Настоящий производитель
Тайвань пытается превратиться из производителя товаров по чужим технологиям и под чужими марками в создателя своих ноу-хау под собственным брендом
Когда в начале ноября мы приехали на Тайвань, остров в очередной раз попал в мировые новости после резкого заявления президента Чена о том, что Тайвань будет стремиться к независимости. Китай реагировал на это очередной порцией угроз. Какое-то время мир оживленно обсуждал, не кончится ли дело вторжением Китая на Тайвань.
Оба государства, как известно, равно претендуют на правопреемство с Китаем домаоистской эпохи, считая себя прямыми наследниками республиканской китайской государственности, установленной великим революционером Сунь Ятсеном. В 1950 году свергнутое армией Мао Цзэдуна правительство Гоминьдана (Китайской националистической партии) во главе с Чан Кайши эвакуировалось на Тайвань и создало там собственное государство в изгнании под названием Республика Китай. Для Тайбэя правительство КНР - узурпаторы, для Пекина Тайвань - сепаратистская провинция. До 1971 года Тайвань представлял Китай в ООН, затем это право было передано "красному" Китаю. Мао Цзэдун и Чан Кайши правили своими странами до смерти и оба ушли к предкам в конце 1970-х годов, а разделение остается непреодоленным. Но сложившееся положение дел, по-видимому, вполне устраивает обе страны. Один из тайваньских госчиновников в беседе со мной сформулировал проблему "двух Китаев" емко и кратко: "Богатый с бедным договориться не может. Нет предмета для согласия. ВНП Китая на душу населения ниже нашего в шесть раз. Поэтому мы откладываем эту проблему. Мы отложим ее лет на сто".
Спекуляции о близкой войне, которыми развлекаются мировые СМИ, далеки от действительности. Даже необязательно знать, что форсирование огромного (от 130 до 180 километров) пролива между материком и островом является воинской операцией, которая затмит по масштабу и жертвам высадку в Нормандии и ряд других менее знаменитых десантов вместе взятых. Можно даже не принимать во внимание, как много великих держав решат удержать Китай от такого шага во избежание обвала баланса сил в мире. Достаточно посмотреть на объявление в международном аэропорту Тайваня: "Граждане КНР могут сдать здесь свои паспорта на хранение и получить временное удостоверение для пребывания в Республике Китай", чтобы понять, что, пока политики мечут друг в друга вербальные молнии через пролив, бизнесмены и граждане наладили через него прочнейшие взаимовыгодные связи. Компании с Тайваня были среди первых инвесторов на материковом Китае, когда реформы Дэн Сяопина открыли страну. Арбитраж на торговле с материком составил счастье Тайваня. Практически любая корпорация на острове сейчас имеет как минимум одну фабрику на "Большой земле", "материке", как на Тайване именуют КНР.
От текстиля к микрочипам
В 1950 году, когда на Тайвань высаживались беженцы Гоминьдана, остров населяли только местные аборигены-австронезийцы да небольшое число китайских переселенцев. Это была не просто заштатная провинция, а глухая дыра. С тех пор Тайвань изменился неузнаваемо. Остров застроен, кажется, от края и до края. ВНП на душу населения в 1952 году составлял 196 долларов США - теперь он превышает 12,5 тыс. долларов. Американский военный и финансовый "зонтик" и инфраструктурная помощь соседней Японии, чье культурное и идейное влияние на Тайване весьма ощутимо, сыграли свою роль. Но для географически изолированного и бедного природными ресурсами острова этого было недостаточно - единственный выход был в экспорториентированной экономике. Уже в конце 1980-х годов Тайвань называли образцовым примером "экспорториентированной индустриализации".
Первоначальный экспортный капитал Тайвань нажил на текстильном производстве, химической и нефтехимической промышленности. Тайвань и сейчас еще занимает значительное место в производстве эпоксидных смол, полимерных волокон (10-20% мирового рынка по различным позициям), хотя это производство уже много лет мигрирует в соседний Китай. Побочным, хотя и важным следствием этого стало заметное улучшение тайваньской экологии: коллеги-журналисты из Австралии и Европы отметили, что еще несколько лет назад уровень смога на Тайване был почти такой же, как в соседнем Китае, сейчас же смог стал намного тоньше и в основном производится машинами, а не заводами.
Переход к высокотехнологическому росту на Тайване начался несколько позже, чем в соседней Японии. В основе роста, как и там, лежали льготные правительственные схемы и директивное планирование. В 1959 году Исполнительный Юань (правительство) принял первую "программу научного развития", и с тех пор такие программы принимались регулярно на срок от 6 до 12 лет. В 1965 году были созданы первые Зоны экспортного производства - первоначально вокруг столицы, затем и в южной части острова. Сейчас практически вся западная часть острова на трехсоткилометровом побережье урбанизирована.
Основу современного тайваньского технологического бизнеса составляет в первую очередь электроника и полупроводники. К середине 70-х Тайвань располагал заметным кадровым потенциалом в лице тайваньцев, работавших в электронной индустрии в США. Многие из создателей электронной промышленности Тайваня начинали свою карьеру в ведущих университетах и высокотехнологических компаниях США.
Сегодня Тайвань является абсолютным мировым лидером в области производства микросхем всех видов, от процессоров до "систем на чипах". Chip foundries ("кузницы чипов"), как принято называть фотолитографические производства, и смежные с ними виды бизнеса - производство фотомасок, упаковка микросхем, дизайн микросхем, а также изготовление модулей памяти - обеспечивают Тайваню около 14 млрд долларов в экспортных поступлениях. Другой ведущей статьей экспорта является всевозможное компьютерное оборудование.
Представители организации TAITRA (Тайваньский совет по развитию экспорта), пригласившей меня на Тайвань, уверяли, что остров до сих пор воспринимают в мире как дешевого производителя массовых и недорогих товаров и что это неправда. В качестве примера "черного пиара" хозяева указали на фильм Роберта Земекиса 1984 года "Роман с камнем", где главный герой пытается открыть зонт, тот ломается на ветру: "Черт! Сделано на Тайване!" Мне же на ум пришел снятый пятнадцать лет спустя "Армагеддон", где русский космонавт выбегает с ломиком и богатырским ударом приводит в рабочее состояние шкаф с зашкодившей аппаратурой американского шаттла: "Американская, российская - разницы нет, нынче всю электронику делают на Тайване!" Оказалось, что за этот product placement никто не заплатил. Да и нужды не было. Уже в конце 1980-х к Тайваню прочно приклеилось прозвище "азиатский дракон" - заодно с Кореей, Сингапуром и Гонконгом. Объединенные термином "четыре дракона", эти страны вплоть до кризиса 1997-1998 годов воспринимались как новый образец экономического чуда взамен увядающей Японии. Кризис 1997-1998 годов Тайвань перенес легче любой другой из "драконьих" экономик, включая даже Сингапур. Малайзия закрылась, Корея наполовину обанкротилась, Индонезия вообще пережила революцию - Тайвань же, по сути, отделался легким испугом. Сказалась традиционная открытость страны и сравнительное здоровье банковской системы.
ОЕМ - узкий, как лезвие бритвы
Более свободная экономика по сравнению с другими "драконами" - несомненное преимущество Тайваня. В глобальном рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума страна занимает четвертое место. Тем не менее лидеры высокотехнологической промышленности Тайваня серьезно озабочены будущим страны и своего бизнеса.
У бедного есть одно преимущество перед богатым - он может позволить себе продавать свой труд дешевле. ВНП на душу населения на Тайване и в Китае различается, как было уже сказано, в шесть раз, себестоимость - уже на порядки. Отпускная цена велосипеда для активного отдыха, изготовленного на Тайване, составляет 286 долларов, но тот же самый велосипед, изготовленный в Китае, идет за 21 доллар. Giant Bicycles, один из крупнейших мировых производителей велосипедов, в конце 1980-х годов производил на Тайване всю свою продукцию, сейчас - только четверть (700 тыс. на Тайване против 3 млн на континенте).
То же происходит и по всем основным товарным позициям, включая даже микросхемы. Пока Тайвань сохраняет лидерство; доктор Кей Си Ши, руководитель чип-дизайнерской фирмы Global UniChip, привел данные, согласно которым из 250 китайских фирм, занимающихся дизайном чипов, первую десятку замыкает фирма с годовым оборотом менее 2 млн долларов - в этом бизнесе это даже не малый, а миниатюрный размер. Но два-три десятилетия назад Тайвань и сам был примерно в том же положении, в котором сейчас находится Китай. С другой стороны, перейти в верхний ценовой сегмент тайваньской продукции сложнее, чем хотелось бы: нет своих технологий и брендов.
В технологическом бизнесе существует сокращение OEM - original equipment manufacturer. В этом термине есть определенная двусмысленность: чаще всего его переводят как "производитель исходного оборудования", но можно перевести и как "исходный производитель оборудования", то есть "настоящий производитель". Долгое время тайваньцы работали на экспорт преимущественно по этой модели - не имея собственных каналов, они продавали свою продукцию оптом крупным международным производителям или делали ее на заказ.
OEM-модель на Тайване работает повсюду. От изготовления чипов, компьютеров и сотовых телефонов и до уже упомянутых велосипедов. Я с огромным интересом узнал в беспроводном ADSL-маршрутизаторе неизвестной фирмы DMTec суперновый продукт Cisco Systems. Точь-в-точь такая же синяя с черным базовая станция Linksys стоит у меня дома, и единственное их различие - нанесенный по трафарету логотип. Тот же Giant Bicycles производит еще и велосипеды под марками Trek, Specialized и Panasonic, тем самым фактически снабжая более половины рынка высшей категории. В городе Тайнань на юге страны на стапелях яхтостроительного завода Ta Shing Yacht Building сейчас стоит готовая новая 57-футовая моторная яхта, сделанная заводом не по заказу покупателя, а на склад "на всякий случай" - благодаря чему обозреватель "Эксперта" и смог посмотреть на нее живьем. Марка, стоящая на бортах ее стеклопластикового корпуса, не TaShing, а знаменитая Nordstrom. Завод делает яхты по чертежам крупного американского яхтостроительного концерна, который уже много лет как отдал тайваньским контракторам все судостроительное производство.
OEM обеспечивает высокую загрузку производства, но не приносит больших доходов. Маржа в этом бизнесе узкая, как лезвие бритвы. Руководитель местной Taiwan Semiconductor Industry Association Гордон Чен привел статистику: квадратный миллиметр чипа Intel P42.2 стоит 3,51 доллара, AMD Athlon XP1.8 - 2,65 доллара. А тайваньские производители получают за свои чипы от покупателей 4-5 центов за миллиметр. Все это напомнило мне ситуацию с офшорным программированием: делают или могут делать все, а маржа невелика.
Инновационный выход
Пути выхода из сложившейся ситуации Тайвань ищет в инновационном развитии. Компании активно развивают научно-исследовательское направление, создают новые продукты и бренды. Крупнейший мировой производитель компьютерной техники Acer отделил свои продукты "стиля жизни" в новую компанию BenQ, которая последние два года активно создавала новый бренд - и запустила целый ряд собственных продуктов, от мониторов и клавиатур до сотовых телефонов и смартфонов.
Другая крупная публичная компания - Chroma - создала дочернюю фирму Dynascan, разрабатывающую 360-градусные цилиндрические дисплеи для публичных мест. Это новая технология и новый бренд одновременно. Dynascan - компания для одной технологии и одного бренда, но по сравнению с ОЕМ-моделью это шаг вперед.
Поощряется и импорт на Тайвань исследователей и исследовательских центров из других стран. В пригороде Тайбэя с 1973 года функционирует ITRI (Тайваньский институт промышленных технологий), общественная исследовательская организация, управляемая совместно правительством, учеными и промышленниками. Из ее лабораторий вышло много стартапов, которые сейчас входят в число лидирующих корпораций. Сейчас в ITRI, где разрабатываются самые разные технологии от наноматериалов для лазерных дисков и микросхем для беспроводных устройств до RFID и биочипов, примерно четверть работающих - европейцы. Среди них немало и наших соотечественников; особенно плотно на Россию ITRI завязан в области оптических технологий: он сотрудничает с ЛФТИ им. Иоффе из Петербурга, где, надо полагать, черпает немало полезного для себя. А первая компания, которую мы посетили на Тайване, оказалась на самом деле польской. Анджей Рыбицкий, основатель Advanced Digital Broadcast, компании - разработчика приставок для цифрового ТВ, долгое время работал на Тайване в компании ST Microelectronics.
Возвращаясь в Москву, я размышлял о том, что мои гостеприимные хозяева, безусловно, показали мне то, что они хотели, чтобы я увидел. Мой коллега из Франции ворчал, что, несмотря на многочисленные просьбы, ему не организовали поездку на традиционную чиповую фабрику. В программе поездки значились исключительно те компании, которые продают на внешний рынок свои товары сами хотя бы частично, все - лауреаты национальной инновационной премии. Тайваньцы очень хотят создать у мира впечатление, что они идут его завоевывать. Но на самом деле это уже несколько лет как свершившийся факт. Тайваньские производители все активнее начинают внедряться на мировой рынок, пока в поисках ниш "дешевле, новее и лучше" и чем дальше, тем больше "дешевле" уступает место "новее" и "лучше".
И тем самым компании Тайваня неизбежно вторгаются в деловые владения развитых стран - США, Японии, Европы. Вот откуда идет подлинная угроза гегемонии Силиконовой долины. Не из Китая. А с Тайваня, из Кореи, Сингапура, которых вытесняет с их прежней деловой территории Китай. Силиконовая долина, конечно, превосходит Тайвань в области культуры предпринимательства. Но на Тайване много усердных учеников, а Силиконовая долина все еще пробуксовывает после кризиса. Пульс мирового технологического прогресса в научном парке Тайбэя ощущается едва ли не четче, чем в Стэнфорде. В ближайшие годы на высшем уровне технологического мира станет очень жарко.
Рейтинг мировой конкурентоспособности, 2004 год
Страна | Место | Рейтинг |
Финляндия | 1 | 5,95 |
США | 2 | 5,82 |
Швеция | 3 | 5,72 |
Тайвань | 4 | 5,69 |
Дания | 5 | 5,66 |
Норвегия | 6 | 5,56 |
Сингапур | 7 | 5,56 |
Швейцария | 8 | 5,49 |
Япония | 9 | 5,48 |
Исландия | 10 | 5,44 |
Великобритания | 11 | 5,3 |
Нидерланды | 12 | 5,3 |
Германия | 13 | 5,28 |
Австралия | 14 | 5,25 |
Канада | 15 | 5,23 |
ОАЭ | 16 | 5,21 |
Австрия | 17 | 5,2 |
Новая Зеландия | 18 | 5,18 |
Израиль | 19 | 5,09 |
Эстония | 20 | 5,08 |
Гонконг | 21 | 5,06 |
Чили | 22 | 5,01 |
Испания | 23 | 5 |
Португалия | 24 | 4,96 |
Бельгия | 25 | 4,95 |
Источник: World Economic Forum |
Юрий Аммосов
30.11.2004
Журнал Эксперт