Интервью: Дмитрий Иванов, гендиректор ИД «АиФ»
«Аргументы и факты» собираются инвестировать в торговлю в метро
Два месяца назад из метро исчезли лотки с газетами и журналами. Большинство издателей констатируют снижение тиражей и ищут пути выхода из кризиса. Тем не менее в ИД «АиФ» утверждают, что новые правила игры серьезно не повлияли на продажи «Аргументов и фактов». О том, как холдинг развивается в новых условиях, «Ко» рассказал гендиректор ИД Дмитрий Иванов.
Полгода назад «АиФ» приобрело питерское агентство «Метропресс». Покупка сети из 149 киосков позволила издательскому дому (ИД) сразу же занять 40% местного рынка распространения (оценивается в $50 млн). Помимо этого ИД «АиФ» является лидером в Московской области и входит в пятерку крупнейших российских распространителей (2700 торговых точек в 16 городах). Теперь «аифовцы» намерены инвестировать в создание сети распространения в московском метро.
«Мы не берем платы за вхождение в сеть»
«Ко»: Сейчас на рынке распространения СМИ наблюдается определенный кризис. Каждый ищет выход из него – одни издательства отказываются от собственного распространения (как, например ИД Burda), другие, напротив, наращивают свою сеть. Каковы перспективы развития отношений издателей и распространителей?
Д.И.: Я думаю, вариантов может быть несколько. С одной стороны, продолжатся укрупнение и объединение независимых распространителей, с другой – развитие собственных сетей распространения, как в ИД «АиФ». Позволить себе идти по нашему пути могут очень немногие издатели – это довольно дорого. Для нас это одно из стратегических направлений.
«Ко»: Но ведь здесь, видимо, появляется конфликт интересов? По сути, вы доставляете потребителю продукцию конкурентов…
Д.И.: Конфликта нет. Для нас это отдельный бизнес. Мы ни разу не отказали другому ИД в распространении. Ничто не мешает нашим конкурентам реализовывать свою продукцию в наших сетях.
«Ко»: Может ли распространитель диктовать свои условия издателю?
Д.И.: Да. Таковы реалии бизнеса.
«Ко»: А как вы относитесь, например, к инциденту, случившемуся на прошлой неделе: руководство супермаркетов «Седьмой континент» объявило, что изданиям «Коммерсанта» вход в сеть закрыт?
Д.И.: Я не знаю деталей, условий размещения «Ъ» в «Седьмом континенте». Но инструмент выбран, на мой взгляд, не совсем рыночный. Это нецивилизованные условия ведения бизнеса.
«Ко»: А какие условия устанавливаете вы? После покупки «Метропресса» вы говорили, что платы за реализацию печатной продукции через вашу сеть взиматься не будет…
Д.И.: Мы не берем платы за вхождение в сеть. Ограничение только одно – технические возможности павильона или киоска, если они расположены в метрополитене. Их размер не позволяет выложить весь ассортимент печатной продукции. Кроме того, есть определенный формат выкладки. Но, если издание регулярно выходит и пользуется спросом, мы берем его на распространение без каких-либо дополнительных вопросов.
«На наших продажах запрет никак не отразился»
«Ко»: «АиФ» остается одним из самых многотиражных еженедельников. Тем не менее сейчас многие издатели констатируют уменьшение тиражей вследствие снижения интереса читателей к печатному слову, появления Интернета, развития телевидения…
Д.И.: Снижения интереса к нашим изданиям я, честно говоря, не заметил. Думаю, это связано с тем, что наш основной продукт – еженедельная газета, дающая некий анализ событий. Вот на ежедневные газеты активное развитие электронных СМИ повлияло. Мне кажется, об уменьшении числа любителей почитать, подержать в руках газету, полистать страницы говорить рано. Когда появилось кино, предрекали смерть театру. Не ведь не умер же.
«Ко»: Как на «Аргументах и фактах» отразился запрет на продажу газет и журналов в метро?
Д.И.: Никак не отразился. Я связываю это с тем, что «АиФ» – еженедельная газета, ее можно купить не только по дороге на работу в день выхода. Тираж, который распространялся в метро, стал продаваться на улице. К тому же у нас большая доля подписки (порядка 45%). Наши службы распространения просто какое-то время активно перестраивались. А поскольку о возможном запрете стало известно заранее, мы успели подготовиться.
«Ко»: Поэтому вы не участвуете в «Издательской инициативе» (ИИ – некоммерческое партнерство издателей, созданное в сентябре с целью реформирования рынка распространения периодической печати)?
Д.И.: Любая консолидация полезна. Некоммерческое партнерство – не только институт гражданского общества, но и инструмент общения, согласования интересов членов медиа-сообщества. Но что касается нашего участия, то оно пока нецелесообразно, на мой взгляд. Мы участвовали в ряде встреч, и некоторые вопросы, которые хотелось бы прояснить, остались открытыми.
«Ко»: Например?
Д.И.: Главным образом нас не устраивает некая аморфность этого мероприятия. Посмотрим, как проект будет развиваться дальше. Если он войдет в некое реальное, прагматическое русло, мы не исключаем возможности присоединения.
«Ко»: Как вы считаете, насколько справедлив установленный вступительный взнос – $100 000? Ведь он сразу же отсекает все небольшие ИД.
Д.И.: Это тоже один из моментов, который нас насторожил. Получается какой-то клуб избранных.
«Ко»: Одна из последних инициатив ИИ – предложение обязать торговые точки площадью свыше 300 кв.м. продавать печатную продукцию. Ритейлеры обвинили издателей в перекладывании своих проблем на других.
Д.И.: Я не сторонник принуждения. Использование административного ресурса мне кажется неперспективным, торговым точкам должно стать выгодно торговать прессой.
«Ко»: Каким вы видите дальнейшее развитие событий?
Д.И.: Думаю, в метро необходимо создать условия для нормальной цивилизованной торговли печатными изданиями. Доступ к точкам продаж должны иметь все издательства на равных условиях. Как это реализовать, мне сказать сложно. Но мы готовы участвовать в этом процессе как с точки зрения инвестиций, так и в смысле управления, логистики.
«Ко»: Примите ли вы участие в тендере на право размещения автоматов и киосков в Московском метрополитене, который должен состояться в феврале?
Д.И.: Если условия будут разумны и всем понятны, то – да, конечно.
«Ко»: Каков необходимый объем инвестиций в создание полноценной сети распространения в метро?
Д.И.: Установка и монтаж киосков в метро – достаточно дорогостоящее мероприятие в связи с технологическими особенностями метрополитена и сложностями согласования всех вопросов. Но в любом случае у нас есть определенный ресурс, который мы для этой сети запланировали, мы готовы рассмотреть возможность инвестиций порядка нескольких миллионов долларов.
«Ко»: Вы не думаете, что тендер – это по сути попытка со стороны московских властей установить контроль над рынком распространения печати в метро?
Д.И.: Мне кажется, что московские власти не заинтересованы в монополизации рынка. Это было бы недальновидно.
22.12.2004
журнал Компания