Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Здоровый бизнес

За чей счет растет фитнес-индустрия

За два последних года количество фитнес-центров в Москве удвоилось. Сейчас в столице работают 250 оздоровительных заведений – в среднем по одному на 40 000 жителей. Постепенно фитнес-индустрия растет и в регионах. Как за счет прихода московских операторов, так и усилиями местных инвесторов.

Глава одной из крупнейших на юге России дистрибуторских компаний «Трансазия Трейд» Владислав Варлашин с недавних пор строит сеть фитнес-центров. После того как доходность торговых операций стала падать, бизнесмен в рамках диверсификации создал компанию «Страйк фитнес» и в 2000 году открыл в Краснодаре боулинг-клуб, а в 2003 году – фитнес-клуб Orange fitness. Консультировали Варлашина специалисты из московской компании «Страта партнерс». Инвестиции в проект составили $3 млн. Бизнесмену понравилось. Второй клуб (более демократичный) он открыл в Волгограде, вложив вместе с местными партнерами $2 млн и рассчитывая окупить их за три года. В планах Варлашина на следующий год – строительство фитнес-клуба в Ростове-на-Дону и, может быть, еще одного в Краснодаре. Он надеется, что по мере роста благосостояния южан, сеть можно будет развивать и в менее крупных городах. «Основной проблемой развития фитнеса в регионах помимо платежеспособности является непонимание потенциальными клиентами того, что занятие фитнесом изменит их жизнь к лучшему, а то и просто - лень, - утверждает Варлашин. - Но мы с этим боремся с помощью активной разъяснительной работы на наглядных примерах».

Фитнес-клубы сегодня есть почти во всех более-менее крупных городах. И в большинстве случаев их владельцы намерены открывать новые точки – спрос россиян на рекламируемый здоровый образ жизни растет.

Делай как мы 

В США оборот фитнес-индустрии составляет около $13 млрд. В России специалисты оценивают его в $300-350 млн, из которых $200 млн приходится на Москву. «Очень сложно говорить о точных цифрах, слишком много факторов необходимо учесть, прежде чем давать какие-либо оценки. К примеру, при подсчете учитывают просто спортивные клубы, - разъясняет генеральный директор Fitness Consulting Group, президент Российского Союза Фитнеса Марина Стрельченко. - Кстати сказать, это касается и прибыли».

Количество бизнесменов, желающих открыть свой фитнес-клуб, растет с каждым годом. «Индустрия красоты, несомненно, сейчас привлекательна для инвестиций, - говорит директор «World Class Консалтинг» Дмитрий Коробейкин. – Например, в этом году темпы роста нашей компании в Москве составили 30%. Количество обращений к нам за фитнес-консалтингом за последний год выросло в 3 раза».

Стоимость услуг консультантов зависит от поставленных перед ними задач. К примеру, разработка бизнес-проекта для фитнес-центра «под ключ» стоит около $40 000. В целом средний объем инвестиций в создание элитного клуба составляет около $1000 на квадратный метр, с учетом стоимости строительства здания, спортивного оборудования, оплаты персонала и т.д. При создании демократического клуба предприниматель может сэкономить $200-300 на каждом метре. Приемлемая окупаемость проектов – 2,5-3 года. «Наша компания не рассматривает бизнес-проекты с окупаемостью более трех лет», - говорит Анастасия Юсина, гендиректор консалтинговой компании «Страта Партнерс», которая, открыв совместно со спортивным обществом «Динамо» центр «Динамо-Фитнес» и получив еще три заказа на аналогичные проекты, решила сосредоточиться на фитнесе. Объекты разных владельцев, которыми управляет «Страта Партнерс», в зависимости от характеристик работают либо под вывеской Orange Fitness (стоимость годовой карты $1500-2000), либо под более демократичной маркой Sity Fitness (годовая карта стоит $500-700).

Сегодня большинство российских фитнес-клубов являются независимыми. Однако, по мнению Анастасии Юсиной, будущее за сетевым форматом, о чем свидетельствует развитие таких операторов, как World Gym, World Class, «Планета Фитнес». В среднем рентабельность в фитнес-индустрии составляет около 30%. У одиночек-дилетантов она ниже.

Быстро и дорого

 

Росту фитнес-индустрии способствуют девелоперы. В престижных комплексах «Дон-строя», «Капитал Групп», «Авгур Эстейт» фитнес-центры обязательны.

«Для жилых и офисных комплексов наличие фитнес-центра – это благо: либо увеличится стоимость объекта, либо сократятся сроки его продажи», - говорит директор департамента торговой недвижимости компании Colliers International Максим Гасиев. В то же время эксперт скептически оценивает целесообразность размещения фитнес-центра в торговом комплексе. Наталия Орешина, директор компании Stiles&Riabokobylko, в докладе на конференции «Дни торговой недвижимости в Лондоне. Россия и СНГ», организованной компанией Hyperestate, также отмечала, что фитнес в качестве арендатора практически не распространен в России: на фитнес-услуги приходится лишь 1% в структуре развлекательного сектора московских ТЦ (на фуд-корты – 55%, на мультиплексы - 18%, на боулинги и детские площадки – по 8%). По словам Орешиной, ситуация вполне соответствует европейской практике. Согласно исследованию, проведенному в десяти странах, посетители ТЦ бывают в фитнес-клубе чаще, чем в кинотеатре или боулинге, но при этом лишь 7% готовы комбинировать занятия спортом с походом за покупками (совмещать ресторан и шопинг готовы 40% европейцев).

В то же время сами ритейлеры соседством с фитнес-центром обычно довольны. «Клиенты, посещающие фитнес-клубы, входят в целевую аудиторию наших магазинов, - поясняет Анна Зайцева, пресс-секретарь компании «Седьмой континент», в одном из магазинов которой на втором этаже расположен фитнес-клуб Universal Gym. - Наличие в торговых центрах дополнительных услуг и других якорных арендаторов привлекает в них большее количество потенциальных покупателей».

Вторая по значимости группа инвесторов – компании, желающие либо диверсифицировать бизнес, либо воспринимающие строительство корпоративного фитнес-центра в качестве необходимой социальной нагрузки. Самый престижный фитнес-центр в Нижневартовске, например, построила компания «Славтэк». Около $20 млн готов вложить в строительство спортивного центра с фитнес-услугами и «Норникель» (срок реализации проекта – два года). «Климатические особенности, в которых приходится работать сотрудникам нашей компании, экстремальные, - говорит пресс-секретарь «Норильского никеля» Елена Щербинина. – Поэтому проблема развития спортивно-оздоровительной системы для нас актуальна. Причем речь идет именно о комплексном развитии, поскольку «Норильский никель» является градообразующим предприятием».

Замыкают тройку типичных инвесторов жены богатых людей либо бизнесмены, рассматривающие создание фитнес-клуба как хобби.

 

Дресс-код по-русски

 

Для того чтобы фитнес-центр среднего сегмента вышел на точку окупаемости, необходимо продать 2000-3000 годовых абонементов. Элитному клубу достаточно привлечь 1500 человек. Основной стимул развития фитнес-индустрии – формирование спроса.

Мода на здоровый образ жизни приносит плоды. По данным компании АНКОР, членство своих сотрудников в спортивных клубах обеспечивают 15% иностранных компаний, работающих в России, и 5% российских компаний. Как отмечает Лика Басария, PR-директор компании Penny Lane Consulting, полная или частичная оплата абонемента престижного клуба становится распространенной составляющей компенсационных пакетов.

По словам пресс-секретаря компании «Северсталь-групп» Лады Астикас, такой льготой пользуются 60 сотрудников московского офиса, а в Череповце работникам предприятий холдинга предоставляется 50-процентная скидка на все виды услуг в местном фитнес-клубе «Лидер» (стоимость месячного абонемента - 840 рублей).

«Подобная мотивация приобретает особенную значимость при привлечении столичных менеджеров к работе в регионах. Там усиление внимания россиян к собственному внешнему виду в значительной степени связано именно с открытием филиалов крупных западных и российских компаний и привлечением московских и питерских менеджеров», - говорит Басария.

Средний возраст посетителей фитнес-центров 25-35 лет, хотя в последнее время наметился рост верхней возрастной планки. Около 60% посетителей фитнес-клубов - представители сильного пола. «Фитнес-центр это еще и место общения людей, которые много работают, и у них мало личного времени, - говорит Анастасия Юсина. – То есть, фитнес выполняет, кроме оздоровительной, еще и социальную функцию».

Специалисты сходятся во мнении, что в ближайшее время количество фитнес-центров в стране увеличится на 30-50%. «Растет доля недорогих клубов с меньшим количеством предоставляемых услуг и уровнем сервисного обслуживания, которые можно условно отнести к категории «народного фитнеса». Стоимость услуг таких клубов невысока и увеличение их числа, конечно, отразится на ценовой политике клубов для среднего класса, - уверена Марина Стрельченко. - Что же касается фитнес-центров, относящихся к высокому сегменту, то вряд ли стоит ожидать каких-либо изменений. Высокий уровень сервиса требует высоких затрат, что делает высокую ценовую планку оправданной. При этом в России сейчас достаточное количество людей, готовых заплатить $2000 за посещение дорогого клуба».

Потенциальных клиентов фитнес-центров даже в Москве еще много. По словам Анастасии Юсиной, в Лондоне фитнесом занимается около 26% населения, а в Москве по самым оптимистичным прогнозам всего 3-3,5%.


Владислав Литовка
24.11.2004  журнал Компания

24.11.2004



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов