, заполняя сетку старой доброй киноклассикой. Однако вынужденная мера эффекта не принесла. Выяснилось, что большинство зрителей смотрит классику весьма выборочно. В итоге от телевизионщиков стали уходить рекламодатели. Выход нашли быстро – собственные сериалы.

Выгода была очевидна. На заре развития российского сериального бизнеса можно было снять отечественное «мыло» и за 10–15 тыс. долларов за серию, что сопоставимо с ценой одной серии иностранного производства. Однако каналы быстро сообразили, что своя продукция может стать товаром «многоразового использования»: удачный сериал можно продать или поставить в сетку и через два года или, используя удачную идею, снять продолжение. Заработать можно и на «продакт плейсмент» – косвенной или скрытой рекламе, когда героев заставляют на экране пить напитки раскрученных брендов или ездить в авто определенных марок.

Впрочем, первый опыт был удручающим, но затраты все равно окупались интересом зрителей к новинке. С 1999 года ТВ-каналам можно было рапортовать и о весьма удачных в финансовом плане проектах. Например, бюджет одного из первых российских сериалов «Зал ожидания» составлял 500 тыс. долларов (по 50 тыс. за серию). При этом Первый канал выручил на рекламе при первом показе 2 млн. долларов, при втором – 1 млн. Еще один рейтинговый сериал «Улицы разбитых фонарей» при бюджете в 600 тыс. долларов (по 25 тыс. за серию) «отбил» при показе на ТНТ около 1млн. зеленых. Затем были выпущены видеокассеты, выручка от продажи которых составила еще 2 млн. долларов. И уже потом права на показ были проданы Первому каналу ориентировочно за те же 600 тыс. долларов.

Аппетит приходит в прайм-тайм

С 2001 года начинается генеральное наступление российских сериалов на сетку вещания ТВ-каналов. В 2002 году общая стоимость их выпуска составила более 40 млн. долларов. В 2003 году национальный рекорд был побит – 70 млн. Нынешний год ознаменовался новой рекордной суммой в 150 млн.долларов.

Впрочем, дорожает и само производство. Сейчас средняя цена за одну снятую серию колеблется в пределах 30–100 тыс. долларов. Но есть и супертяжеловесы. Например, одна серия популярной «Бригады» обошлась в 500 тыс. долларов. Выручка, по некоторым данным, составила десятки миллионов зеленых. Однако, как и у любого быстро развивающегося бизнеса, в этом деле есть свои издержки, от которых страдает прежде всего потребитель.

Проведем нехитрую исследовательскую работу. Возьмем программу телевидения и подсчитаем для начала, сколько всего сериалов идет на главных каналах. Ну, например, в понедельник. Итог будет потрясающим. На Первом канале – 10 сериалов, на «России» – 9, на НТВ и вовсе 11. Из всей лидирующей троицы больше всего любит отечественные сериалы канал «Россия» – в ежедневной эфирной сетке их можно насчитать восемь штук. Затем идет НТВ – шесть отечественных сериалов, потом ОРТ – 4. Импортная «мыльная» продукция в сетке тоже есть, но зрительно почему-то создается ощущение, что отечественные артисты буквально живут в телевизоре. Особенно остро это чувствуется, когда по одному каналу наш популярный артист играет честного следователя, а на другом в это же самое время наблюдаешь его в образе бандита.

В итоге у многих уже не раз возникало ощущение пресыщенности нашим телепродуктом. А все из-за того, утверждают специалисты, что отечественные сериалы захватили самое популярное телевизионное время – вечернее. Не верите – проверьте.

Импорт нам не нужен

Программные директора государственных телеканалов объясняют засилье отечественных сериалов в «прайм-тайме» их высокими рейтингами. Впрочем, тут же вспоминается известная не только среди телевизионщиков присказка: если у меня в доме будет одно окно, ручаюсь, у него будет самый высокий рейтинг. Так что же заставляет каналы упорно ставить в самое смотрибельное время только «мыло», «мыло» и еще раз «мыло» родного производства? Несколько причин. Во-первых, сами каналы вкладывают деньги в производство, и, если очередной шедевр вдруг поставить не в «прайм-тайм», затраты не окупятся прибылью от рекламы.

Во-вторых, в коллекции каналов просто нет свежих зарубежных сериалов. Весь импорт, который еще остался в российском эфире, изрядно подержанный: производства трех-четырех, а то и пятилетней давности. При этом, если перед программной дирекцией любого канала поставить вопрос: купить качественный западный сериал или за те же деньги снять наш, выберут непременно последнее. Потому что если закупать, скажем, в США, процесс прост и не интересен: мы им деньги, они нам – товар. А тут все в своих руках, масса дел, согласований, договоров. Как приватно рассказывают сами телевизионщики, бывали случаи, когда еще до начала съемок половина бюджета оказывалась уже оприходованной. При этом стоит отметить, что бум «мыльного» производства в России приносит выгоду только на внутреннем рынке. Лишь несколько наших сериалов были проданы для показа за рубеж. Получается, как у классика нашей сатиры: они сами производят, а потом сами же все это потребляют.

В поисках темы

Еще один явный недостаток отечественного сериала – тематика. Названия говорят сами за себя: «Штрафбат», «Сармат», «Спецназ», «Бандитский Петербург», «Диверсант», «Отряд особого назначения»…

Впрочем, тому есть вполне внятное финансовое объяснение. Для съемок на другие темы нужны идеи, которых, по признанию самих же телевизионщиков, просто нет. Поэтому каналы периодически и устраивают конкурсы на лучший сценарий к сериалу. Кроме того, технически снять серию на криминальную или детективную тему можно гораздо быстрее, чем на тему межличностного общения. В «стрелялках» главное – зрелищность, и редко когда нужна особо тщательная сценарная работа. Продюсерам же в свою очередь важна скорость производства.

Между тем снижать объемы производства отечественных сериалов никто не собирается. По оценкам экспертов, потенциальная емкость сериало-часов (с/ч) на российских каналах – 6 тыс. в год. Сейчас мы производим около 3,5 с/ч в год. Для того чтобы образовалась необходимая конкуренция, нужно снимать как минимум 15 тыс. с/ч. Этот рубеж российские производители одолеют не раньше чем через три года. Вот тогда будет жизнь…

Справка «НИ»

По данным исследовательской группы «Комкон–Медиа», первое место по охвату аудитории уверенно занимает Первый канал: 86,7%, второе – у канала «Россия» (78,4%), третье – у НТВ (56, 6%). За безусловными лидерами российского ТВ-рынка, по данным TNS Gallup Media, идут СТС, ТНТ, REN-TV. При этом мониторинг всех исследовательских компаний твердо показывает, что у отечественных сериалов на этих каналах самый большой рейтинг. Впрочем, иначе и быть не может – 80% эфирного времени трех ведущих каналов страны под сериалы как раз и отданы. Среди них более половины – отечественного производства.

КОММЕНТАРИИ

Наталья ФАТЕЕВА, актриса:

– Я смотрела сериал «Бригада», видела неплохой сериал «Закон», мне не удалось посмотреть сериал Коли Досталя «Штрафбат». Я перечислила те телевизионные продукты, которые достойны внимания зрителя. Но когда, переходя с канала на канал, слышу пустые голоса, вижу бессмысленные сюжеты, я тут же стремлюсь выключить телевизор и никогда его больше не включать. Причина в том, что у нас нет сериалов полноценных, ярких, у нас есть «мыло», на котором зарабатывают деньги. О каком искусстве может идти речь, если каждое новое телевизионное «чтиво» снимают с рекордной быстротой, а актеры, пусть даже талантливые, появляются сразу в трех-четырех проектах? В таком единообразии нет места не то что искусству, но даже вещам, к нему сколько-нибудь приближенным. Когда я еще активно снималась в телевизионных картинах, и намека на огромные гонорары не было. Приходилось ездить по глубинке и зарабатывать себе на жизнь творческими вечерами. Сейчас, снявшись в сериале, ты становишься телевизионным продуктом для масс и зарабатываешь на этом огромные деньги. Впрочем, даже нынешние «национальные герои» смогут делать это, только пока на их стороне молодость и здоровье. Поэтому завидовать их положению не стоит, хотя некоторым актерам прошлого поколения это может показаться обидным и несправедливым.

Наталья КРАЧКОВСКАЯ, актриса:

– Сериалы производятся очень быстро, а искусство тем и отличается от бутафории, что впопыхах никогда не делается. Оно не укладывается в конкретные временные рамки, потому что идея для экранизации должна пройти множество трансформаций, прежде чем попасть на ленту. Когда снимали «Клубничку…», мне приходилось учить текст за одну ночь. А на съемочной площадке не было ни эмоций, ни движения, ни жестов – все очень технологично и быстро. Это не искусство, а способ заработать деньги. Зачем скрывать, я тоже снималась в сериалах. Но при всем при этом мне лично очень обидно, что сериалы однотипны. Посмотрев их один вечер, боишься выйти на улицу, опасаясь, что в тебя или кирпич пошлют, или пристрелят в подворотне.


АНАСТАСИЯ САМОТОРОВА
21.10.2004  Новые известия

20.10.2004



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов