Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Медиакомпания нового образца

Что получилось в результате слияния вещательной компании и производителя контента

Объединение вещательной компании NBC (подразделения General Electric) и Vivendi Universal Entertainment (подразделение французского конгломерата Vivendi) стало самой крупной сделкой этого года на мировом медиарынке. Пост гендиректора и председателя совета директоров объединенной компании NBC Universal занял Боб Райт. Он убежден, что создал медийную компанию нового образца, которая сумеет опередить своих конкурентов.

Девять из десяти последних лет NBC занимает первое место на американском рынке телерадиовещания. Получив контроль над активами терпящей бедствие Vivendi Universal, NBC одним махом смогла изолировать себя от нестабильности рынка телевизионной рекламы и колебаний рейтингов. Новая компания объединила телевизионные сети, киностудии, кабельные каналы и тематические парки.

NBC Universal доказала, что вещательная компания в состоянии установить контроль над киностудиями и другими компаниями индустрии развлечений. До этого попытки создания подобной вертикально-интегрированной структуры не раз предпринимали владельцы контента, от Walt Disney до News Corp. Их привлекала возможность прямого вещания на национальную телеаудиторию.

“Приобретение состоялось, потому что у нас возникла такая возможность, — признается Райт. — Киностудия Universal оказалась на грани банкротства, и ее владельцы спешили избавиться от долгов. Они распродавали активы так быстро, как только могли”.

Французский конгломерат Vivendi, обремененный $35 млрд долга, решил быстро избавиться от своих американских активов сразу после увольнения летом 2002 г. его гендиректора Жан-Мари Мессье.

Год спустя Vivendi дала принципиальное согласие на продажу контрольного пакета акций Vivendi Universal компании NBC. Стоимость компании на тот момент составляла приблизительно $14 млрд. Согласно условиям сделки французская группа получила $3,4 млрд наличными и 20%-ную долю в новой компании NBC Universal. При этом контроль над объединенной компанией сохранила General Electric.

Райт сумел убедить менеджмент Vivendi Universal, у которого были альтернативные предложения и от киностудии Metro-Goldwyn-Mayer, и со стороны группы частных инвесторов во главе с Эдгаром Бронфманом, бывшим вице-председателем совета директоров Vivendi Universal. “Они могли бы сделать другой выбор. Но мы убедили их в преимуществах партнерства [с нами]. Кроме того, по условиям сделки они сразу получили реальные деньги, — вспоминает Райт. — Мы хотели расширить свои возможности, а они стремились избавиться от долгов”.

В будущее с надеждой

По прогнозам NBC Universal, ее операционная прибыль в этом году возрастет на 20% и составит $2,4 млрд. При этом оборот увеличится с $7 млрд до $12 млрд.

Конкуренты с завистью выслушивают финансовые прогнозы NBC Universal. Они следят за процессом слияния и думают, что именно могут почерпнуть из опыта NBC для своих собственных компаний. Но их интересует, не была ли сделка с Vivendi защитной реакцией со стороны вещательной компании, теряющей темп. “NBC — вещательная компания и смотрит на управление киностудиями глазами вещателя, — поясняет один голливудский топ-менеджер. — Кроме того, у NBC есть проблема. Они уступили первое место в рейтингах вечером по четвергам своему конкуренту телекомпании CBS. А ведь это самый прибыльный вечер на телевидении”.

Некоторые аналитики скептически оценивают новизну концепции NBC Universal и утверждают, что компания просто идет по пути своих более крупных конкурентов. “Модель бизнеса NBC Universal далеко не нова. На самом деле это кульминация все ускоряющегося процесса, который мы наблюдаем последние 10 лет. Уже не осталось крупных независимых вещателей, да и количество независимых продюсеров постоянно уменьшается. Вертикальная интеграция давно уже стала правилом, а не исключением в медиаиндустрии”, — говорит Ричард Гринфилд из нью-йоркской аналитической компании Fulcrum Group.

Этой осенью аудитория NBC в возрасте 18-49 лет сократилась на 9%. Однако руководители компании утверждают, что ничего экстраординарного не произошло. Причина снижения рейтингов в обострении конкуренции со стороны CBS и ABC, считают они. Топ-менеджеры компании отмечают, что у NBC до сих пор самые высокие рейтинги за пределами прайм-тайм.

Снижение риска

Более того, бизнес компании в области кабельного телевидения растет быстрыми темпами (компания унаследовала от Vivendi два кабельных канала, SciFi и USA Networks, и добавила их к собственным). Да и прокат фильмов “Превосходство Борна” (Bourne Supremacy) и “Дневник Бриджит Джонс — 2” (Bridget Jones's Diary 2) принес хорошие сборы. Кроме того, NBC Universal удалось собрать большую аудиторию во время трансляции летних Олимпийских игр.

В любом случае снижение темпов развития NBC только убеждает Райта в том, что он вовремя заключил сделку. “Наши объемы продаж на 90% зависели от продаж рекламы. Остальное мы получали от абонентской платы за просмотр кабельных каналов, — рассказывает он. — В Vivendi Universal основные доходы приходили от кассовых сборов и от продаж DVD. В объединенной компании соотношение доходов 50/50. Это снижает риски. Раньше мы зависели от продаж рекламы. Теперь же мы чувствуем себя намного комфортнее”.

NBC также решила не торопиться с еще одной сделкой. Она не стала покупать кинокомпанию MGM. Той не удалось приобрести Vivendi Universal. Поэтому она выставила свои акции на продажу и приняла предложение консорциума компаний во главе с Sony, который готов был заплатить $5 млрд. “Покупка MGM была для нас преждевременной, — поясняет Райт. — Мы поняли, что не хотели тратить еще $5 млрд на другие активы, не завершив объединение с Vivendi Universal”.

Вопросами интеграции занималась небольшая группа топ-менеджеров NBC. За три месяца, которые истекли 30 сентября, они увеличили операционную прибыль с $431 млн до $536 млн. Объем продаж при этом увеличился с $1,52 млрд до $4,1 млрд. Коммерческие функции и операции взял на себя Рэнди Фалко, который занял пост президента телевизионного подразделения NBC Universal. А за производство телепрограмм и вещание NBC Universal теперь отвечает Джефф Цукер, который заслужил хорошую репутацию, значительно повысив в свое время рейтинги NBC.

Различие философий

После того как выбрана модель бизнеса, сформирована его структура, приходит время подумать об исполнении. Руководство компании планирует сокращать расходы на $300 млн в год. Это будет достигнуто за счет объединения ряда финансовых и маркетинговых функций и устранения дублирования в области производства программ.

Топ-менеджеры голливудских киностудий NBC Universal отрицают снижение рыночной доли компании в результате неопределенной ситуации, сложившейся вокруг Vivendi. Рон Мейер, президент Universal Studio, утверждает, что General Electric и NBC не вмешиваются в процесс производства фильмов. “В течение последних нескольких лет Vivendi пыталась избавиться от нашей компании, — говорит Мейер. — General Electric стремится к росту и вкладывает в нас средства. Для нас это существенное изменение”.

Если эта стратегия принесет плоды, то обе компании, и General Electric, и Vivendi, получат более высокие дивиденды. Райт и его топ-менеджеры полагают, что на это вполне можно рассчитывать. Но возникает вопрос: попытается ли Vivendi продать свои акции в компании, чтобы получить наличные средства? По условиям соглашения французская группа не может сделать этого до 2006 г., но потом она имеет право либо продать акции, либо поменять их на акции General Electric, либо попытаться провести IPO. Топ-менеджеры NBC хотят как можно быстрее неофициально выяснить намерения Vivendi. Однако парижские партнеры не спешат принимать решения, а может, вообще не собираются избавляться от акций компании.

Жан-Бернар Леви, операционный директор Vivendi, утверждает, что его группа попытается добиться синергетического эффекта от контролируемых ею медиаактивов: французского телеканала Canal Plus и ведущей музыкальной компании мира Universal Music Group. Принимая в расчет эти планы, а также оптимизм Райта по поводу будущих успехов NBC Universal, Vivendi намерена и дальше извлекать выгоду из развивающейся компании.

На данный момент NBC и Vivendi живут в мире и согласии. Но хорошо известно, что General Electric консервативно подходит к вопросам финансирования и отдает предпочтение естественному поступательному развитию. Vivendi знаменита стремлением к заключению громких сделок. Разные философии развития акционеров со временем могут привести к неразрешимым противоречиям. (FT, 29.11.2004, Мария Подцероб)


Тим Берт
03.12.2004  Ведомости

03.12.2004



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов