Равнение наверх
Для начала «Аэрофлот» совместно с компанией McKinsey проанализировал, что же такое, с точки зрения пассажира, хороший сервис. Главных параметров оказалось не так много. Это удобное расписание – для бизнесменов важна ежедневная частота полетов, лучше даже два раза в день. Внешний вид самолета и бортпроводников. Удобство кресел. Питание во время полета. И манера общения персонала с пассажирами.
Компания начала героическую работу над улучшением «продукта». Персонал отправили на тренинги. Стали оптимизировать сеть – переходить на ежедневную частоту полетов, закрывая те маршруты, где такой график оказывался нерентабельным. В бизнес-классе вводится ресторанное обслуживание по примеру азиатских авиакомпаний. Разработали новое комфортное кресло. Скоро на бортах компании появятся электронные устройства для развлечения пассажиров.
Параллельно с борьбой за качество компания стала повышать цены, которые сейчас уже сравнялись с европейскими. При этом «Аэрофлоту» удалось не потерять своих клиентов. В 2003 году компания перевезла 5,8 млн человек, а только за девять месяцев этого года 5,85 млн человек. В ближайших планах – поднять цену даже выше среднеевропейской.
Но «неровность» по-прежнему остается главной проблемой компании: новинки почти невозможно ввести сразу и везде, приходится выбирать ключевые направления. Далеко не на всех маршрутах у компании есть все три традиционных класса – эконом, бизнес, первый. На многих направлениях отсутствует «премиальный продукт» – его только планируют ввести. Не самая лучшая рекомендация для компании, заявляющей о высоком уровне сервиса.
Наверное, именно поэтому задача для рекламного агентства оказалась столь трудной. Самую главную опасность в брэндинге Евгений Бачурин называет английским словом «оверпромис». Overpromise – чрезмерное обещание – это главное, чего не может позволить себе «Аэрофлот». «Мы просто хотели обратить внимание на то, что меняемся,– поясняет коммерческий директор компании.– Поэтому агентство должно было сделать что-то великое, но без конкретики. А это сложно».
Касса взаимопомощи
До какой степени это будет сложно, Илья Слуцкий, наверное, и не предполагал. После того, как в августе 2003 года агентство FCB MA выиграло на тендере эккаунт «Аэрофлота», первую кампанию (под слоганом «Потому что от души») сделали достаточно быстро: она стартовала в декабре того же года. Но она была тактической – и никто не возлагал на нее особых надежд.
«Ни заказчик, ни мы в то время еще были не готовы к тому, чтобы выйти с большой имиджевой кампанией,– говорит Илья Слуцкий.– Первая реклама была ступенькой к великому. Но мы не думали, что между ступенькой и великим окажется такой разрыв во времени».
В FCB полученные сведения об авиарынке и месте «Аэрофлота» на нем называют не иначе, как «ужасное знание»,– настолько специфичны и клиент, и его ситуация. Обе стороны утверждают, что концепции отвергались по объективным причинам. Одни были недостаточно масштабны для «Аэрофлота», другие не соответствовали консервативному имиджу, не доносили какую-то идею, не вдохновили бы персонал.
Кампания должна была начаться весной этого года. Но на дворе уже стояло лето, а не появилось еще ни одной одобренной концепции. «Нам не говорили: либо вы завтра представляете гениальную идею, либо расстреляем, но настроение клиента я чувствовал, терпение ведь имеет границы,– рассказывает господин Слуцкий.– И тогда я позвонил в Чикаго Джонатану Харрису, креативному директору сети, и сказал: „Это тот случай, когда нужна атомная бомба”».
Когда какому-то агентству сети FCB нужна атомная бомба, компания организует всемирный кружок взаимопомощи под названием creative rumble. В страну, созывающую rumble, съезжаются ведущие рекламисты со всего мира: они бросают свою текущую работу, чтобы помочь партнерам по сети. Неделю трудятся над проблемным проектом, после чего возвращаются к своим текущим обязанностям. В FCB применение этой методики весьма распространено, поэтому обычно подобная акция организуется меньше чем за месяц.
Естественно, креативный «флэш-моб» собирается только для особых клиентов и в особых случаях. Российское отделение FCB уже не раз высылало своих рекламистов на подмогу зарубежным коллегам, но само воспользовалось такой возможностью впервые.
На помощь прибыли бразилец, южноафриканец и два американца, один из которых – сам креативный директор сети Джонатан Харрис. Российских рекламистов подселили к ним в отель, чтобы они «не отвлекались на бытовые глупости». За пять дней работы сборная четырех континентов заново открыла вечную и великую ценность: от улыбки станет всем светлей.
Неконкретная улыбка
«На что мы купились? Человек смотрит на мир. Этот мир бывает плохим или хорошим, но, чтобы его изменить, иногда достаточно улыбки. Такая идея и заложена в рекламе,– объясняет господин Бачурин.– И далеко за скобками – улетающий самолет. Потому что мы хотим верить, что частичку этого позитива внес и „Аэрофлот”».
Год назад в первой кампании с биллбордов улыбалась горожанам милая стюардесса – в этом, конечно, не было ничего великого. В новой кампании идея улыбки вышла на новый уровень: теперь человеку улыбается мир. Человек, только что прилетевший на самолете, идет и всюду видит изогнутую линию, символизирующую улыбку: в радуге, в просвете между деревьями, в расположении цветов и даже в дверной ручке.
Идея тиражируется как на ТВ, так и в прессе и наружной рекламе (агентство сделало пять вариаций на тему улыбки). Росчерк, похожий на улыбку, попал и на логотип «Аэрофлота». Ролики размещаются на самых массовых каналах («Первый», РТР, СТС, REN TV) в расчете на целевую аудиторию от 18 до 55 лет («ядро» определено в 25–45 лет). Наружная реклама – в городах-миллионниках. Реклама в прессе – в «серьезных» журналах («Деньги», «Эксперт», «Власть», «Итоги») и развлекательных (Men’s Health, GEO, «Вокруг света», «Афиша Мир»).
Примет ли идею рынок, определят дальнейшие исследования; но создатели готовы играть с улыбкой несколько лет – агентство уже знает, как развивать идею. Конечно, послание, которое компания адресует широкой аудитории, сложно назвать конкретным. Но ведь главной задачей как раз и было – «сделать что-то неконкретное», поэтому авторы уверены, что это не является недостатком.
«Мы не хотим, чтобы потребитель заучил наизусть позиционирование,– говорит Илья Слуцкий.– Нас устроит, если люди просто запомнят, что „Аэрофлот” им улыбается и делает так, чтобы им хотелось улыбнуться в ответ. Мы после мозгового штурма ехали на машине по городу и находили улыбки везде – от облаков до провисших проводов. И нам это нравилось, хотя задачи искать сюжеты уже не было. Если ты с такой точки зрения смотришь на мир, он действительно тебе улыбается. Эта идея проста. И в этом ее величие».
PRO & CONTRA
|
«Десяток замечательных улыбок можно свести на нет невнимательностью персонала» Задача перед авиакомпанией стоит очень сложная. С одной стороны, ей сейчас нужно закрепить и развить свои успехи на массовом российском рынке, а с другой, приобрести новых клиентов, так называемых заказчиков бизнес-класса. А вот уже в этом сегменте простого репозиционирования абсолютно не достаточно. Нужны дополнительные, хорошо продуманные идеи собственного развития и движения вперед и действия по их реализации. Для компании мало сказать аудитории «я стал другим». Надо действительно кардинально измениться и убедиться в том, что потребитель оценил эту перемену. И изменения эти должны коснуться всех стадий работы авиакомпании: от продавца билетов до стюардесс. К тому же немало внимания придется уделить вопросу качественного сервиса в аэропорту, там, где это возможно, так как эта часть перелета также традиционно ассоциируется у потребителя с авиаперевозчиком, услугами которого пользуется конкретный пассажир. И здесь уже мало одних образов, пусть и формирующих требуемый имидж. В дополнение, если не в основу к новому имиджу, должны произойти изменения в технологиях всех сервисных бизнес-процессов. А там, где это необходимо, и создание совершенно новых коммуникаций со своими клиентами. И эта часть проекта под названием «изменение имиджа компании» самая важная. Как правило, нововведения в технологиях сервиса необходимо проводить до изменений в имидже. Как ложка дегтя портит бочку меда, так и десяток замечательных улыбок можно в один момент свести на нет невнимательностью персонала. В таком случае на фоне очень жесткой конкуренции заставить клиента сделать повторный выбор не помогут ни креативная реклама, ни новый имидж. |
Максим Котин
26.11.2004
Секрет фирмы
Медиа
Gazeta.ru припрятала «g»
Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева |
Реклама и Маркетинг
Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры
Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе |
Медиа
RTB готовит наступление
Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы |
Медиа
Россия в хвосте digital-лидеров
ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа |
Медиа
Новостные сайты теряют аудиторию
Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ |
Реклама и Маркетинг
В Россию с любовью
Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке |
Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering |
Реклама и Маркетинг
Авторы Angry Birds заработают на России
Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию |
© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2 При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна! Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail |