FoodMaster по-французски
Приход европейского инвестора, как ожидается, благоприятно скажется на казахстанском рынке молочных продуктов
В начале октября в молочной промышленности Казахстана появился новый мощный игрок. Французская компания Lactalis приобрела заводы компании FoodMaster International в Казахстане, Молдове и на Украине. Официально сумма сделки не раскрывается. По имеющейся информации, 80% акций FoodMaster продал американский инвестиционный фонд Agribusiness Partners International, стоявший у истоков создания этого крупного пищевого холдинга. Еще часть акций Lactalis приобрела у менеджмента компании. Стоимость сделки эксперты оценивают примерно в 45-50 млн долларов.
Интерес к казахстанскому заводу FoodMaster потенциальные инвесторы проявляли уже давно. Известно, что российская компания "Вимм-Билль-Данн Продукты Питания", рассматривая возможность работы на рынке стран Центральной Азии, учитывала, в числе прочих вариантов, предложение по приобретению этой компании. Однако в итоге топ-менеджеры "ВБД" отдали предпочтение заводу "Бишкексут" в соседней Киргизии, который ныне является одним из основных конкурентов FoodMaster на казахстанском рынке молочных продуктов. Возможность прихода в Казахстан через приобретение FoodMaster рассматривали также "Юнимилк" и "Данон".
Генеральный директор FoodMaster-Казахстан Сакен Сейфуллин говорит о том, что на сделку с Lactalis он согласился потому, что увидел, "это серьезная компания, они собираются работать на рынке, а не купить, чтобы потом продать". На вопрос о доле проданных акций г-н Сейфуллин отвечать не стал, заявив лишь, что теперь FoodMaster получила статус "казахстанской компании с французским капиталом". Не были озвучены и суммы планируемых инвестиций в техническое усовершенствование заводов, однако Сакен Сейфуллин утверждает, что "это будут миллионы евро". Инвестиции пойдут в первую очередь на модернизацию оборудования. Что же касается кадрового вопроса, то в Lactalis удовлетворены уровнем специалистов FoodMaster. В планах французской компании не стоит смена руководства или сокращение штата. "Мы хотим повысить объемы продаж продукции в Казахстане и на Украине, а затем и в других странах, для того, чтобы повысить рентабельность производства", - заявил "Эксперту Казахстан" глава отдела внешних связей компании Люк Морелон.
Lactalis является вторым по мощности производителем молочной продукции в Европе с передовыми технологиями производства, которые будут внедрены и на заводах FoodMaster. Компания специализируется на выпуске сыров, в частности, под брэндом President. В Lactalis, рассчитывая на свой многолетний опыт и высокое качество производимых продуктов, уверены, что у них получится поднять продажи молочных продуктов в Казахстане и соседних странах.
Новый инвестор не имеет планов избавляться от местного брэнда, по-прежнему реализуя молочную продукцию под торговой маркой FoodMaster. "Это хороший брэнд, и он хорошо известен казахстанским потребителям", - говорит г-н Морелон. Новые продукты, такие как сыр для фондю, будут сначала привозить из Франции, а затем производить по французским технологиям в Казахстане, причем реализовывать их предполагается также под привычной казахстанцам торговой маркой.
Вместе с тем, брэнды французской компании также появятся в нашей стране. В настоящее время неизвестно, какие именно из продуктов Lactalis будут представлены в Казахстане По словам г-на Сейфуллина, сейчас ведется активная работа по изучению рынка, которая закончится к концу этого года.
Сейчас в Казахстане в основном реализуются сыры французской компании. Торговая компания Green House поставляет в местные магазины линейку продуктов President. Этот товар является ассортиментным для Green House, поэтому его предполагаемая потеря не представляет серьезной угрозы для их бизнеса.
Местные производители молочной продукции положительно оценивают покупку казахстанской компании европейским инвестором. "Они начнут работать лучше, мы начнем подстраиваться под них", - считает Абен Рахимжанов, коммерческий директор компания АО "АДАЛ". "Интерес европейского инвестора к казахстанской компании - это знак того, что наш рынок движется в нужную сторону. Для наших проектов это тоже очень хорошо, поскольку это положительно влияет на капитализацию нашего бизнеса, способствуя интеграции в международный рынок. К тому же это поднимет конкурентную среду на новый уровень. Хотя, конечно, для нас, как производителей, жизнь будет усложнена", - говорит Кайрат Мажибаев, президент Resmi group, структурным подразделением которой является компания Raimbek, производитель молока "Айналайын".
В настоящее время в Казахстане производится 4 млн тонн молока в год, причем, согласно данным республиканского агентства по статистике, объемы производства ежегодно увеличиваются на 5%. Вместе с тем, по данным маркетингового отдела Resmi group 70% молока остается незадействованным в промышленном производстве. Кроме того, показатели среднедушевого потребления молока в Казахстане ниже, чем в европейских странах. Если в Казахстане средний житель потребляет 61 литр молока в год, то, например, в Финляндии, этот показатель составляет 173 литра. Таким образом, у республики есть серьезный потенциал развития молочной промышленности, а европейские технологии Lactalis укрепят позиции FoodMaster. На продуктовом рынке Казахстана, по данным "БРИФ Бизнес Аналитика", компании принадлежит 20% продаж молочной продукции. Рост годового оборота компании в 2003 году составил 47%, а в 2004 году - 29%.
С 2000 года производство
молока увеличивается на
5%
| 2000 | 2001 | 200
2 | 2003 |
Произведенное молоко,
тыс. тонн
| 3730,2 | 3922,9 | 4109,8 | 4316,7
|
Прирост в % к
предыдущему
году | 105,52 | 105,17 | 104,76 | 10
5,03 |
Источник: Агентство РК
по
статистике |
Александр Колмаков
28.10.2004
Журнал Эксперт