Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Лучшее - враг обычного

       С течением времени в самую неожиданную сторону меняются не только знакомые люди, но и давно знакомые товары. Пиво и вино теперь оказываются безалкогольными, сигареты -- безникотиновыми, сладкое -- бескалорийным, а в обычном хлебе или молоке могут содержаться не только их собственные витамины и минералы, но и добавленные рукой производителя.

       Естественность стала обходиться слишком дорого. В единственном московском магазине экологически чистых продуктов цены неприятно поражают даже самых стойких. Если экологически чистое питание -- удел немногих, то чем утешаться остальным? Для остальных ученые и производители улучшают то, что есть, изымая из продуктов вредное и добавляя полезное. Мы не просто мажем масло на хлеб, а потребляем порцию витаминов группы B, витамины A, D и все это без холестерина и последствий для фигуры. В чай (зеленый, разумеется) кладем не сахар ложками, а аспартам таблетками, закуриваем сигарету без никотина, выпиваем пару бокалов пива без алкоголя и ждем чудесного оздоравливающего эффекта, а он все не наступает. Более того, по прошествии некоторого времени часто оказывается, что вредное было в действительности полезным, а полезное в лучшем случае -- совершенно бесполезно, в худшем -- смертоносный яд для человеческого организма.
       
Вредные привычки
Безалкогольные вино и пиво превосходят алкогольные аналоги ценой, но не вкусом
       Самое распространенное и доступное безалкогольное пиво производится под брэндами "Балтика", "Сокол" и "Хайнекен". Его самыми горячими поклонниками по вполне понятным причинам являются водители. На пиво без градусов (вернее, с содержанием алкоголя 0,5%) приходится также переходить беременным и кормящим любительницам пива. Что касается безалкогольного пива импортного производства, то стоит оно значительно дороже и потребляется значительно реже. За отсутствие алкоголя в любимом напитке потребителю приходится платить на 15-20% больше, чем за "нормальное" пиво той же марки.
       Исполнительный директор Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов: Цена безалкогольного пива возрастает за счет использования дорогостоящих технологий. Безалкогольное пиво получают несколькими способами. Самый распространенный -- мембранный. В этом случае жидкость путем диализа или обратного осмоса пропускают через очень мелкую мембрану, которая задерживает молекулы спирта. Термический метод основан на разнице температур кипения спирта (78,3°С) и воды. Еще один способ -- недопущение образования спирта при брожении. Если не углубляться в технические подробности, то в этом случае пиво получается "молодое", недобродившее, поскольку процесс брожения прерывают до того, как в напитке начинает образовываться спирт.
       Отечественные производители используют для производства безалкогольного пива мембранные методы. Оборудование для лишения пива градусов стоит порядка $1 млн, поэтому производство безалкогольного пива доступно только крупным компаниям. Дороговизна оборудования влияет и на цену напитка -- безалкогольное пиво стоит на 15-20% дороже обычного. А вот вкус безалкогольного пива по сравнению с алкогольным проигрывает; на Западе пиво с высоким содержанием алкоголя называется элитным, так как именно крепость подчеркивает вкус пива и придает ему глубину и бархатистость.

       Примерно та же история и с безалкогольными, или, как выражаются профессионалы, с "обезалкоголенными" винами. Один из крупных поставщиков безалкогольных вин на российский рынок -- компания MXM. В фирменном магазине компании, а также в некоторых крупных розничных сетях на выбор вина калифорнийские Ariel из долины реки Напа, французские Le Canotier из области Лангедок-Руссильон и болгарские из долины реки Марица. Из двух возможных способов обезалкоголивания вина используется наиболее щадящий -- понижение температуры, при котором спирт улетучивается. Безалкогольные вина получают еще и путем выпаривания, но в этом случае вкусовые свойства вина значительно ухудшаются.
Сигареты без табака курят без всякого удовольствия
       Разумеется, дополнительные манипуляции увеличивают стоимость продукта. Что касается вкуса, то дело это сугубо индивидуальное. Поставщики и производители вин, в отличие от пивоваров, не говорят о том, что вкус безалкогольного вина чем-то проигрывает "нормальному". Однако среди знакомых потребителей, пробовавших вино одной и той же марки в двух исполнениях, на безалкогольные пока никто не перешел.
       Особняком стоят "имитаторы" сигарет. Самые известные безникотиновые отечественные сигареты "Таволга" и "Ароматика" можно купить во многих табачных киосках. Довольно распространены также сигареты Nirdosh (итог 18-летних научных изысканий, основанных на законах Аюрведы). В этих сигаретах нет не то что никотина, в них нет табака. Строго говоря, от сигареты остается только привычная форма. Внутри -- хвощ полевой, трава горца птичьего, тысячелистник, пустырник, зверобой, эвкалипт. Сигареты делятся не на крепкие и легкие, а на "антистрессовые", "антитабачные", "тонизирующие", "противопростудные".
Вместо холестерина в "спрэды" добавляют витамины
       В продаже (не широкой) удалось обнаружить также "Сигареты Захарова" (550 руб. за пачку). Господин Захаров, разработавший и сигареты, и методические правила к ним, считает, что благодаря его сигаретам "курение из стадии получения удовольствия переходит в стадию контроля за процессом, сигарета перестает быть психологически нужной, само курение теряет смысл". Разработчик уникального метода обещает отучить курить особо желающих за четыре дня, упорствующих -- через месяц.
       На методы борьбы с вредными привычками (и курением в частности) официальная медицина смотрит несколько иначе. Так, старший научный сотрудник Национального научного центра наркологии России Владимир Папырин считает, что при курении безникотиновых сигарет, а также выпивании безалкогольных пива и вина сигарета, рюмка и стакан психологически нужными быть не перестают. Расставаясь с вредными пристрастиями, "нельзя искать заменители, надо сразу разрывать все ассоциативные связи, чтобы они вытеснялись из памяти. Неважно, что курить: любая сигарета, сам процесс курения, пепельница, дым будут вызывать желание закурить по-настоящему. То же касается и безалкогольного пива и вина, которые будут провоцировать ассоциации с алкоголем, вызывать сходные ощущения при употреблении. В итоге такой 'борьбы' человек придет к тому же -- сигаретам с никотином и алкогольным напиткам".
       
Сладко!
С помощью заменителей сахара проще поправиться, чем похудеть
       Бороться можно с чем угодно, было бы желание. Например, с лишним весом. В ходе борений используются разнообразные методы истязаний организма. В частности, замена привычных продуктов питания непривычными и новомодными.
       Поскольку в отклонении от искомых параметров стройности и красоты виноваты, как правило, сахар и масло (а также пирожные, содержащие оба компонента), то первый удар по ним и наносится.
       Чтобы совсем не лишиться сладкого и что-то мазать на бутерброд по утрам, современные поклонники здорового образа жизни переходят с сахара на подсластитель, а со сливочного масла -- на "спрэд" (бутербродный маргарин).
       Начнем со сладкого. Первым искусственным заменителем сахара был сахарин, идентичный ему современный аналог -- аспартам (в 180 раз слаще сахара). Популярны также ксилит, сорбит и фруктоза. Все подсластители можно разделить на две большие группы -- содержащие и не содержащие калории.
Детского питания, не обогащенного витаминами, просто не бывает
       Как вы, наверное, уже догадались, в борьбе с лишними килограммами предпочтительна вторая группа. То есть сахарин и аспартам, содержащиеся в таблеточных и жидких подсластителях "Сусли", "Свитли" и пр.
       Фруктоза, ксилит и сорбит, ошибочно принимаемые многими легковерными дамами за оружие в борьбе с лишним весом, ни с чем в действительности не борются, так как содержат не меньше калорий, чем обычный сахар. Все три заменителя врачи рекомендуют чаще всего диабетикам, поскольку они не дают такого мгновенного "скачка" уровня сахара в крови, как собственно сахар. Кроме того, потребителями фруктозы являются дети, организм которых не переносит сахар. Тем, кто не относится к этим двум группам, специалисты советуют проявлять осторожность. Переход с сахара на ксилит и аналоги не только не уменьшает калорийность меню, но при употреблении в больших дозах вызывает боли и вздутие живота.
       С бескалорийными подсластителями тоже не все так просто. Например, популярный некогда "цикламат" в 1960 году был признан канцерогенным и запрещен. По поводу разрешенных подсластителей пока никаких официальных нареканий не поступало. Однако ученые ряда стран ведут "подкоп" под их репутацию.
       В июле 2004 года Associated Press сообщила, что ученые из университета Purdue (Индиана, США) пришли к интересному выводу. Оказывается, бескалорийные заменители сахара вызывают полноту в большей степени, чем сам сахар.
       В ходе исследований двум группам подопытных крыс давали с пищей сахар и сахарин. Крысы, которых кормили бескалорийным сахарином, потребляли в течение суток в три раза больше калорий, чем крысы, в меню которых содержался обычный сахар или глюкоза. Ученые склонны считать, что виной тому -- биохимические процессы с участием подсластителей, которые протекают не так, как классический метаболизм глюкозы. По мнению руководителя исследования доктора Сюзанны Свитерс, использование подсластителей нарушает регуляцию ощущения сытости и голода, которая основана в том числе на реакции головного мозга на содержание глюкозы в крови.
       Категорически заменять масло на бутербродный маргарин и вообще накладывать вето на холестерин тоже не стоит. В масле содержится богатый набор витаминов, в том числе и группы B (в России подавляющее большинство населения испытывает их дефицит). Кроме того, холестерин не только откладывается на стенках сосудов при неумеренном потреблении жирной пищи, но и участвует в синтезе клеток, так что некоторое количество холестерина "съедать" нужно.
       
Витаминный коктейль
Бесполезность леденцов уравновешивает полезность аскорбиновой кислоты
       Пищевые добавки вызывают недоверие у каждого нормального человека. И не только с непонятными буквенно-цифровыми наименованиями, но и известные каждому витаминные добавки. Тем более что про гипервитаминоз и вред неумеренного употребления витаминов писать в последнее время исключительно модно.
       Ясность внесла руководитель лаборатории технологии новых специализированных продуктов Института питания РАМН Людмила Шатнюк: Витаминизировать продукты питания у нас начали давно -- еще в 1937 году по инициативе витаминолога Ефремова. Начали добавлять в муку высшего и первого сортов витамины группы B, которые уходят вместе с отрубями. За рубежом витамины в продукты добавляют уже более ста лет. Например, витамины A и D -- в маргарин, витамин С -- в соки.
       Понятно, что делается это не без причины, а на основе обследований и статистических данных, которые выявляют дефицит в питании определенных витаминов и минеральных веществ. Для восполнения такого дефицита есть три пути: прием поливитаминов, потребление обогащенных продуктов и применение биодобавок. Витаминные препараты в России потребляет не более 5% населения, тогда как в США -- 80%.
       При этом дефицит витамина C в России составляет 70-80%, нарастающим является дефицит витаминов группы B, не хватает также фолиевой кислоты, йода, кальция. Бедное витаминами питание объясняется в первую очередь бедностью. Например, главный источник витаминов группы B -- мясо -- доступно немногим. В меньшей степени витамины группы B усваиваются из зерновых (ржаной хлеб и хлеб с отрубями) и круп (пшено и гречка), но про это мало кто знает. Еще одна причина недостатка витаминов в питании -- неграмотность.

       Людмила Шатнюк считает, что авитаминоз российского населения не в последнюю очередь вызван и неправильной схемой питания: Концепция европейской школы питания предполагает получение до 60% витаминов из зерновых продуктов. Разумеется, по такой схеме не питаются ни бедные, ни богатые. Никто не съедает рекомендуемых диетологами 0,5-0,6 кг свежих фруктов в день, и все без исключения (кроме грудных младенцев) "переедают" соли.
       Самым эффективным способом определения недостающих или избыточных микронутриентов является анализ сыворотки крови. На основе анализов, обследований составляются рекомендуемые нормы потребления микроэлементов с одной стороны и нормы их присутствия в продуктах питания -- с другой.
       Чаще всего продукты обогащаются именно витаминами, поскольку они являются крайне нестойкими соединениями -- разрушаются в процессе хранения продуктов и их переработки. Нормы определяются исходя из суточной дозы потребления данного витамина. Людмила Шатнюк рассказала, что в порции обогащенного продукта не может содержаться более 30% суточной нормы какого-либо микроэлемента. Кроме того, равномерное поступление витаминов вместе с едой более физиологично, чем прием поливитаминов: "В поливитаминах содержится суточная доза целого ряда витаминов и минералов. Организм не в состоянии усвоить их сразу и все, поэтому часть препарата выводится из организма. Витамины, добавленные в продукты питания, поступают в организм вместе с пищей, и их усвоение происходит медленнее и полнее".
       "Досыпать" витаминов в тесто или молоко может не каждый желающий. Покупка витаминных добавок и технологии их применения требуют значительных затрат и доступны немногим. Кроме того, производство обогащенных продуктов происходит с разрешения СЭС и под контролем Института питания РАМН. Так что "переесть" витаминов вплоть до получения нежелательных последствий невозможно.
       "Если вам все же удалось превысить норму потребления какого-то микроэлемента, он будет выведен из организма естественным путем",-- считает Людмила Шатнюк.
ОЛЬГА ЦЫБУЛЬСКАЯ
       


КоммерсантЪ
22.11.2004



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов