ОСАГО без тормозов
Кому нужна "автогражданка"
Первый в России обязательный массовый страховой продукт – ОСАГО не оправдал возложенных на него надежд власти и бизнес-сообщества. «Автогражданка» так и не смогла «вытянуть» находящийся в простое российский страховой рынок. Более того, к введению нового вида страхования оказалось не готово ни население, ни государство, ни сами страховщики, много лет лоббировавшие появление ОСАГО.
«Кто сказал, что ОСАГО станет локомотивом страхового рынка? Нет, именно обязательная «автогражданка» паровозом проехалась по всему нашему сектору…» – невесело усмехнулся представитель одной из крупнейших российских страховых компаний, комментируя «Ко» результаты введения в России нового вида страхования.
Появившееся более года назад обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) не позволило заработать на этом бизнесе операторам рынка, не помогло выработать лояльность населения к страховым продуктам. Наконец, вопреки оптимистичным прогнозам, ОСАГО не дало ожидаемого импульса развитию страхового дела в России.
Страховые счеты
Еще задолго до июля прошлого года, когда закон об ОСАГО вступил в силу, страховщики оценивали объем нового рынка в $1,5 – 2 млрд. Для отрасли, совокупный объем которой в прошлом году составил $15 млрд, средства, полученные от продажи договоров по ОСАГО, являются довольно значительными. Поучаствовать в обеспечении всех автовладельцев соответствующими полисами решили не только крупные страховщики, но и мелкие компании, прежде не замеченные в особой любви к автострахованию (сейчас ОСАГО в России занимаются 166 страховщиков).
Другое дело, что во всем мире ОСАГО является социально ориентированным проектом государства и по определению не приносит прибыли страховщикам. Например, через три года после введения обязательной «автогражданки» в странах Восточной Европы убыточность бизнеса достигала 100%, а в Италии этот показатель сейчас составляет 111%.
Рассчитывая тарифы по ОСАГО, государства изначально не учитывают интересы страховщиков. Более того, по российскому законодательству компания может оставлять себе не более 5% доходов – все остальное она обязана отчислять в резервный фонд.
Прекрасно понимая, что сверхприбылей на ОСАГО не заработаешь, многие российские страховщики все же включились в борьбу за клиентов в надежде как можно больше заключить договоров по обязательной «автогражданке».
Зачем страховщикам заведомо убыточный бизнес? Расчет был прост. ОСАГО, будучи по сути первым в России обязательным массовым продуктом по страхованию, стало для компаний единственной возможностью привлечь в непопулярный бизнес новых клиентов. И, заполучив лояльную клиентскую базу, попытаться продать им другие, более рентабельные страховые продукты (так действует система перекрестных продаж – кросс-селлинг).
«Обязательное страхование гражданской ответственности в абсолютном большинстве стран носит скорее имиджевый характер и преследует цель предоставления своим клиентам максимального спектра услуг», – говорит заместитель генерального директора РОСНО Дмитрий Попов.
Между тем дополнительными страховыми услугами может заинтересоваться лишь тот клиент, который остался доволен работой страховщика. Видимо, поэтому особого эффекта кросс-селлинга страховщики не увидели.
Единственный небогатый «урожай» страховщики уже собрали: продажи сопутствующей услуги КАСКО (угон + ущерб) в среднем на рынке выросли на 20 – 40%. Однако этим, похоже, эффект от ОСАГО и ограничился.
Поэтому можно считать, что в целом расчет на кросс-селлинг не оправдался. Впрочем, сами страховщики достаточно спокойно относятся к своему провалу. По их мнению, для того чтобы метод перекрестных продаж заработал, должно пройти несколько лет. Вопрос лишь в том, будут ли компании к тому времени так же, как сейчас, активно «вкладываться» в обязательную «автогражданку».
Предвыборные риски
Не оправдалась и социальная миссия ОСАГО. Введение обязательной «автогражданки» население восприняло как новый побор со стороны государства.
Редкий автолюбитель остается довольным качеством и скоростью выплаты страхового возмещения. Ежедневно в Федеральную службу страхового надзора (ФССН) поступает 20 – 30 обращений от недовольных работой компаний клиентов.
По данным РСА (Российского союза автостраховщиков – профобъединения компаний, занимающихся ОСАГО), больше всего клиенты жалуются на затягивание компаниями выплат (45,6% недовольных). По закону страховщик должен заплатить деньги клиенту не позже чем через 15 дней с момента получения всех необходимых для выплаты документов. Реально же этот процесс довольно часто затягивается на месяцы. Второе место в рейтинге РСА занимает отказ в выплате страховой компенсации (19,3% клиентов). Наконец, 12% автолюбителей не устраивают слишком низкие выплаты.
Страховщики своей вины в этом не видят и считают основной причиной «проволочек» нерасторопность органов ГИБДД, которые оказались не готовы к такому объему работы. Например, чтобы оформить убыток в связи с аварией, россиянам приходится не только часами ждать выезда «гаишника» на место аварии, но целыми днями простаивать в очередях, чтобы попасть в группу разбора в подразделениях инспекции.
Еще одной причиной непопулярности ОСАГО стали прошлогодние предвыборные «метания» депутатов Госдумы предыдущего созыва, а также неопределенность с введением штрафных санкций за отсутствие полиса. Народные избранники, выступая за снижение тарифов или вообще (в угоду избирателям) за отмену «автогражданки», внесли в ряды автолюбителей смятение. Граждане, не успевшие застраховаться, надеялись на отмену закона и до последнего откладывали покупку полиса. А те, кто купил полис, не могли понять, обманули их или нет. Все это сыграло против страховщиков – вместо ожидаемого ажиотажа в офисах компаний царила пустота.
Дальше – больше. Когда стало ясно, что «автогражданку» все-таки не отменят и в новом году, как и задумывалось, за отсутствие полиса будут штрафовать, у страховщиков началась «полевая страда». Из почти 8 млн договоров ОСАГО, заключенных в последние три месяца года, большая часть была оформлена в предновогодние две недели. От желающих застраховаться не было отбоя. Многие страховщики, в частности «Росгосстрах», «Ингосстрах», РОСНО, собирали деньги даже в выходные. В начале года снова наступила тишина в офисах страховщиков: накануне уже президентских выборов Владимир Путин пообещал россиянам понизить тарифы, благополучно «забыв» об этом после переизбрания на второй срок.
Прошлогодняя неразбериха не заставила государство более внимательно отнестись к ОСАГО. До сих пор нет единой информационной базы по всем ДТП, что стимулирует рост мошенничества со стороны недобросовестных клиентов. С 1 июля текущего года начала действовать система «бонус-малус», предусматривающая повышение или понижение взноса в зависимости от числа страховых выплат. Однако, если клиент, виновный в одном или нескольких ДТП, при перезаключении договора поменяет страховщика, при этом сообщив ему, что прежде нигде не страховался, это никак нельзя будет проверить.
В конечном итоге компании пытаются, и довольно успешно, сократить убытки за счет клиентов, используя любые «лазейки», чтобы не платить возмещение. Отчасти на это их провоцирует отсутствие предусмотренных законом нормативных актов – правительство должно было их рассмотреть еще в прошлом году. Например, до сих пор не существует службы независимой технической экспертизы, поэтому компании имеют возможность на легальных основаниях занижать размер выплат.
Кроме того, государство до сих пор не знает, что делать с клиентами тех страховщиков, у которых отзываются лицензии. Процедура передачи портфелей договоров другим компаниям пока не разработана, и рынок имеет о ней самое отдаленное представление.
Недавно ФССН выявила семь страховщиков, уставные капиталы которых ниже предписанной законом нормы. Названия «нарушителей» держат в секрете. Правда, как заверяет глава ФССН Илья Ломакин-Румянцев, лидеров рынка среди них нет.
Негативную роль сыграло и фактическое отстранение РСА от исполнения своих прямых обязанностей –«пропаганды» закона. Согласно результатам проведенного в апреле нынешнего года компанией «АСТО-Гарантия» опроса, около 5% столичных и подмосковных автомобилистов даже не знали о введении обязательной «автогражданки».
Критическая масса
Автострахование хоть не приносит дохода, зато требует крупных инвестиций в инфраструктуру. С каждым годом требования клиентов к качеству продуктов и сервиса будут повышаться. Поэтому в долгосрочной перспективе активно развивать этот бизнес, даже с учетом возможного роста перекрестных продаж, решатся очень немногие страховщики. По словам президента Национальной страховой группы (НСГ) Юрия Решетняка, его компания из-за неопределенности будущего ОСАГО изначально выбрала консервативную стратегию ведения обязательной «автогражданки». Поэтому как до, так и после вступления в силу закона об ОСАГО доля НСГ на российском рынке автострахования составляет не более 1% (в общем портфеле договоров НСГ – менее 10%).
ОСАГО не должно доминировать в портфеле страховщика. Если больше половины бизнеса компании – это автострахование, то страховщику сложно оставаться устойчивым. «Я думаю, что 50% – это критический порог для любой компании, даже крупной», – считает Решетняк.
Позволить себе оптимистичные настроения относительно будущего ОСАГО могут лишь лидеры отрасли. Первый заместитель генерального директора «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров, ссылаясь на мировой опыт, считает автострахование устойчивым бизнесом, если портфель компании состоит из не менее 1 млн договоров. И вообще чем больше страховщик заключил договоров по ОСАГО, чем больше клиенты рассредоточены по территории страны, тем «ровнее» убыточность бизнеса.
Пока страховщики очень осторожно комментируют свои убытки по ОСАГО, ссылаясь на недостаточную статистику, и ждут середины 2005 года – тогда закончатся сроки действия договоров, заключенных в первый год действия обязательной «автогражданки». Тем не менее объективная статистика уже свидетельствует о том, что из года в год убытки страховщиков будут только расти. Всего через три месяца после введения ОСАГО, в октябре прошлого года, убыточность этого бизнеса составляла 2 – 3%, а к началу 2004-го 6 – 9%. Иными словами, через несколько лет российские страховщики догонят своих западных коллег, у которых убыточность ОСАГО «зашкаливает» за 100%.
Так что российским страховщикам есть чего опасаться. И если «автогражданка» как маркетинговый инструмент, развивающий другие виды страхования, себя не оправдает и в будущем, то заниматься ОСАГО уже будет некому.
В погоне за «золотым руном»
Безусловным лидером рынка стал «Росгосстрах» – обладатель самой широкой в стране агентской сети. На долю компании приходится около 40% клиентов по ОСАГО, ее сборы за первый год действия «автогражданки» составляют около 17 млрд руб. Чтобы «захватить» рынок ОСАГО, Росгосстрах создал обслуживающую «автогражданку» инфраструктуру, благодаря чему в России работают более 230 центров по урегулированию клиентских убытков. А один из рекламных роликов, направленный на стратегическое продвижение и узнаваемость брэнда, обошелся страховщику в $10 млн.
В отличие от «Росгосстраха», избравшего довольно агрессивную стратегию захвата рынка, многие другие страховщики, в том числе и крупные, отнеслись к ОСАГО с осторожностью. Так, один из лидеров страхового рынка РОСНО решил развивать этот бизнес лишь спустя полгода после начала действия закона (по итогам первых трех месяцев компания заняла всего 13-е место по объему собранной премии). Страховщик провел новую акцию, рассчитанную на владельцев дорогих иномарок с мощностью двигателя более 100 лошадиных сил – самый лакомый сегмент для страховщика. За символический $1 компания предложила купить дополнительное покрытие, равное 1 млн руб. (для сравнения: по закону страховая сумма или лимит ответственности страховщика составляет 400 000 руб.). Эта акция позволила компании выйти на 9-ю позицию, собрав свыше 1 млрд руб.
Практически одновременно с РОСНО «Ренессанс Страхование» разработала еще более привлекательный продукт – полис добровольного страхования автогражданской ответственности, который стоит тот же $1, зато обеспечивает покрытие, равное 10 млн руб. В отличие от РОСНО эффект от этой акции оказался незначительным. Компания не вошла даже в топ-двадцатку крупнейших страховщиков по ОСАГО.
Еще дальше пошла «Россия». С сентября компания начала предлагать дополнительные продукты не только своим, но и чужим клиентам, недовольным сервисом своего страховщика (а таких немало). Страховщик предоставляет всем пострадавшим в авариях по вине своих клиентов 20-процентную скидку на страхование имущества и 15-процентную – на покупку полиса по страхованию гражданской ответственности при эксплуатации недвижимости. Расчет «России» довольно прост: «чужие» клиенты могут стать «своими».
Наталья Гайдаш
01.11.2004
журнал Компания