Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Пропуск на рынок

Серьезнейшим препятствием для российского несырьевого экспорта служит сегодня проблема сертификации отечественных товаров. Без активных действий государства ее не решить

Заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов на прошлой неделе сообщил о правительственных планах поддержки малого бизнеса. В 2005 году на эти цели будет выделено 1,5 млрд рублей, а кроме того, правительство обещает оказывать помощь малым предприятиям в получении площадей, банковских кредитов и в сертификации продукции.

Если о налоговых проблемах малого бизнеса и сложностях в получении "малышами" кредитов последние два-три года говорится много, то тема сертификации - новая. Однако сегодня именно отсутствие сертификатов служит камнем преткновения для предприятий малого и среднего бизнеса, пытающихся выйти со своей продукцией на международные рынки. По самым скромным оценкам экспертов, Россия теряет десятки миллионов долларов из-за отсутствия у отечественных экспортных товаров паспорта соответствия мировым стандартам. Особенно сильно страдает малый и средний бизнес. "Проблема сертификации актуальна прежде всего для малых и средних предприятий, поскольку крупный бизнес в силу больших финансовых возможностей и длительного опыта работы эту проблему для себя в основном уже решил", - говорит заместитель директора Всероссийского НИИ сертификации Иван Чайка.

Как это работает

Реклама

Львиная доля российских товаров экспортируется в страны Европы, поэтому наиболее остро стоит вопрос их соответствия именно европейским стандартам. "Цели системы стандартизации и сертификации продукции в ЕС -. это, с одной стороны, техническое регулирование единого внутреннего рынка, а с другой - закрытие внутреннего рынка и регулирование импорта, что помогает внутреннему производителю в борьбе с конкурентами. Европейский союз выработал такую политику в области оценки соответствия, чтобы сбалансировать необходимость свободного обращения товаров на едином внутреннем рынке ЕС с требованием гарантировать 'высокий уровень охраны здоровья, обеспечения безопасности и защиты окружающей среды, а также защиты интересов потребителя'", - объяснил "Эксперту" руководитель отдела сертификации продукции компании "СЖС Восток Лимитед" Андрей Коваль.

Существует обязательная система сертификации, которая как раз и служит целям защиты интересов потребителя - без соответствия этой системе товар вообще не может продаваться на рынке. Кроме того, применяются различные системы добровольной сертификации, которые служат местным производителям как инструмент защиты от конкуренции. "Если ваш товар продается в Европе только с маркировкой, подтверждающей соответствие обязательной сертификации, а аналогичный товар другого производителя имеет дополнительно маркировки о прохождении добровольных сертификаций, то потребитель, скорее всего, остановит свой выбор на последнем товаре, - объяснил Иван Чайка. - Последнее время таких дополнительных систем сертификации становится все больше и больше".

Соответствие европейским требованиям по стандартизации позволяет российским производителям без дополнительных усилий выходить со своей продукцией не только на европейский рынок. "Многие страны уходят от национальных требований по сертификации и принимают модель, близкую к европейской, - говорит Андрей Коваль, - поскольку большинство стран требует соблюдения именно европейских стандартов на продукцию. Даже в Америке наравне с национальными системами действуют европейские сертификационные модели. Они плавно переходят в системы национальной сертификации. Это актуально для пищевой продукции, товаров медицинской техники и многих других".

В зависимости от вида продукции (от сложности, от величины риска, связанного с использованием данной продукции) прохождение сертификации требует разного количества проверок. Например, если для сертифицирования детских игрушек не нужно проходить контроль качества по ISO 9000 и проводить лабораторные исследования (что отчасти объясняет засилье на этом рынке дешевой китайской продукции), то для экспорта медицинского оборудования это необходимо. Что и отражается на стоимости расходов на получение сертификата.

Хитрые европейцы

Проводить сертификацию продукции, предназначенной на экспорт в Европу, имеют право лишь аккредитованные ЕС организации, по всему миру их более 700. Однако на российском рынке их очень мало, ведь спрос на сертификационные услуги в нашей стране невелик. А отсутствие спроса на сертификацию объясняется тем, что доля несырьевых товаров в российском экспорте мизерна. Кстати, и из-за отсутствия сертификации. Такой вот получается заколдованный круг.

Но если кто-то и захочет сертифицировать свою продукцию по западным стандартам, сделать это будет непросто. "Основная проблема российских экспортеров - отсутствие информации по данному вопросу", - говорит Александр Панин, главный инженер ЗАО "Артсок". В России не существует организации, которая консультировала бы производителей и разъясняла бы, куда им обращаться для получения нужной сертификации. Сертификациями по разным видам продукции занимаются разные уполномоченные органы, которые "справок не дают".

Такая неосведомленность россиян исключительно выгодна европейцам. Различные посреднические фирмы из западных стран предлагают нашим экспортерам несырьевой продукции взять на себя "нелегкую" процедуру сертификации, лишая при этом наших соотечественников львиной доли прибыли. "Например, российский производитель уникального в своем роде оборудования продает свою продукцию в Италию, - рассказывает Андрей Коваль. - Но так как у него нет права нанесения европейской маркировки на изделия, он вынужден осуществлять продажи через посредника, который вешает собственную торговую марку, проводит все необходимые сертификационные работы и успешно продает это оборудование в Италии. Только здесь есть один нюанс: разница в цене между маркированной и не маркированной знаком европейского стандарта продукции составляет до 40%, естественно, в пользу маркированной продукции. Все эти деньги идут в карман посредника лишь потому, что производитель не знал, как и где ему получить знак сертификации на свою продукцию". Случаи такого "взаимовыгодного" международного партнерства распространены. Здесь даже есть свои рекорды - когда цена российской продукции после навешивания знака евросертификации была увеличена посредником в 210 раз!

Особенно выгодной для посредников оказывается работа с предприятиями российской деревообрабатывающей и мебельной промышленности. Здесь продукция закупается посредниками по единым усредненным ценам, независимо от качества. Происходит это лишь потому, что она не сертифицирована. Естественно, что возможности наживы у посредников оказываются при этом грандиозными. Неумением российских производителей сертифицировать свою продукцию широко пользуется, например, известная международная сеть мебельных магазинов, которая берет на себя сертификацию продукции, закупая товар у поставщиков из России по минимальным ценам. "В результате рентабельность российских мебельных производителей получается очень низкой, всего три-пять процентов, - говорит директор Института анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ Андрей Яковлев. - Через два-три года из-за отсутствия сертификации на продукцию лесообрабатывающей промышленности европейский рынок может для наших производителей вообще закрыться".

Часто на неинформированных россиянах наживаются и сами сертификационные органы, предлагая ненужную дополнительную сертификацию. "На этом строится бизнес многих небольших сертификационных компаний, получивших аккредитацию в ЕС: они впаривают дорогие ненужные услуги неосведомленным россиянам, - рассказывает Андрей Коваль. - В результате в среде малого и среднего бизнеса появился страх перед сертификацией, сложился миф о том, что сертификация -. это безумно тяжело, долго и дорого". На самом же деле стоимость получения сертификата различна для разных видов товаров, и многие товары не нуждаются в дорогой сертификации.

Дешевле всего - от 2 тыс. долларов - обходится сертификация игрушек. Сертификация строительных изделий стоит несколько тысяч долларов. Получение сертификата занимает от нескольких недель до полугода, срок действия составляет три года. "Экспорт продукции по реальным рыночным ценам, как правило, окупает затраченные на сертификацию деньги и время", - говорит менеджер по сертификации продукции компании СЖС Виктор Успенский.

Помогите делом

Если правительство действительно собирается помочь российским компаниям в деле сертификации продукции, оно должно работать по нескольким направлениям. Первое - преодоление информационного вакуума. "Помогать в этом деле российскому производителю могли бы государственные органы - Ростехрегулирование (бывший Госстандарт), Торгово-промышленная палата, - говорит Андрей Коваль. - Кроме того, здесь имеется огромное поле деятельности для консультантов по данному вопросу. Эта ниша на российском рынке услуг свободна. Консультанты могли бы информировать об уполномоченных органах и их возможностях, предотвращать недобросовестную практику малых сертификационных компаний, предлагающих клиентам ненужные услуги, информировать о номенклатуре - что нужно сертифицировать, где и как".

Второе необходимое направление помощи бизнесу - решение финансовых проблем. Стоимость услуг по сертификации некоторых товаров невысока, однако для предприятий, выпускающих сложную продукцию (требующую серьезных лабораторных испытаний для определения ее качества и безопасности для потребителя), стоимость сертификационных услуг может быть весьма высокой. "Дорого стоит сертификация изделий высокого класса опасности, - говорит Виктор Успенский. - К ним прежде всего относится медицинская техника. Ведь здесь необходимы различные виды дорогих лабораторных испытаний, в том числе клинические и биологические. Поэтому стоимость прохождения сертификации для медицинской техники может составлять сотни тысяч долларов. Дорого обходится и сертификация, требующая сложных технических работ, сертификация специфической немассовой продукции (например, лифтов)". Для продукции деревообработки и мебели только оценка качества обходится в 25-30 тыс. долларов. Понятно, что далеко не все предприятия малого и среднего бизнеса могут позволить себе такое удовольствие.

Снизить затраты российских предприятий на сертификацию можно. Для этого нужна аккредитация в России лабораторий, проводящих испытания на предмет соответствия международным стандартам. "Стоимость сертификационных услуг западных лабораторий и отечественных различается в разы, - говорит Александр Панин. - Но, не имея аккредитации, российские лаборатории не могут признаваться службами по выдаче сертификатов. Стоимость аккредитации слишком высока для российских лабораторий, и сами они такие затраты не потянут".

Аккредитацией лабораторий могут заниматься и сами заинтересованные предприятия, но очевидно, что это под силу только крупным компаниям типа "Северстали". "Сегодня имеются аккредитации российских лабораторий, проводящих испытания по электротехнике и станкостроению, по другим же видам деятельности аккредитаций нет", - говорит Виктор Успенский. Аккредитация отечественных лабораторий помимо общего удешевления услуг по сертификации даст стране и дополнительный "бонус" - рост квалификации персонала этих лабораторий. "Мы видим потенциал роста российского экспорта, прежде всего экспорта медицинского оборудования, медицинских препаратов, оборудования для работы под давлением, - говорит Виктор Успенский. - Поэтому заниматься аккредитацией российских лабораторий имеет смысл". Но без помощи государства здесь не обойтись.

В качестве примера можно использовать государственную программу содействия сертификации предприятий малого и среднего бизнеса в Чили. "С помощью этой программы международную сертификацию получили примерно 25 тыс. из 100 тыс. чилийских средних предприятий, - рассказывает Андрей Яковлев. - Правительство финансировало 50% расходов на прохождение сертификации, еще 50% должна была оплатить компания, обратившаяся за поддержкой. При этом бюджетные средства перечислялись не компании-заявителю, а непосредственно международному агенту, проводящему сертификацию. Результатом данной программы стало снижение барьеров выхода на внешние рынки для предприятий среднего бизнеса".


Екатерина Шохина
04.11.2004  Журнал Эксперт
04.11.2004



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов