Каждому зрителю - свое телевидение
Специализированные телеканалы - новое явление для нашего телевизионного рынка, на котором еще лет пятнадцать назад существовало совсем немного каналов. Несмотря на это, отечественные специализированные каналы, которые сегодня появляются в пакетах спутниковых и кабельных операторов, конкурируют с продуктом западных телевизионных корпораций. Причем вполне успешно.
Список российских каналов, позиционирующих себя как специализированные, не ограничивается набором "Культура", "Спорт" и "7 ТВ", М1, СТС, "Муз-ТВ" и "MTV Россия". Помимо этих телеканалов, работающих в метровом или дециметровом диапазоне Москвы и области, спутниковыми и кабельными операторами предлагаются тематические специализированные каналы "в ассортименте", правда, в основном импортные. Просто потому, что в США или странах Европы тематических каналов больше, а их диапазон шире: для любителей автомобилей и пользователей Интернета, для зрителей реалити-шоу и интересующихся вопросами медицины, для фанатов бокса и поклонников восточных боевых искусств, для христиан или евреев, желающих найти вторую половину.
Cреди иностранных телеканалов в предложениях отечественных спутниковых операторов есть и российский продукт. Помимо разнообразных киноканалов зрителю в первую очередь предлагается деловое телевидение "РБК ТВ", познавательный телеканал "Rambler ТелеСеть", канал "Телевизионный дамский клуб", а также телеканал бесплатных объявлений "Из рук в руки", образовательный "Школьник ТВ", модный канал Style.
Наибольший интерес представляют каналы "РБК ТВ", "Rambler ТелеСеть" и "Телевизионный женский клуб". Во-первых, как показывают опросы, они пользуются стабильно высоким интересом зрителей. А во-вторых, эти каналы являются сетевыми, то есть их сигнал в регионах ретранслируется партнерами на дециметровых, а иногда и метровых телечастотах.
Появлению новых специализированных каналов в России препятствует отсутствие четкой системы распространения существующих телеканалов. "Во всем мире спутниковые и кабельные операторы платят за включение каналов в свой пакет. У нас же операторы, чтобы закрывать свои прямые затраты, просто собирают абонентская плату с потребителя", - поясняет Армен Маргарян, президент холдинга "РИКОР", в которых входит канал "Телевизионный дамский клуб". По его словам, отношения между каналами и компаниями-ретрансляторами никак не регулируются: "Спутниковые операторы могут попросить деньги за включение канала в пакет, кабельные же часто вводят сигнал в свои сети бесплатно. Просто подъем телесигнала на спутник дороже стоит. Если же оператор проявляет заинтересованность в том или ином канале, он сам может заплатить. Системы нет, кто как договорится".
Решение проблемы доставки сигнала до зрителя специализированные телеканалы связывают с переходом России на цифровое телевещание, основное достоинство которого для вещателя - более эффективное использование частотного ресурса. Зритель же получит улучшенное качество картинки, стереозвук и наличие дополнительных функций, таких как возможность выбора нескольких языков, получение аннотаций к фильмам, показ программы передач в режиме телетекста. Европа перейдет на «цифру» в 2010 году, Россия согласно концепции развития системы цифрового телевещания - в 2015 году. Федеральная конкурсная комиссия по телерадиовещанию уже начала выдавать пробные лицензии на осуществление цифрового вещания.
По мнению президента холдинга "РИКОР" Армена Маргаряна, переход на цифровое вещание возможен в самое ближайшее время: "Критическая масса накоплена, в самом скором времени на рынок выйдут сразу несколько серьезных компаний, которые готовились к этому несколько лет". Гендиректор канала "Rambler ТелеСеть" Сергей Савушкин, в свою очередь, прогнозирует рост числа специализированных телеканалов уже в следующем году: "Это экономически эффективно и оправданно. На рынке есть понимание того, что этот бизнес серьезный, хотя и не обещающий скорого возврата денег. Появятся каналы для мужчин, женщин, для детей, для любителей катеров и автомобилей, рыбалки и охоты, модниц, этнические каналы и т.д."
Президент "РИКОР Холдинга" Армен Маргарян: "Бюджетом в семье распоряжается женщина"
Канал "Телевизионный дамский клуб" (ТДК), созданный в середине 2003 года мультимедийным холдингом "РИКОР", первым в России начал осваивать нишу телевидения для женщин. Выбор специализации президент холдинга Армен Маргарян объяснил Александру Нахалову в том числе и демографической ситуацией в стране.
- Почему ваш канал ориентируется именно на женскую аудиторию?
- Женщин в России на 10 млн. больше, чем мужчин. Более 60% женщин сегодня - домохозяйки. Кроме того, бюджетом в семье распоряжается женщина, исследования показывают, что мужчина сам выбирает только две вещи - автомобиль и часы. Женщины смотрят телевизор на 15-20% больше, чем представители остальных демографических групп. Более того, понятие прайм-тайм для женщин-домохозяек - это не только вечер, но и еще и день. Женские каналы есть во многих странах мира, в некоторых даже не по одному. Анонсированное скорое появление на 31-й дециметровой частоте вместо М1 нового женского канала не вызывает у меня беспокойства, поскольку женская аудитория велика и неоднородна, ее информационные потребности разнообразны.
В учебниках по журналистике сформулированы три задачи телевидения: информировать, развлекать и развивать. Первые две, особенно вторая, у нас успешно выполняются, а количество передач, направленных на развитие человека как личности, минимизировано. Слоган ТДК - «канал-советник, канал-подружка». ТДК старается помочь женщине ориентироваться в современных рыночных условиях: как устроиться на работу, как воспитывать ребенка и как выстраивать взаимоотношения с мужем, как выбрать товар или услугу, куда пойти провести время и как хорошо выглядеть. Как показала практика, мы попали в точку. Каждый день ТДК принимает 10-15 тысяч звонков от зрителей, которые хотят получить совет. Кроме того, мы создали центр психологической помощи, где по 12 часов в день на звонки отвечают около 50 психологов. Мы создаем интерактивные форматы, которые помогают нам войти в диалог со зрителями, дают им возможность позвонить в студию, задать вопросы на тему передачи. Сейчас ТДК намерен воплотить в жизнь идею открытия реального клуба для своих телезрительниц.
Хочу заметить, что канал ТДК - интерактивный, он лишь небольшая часть проекта «РИКОР», направленного на создание технологий для объединения интерактивности и телевидения. Зрители пока видят лишь его часть, для доступа к остальному необходима приставка - так называемая set-top box, которая позволяет принимать телеканал с дополнительной текстовой информацией, отображаемой в специальном графическом интерфейсе. Например, нажав на кнопку приставки, вы легко сможете записать рецепт, демонстрируемый в кулинарной программе, и распечатать его на принтере. Нажав кнопку «купить» на приставке, зритель может легко приобрести товары и оплатить коммунальные услуги не выходя из дома. Это можно сделать даже после того, как передача прошла.
- «Телевизионный дамский клуб» себя окупает?
- Канал вышел на операционную окупаемость за счет альтернативных маркетинговых мероприятий, то есть платных консультаций, собственных телемагазинов, спонсорских программ. Есть на канале и реклама. Более того, сейчас нами заинтересовались рекламные агентства.
Сегодня зрительская аудитория составляет более 35 млн. человек в городах России и СНГ, где нас ретранслируют местные партнеры. В Москве и Подмосковье ТДК смотрят более 3,5 млн. человек. Выстраивать собственную региональную вещательную сеть считаем нецелесообразным - мы не успеем ее окупить, сделать это не позволит скорый переход на цифровое вещание.
- «РИКОР Холдинг» объявлял о намерении до конца года запустить еще ряд тематических каналов. Например, образовательно-аналитический канал 'ЭПИцентр' («Экономика и Право в Информационном обществе»), мужской канал «Сильные духом», канал скачек «Первый конный»…
- Все эти каналы продолжают планироваться к запуску. Проблема в другом - как найти свободные частоты для вещания. Конкуренция сейчас крайне велика: бывает так, что на одном частотном ресурсе в том или ином регионе вещают сразу три канала. До тех пор пока не появится возможность технически доставлять телевизионный контент до потребителя, открывать новые каналы бессмысленно. Сейчас существует ряд серьезных проектов, которые призваны изменить сложившуюся ситуацию, и все они касаются цифрового вещания. Интерактивное телевидение может быть только цифровым.
Гендиректор "Rambler ТелеСеть" Сергей Савушкин: "Наша аудитория - мужчины, принимающие решения"
Пойти на освоение телевизионного пространства интернет-холдинг Rambler заставили ограниченные возможности развития в Интернете. Генеральный директор "Rambler ТелеСеть" Сергей Савушкин рассказал об этом корреспонденту ГАЗЕТЫ Александру Нахалову.
- Как произошел переход от Интернета к телевидению?
- Сочетание Интернета и телевидения предоставляет возможности создания нового продукта и нового сервиса, доступ к новым территориям. Спутниковое телевидение накрыло всю территорию России, СНГ и Балтию, его можно принимать там, куда Интернет в силу прежде всего технических причин дойдет нескоро. Кроме того, телевидение как ресурс более эффективно в маркетинговом плане. Как выяснилось, эта схема работает и в обратном направлении: сегодня уже телеканал "Rambler ТелеСеть" промоутирует интернет-холдинг по России. И люди, не имеющие доступа к Интернету, узнают о его существовании и возможностях через телевидение.
- Почему было решено делать именно познавательный канал?
- Формат познавательного телевидения в отличие от киноканалов или, к примеру, канала игр не самый коммерчески успешный. Но именно он был признан наиболее подходящим имиджу и аудитории Rambler, которую составляют мужчины, принимающие решения. Кроме того, мы хотели занять свободную нишу, а не биться с существующими телеканалами в программных войнах, направляя туда огромные финансовые потоки.
Для лучшего понимания тематику канала определили как «русский Discovery». Было решено, что как минимум 30% контента канала должны быть российскими, сделанными отечественными производителями и основанными на отечественной тематике. Однако поиск конкурентоспособного отечественного продукта показал, что практически вся продукция из архивов всех наших гигантов научно-популярного кино - «Леннаучфильма», «Центрнаучфильма», Свердловской киностудии - неактуальна, несмотрибельна и годится только для ретроспектив. Мы оказались перед выбором: вкладывать деньги в производство российского продукта, стоимость которого будет на порядок больше затрат на покупку зарубежных фильмов, или строить собственную сеть, развивать канал, чтобы люди имели возможность видеть его на своих телеприемниках. Было принято решение направить основные средства на построение сети и транслировать адаптированный зарубежный программный продукт, постепенно начиная создание российского.
- "Rambler ТелеСеть" продолжает позиционировать себя как «русский Discovery»?
- Некоторая «дискаверийность» в эфире пока все-таки присутствует, хоть мы и стараемся покупать телепродукцию не в стиле Discovery. Так, появляется все больше неевропейского продукта - из Азии, Латинской Америки и Африки. Мы стремимся, чтобы в эфире канала было разнообразие, а зритель имел к нему доступ. Мы хотим визуально воплотить идеологию Интернета, отсюда и слоган канала: «Мир открыт. Смотри внимательно».
Кроме того, телепрограммы о науке необязательно должны быть скучными и сухими - они могут подаваться в удобной развлекательной форме, как в тележурнале «Хочу все знать». Мы работаем над тем, чтобы каждая идущая в эфире программа имела интернет-поддержку. Чтобы зритель, заинтересовавшийся темой передачи, знал, где в Интернете можно поискать дополнительную информацию, в том числе и справочного характера, а со временем смог и заказать кассету с видеоматериалами... Конечно, если это будет интересно рынку - эксперимент ради эксперимента никого не интересует. Идеология "Rambler ТелеСеть" проста: мы работаем для тех, кто хочет жить удобной и комфортной жизнью, пользуясь всеми достижениями прогресса.
- Насколько такой проект окупаем?
- На сегодняшний день он абсолютно не окупается. Как скоро это произойдет? Все зависит от разных факторов - рынка, развития технологий. Но я думаю, ждать осталось несколько лет. Пока же выживаем за счет рекламы, как любое коммерческое телевидение. "Rambler ТелеСеть" - новый канал, ему нужно утвердиться на рынке, чтобы стать привлекательным для рекламных агентств, которые принесли бы на него рекламу. Пока, по правде говоря, этого нет. Тем не менее реклама есть. Ее приносят рекламодатели, работающие в области новых технологий, или те, кому нужна наша целевая аудитория, - принимающие решения мужчины с образованием и высокими доходами.
- Некоторое время назад канал принимал участие в конкурсе на телевизионную частоту «Дарьял ТВ» в Москве. Желание стать эфирным каналом сохранилось?
- Наша телесеть в регионах будет строиться и развиваться, пусть новых частот в Москве нет. Есть, правда, одна проблема, причем свойственная именно России. Готовые телеканалы в регионах продаются исходя из того, что все они институты влияния, а потому цену можно ставить сколь угодно высокую. Мы не можем себе позволить переплачивать за это. У нас нет задачи покрывать вещанием всю территорию страны, оголтело скупая для этого все каналы. Нам при всей социальной значимости многих наших проектов электоральная часть населения не интересна, мы на выборах не работаем.
Гендиректор "РБК ТВ" Юрий Ровенский: "Мы попробовали стать первыми в области бизнес-телевидения"
Канал деловой информации "РБК ТВ" был создан информационным агентством «РосБизнесКонсалтинг» (РБК), располагавшим на тот момент успешно работающим интернет-сайтом аналогичной тематики. Как отметил гендиректор "РБК ТВ" Юрий Ровенский в интервью корреспонденту ГАЗЕТЫ Александру Нахалову, РБК попыталось в очередной раз сыграть на опережение.
- Как создавался канал?
- Мы в 1995 году были первыми из российских информационных агентств, кто вышел в Интернет. В 1998 году, после кризиса, мы были первыми, кто пошел на деление распространяемой информации на подписную и открытую. До этого вся информация была закрыта. В 2002 году мы первыми вышли на биржу. Очевидно, что историю успеха можно продолжать, если ставить на стратегию «быть первым». Вот мы и попробовали стать первыми в области бизнес-телевидения.
По сути дела, любое агентство, и РБК, естественно, не исключение, - это фабрика по производству и сбору информации. А Интернет, если хотите, - это упаковочная линия, способ доставки. Соответственно у нас был большой соблазн продолжать упаковывать этот же продукт, но в другую упаковку. И модель, которую мы выбрали, с точки зрения достижения синергетического эффекта нацеливалась именно на создание многоканальности сбыта существующей информации. Наше основное конкурентное преимущество заключалось в том, что мы работаем на четко выраженном сегменте для людей, которые интересуются финансовой информацией, оперативной информацией политических кругов, влияющей на рынок. Соответственно у нас сложилось понимание того, как это сообщество живет и каковы требования, которые оно предъявляет к формату подобной информации. Мы говорили: «А не замахнуться ли нам на телевидение?» - и в этом были наши амбиции. На тот момент делового телевидения не было, эта ниша была безупречно чиста и маняща, потому что реализация проекта телеканала с 24-часовым вещанием - задание на порядок сложнее, чем издание ежемесячного журнала или ежедневной газеты. Но мы решили замахнуться, понимая, что у нас есть возможность при положительном исходе стать бизнес-телеканалом номер один. Спустя год вещания "РБК ТВ" мы понимаем, что эта возможность становится все менее иллюзорной.
- В чем отличие делового канала "РБК ТВ" от западных аналогов?
- Деловое телевидение, способное прижиться в России, - это не Euronews в переводном варианте, не CNN и, конечно, не Bloomberg. Все-таки в США число вовлеченных в биржевую торговлю людей несравненно больше, нежели в России. Поэтому мы ориентировались на среднего человека, который не является ни олигархом, ни представителем рабочих профессий, на зрителя, которому интересна оперативная информация, информационно-аналитический канал, очищенный от социальных проблем, от развлекательных программ, мыльных опер. Мы делали такой канал, чтобы значительная часть населения России с высокой деловой активностью перестала бравировать тем, что давно не смотрит телевизор.
- Тем не менее партнерские отношения с CNBC и CNN вы поддерживаете…
- Мы не имеем никаких финансовых обязательств друг перед другом, они не владеют нашими акциями. Это неимущественное партнерство, подразумевающее предоставление эксклюзивной информации друг другу.
- Существуют какие-то особенности национального восприятия деловой информации?
- Например, скорость речи дикторов на "РБК ТВ" ниже, чем у их коллег на CNBC. А скорость бегущей строки у нас выше, чем на CNBC, но ниже, чем на CNN. Необходимость корректив мы выявили экспериментальным путем. Еще, например, ведущие CNN и CNBC, в отличие от наших, - представители более старшего поколения. Объясняется это тем, что основной деловой возраст в Западной Европе и США превышает 38 лет. А в России присутствие людей старшего возраста на телеэкране имеет некий негативный оттенок, потому что зритель воспринимает информацию как назидание.
- Прогнозы, сделанные перед запуском канала, оправдываются?
- Будучи специализированным каналом деловой информации, мы рассчитывали привлечь внимание в лучшем случае 5% населения страны - от 5 до 10 млн. человек. По крайней мере эти цифры закладывались в бизнес-план. То, что мы получили по результатам первого года работы, превзошло наши ожидания: на сегодняшний день охват составляет порядка 32 млн. человек. Причем самую большую часть аудиторию мы, как ни странно, получили не в Москве, а за счет регионов. На сегодняшний день наш сигнал ретранслируется по местным сетям более чем в 65 городах и областях России. Помимо этого в октябре мы начали вещать на Украине, в Казахстане, Белоруссии и по всей Прибалтике. Через Интернет трансляцию нашего канала смотрят в США, Европе, на Ближнем Востоке, в Израиле.
Мы рассчитываем, что полностью РБК окупится в 2006 году. Хотя уже ясно, что показатели бизнес-плана явно нами превышаются. Так, совокупная выручка группы компаний РБК возросла на 86% за полгода. В первую очередь это доходы от телепроекта - выручка канала за полгода превысила 7 млн. долларов. Согласно бизнес-плану к концу года общая выручка должна составить порядка 16 млн. долларов.
- Переход к платной подписке не ожидается?
- Нет, и считаем, что в ближайшие годы платная подписка может негативно влиять на наши общие финансовые результаты. "РБК ТВ" - канал, направленный на целевую аудиторию, к тому же имеющий определенные ограничения по распространению сигнала, все это существенно сужает потенциальную аудиторию. Заставив людей подписываться на канал, мы сознательно уменьшим число потребителей нашей информации и тем самым существенно снизим доходы от рекламы.
Александр Нахалов
19.11.2004
Газета
|