Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Морской волк

Владелец калининградской «Виктории» покоряет Москву

Два года назад попытка Николая Власенко завоевать столичный рынок провалилась. Проанализировав ситуацию, калининградцы разогнали московских менеджеров, создали управляющую компанию и перенесли офис в Москву. Весной этого года переехал и сам Власенко.

 

Как-то в Калининграде Власенко зашел в свой супермаркет «Виктория» за цветами для жены. Было без десяти шесть. Цветочная фирма «Флора» – часть его бизнес-холдинга. Продавщица отказалась обслуживать Николая, сообщив, что ей надо уйти пораньше. Взбешенный таким отношением к работе владелец решил использовать служебное положение:

– Девушка, я Власенко!

– А я Сидорова.

– Я глава вашей компании!!!

– Не вы, – и девушка назвала фамилию директора «Флоры». 

На следующий день она уже не работала в группе компаний «Виктория». Уволили ее не за неуважение к начальству – больше всего на свете Власенко боится сходства своих магазинов с ритейлом советского периода, когда продавец диктовал покупателю условия обслуживания.

Московские магазины компании, работающие под марками «Квартал» и «Дешево», Власенко пока не нравятся. «Когда я слышу предложения консультантов провести тестирование методом «таинственного покупателя», мне смешно становится. Сейчас любой владелец, заходя в магазин, сам видит недостатки, даже несмотря на то, что все к визиту подготовились», – говорит он.

Весной этого года Николай Власенко переехал в столицу – именно здесь теперь находится офис управляющей компании холдинга, которая будет руководить экспансией в масштабе страны. Сейчас в группу компаний входят три дивизиона – калининградский, московский и питерский. Помимо основного бизнеса – розничной торговли – холдинг занимается мясопереработкой (завод в Калининграде выпускает около 10 тонн колбас в день), розливом минеральной воды (есть своя скважина), оптовой торговлей цветами (фирма «Флора»). Также компания владеет несколькими специализированными складами в Калининграде (алкоголь, овощи-фрукты) и строит распределительный центр в Москве.

 

Зигзаги судьбы

 

Мореходку Николай закончил по семейной традиции, пошел по стопам брата. На счету будущего ритейлера, а тогда начальника радиостанции, шесть длительных рейсов: на научном «Курчатове», на спасательном судне и даже на кондовом рыболовецком. «Однажды мы попали в шторм. Айсберги кругом… Тогда только-только песня Пугачевой про айсберг вышла, я ее в радиорубке слушал, на айсберги через иллюминатор глядел и думал: «Зачем мне все это нужно? Не мое». Теперь не жалею. Я глубоко убежден, что все решения в бизнесе принимаются на основе интуиции, которую подпитывают знания и опыт. Чем больше в твоей жизни было разных ситуаций, тем легче находить выход из новых», – рассказывает он.

В 1992 году к ушедшему на преподавательскую работу Власенко обратился товарищ – нужна была машина, возить колеса для перепродажи. На десятилетней «тройке», купленной в Германии под шутки немцев, что «русские автомобили едут умирать на родину», Власенко за день заработал на телевизор. После чего при первом же конфликте с начальством с легкостью расстался с мореходкой и открыл продуктовый киоск. «Мы с компаньоном (он тоже из мореходки был) по очереди под прилавок прятались, когда своих курсантов видели. Стыдно было торговать, да жизнь заставила», – вспоминает он.

Бизнес рос поступательно. Власенко рассказывает, что в компании в нужный момент всегда появлялись какие-то новые люди, дававшие толчок развитию. Один пришел, научил правильно работать с кредитами, а тогда время такое было, что с банками у всех постоянные проблемы. Также случайно к делу присоединился и Александр Зарибко, сокурсник по мореходке (ныне компаньон и коммерческий директор). «Он единственный, у кого еще во время учебы коммерческая жилка была: джинсы, парфюмерию, которые из родной Белоруссии привозил, сокурсникам успешно продавал. А тут вдруг оказалось, что мы в бизнесе, а он – в море ходит. И даже нам сначала отказал. Потом Саша отладил дистрибуцию фруктов-овощей до такого уровня, что мы стали компанией номер один в Калининграде и даже в Москву поставляли продукцию, несмотря на то, что банановый рынок четко поделен. Здесь есть «банановые бароны», и дилетанту просто нечего делать. К тому же от перепада температуры при транспортировке можно вмиг лишиться миллионов долларов», – вспоминает Власенко.

Несмотря на то что бананов в России начали покупать больше, чем картошки, Власенко, чья компания уже освоила к тому времени специфику растаможки через прибалтийские порты, в «банановые бароны» лезть не стал, решив сосредоточиться на розничной торговле и дистрибуции. Постепенно компания Николая стала серьезным оптовиком на местном рынке. Правда, не без накладок. Однажды бизнесмен лично привез из Питера тонн пять конфет, не обратив внимания на короткий срок годности. В итоге года два запасы подъедали сотрудники фирмы.

От идеи создания сети палаток компаньоны отказались сразу – примеры соседней  Прибалтики, Польши, Германии, куда калининградцы выезжали гораздо чаще, чем в Россию, наглядно доказывали, что будущее – за цивилизованной розницей.  В 1998 году калининградская «Виктория» построила первый в России магазин cash & carry. Следом за мелкооптовым проектом компания замахнулась на сеть супермаркетов. Власенко вспоминает, что во время строительства первого магазина он в полной мере оценил искренность поговорки: «Каждый мужчина в жизни должен убить хотя бы одного строителя». На стройплощадке владельцам пришлось провести немало времени, оспаривая утверждение подрядчиков, что смета, как ребенок, растет быстро.

После открытия cash & carry топ-менеджеры стояли за кассами, помогая сотрудникам и контролируя процесс. «Немецкие партнеры по оптовому бизнесу научили нас всегда находиться на переднем фланге. Смотреть на офис с оргтехникой им неинтересно, гораздо больше о бизнесе может рассказать экскурсия к «мартену», где непосредственно куются деньги», – объясняет он особенности корпоративной культуры компании. В 2001 году компания запустила формат дискаунтеров «Дешево», отчасти скопированный с немецкой сети ALDI.   

 

Геннадий Михайлов, гендиректор калининградской сети спортивных центров «Альбатрос» (два фитнес-центра и ледовая арена), учился с Николаем Власенко в одной школе. По его словам, в городе, где немало крупных магазинов, к «Виктории» сформировалось особое отношение. «Магазины Власенко самые технологичные. Он очень образован, много учится и схватывает все на лету, – говорит Михайлов. – Это во многом его заслуга, что в Калининграде столько продвинутых супермаркетов».

К 2002 году, заняв в Калининграде более 30% рынка, акционеры «Виктории» решили осваивать новые территории. Видение будущего у Власенко и его компаньонов Владимира Кацмана и Александра Зарибко полностью совпадало: пора выходить на федеральный уровень. «Как решались на переезд? Подумали: сейчас нам по сорок, мы десять лет в бизнесе, когда ж еще строить что-то крупное, как не сейчас?», – объясняет Николай.

Московский рынок – самый привлекательный. Он в десятки раз больше любого регионального, здесь нет такой жесткой конкуренции за покупателя, как в небольших городах (доля сетевой розницы в продвинутом Калининграде в четыре раза выше, чем в Москве). Кроме того, сумма среднего чека в столичном «магазине у дома» почти в два раза больше калининградского – 223 руб. против 122 руб.

 

Сытая и златоглавая

 

Пару лет назад Николай Власенко на одной из розничных конференций говорил, что в его городе сети работают на марже, которая в полтора – два раза меньше московской. Сейчас столичные ритейлеры наценки снизили. Тем не менее калининградец считает, что может конкурировать с ними вполне успешно: «Цивилизованная торговля в Калининграде стала развиваться быстрее, чем в Москве. Мы часто ездили за границу, опыт перенимали. Психология тоже разная. Питерские магазины сейчас гораздо ближе московских к тому, чего мы хотим. Питерцы – блокадники. Они рачительные, хмурые и интеллигентные. Москва же златоглавая и сытая», – объясняет он разницу в менталитете.

Правда, первый выход в Москву с сетью магазинов «Дешево» оказался неудачным. Николай объясняет это тем, что акционеры слишком доверились менеджерам, которые вели проект. «Мы привыкли давать топ-менеджерам большую свободу, но в Москве это оказалось не совсем правильным. Сами приехали уже на открытие второй точки и ужаснулись: магазин находился рядом с раскрученной «Пятерочкой», к тому же на противоположном конце города от первого объекта. Похоже было, что менеджеры совсем не думали о логистике и эффективности бизнеса, а взяли первые попавшиеся участки», – вспоминает он.

Весь офис разогнали, вице-президент Александр Зарибко сам поехал в Москву создавать дивизион с нуля. Одновременно началась разработка формата «магазин у дома» – популярные в Калининграде дискаунтеры «Дешево» оказались в сытой Москве не слишком востребованными. После переезда Зарибко компания за два года открыла в столице 56 универсамов, почти догнав по количеству точек «Седьмой континент», который присутствует на столичном рынке уже десять лет, и более близкую по формату «Копейку», стартовавшую в 1998 году (у обеих сетей по 60 магазинов).

«Москва абсолютно лояльна к приходящим игрокам, это самый честный рынок в России: приходи, покупай помещение и торгуй на здоровье. Весь вопрос в том, что нового ты сможешь здесь предложить, – считает Юрий Яковчик, гендиректор сети «Патэрсон». –  Яркий пример – «Пятерочка». Они дали столице то, от чего она не смогла отказаться. Сложность в другом: Москва – это достаточно насыщенный рынок, и здесь все дорого.  Входной билет не дешев. Соответственно успех зависит как от финансовых возможностей оператора, так и от его уникального маркетингового предложения».

Тем не менее сейчас власенковский «Квартал» (под этой вывеской работают 42 магазина) – единственная широкопредставленная в Москве сеть региональных магазинов, не считая питерской «Пятерочки». Присутствие краснодарского «Тандера», самой крупной по количеству торговых точек (более 760) сети, в Москве ограничивается двумя десятками магазинчиков во дворах. Калининградская же компания «Автозапимпорт», планировавшая к 2005 году иметь 15 супермаркетов «Алтын» в московских торговых центрах, пока открыла только 4 универсама.

«Прецедентов успешного развития региональных сетей в Москве мало, но они есть. «Эльдорадо», например, начинала с регионов, – говорит Аркадий Мурашев, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). – Но если бы не покупка сразу 17 магазинов сети «Электрический мир» и громкое открытие гипермаркета на «Горбушке», даже им было бы сложно растить в Москве сеть, открывая по одной торговой точке. Основная сложность для немосковских сетей – поиск недвижимости. Хорошее место в городе нельзя получить без дружбы с властями. Я сам однажды участвовал в переговорах, которые растянулись на два года. Местным сетям проще, поскольку многие из них строились, используя еще советские связи».

Ритейлеры, кстати, отмечают, что одной из причин неудачного московского старта «Виктории» стало именно отсутствие в столице кого-то из совладельцев: многие проблемы, с которыми может столкнуться новый игрок на рынке, способен решать только менеджер с высокими полномочиями.

 

Гимнастика для ума

 

Сейчас большая часть сотрудников московского офиса компании – из Калининграда. Акционеры уверены, что для гибкой и быстрорастущей компании необходимы голодные и амбициозные управленцы. Единственная москвичка среди топ-менеджеров – финдиректор Елена Кириллова, раньше работавшая на «КампоМосе».

В Москве компании приходится бороться не с конкурентами, а прежде всего со своими же людьми. По словам Власенко, ни с бизнес-сообществом, ни с недвижимостью у «неместных» проблем не было. «Розница – высококонкурентный бизнес, здесь тонкий слой жира, рентабельность 2 – 3%, маржа «магазина у дома» – 18 –19%. Если у тебя эффективный бизнес и ты способен платить за помещение по запрошенной ставке, то его тебе отдадут. Гектар земли стоит $3 млн, и нет таких монстров, которые могут застолбить впрок несколько, чтоб калининградцам не досталось. Это не нефтянка, где глава компании уже год сидит, а они еще думают, признавать ли компанию банкротом. Там запас прочности больше», – объясняет Власенко.

На данный момент его главная забота – доработка технологии, обеспечивающей фирменную атмосферу магазина независимо от личности директора: показатели работы среднего менеджмента будут учитывать и эффективность процессов, и экономический результат, и удовлетворенность покупателей, и работу персонала. Власенко пристально следит за всеми новыми теориями менеджмента. Он занимается у-шу со времен мореходки и уверен, что все западные методики основаны на древней восточной мудрости. «Я знаю, что нельзя получить полный ответ на все вопросы – сразу все забудешь. Так и современные методики менеджмента для нас – как недосказанные ответы, побуждают работать, менять компанию. По сути, они нужны только для того, чтобы проверять гибкость компании и общаться на одном языке с прозападными менеджерами», – объясняет он.

На рабочем столе в кабинете президента «Виктории» – большой лист ватмана. В течение дня он записывает на нем все приходящие в голову идеи. Сейчас, когда оперативной деятельностью можно не заниматься, идей становится все больше. Сначала его компания строилась по матричному принципу, потом ввели функционально-дивизионное деление, сейчас внедряют процессное управление. Николай признает, что HR-служба иногда хватается за голову и взывает к акционерам: «Хватит рисовать квадратики, нам же все это в жизнь воплощать!» – «Но мы верим, что от очередной инновации компания действительно станет лучше. Любая фирма субъективна и выстраивается под топ-менеджера или владельца, иначе на Западе не было бы такого разнообразия компаний. А хорошего управленца хоть в матричную структуру помести, хоть в функционально-дивизионную, он все равно успехов добьется», – уверен Власенко.

«Николай очень разносторонний человек, он может развивать сразу несколько направлений деятельности – и деловой, и политической, и общественной, без ущерба для остальных проектов, – говорит его земляк Геннадий Михайлов. – Умеет глобально мыслить. Мне часто казалось, что он опережает время».

Однако в «Виктории» уверены, что их главное конкурентное преимущество – не технологии, а отсутствие снобизма. Калининградцы не считают себя великими и готовы перенимать любой опыт. А еще, как и все провинциалы, они поражаются, сколько в Москве халтуры. «Здесь во всем надо разбираться, прежде чем платить деньги. Были с женой в театре. «Моцарт и Сальери». Вроде и премьера, и актеры известные – Табаков, Безруков. И билеты дорогие. Но нет энергетики. Ушли после первого акта», – делится впечатлениями о столице владелец «Виктории».

В следующем году бизнесмен собирается запустить в столице формат супермаркета, чуть позже планирует построить здесь мясоперерабатывающий цех. В долгосрочной перспективе – вывести сеть на ведущие позиции в федеральном масштабе. «Власенко очень целеустремленный человек. Ему хоть макаронами торговать, хоть евроокнами – добьется результата. Для этого надо каждый день и целый день принципиально заниматься тем, чем ты занимаешься. Он четко понимает, чего хочет, и у него есть хватка, чтобы довести начатое до конца. Он стратег», – характеризует компаньона Александр Зарибко, вице-президент и коммерческий директор «Виктории». 

Кстати, Власенко уже сейчас точно знает, сколько заработает в 2008 году. По бизнес-плану оборот его бизнеса достигнет $2,261 млрд. Это чуть больше, чем сейчас у сети  «Эльдорадо», в два раза больше, чем у «Пятерочки», и в десять раз выше, чем у самой «Виктории».

Резюме Николая Власенко:

Год рождения: 1963

Место рождения: пос. Янтарный Калининградской области

Образование: Калининградское высшее инженерно-морское училище, российско-шведская программа «Развивай свою фирму», MBA IMISP (International Management Institute St.Peterburg)

Профессиональный опыт:

1983 – 1987: начальник радиостанции на судах Министерства рыбного хозяйства СССР;

1991 – 1992: преподаватель КМУ;

1993 – по настоящее время: акционер, президент  ГК «Виктория»;

Личная информация: женат, воспитывает сына. Серьезно увлекается йогой и у-шу

Что такое ГК «Виктория»

Год основания: 1993

Основная специализация: розничная торговля (сети «Квартал», «Дешево», «Виктория»);

Оборот в 2003 году: $203 млн (план на 2004-й – $370 млн);

География: Калининград (cash & carry и 4 супермаркета «Виктория», 24 дискаунтера «Дешево», 1 «магазин у дома» «Квартал»), Москва (14 магазинов «Дешево», 42 «Квартала», Санкт-Петербург (14 «Кварталов»), Владимир (франчайзинг);

Доля компании по товарообороту в розничной торговле Калининграда – 30,5% (ГК «Вестер» – 13,8%, сеть «Алтын» – 7,8%, ТД «Семья» – 5%).


Ирина Телицына
16.11.2004  журнал Компания

16.11.2004



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов