Интервью: Сергей Богданов, гендиректор по продажам и маркетингу представительства Ford в России
Россияне будут покупать иномарки
Интервью с генеральным директором по продажам и маркетингу представительства Ford в России
Спрос на иностранные автомобили уверенно растет. Почти каждый четвертый новый автомобиль, приобретаемый сегодня в России, – иномарка. На рост продаж заметно влияет работа российских заводов, производящих иномарки. По итогам 9 месяцев 2004 г. более 80 тыс. иномарок из числа проданных в России сошли с конвейеров российских заводов. Треть этого объема приходится на автомобили Ford Focus, собираемые в Ленинградской области, которые являются одними из самых востребованных иномарок в России и занимают третье место по продажам после Hyundai и Toyota. О ситуации на российском автомобильном рынке, о работе Ford в России и о своем видении будущего российского автопрома корреспонденту RBC daily Андрею Сердечнову рассказал генеральный директор по продажам и маркетингу представительства Ford в России Сергей Богданов.
– Вопрос по поводу производства Ford в России. Эксперты говорят, что зарубежные автомобильные компании опасаются создавать предприятия с большими производственными мощностями. Например, ни один из них еще не пришел в Россию с производством мощностью 200 тыс. автомобилей в год. Хотелось бы узнать, как Ford ощущает себя в этом контексте, каковы Ваши планы присутствия в России в отношении производства?
– Надо сказать, что когда запускался завод во Всеволожске (это было в июле 2002 г.), мы планировали, что будем работать в одну смену и ежегодно производить порядка 8 тыс. машин в течение двух лет. Однако уже через полгода мы начали интенсивную работу над запуском второй смены, сейчас у нас работает третья смена и сегодня мы уже близки к запуску четвертой смены. Более того, у нас есть несколько вариантов дальнейшего развития событий на рынке, и ни один из них не является пессимистичным. Вопрос в том, чтобы определить правильное направление дальнейшего развития, понять, какие сегменты станут расти и будут востребованы на рынке больше: сегмент маленьких автомобилей либо машин классов C и D. Сейчас мы формируем стратегию своего развития и уже в ближайшее время начнем ее реализовывать. Один из важных элементов этой стратегии – это как раз Ford Focus следующего поколения, который мы запускаем в производство со второго квартала следующего года. Эти автомобили появятся на российском рынке в июле 2005 г. спустя всего три месяца после дебюта седана Ford Focus II в Европе. Наверное, впервые настолько современная модель зарубежного автомобиля будет производиться в России.
– А сколько автомобилей вы планируете продать в этом году?
– Свои цели мы пока не корректировали. Год начался с того, что наш внутренний план составлял 22 тыс. машин. К маю он был откорректирован до 28 тыс. машин. В июне в результате мозгового штурма мы пришли к выводу, что можем продать 40 тыс. машин. На текущий период мы продали 31 тыс. автомобилей. Мы знаем, что еще 7 тыс. Ford Focus мы до конца года произведем. И, наверное, продадим еще около 2 тыс. машин Ford других моделей. То есть всего в 2004 г. мы реализуем 39-40 тыс. машин. И по-прежнему цель, которая стоит сегодня перед нашими дилерами,– это продажа 40 тыс. автомобилей в этом году.
– То есть это где-то 12% российского рынка иномарок?
– На сегодня это 13% рынка.
– Вопрос к Вам, как к эксперту автомобильного рынка. Есть мнение, что наиболее платежеспособный спрос среди российских потребителей сосредоточен в ценовом сегменте между 6 тыс. долл. и 10 тыс. долл. Якобы в данном ценовом сегменте еще нет автомобиля, который одновременно был бы и качественным, и по-настоящему востребованным российскими потребителями. Согласны ли Вы с такой точкой зрения, и будете ли Вы в связи с этим как-то корректировать свои цены?
– Конечно, мы смотрим за рынком, за эластичностью спроса. То есть мы стараемся сделать так, чтобы в определенной степени наше производство было обеспечено заказами, но с другой стороны, чтобы у нас не было чересчур высоких цен. Не могу сказать, что мы – наиболее прибыльное предприятие Ford в мире, но наша работа, по крайней мере, позволяет нам более-менее нормально сводить концы с концами. Я не думаю, что может произойти корректировка наших цен, зная себестоимость нашей продукции и особенно принимая во внимание новые инвестиции в объеме 50 млн долл., которые мы делаем в Ford Focus следующего поколения для его производства и продвижения. Но с другой стороны, я считаю, что другие производители сделать хорошее предложение в данном ценовом диапазоне вряд ли смогут. Для этого им потребуется либо устаревшая модель с ограниченным количеством опций, то есть «голая», либо они должны будут жертвовать качеством. Но я все равно уверен, что у российского автопрома есть будущее, и оно будет достаточно безоблачным в течение ближайших 7-8 лет, так как спрос на машины в России все равно продолжит расти, ведь людям надо на чем-то ездить. И если автомобильный рынок Москвы, возможно, полностью насытится уже через 2 года, то регионам предстоит еще 5-7 лет роста до насыщения, то есть до количества автомобилей, соответствующего нормальному европейскому уровню. Другое дело, что производители машин российских марок должны правильно использовать ту экстрамаржу (дополнительную прибыль, которую они сейчас снимают и продолжат снимать в ближайшие годы) для переориентации своего производства на более современные модели.
– Я знаю, что одна из основных проблем зарубежных компаний, которые собирают автомобили в России, состоит в том, что в нашей стране производятся комплектующие низкого качества. Каков процент локализации сборки автомобилей у Вас сейчас, и к чему Вы стремитесь?
– Наша цель – довести число комплектующих российского производства до 50% к 2007 г., и я думаю, что мы ее достигнем. На данный момент степень локализации у нас выше 30%, и мы уже опережаем свой график на несколько пунктов. Самое смешное, что с ростом производства доля локализации сборки автомобилей падает из-за большого объема амортизации и трудовых ресурсов, составляющих часть себестоимости локализации. Но мы над этим вопросом работаем, и я думаю, что цель, которая перед нами стоит, будет достигнута.
– Сколько автомобилей Вы планируете продать в следующем году?
– Есть два самых «страшных» вопроса, на которые никто в компании Ford Вам не даст ответа, – это цены на новые машины и то, сколько автомобилей Ford Focus будет произведено и продано в следующем году. Эти вопросы взаимосвязаны, и они как раз находятся в плоскости того исследования, которое мы сейчас проводим. План нашего дальнейшего развития будет разработан и представлен где-то в середине января 2005 г., не ранее. Относительно продаж в будущем году у нас пока есть только предположения, и нет четкой уверенности. Но в любом случае будет очень глупо, если мы потеряем ту рыночную долю в 13%, которой достигли в этом году.
– Вопрос о рынке новых иномарок в целом. В первом полугодии этого года в России их было продано 150 тыс. шт. На Ваш взгляд, будет ли в 2004 г. продано 300 тыс. иномарок?
– Налицо сейчас явное охлаждение рынка (рост продолжается, но его темпы заметно уменьшились), но рубеж в 300 тыс. машин будет перейден совершенно точно. Я думаю, что в худшем случае будет продано 320 тыс., а в лучшем – 340 тыс. новых иномарок, и это без учета продукции «GM-АвтоВАЗа».
– Как Вы оцениваете сегодняшние конкурентные преимущества российских производителей по отношению к автомобилям Ford?
– У продукции отечественных производителей, безусловно, присутствуют конкурентные преимущества. В первую очередь, это цена, которая их спасает. Пока что покупатели отечественных машин готовы жертвовать определенным комфортом, безопасностью, экологичностью ради того, чтобы приобрести транспортное средство. Однако надо сказать, что прогресс в этом направлении очевиден. Видно, что местные автопроизводители тоже не хотят сидеть на месте и готовятся к удержанию своих долей на рынке, по крайней мере, к удержанию своей производственной базы. Автомобильный рынок в России растет, и в абсолютных цифрах, по крайней мере, их присутствие на рынке не уменьшалось. К основному конкурентному преимуществу стоит добавить доступность сервисного обслуживания – автомобили отечественного производства можно отремонтировать везде и достаточно дешево. С другой стороны, у нас есть очень неплохая дилерская сеть, которая сегодня по сравнению с другими зарубежными автопроизводителями наиболее широка. А невысокая стоимость запасных частей для отечественных автомобилей во многом базируется на контрафактных комплектующих для российского автопрома, и я думаю, что одна из причин, по которой у в нашей стране не борются с «черным рынком» запчастей, – это поддержание имиджа отечественных автомобилей с точки зрения их дешевого ремонта. Кстати, мы со своей стороны в марте следующего года запускаем центральный склад, в который в общей сложности инвестируем 20 млн долл. Если же резюмировать все сказанное, то цена автомобилей и стоимость сервисных услуг – это основные моменты конкуренции. Но я думаю, что если через несколько лет российский автопром резко не изменит свои модели автомобилей с конструктивной точки зрения, то у него возникнут проблемы с абсолютными цифрами по доле на рынке.
RBC Daily