Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Интервью: Сергей Кузьмин, президент холдинга Ritzio, оператора сети игровых залов "Вулкан"

"В России масса объектов для поглощения"

Физик-ядерщик, выпускник Чикагской бизнес-школы Сергей Кузьмин руководит бизнесом с не самой однозначной репутацией — сетью игровых автоматов. Первые игровые залы “Вулкан” появились в России еще в 1992 г., но новая жизнь у сети началась в 2002 г., когда ее владельцем стал кипрский офшор Ritzio Entertainment Group (на рынке уверены, что за ним стоит экс-владелец OlBi Diplomat и бывший акционер “Евразхолдинга” Олег Бойко). По словам Кузьмина, новый владелец уже инвестировал в развитие “Вулкана” более $100 млн. И это только начало: “восприятие игорного бизнеса меняется”, утверждает президент Ritzio и рассчитывает, что к 2009 г. оборот компании достигнет $1 млрд, — тогда можно будет провести размещение акций на Лондонской или Нью-Йоркской фондовой бирже.

— Когда появилась сеть “Вулкан”?

— В 1992 г. Другое дело, что холдинг Ritzio начал формироваться только в 2002 г. Между этими событиями с сетью практически ничего не происходило, шло вяло текущее развитие рынка игрового бизнеса. Компания развивалась за счет внутреннего ресурса — в Америке это называют семейным бизнесом. В 2002 г. это была маленькая компания, которая имела меньше 1000 автоматов примерно в 40 залах. Даже брэнда не было, было только название.

Два года назад рынок дозрел до того, что на нем стало возможно создать крупную профессиональную компанию. Тогда “Вулкан” выкупили люди, которые понимали, что такое крупная компания и что такое профессиональная команда. С этого момента мы говорим о холдинге Ritzio.

— Вы можете открыть имена прежних владельцев “Вулкана”?

— Нет. Была куплена серия мелких компаний, они были сведены в один холдинг, на него была поставлена команда управленцев.

— Почему ваши акционеры решили заняться игорным бизнесом именно в 2002 г.?

— Для прихода на рынок крупного капитала и профессиональных управленческих команд нужен определенный уровень зрелости рынка: во-первых, понятные правила игры, во-вторых, достаточный объем. Мы принципиально не занимаемся бизнесами, которые не имеют потенциала выйти на объем продаж выше $100 млн. На развитом рынке могут оперировать две-три сильные компании, отсюда получается, что его минимальный объем — $500 млн.

— Кому принадлежит Ritzio Entertainment? На рынке компанию связывают с экс-владельцем OlBi Diplomat Олегом Бойко.

— Основными владельцами являются кипрская компания Wolff Investment Limited, которой принадлежат 60% акций, американский инвестиционный фонд Lambert, у которого 15%, 15% принадлежат менеджменту холдинга, еще 10% — физическим лицам — гражданам США, близким к Lambert. Учитывая общий имидж России плюс имидж игрового бизнеса, у меня нет полномочий раскрывать имена частных инвесторов — бенефициаров Wolff Investment Limited, в число которых входят не только российские, но и иностранные граждане. Связь холдинга с г-ном Бойко также имеется.

— Как выглядел рынок в 2002 г.?

— На рынке уже были “Джекпот” и “Суперслотс”. Мы решили, что брэнд “Вулкан” ориентирован на людей со средним доходом, постоянно проживающих в районе зала или казино. Если “Джекпот” больше ориентирован на людей, проходящих около метро, “Суперслотс” — на приехавших в специальное место развлечься, то “Вулкан” сразу же сделал ставку на людей, которые хотят развлечься по дороге с работы домой. А дальше все довольно просто: мы стараемся ставить качественные автоматы, обеспечивать достойный уровень сервиса, вносить идеологию большой компании, чтобы все работало как в “Макдоналдсе”. На самом деле сейчас конкуренция не так уж велика: все потребители по большому счету ходят во все сети. Игрок может проиграть в “Вулкане”, а завтра пойти в “Джекпот” в надежде, что ему повезет. И все три компании скажут, что они позиционируются в премиум-сегменте. Потому что в Москве, не говоря уж о России, полно залов, где стены голые, вывеска слабая, оператор невоспитанный и т. д.

— Сколько новые акционеры инвестировали в развитие сети?

— Более $100 млн. Это только собственные средства акционеров и фонда, не считая кредитов и займов.

— Кто задает тон на российском рынке игорного бизнеса?

— Мы, “Джекпот” и “Суперслотс”. Наша доля рынка составляет около 18%, “Джекпота” — 13-14%, “Суперслотса” — 5-6%. (По оценке “Джекпота”, на долю компании приходится 23% российского рынка в физическом выражении, “Вулкан” занимает 18%, “Суперслотс” — около 5%. — “Ведомости”.) Если будет принят новый закон об игорном бизнесе, крупных компаний станет больше. Этот рынок уже более-менее состоялся, в него будут инвестировать.

— Каков объем этого рынка?

— Мировой рынок оценивается в несколько миллиардов долларов. По оценкам Deloitte, индустрия азартных развлечений стабильно привлекает 1-2% ВНП (валового национального продукта тех стран, где она разрешена. — “Ведомости”). Помимо тех двух сегментов, в которых оперируем мы, — казино и игровых залов — в эту индустрию входят еще лотереи и тотализаторы.

Deloitte оценивает годовой оборот российского рынка примерно в $900 млн, моя оценка чуть выше — где-то $1 млрд. Эта оценка включает в себя только игровые залы и казино. Из них порядка 50% приходится на лидеров, остальное — на мелких игроков. На Москву приходится около 45% рынка, остальное — на регионы. К 2008 г., по оценке Deloitte, рынок должен вырасти до $2,3 млрд.

— Насколько сильно зарегулирован игорный бизнес в России?

— Даже в отсутствие закона об игорном бизнесе есть более 10 федеральных актов, которые регулируют рынок. Западный опыт показывает, что с течением времени регулирования будет только больше. У законодателей есть два пути. Первый — как мне кажется, более правильный — выглядит так: государство требует от операторов только прозрачности и социальной ответственности. Другой путь, как в Германии, предполагает максимальное зарегулирование отрасли вроде бы с целью излечить людей от этой вредной привычки. Но такие действия ведут только к уходу отрасли в тень. Государству надо понять, что игорный бизнес — очень хороший источник дохода для бюджета.

— Как устроен бизнес игровых автоматов?

— Это сервисный бизнес, основанный, как ни странно, на доверии. Его успех определяют два компонента. Один — это развлекательная часть. Это похоже на кино, хотя есть и специфика, многие приходят за адреналином. Второй компонент — доверие, здесь мы скорее аналог банка. Если вы выиграли, то хотите быть уверенными, что выигрыш вам отдадут, не скажут, что автомат сломался, и т. п. Прибыль складывается из проигрышей игроков, расходы тоже понятны: оборудование, аренда зала, персонал, продвижение, региональная экспансия.

По статистике 26% населения склонны к играм, которые вырабатывают адреналин, но только 4% испытывают к этому реальный интерес и меньше 1% могут быть подвержены тому, что называют игроманией. Если вы когда-либо ощущали желание прыгнуть с парашютом, вы тоже наш потенциальный клиент.

— Как привлечь эти 26%?

— Нужны, во-первых, атмосфера безопасности, во-вторых, добропорядочности, в-третьих, чистота, комфорт и вежливый персонал. И, конечно, клиенту должно быть интересно. Мы ориентированы не на тех, кто пытается выиграть, — они и сами придут. Мы ищем людей, которые считают, что поход в зал — интересное развлечение.

— И сколько каждый оставляет в игровом зале?

— Это зависит от места, но в среднем не больше 300 руб.

— Каковы стоимость оборудования и срок его окупаемости?

— Один игровой аппарат стоит примерно $8000-10 000, окупаем мы его за два года. Оборудовать зал стоит порядка $550 000, из которых около $450 000 придется на оборудование, в среднем в зале около 50 автоматов.

— Как вы продвигаете свои услуги?

— Мы тратим на продвижение 3-5% оборота. Суммарный бюджет у нас порядка $10 млн, причем на прямую рекламу приходится меньше половины этой суммы. Больше всего мы тратим на дополнительные розыгрыши: люди, которые проводят определенное количество времени в зале, получают билеты, потом устраивается лотерея, где разыгрывается, например, автомобиль.

— Какие российские регионы для вас ключевые?

— Наиболее интересны Петербург, Новосибирск, Екатеринбург и Саратов.

— Когда наступит насыщение российского рынка?

— Если темпы роста ВВП сохранятся, то года через два в Москве наступит насыщение. В остальной России — примерно через пять лет.

— Есть ли у вас планы по выходу на международные рынки?

— К 2007 г. мы должны оперировать в 10 странах. Это, кстати, поможет нам снизить страновые риски. Пока у нас слишком большой процент бизнеса приходится на Россию.

— Какие рынки для вас наиболее интересны?

— Польша, Румыния, Болгария, четвертая страна пока обсуждается. Нам интересно было бы выйти в Испанию, так как это большой и доступный для иностранных инвесторов рынок.

— Как вы планируете выходить на западные рынки?

— Будем покупать небольших операторов. Уже сейчас мы купили одну небольшую компанию в Западной Европе, называть ее пока не буду.

— Вы оперируете на разных рынках под разными брэндами. Будете переходить на единую торговую марку?

— Пока нет. Игрокам иногда надоедает “Вулкан”, и они идут в другую сеть. Поэтому есть смысл иметь несколько сетей даже в одном городе. Три месяца назад создали второй брэнд игровых залов — “Миллион”. Мы развиваем его в регионах, где уже есть залы “Вулкана”, например в Подмосковье и Новосибирске. Так же мы действуем в Прибалтике и на Украине. Это удобно с точки зрения охвата аудитории: “Миллион” позиционируется ниже “Вулкана”, поэтому конкурирует с местными операторами.

— Вы выпускаете облигации на 1 млрд руб. На что их потратите?

— Нашей чистой прибыли не хватит даже на закупку оборудования для таких темпов развития, а у нас есть планы по покупке региональных операторов: в России их 2500, так что есть масса объектов для поглощения.

— Когда Ritzio проведет IPO?

— Примерно через пять лет. Часть акций мы разместим на российском рынке, часть — на Лондонской или Нью-Йоркской бирже.

— Какой пакет вы планируете разместить?

— 20-25%. Мы надеемся, что к моменту IPO капитализация компании достигнет $1 млрд. И хотим получить премию около 50%.

— А инвесторы рискнут вкладываться в игорный бизнес?

— Лас-Вегас в 1950-х гг. начинался на деньги мафии, сейчас это никого не смущает. Восприятие игорного бизнеса меняется, а через пять лет оно изменится еще сильнее.


О КОМПАНИИ

Холдинг Ritzio Entertainment Group — крупнейший в Восточной Европе оператор игровой индустрии, владеет несколькими сетями игровых залов и казино на территории России, Украины, Казахстана и стран Балтии. В начале октября 2004 г. в управлении Ritzio находилось около 490 игровых залов, оборудованных более чем 21 400 игровых автоматов, шесть казино и два развлекательных центра. Согласно данным бухгалтерской отчетности по МСФО, предоставленным руководством холдинга, продажи Ritzio в 2003 г. составили $131 млн, EBITDA — $89 млн, консолидированные активы — $129 млн.

БИОГРАФИЯ

Сергей Кузьмин родился в 1963 г. В 1985 г. окончил Новосибирский государственный университет по специальности “физика”, в 1991 г. получил ученую степень доктора наук в Институте ядерной физики г. Новосибирска. В 1999 г. с отличием окончил программу МВА в University of Chicago Business School.
В 1991 г. создал компанию — производителя компьютерной техники “Нонолет”. С 1993 г. возглавлял американский инвестиционный фонд Russian Investments Solution. С 1995 г. специализируется на стратегическом управленческом консультировании. Сотрудничал с рядом крупных российских и международных компаний, в частности “Евразхолдингом” и Motorola. С апреля 2003 г. — президент холдинга Ritzio. Является членом совета директоров американской компании Mercury Air Group (специализируется на обслуживании самолетов в аэропортах). Женат, имеет троих детей.


Николай Дицман
27.10.2004  Ведомости

27.10.2004



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов