Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Рецепт самосохранения

Фармацевты готовятся к переделу

«Акрихин» и «Нижфарм» меняют владельцев. Еще несколько производителей на очереди. Российскую фармацевтику захлестнула волна слияний и поглощений – инвесторы заинтересовались отраслью. Иностранные компании, не имеющие активов в России, стремятся как можно быстрее закрепить здесь свои позиции.

У футбольного магната и нефтяного короля Романа Абрамовича есть еще одно амплуа. Он один из самых удачливых инвесторов в российскую фармацевтику. Подконтрольная губернатору Чукотки компания Millhouse Capital в 2003 году за $55 млн выкупила активы ICN Pharmaceuticals (пять заводов и сеть аптек), цена которых заметно выросла после анонсированных правительством планов по монетизации льгот. Сумма и детали сделки по выходу Millhouse Capital из фармацевтического бизнеса неизвестны. В июне новые владельцы бывших заводов ICN, башкирского предприятия «Уфавит», принадлежащего некогда близкой к Millhouse Capital компании «Профит Хаус», и нижегородского завода «Фитофарм» анонсировали планы по объединению активов в холдинг «Фармстандарт» и по переводу производства на международный стандарт GMP (good manufacturing practice), во что готовы были вложить $19 млн. В течение года холдинг намеревался увеличить объем продаж на 40%. По словам Натальи Мендаревой, заместителя гендиректора «Фармстандарта» по связям с общественностью, в рамках реструктуризации компании выпуск продукции на челябинском заводе «Полифарм» был приостановлен, остальные активы бывшего ICN интегрированы в холдинг, а к концу года планируется завершить процедуру юридического оформления статуса «Уфимского витаминного завода» и «Фитофарм-НН».

Все опрошенные «Ко» эксперты говорят о том, что на рынке готовятся еще несколько крупных сделок, но категорически отказываются что-либо детализировать. «Предстоящий год станет переломным для всей отечественной фарминдустрии», – отмечает Светлана Грудачева, аналитик компании «Фармэксперт».

По словам Германа Иноземцева, директора по маркетингу компании «Верофарм», сегодня в России действуют около 800 фармацевтических предприятий, и только 300 из них – отечественные. «Максимальная доля рынка, на которую каждое из них может претендовать, равна 3,5 – 4 %, – рассуждает Иноземцев. – Для успешного развития бизнеса этот процент достаточно низкий. Поэтому волна слияний и укрупнений, которую мы сейчас видим, весьма положительно отразится на развитии всего рынка».

Большой куш

Один из факторов, усиливающих ажиотаж в фармотрасли – грядущая в 2005 году реформа социальной сферы. «В связи с предстоящей монетизацией льгот в первую очередь произойдут изменения в секторе дистрибуции лекарственных препаратов», – отмечает Настасья Иванова, генеральный директор «Национальной Дистрибуторской Компании». По мнению Светланы Грудачевой из «Фармэксперта», рост рынка составит 25 – 30% против нынешних 15%. Правительство заявило, что выделит почти $2 млрд на закупку лекарств для льготных категорий граждан (при том, что объем всего рынка в этом году, по прогнозам, составит $6 млрд). Однако до сих пор неясно, как именно будут распределяться средства и кому из бизнесменов удастся сорвать куш. В число «счастливчиков» попадут не более 10 – 20 крупных фирм, имеющих развитую инфраструктуру и большие финансовые возможности: государство собирается оплачивать закупку медикаментов только по факту, так что средства придется «замораживать». Менеджер одной из фармкомпаний на условиях анонимности сообщил «Ко», что многие уже пожалели о своем участии в подготовке к реформе. «Слишком велики финансовые риски. Все, кто заявил о своем желании разделить эти $2 млрд, так или иначе примут участие в тендере. Но не удивляйтесь, если кого-то снимут с дистанции по причине, скажем, неправильно оформленных документов. Компании сознательно пойдут на подобный маневр, чтобы сохранить свою репутацию», – заметил собеседник «Ко».

Однако и дистрибуторы, и производители, и розничные сети надеются, что реформа благотворно скажется на их бизнесе. «Безусловно, предстоящая монетизация внесет значительные коррективы в структуру отечественного фармацевтического бизнеса, – говорит генеральный директор компании «Аптека-Холдинг» Дмитрий Климов. – Стоит ожидать концентрации рынка. Многие мелкие и средние фирмы – например, аптеки, либо войдут в структуру крупных операторов, либо вообще прекратят существование, поскольку не смогут конкурировать с национальными аптечными сетями. Вполне возможно, что какие-то из крупных компаний решат слиться в единую бизнес-структуру, чтобы стать лидерами на своем участке рынка». По мнению Климова, подобного рода трансформация может принести рискнувшим на нее компаниям существенные дивиденды – возможность контролировать до трети бизнеса в своем сегменте.

Герман Иноземцев из компании «Верофарм» считает, что монетизация, несмотря на все сложности, принесет выгоду прежде всего отечественному производителю. «Основная часть выделяемых средств будет направлена на производство современных, но в тоже время достаточно изученных и эффективных препаратов, тех же дженериков, которые и являются основной продукцией российских компаний», – утверждает Иноземцев.

Заграница нам поможет

В 2005 году отечественную фарминдустрию ожидает и переход на международную систему качества производства лекарственных средств GMP, который однозначно приведет к удорожанию медикаментов – надо же «отбивать» долгосрочные инвестиции в реконструкцию предприятий. «Внедрение GMP потребует больших финансовых вложений в модернизацию производства, обучение персонала, изменение сервиса, маркетинговых операций и т. д., – говорит глава представительства «Солвей Фарма» в России Игорь Балабушкин. – Это может повлиять на цену препаратов». По словам производителей, лекарства подорожают максимум на 10% (как следует из опыта восточноевропейских соседей – минимум на 15%). Впрочем, рост цен вряд ли отпугнет покупателей – средняя цена отечественных препаратов за последние два года выросла с $0,29 до $0,38, импортные медикаменты подорожали с $1,79 до $2,46. При этом все больше россиян склоняется к покупке более дорогих препаратов – от $5. 73% лекарств, купленных россиянами в прошлом году – импортного производства.

Для большинства российских предприятий полный переход на GMP без привлечения инвестиций практически нереален, как и выпуск оригинальных препаратов. Основной проблемой здесь является безвозвратно устаревшая производственная база и слабый инвестиционный интерес со стороны отечественного бизнеса. «Окупаемость вложений в инновационные разработки занимает, как правило, 7 – 10 лет, что для российского инвестора неприемлемо», – утверждает заместитель председателя правления Москоммерцбанка Айнур Омарбекова.

А вот западные венчурные фонды готовы вкладываться в растущий бизнес. «Наш банк считает российскую фармацевтическую отрасль перспективной как с точки зрения роста, так и по инвестиционной привлекательности, – говорит ведущий банкир российского отдела ЕБРР Виктория Майсурадзе. – С ростом уровня жизни и, соответственно, покупательной способности, спрос на медикаменты будет расти, давая толчок развитию всей индустрии».

Впрочем, инвесторов, похоже, больше привлекает ритейл: у аптечных сетей потенциал роста еще велик, а по прибыльности сегмент считается самым привлекательным в отрасли. Не случайно на сеть аптек ICN было много претендентов помимо Millhouse Capital, но только она готова была выкупить бизнес целиком. «Дистрибуторский рынок уже сформировался, а вот аптечным сетям есть куда расти», – утверждает Светлана Грудачева. Например, аптечная сеть «36,6» (более 230 аптек) планирует довести свой товарооборот в этом году до $130 млн. Компания ставит перед собой цель ежегодно увеличивать оборот на 50%. «Наша стратегическая цель на следующий год – увеличение аптечной сети за счет регионов. За девять месяцев этого года мы открыли 33 аптеки, в том числе в Санкт-Петербурге, Воронеже и других городах», – рассказывает Андрей Сливченко, директор по корпоративным финансам и отношениям с инвесторами аптечной сети «36,6». – Финансовые структуры действительно проявляют определенный инвестиционный интерес к аптечным сетям. Не исключено, что в перспективе мы будем с кем-либо из них кооперироваться. Но пока подобных планов у нас нет, мы рассчитываем на собственные возможности».

Для производителей привлечение западных финансовых партнеров решает проблему с инвестициями в модернизацию, но не гарантирует конкурентоспособности по сравнению с западными фармацевтами (по масштабу рынка, технологиям продаж, продвижения). В связи с этим «Нижфарм», например, меняет ЕБРР в составе акционеров на профильного инвестора – немецкую STADA Pharma International. Остальные амбициозные компании либо готовятся к аналогичным сделкам (получают сертификаты ISO, внедряют GMP), либо ищут возможности повысить доходность за счет выпуска оригинальных препаратов.

Сами с усами

В конце ноября компании «Отечественные лекарства» и «Вимм-Билль-Данн» объявили о запуске проекта по производству витаминно-минерального комплекса «Био-Макс». Это первая за последние несколько лет попытка российских фармпроизводителей наладить выпуск подобного продукта, разработанного исключительно отечественными специалистами. Инвестиции «Отечественных лекарств» в маркетинговые коммуникации в этом году составят около $1 млн, а в следующем году компания планирует удвоить сумму. Стоимость соглашения между фармацевтами и пищевиками не разглашается. По словам генерального директора «Отечественных лекарств» Владимира Нестерука, договор подписан на 7 лет, и в случае успеха проекта будет пролонгирован. Нестерук подчеркнул, что его компания участвует в финансировании разработок 40 молекул новых лекарственных препаратов, а инвестиции в научно-исследовательскую область в этом году составили порядка 2,5% от всего оборота «Отечественных лекарств». «В следующем году мы планируем увеличить эти инвестиции до 4%», – сказал он.

Российская «Петровакс Фарм» и бельгийская «Солвей Фарма» анонсировали совместные планы по строительству завода, выпускающего антигриппозную вакцину. А холдинг «Верофарм» и LG Life Sciences запустили совместный проект по выпуску антибиотика Faсtive. По условиям соглашения, корейская компания предоставит все материалы, необходимые для регистрации и производства запатентованного ею лекарства на заводе в Белгороде. Это первый пример передачи иностранцами лицензионных прав на производство и реализацию своего инновационного препарата российскому производителю. «Верофарм» рассчитывает, что регистрация и клинические испытания препарата в России, создание специальной группы торговых представителей и инвестиции в продвижение окупятся за три года. Как отметил на пресс-конференции генеральный директор холдинга Антон Парканский, последние несколько лет компания росла на 20% в год, но за счет производства лицензионных препаратов сможет расти быстрее.

Для корейцев соглашение с российским производителем было не менее выгодно: продукция LG Life Sciences не продавалась в российских аптеках. Как только россияне стали зарабатывать на более дорогие лекарства, возможность расширения присутствия здесь стала интересна иностранцам. Одни, как «Гедеон Рихтер», КRКА, «Сервье», «Хемофарм», решили строить свои заводы, другие – подобно LG Life Sciences и «Солвей Фарма» – начали искать стретегических партнеров, третьи – по примеру «Киевмедпрепаратов» и STADA – принялись скупать те немногие российские заводы, где внедрены западные стандарты управления и производства. По мнению Алексея Кривошапко, аналитика компании ОФГ, предстоящая монетизация и связанное с ней увеличение платежеспособного спроса сильно повлияли на активность и иностранных, и отечественных инвесторов. Присматриваются к активам, например, Polpharma, Actis, Pliva, Lek.


Владислав Литовка
14.12.2004  журнал Компания

14.12.2004



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов